Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Проект по игровым технологиям «Русская матрёшка»

Дата публикации: 2019-09-06 05:37:56
Статью разместил(а):
Носова Ольга Витальевна

Проект по игровым технологиям «Русская матрёшка»

Автор: Носова Ольга Витальевна

ДОУ № 7, г. Черемхово

 

Актуальность:

- Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.

- Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребёнка прилагать определённые физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий  по ступенькам развития.

- Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсорные навыки, ловкость, смекалку.

Проблемы:

- Народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребёнка и не требующую педагогического сопровождения.

- Именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия.

- К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Цель: Приобщать детей к развивающим играм с народной игрушкой  в условиях  ДОУ и семьи.

Задачи:

1. Знакомить детей с народной игрушкой матрешкой.

2. Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки).

3. Способствовать развитию у детей восприятия, мышления, логики речи, мелкой моторики, координации рук и глазомера, познавательных интересов, ловкости, смекалки.

4. Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

Формы работы:

С родителями:

- беседы;

- консультации;

- наглядная агитация;

- оформление фоторепортажа для родителей.

С детьми:

- беседы;

- игровая деятельность;

- развлечения.                        

 

Этапы работы над проектом.

1 этап – подготовительный

1. Подбор детской художественной литературы для чтения детям.

2. Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.

3. Изготовление дидактических игр.

4. Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

5. Подбор заданий для родителей.

2 этап – планирование

«Схема осуществления проекта по основным видам деятельности».

Социализация

Дидактическая игра «Собери матрёшку».

Сюжетная игра «Что делают матрёшки?».

Игра инсценировка «У матрёшки новоселье».

Театр игрушек «Весёлые матрёшки».

Познание

Беседы на тему «В гости к нам пришла матрёшка», «Из чего сделана матрёшка».

Игры эксперименты «Лёгкая-тяжёлая», «Твёрдая-мягкая».

Математические игры «Одна и много», «Помоги матрёшке найти свои игрушки».

Коммуникация

Развитие речи

Дидактические игры «Собери матрёшку», «Больше- меньше».

Речевые игры «Матрёшки», «Матрёшка, где ты», «Русские матрёшки».

Чтение стихов.

Пение частушек.

Чтение художественной литературы

Чтение стихов, потешек, загадок о матрёшках, пение частушек.

Продуктивная деятельность

Рисование «Укрась матрёшке сарафан»

Аппликация «Наряди матрёшку!

Лепка «Хоровод из матрёшек»

Физ. Оздоровительная деятельность

Физминутка «Мы весёлые матрёшки»,

Бодрящая гимнастика «У матрёшки тёплые ладошки»

Подвижные игры «Беги к матрёшке», «Шли матрёшки по дорожке»

Музыкальная деятельность

Прослушивание песенок «Мы весёлые матрёшки», «В лавке на прилавке», «Матрёшки»

Развивающая среда

«Матрёшки ходят в гости»,

«Домик для матрёшки»,

«Заборчик для матрёшек»,

«Мебель для матрёшек»

Безопасность

Беседа «Матрёшка для игры»

Работа с родителями

Консультация «Как играть с матрёшкой»;

Консультация «В какие игры можно играть с матрёшками»;

Индивидуальные беседы;

Подбор литературы, иллюстраций;

Изготовление папки – передвижки «Мы весёлые матрёшки».

3 этап – выполнение проекта

1. Чтение художественной литературы детям, загадывание загадок, чтение пословиц и поговорок по теме.

2. Проведение с детьми бесед о матрёшках (Загорская, Семёновская, Полхов-майданская и т.д.).

3. Рассматривание иллюстраций.

4. Рисование «Укрась матрёшке сарафан».

5. Аппликация «Наряди матрёшку».

6. Лепка « Хоровод из матрёшек».

7. идактические, сюжетные, театрализованные игры с матрёшками.

4 этап – результаты проекта

Мини – спектакль «Что случилось в доме у матрешек?»                                                                                                     

        

Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.

Так, исследования Коссаковской Е. А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Н. К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития. Менджерицкая Д. В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним. Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Как говорила известный психолог Урунтаева Г. А., что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками.

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра и как ее средство – игрушка. С помощью которой, дети узнают о цвете, форме, объеме, социальных ролях, быте, природе. Древние русские игрушки «потешки», как правило, выполнялись в двух самых распространенных на Руси материалах: глине и дереве. Деревянные "потешки" были в обиходе славянских племен еще в IХ веке. Об этом говорят находки археологов на территории древнего Новгорода. Новгородская ярмарка, этот крупнейший средневековый "меновой двор Европы и Азии, собиравший до 50 племен", показала, что купцы многих стран, кроме сундуков и деревянных ложек, интересовались также русскими игрушками.

Много легенд ходит о происхождении матрешки. По утверждению сотрудников научно-исследовательского института игрушки эта деревянная фигурка появилась в 1890 году в Абрамцевской усадьбе, в Подмосковье. Прообразом ее стала фигурка японского добродушного лысого старичка - Фукуруму с вытянутой от постоянных раздумий головой. В узкоглазом головастом япончике скрывалась вся его семья. Игрушка была привезена с острова Хонсю владелицей Абрамцевской усадьбы Мамонтовой - покровительнице художников, поэтов, литераторов, артистов. Первые матрешки вырезались вручную и расписывались гуашью без предварительного рисунка, "на глазок" и покрывались лаком. Деревянная игрушка, задуманная как детская, оказалась настолько выразительной, так образно воплотила черты русского национального характера, что стала традиционным русским сувениром. Спрос на нее рос с каждым годом.

Матрешка - это не просто традиционный русский сувенир, а самая настоящая развивающая игрушка, которая надолго станет другом любого малыша.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь