Проект по игровым технологиям «Русская матрёшка»
Проект по игровым технологиям «Русская матрёшка»
Автор: Носова Ольга Витальевна
ДОУ № 7, г. Черемхово
Актуальность:
- Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.
- Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребёнка прилагать определённые физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.
- Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсорные навыки, ловкость, смекалку.
Проблемы:
- Народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребёнка и не требующую педагогического сопровождения.
- Именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия.
- К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.
Цель: Приобщать детей к развивающим играм с народной игрушкой в условиях ДОУ и семьи.
Задачи:
1. Знакомить детей с народной игрушкой матрешкой.
2. Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки).
3. Способствовать развитию у детей восприятия, мышления, логики речи, мелкой моторики, координации рук и глазомера, познавательных интересов, ловкости, смекалки.
4. Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.
Формы работы:
С родителями:
- беседы;
- консультации;
- наглядная агитация;
- оформление фоторепортажа для родителей.
С детьми:
- беседы;
- игровая деятельность;
- развлечения.
Этапы работы над проектом.
1 этап – подготовительный |
1. Подбор детской художественной литературы для чтения детям. 2. Подбор сюжетных картинок и иллюстраций. 3. Изготовление дидактических игр. 4. Работа с методическим материалом, литературой по данной теме. 5. Подбор заданий для родителей. |
2 этап – планирование |
«Схема осуществления проекта по основным видам деятельности». |
Социализация |
Дидактическая игра «Собери матрёшку». Сюжетная игра «Что делают матрёшки?». Игра инсценировка «У матрёшки новоселье». Театр игрушек «Весёлые матрёшки». |
Познание |
Беседы на тему «В гости к нам пришла матрёшка», «Из чего сделана матрёшка». Игры эксперименты «Лёгкая-тяжёлая», «Твёрдая-мягкая». Математические игры «Одна и много», «Помоги матрёшке найти свои игрушки». |
Коммуникация Развитие речи |
Дидактические игры «Собери матрёшку», «Больше- меньше». Речевые игры «Матрёшки», «Матрёшка, где ты», «Русские матрёшки». Чтение стихов. Пение частушек. |
Чтение художественной литературы |
Чтение стихов, потешек, загадок о матрёшках, пение частушек. |
Продуктивная деятельность |
Рисование «Укрась матрёшке сарафан» Аппликация «Наряди матрёшку! Лепка «Хоровод из матрёшек» |
Физ. Оздоровительная деятельность |
Физминутка «Мы весёлые матрёшки», Бодрящая гимнастика «У матрёшки тёплые ладошки» Подвижные игры «Беги к матрёшке», «Шли матрёшки по дорожке» |
Музыкальная деятельность |
Прослушивание песенок «Мы весёлые матрёшки», «В лавке на прилавке», «Матрёшки» |
Развивающая среда |
«Матрёшки ходят в гости», «Домик для матрёшки», «Заборчик для матрёшек», «Мебель для матрёшек» |
Безопасность |
Беседа «Матрёшка для игры» |
Работа с родителями |
Консультация «Как играть с матрёшкой»; Консультация «В какие игры можно играть с матрёшками»; Индивидуальные беседы; Подбор литературы, иллюстраций; Изготовление папки – передвижки «Мы весёлые матрёшки». |
3 этап – выполнение проекта |
1. Чтение художественной литературы детям, загадывание загадок, чтение пословиц и поговорок по теме. 2. Проведение с детьми бесед о матрёшках (Загорская, Семёновская, Полхов-майданская и т.д.). 3. Рассматривание иллюстраций. 4. Рисование «Укрась матрёшке сарафан». 5. Аппликация «Наряди матрёшку». 6. Лепка « Хоровод из матрёшек». 7. идактические, сюжетные, театрализованные игры с матрёшками. |
4 этап – результаты проекта |
Мини – спектакль «Что случилось в доме у матрешек?» |
Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.
Так, исследования Коссаковской Е. А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Н. К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития. Менджерицкая Д. В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним. Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Как говорила известный психолог Урунтаева Г. А., что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра и как ее средство – игрушка. С помощью которой, дети узнают о цвете, форме, объеме, социальных ролях, быте, природе. Древние русские игрушки «потешки», как правило, выполнялись в двух самых распространенных на Руси материалах: глине и дереве. Деревянные "потешки" были в обиходе славянских племен еще в IХ веке. Об этом говорят находки археологов на территории древнего Новгорода. Новгородская ярмарка, этот крупнейший средневековый "меновой двор Европы и Азии, собиравший до 50 племен", показала, что купцы многих стран, кроме сундуков и деревянных ложек, интересовались также русскими игрушками.
Много легенд ходит о происхождении матрешки. По утверждению сотрудников научно-исследовательского института игрушки эта деревянная фигурка появилась в 1890 году в Абрамцевской усадьбе, в Подмосковье. Прообразом ее стала фигурка японского добродушного лысого старичка - Фукуруму с вытянутой от постоянных раздумий головой. В узкоглазом головастом япончике скрывалась вся его семья. Игрушка была привезена с острова Хонсю владелицей Абрамцевской усадьбы Мамонтовой - покровительнице художников, поэтов, литераторов, артистов. Первые матрешки вырезались вручную и расписывались гуашью без предварительного рисунка, "на глазок" и покрывались лаком. Деревянная игрушка, задуманная как детская, оказалась настолько выразительной, так образно воплотила черты русского национального характера, что стала традиционным русским сувениром. Спрос на нее рос с каждым годом.
Матрешка - это не просто традиционный русский сувенир, а самая настоящая развивающая игрушка, которая надолго станет другом любого малыша.