Виртуальные экскурсии как средство формирования представлений об окружающем мире в процессе работы логопеда
Виртуальные экскурсии как средство формирования представлений об окружающем мире в процессе работы логопеда
Авторы: Егорова Наталия Александровна и Юрина Елена Анатольевна
МОУ "Детский сад № 361 "Искорка", Волгоград
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования и увеличения числа детей с речевыми нарушениями возникает необходимость поиска новых подходов, форм и методов в своей коррекционной-развивающей деятельности, которые были бы интересны дошкольникам, соответствовали их возрасту и наиболее эффективно решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.
Оптимизировать процесс логопедического воздействия, сделать его открытым для педагогов и родителей, правильно расставить приоритеты и постепенно перейти от коррекции к коммуникации - вот задачи стоящие перед каждым логопедом-практиком.
Формирование связной речи у детей с ТНР относится к одной из важнейших задач логопедической работы. Дети, имеющие данные нарушения, владеют обиходным словарным запасом и пользуются простыми аграмматичными фразами. В грамматическом строе наиболее распространены ошибки в употреблении глаголов, в согласовании различных частей речи, в построении предложений. В связной речи труднее всего даются самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания.
Для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития и подготовки таких детей к предстоящему школьному обучению необходимы вспомогательные средства, облегчающие становления у них развернутого смыслового высказывания.
Одно из таких средств работы с детьми по развитию речи является экскурсия. Для детей экскурсия — это путешествие. Оно создает своеобразный мир ощущений, эмоциональный подъем и хорошее настроение. Дети становятся веселее, раскованнее, общительнее, появляются чувство свободы и желание без всякого принуждения усваивать знания.
Нами используется такая форма работы, как виртуальные экскурсии.
Виртуальная экскурсия — это организационная форма развития дошкольников, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Особенностями являются доступность изучения, возможность повторного просмотра, наглядность и многое другое. Преимуществом является то, что в работе с дошкольниками она позволяет получить визуальные сведения о местах, недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства.
Создание и показ виртуальной экскурсии невозможен без использования ИКТ. Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, а также репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии. ИКТ позволяет нам значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков. Развивает память и концентрацию, которые необходимы для успешной учебы в начальной школе, а также высшие психические функции — память, внимание, словесно-логическое мышление.
Виды, способы создания виртуальной экскурсии.
В методической литературе приводятся различные классификации экскурсий. По содержанию можно выделить следующие виды виртуальных экскурсий:
1) обзорные, где собраны элементы нескольких экскурсий, объединенных общей темой;
2) Тематические, то есть экскурсии, раскрывающие определенные темы;
3) Биографические – экскурсии, связанные с жизнью и биографией выдающихся людей.
Структура виртуальных экскурсий, в целом, соответствует структуре реальных экскурсий и включает ряд этапов: подготовку, проведение, заключение, использование результатов экскурсии на занятиях.
Создание виртуальной экскурсии требует длительной предварительной подготовки. Свою работу мы с детьми начинали с:
- Выбора темы (учитывали тематическое планирование и возраст детей): беседуем о том, что они хотели бы посмотреть, где побывать. Обычно это происходит в пятницу, когда я объявляю тему предстоящей недели.
- Определения цели и задачи экскурсии.
- Подбора необходимой литературы и материала.
- Планирования и организации активной работы с родителями (изучение экскурсионных объектов, составление маршрута выходного дня, выбор экскурсовода – взрослый или ребенок). Обычно родители охотно уделяют немного своего времени и, подобрав фото, видео, звуковые файлы, отсылают «папку» на электронный адрес.
Следующим этапом работы становится создание презентации в программе PowerPoint. Включаем в нее материал, отобранный с учетом возраста детей. Одним из обязательных условий при составлении виртуальной экскурсии является представление объектов в логической последовательности. Огромную роль в активизации речи детей во время виртуальных экскурсий играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии.
Содержание и структуру виртуальной экскурсии можно разнообразить викторинами, играми, конкурсами, соревнованиями. Это позволяет сделать экскурсию интересной, увлекательной и незабываемой.
Заканчиваем экскурсию традиционно — итоговой беседой, в ходе которой вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями.
На примере проведенной нами виртуальной экскурсии на лексической теме «Космос» разберем этапы организации виртуальной экскурсии и докажем эффективность выбранной формы.
«Путешествие в космос».
(Основная задача подготовительного этапа — мотивация к деятельности, исходя из уже имеющегося опыта, формулировка цели и задач, постановка проблемы, которую необходимо решить в предстоящей экскурсии. )
Воспитанники обнаружили в группе посылку, в которой находился кусочек «метеорита» и письмо от астрономов, которые предлагали изучить галактику и сообщить им, есть ли жизнь в космосе. Педагоги вместе с детьми определили тему предстоящей виртуальной экскурсии, подобрали фотографии, видео, научную и художественную литературу при активном участии родителей. Продумали атрибуты, которые сделали вместе (скафандр, модели планет, коробку для посылки ученым). Подготовили текст и презентацию виртуальной экскурсии, подобрали и опробовали опыты.
(Организация познавательной и практической деятельности. Этап, когда участники экскурсии активно действуют, исследуют, делают выводы.)
В ходе основного этапа. Участники «полетели» на космическом аппарате к звездам, в галактической лаборатории провели опыты, доказывая можно ли жить в космосе. На протяжении всей экскурсии наблюдали за планетами и высказывали свои предположения. Обратили внимание на разнообразие планет и космических тел и их особенности. По окончанию экскурсии дети сами пришли к выводу, что Земля, единственная планета, на которой существует жизнь.
(Заключительный этап. Он направлен на обобщение, закрепление, систематизацию, полученных в ходе виртуальной экскурсии знаний.)
Ребята, многое узнали о космосе. Совместно оформили Лэпбук «Космическое путешествие», подгруппа детей оформила макет «Планета Земля», с использованием природного материала. Сочиняли рассказы о космосе, играли в игры, которые способствовали реализации впечатлений детей от виртуальной экскурсии.
Использование данного вида работы позволяет получить следующие результаты:
- повышение речевой активности, содержательности и связности монологической речи;
- расширение представления об окружающем мире
- укрепление взаимосвязи между педагогом, детьми и родителями.