Балансировочная подушка – польза или просто развлечение для детей дошкольного возраста?
Балансировочная подушка – польза или просто развлечение для детей дошкольного возраста?
Автор: Курмашева Александра Сергеевна
МАДОУ "Центр развития ребенка № 121"
Что же такое балансировочная подушка - рассмотрим ближе.
Это плоский диск, который имеет две поверхности. Одна поверхность покрыта мягкими шипами. Другая гладкая. Это позволяет менять свойства тренажера в зависимости от поставленных задач.
Как и зачем нужно использовать данный тренажёр в детском саду?
Самая главная задача тренажёра - заставить работать все тело, что влечёт за собой улучшение тонуса большого числа мышечных единиц. Будут задействованы мелкие мышцы-стабилизаторы. Их особенность состоит в том, что при обычных тренировках они не работают. Тренировки же на баланс позволяют это делать, и довольно легко.
Плюс от балансировочной подушки тело ребёнка получает дополнительную нагрузку, пытаясь сохранить равновесия выполняя движения. Так же происходит укрепляющее воздействие опорно-двигательного аппарата с минимальной нагрузкой на суставы.
Благодаря не ровной поверхности улучшается микроциркуляцию крови, что положительно влияет на общее самочувствие всего организма ребёнка.
И не стоит забывать, что важную роль в гармоничном формировании двигательной активности дошкольников относим к вестибулярному аппарату.
Долгое время считалось, что этот орган отвечает исключительно за чувство равновесия и координацию движений в пространстве. Однако в конце XX века американские исследователи обнаружили абсолютно уникальные свойства этого отдела мозга.
Червь мозжечка действительно «занят» тем, что обеспечивает своему обладателю возможность поддерживать равновесие, координировать свои действия и эмоции. А вот мозжечковые полушария, оказывается, принимают непосредственное участие в формировании и развитии умственных способностей.
Делаем вывод, что балансировочная подушка обеспечивает не только физический баланс, но и способствует нормализации психических умственных процессов.
Исходя из выше сказанного нами было решено на физкультурных оздоровительных занятиях применять балансировочную подушку.
Мы разработали комплексы упражнений, которые делятся на 3 этапа.
Занятия рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста.
Перед тем как ребёнка поставить на диск все его движения сначала отрабатываются на устойчивой поверхности. Затем на балансировочной подушки. Все комплексы проводятся в игровой форме.
Первый этап занятий рассчитан на комплекс упражнений составляющий 5-10 минут выполнения движений, что позволяет телу ребенка адаптироваться к выполнению заданий и научиться держать равновесия на подушке.
Второй этап выполнения рассчитан на 15- 20 минут, это закрепляющие движения которые нормализуют баланс в организме ребёнка.
Третий этап - усложняющие упражнения. Привлечение для выполнения движений дополнительные предметы.
Повтор упражнений не более 4 -х раз.
Балансировочная подушка является универсальным тренажером, подходящим для всех возрастных групп и всех уровней физической подготовки.
Этот комплекс упражнений составлен в игровой форме и предназначен для дошкольников, хотя такие упражнения полезно выполнять в любом возрасте, даже взрослым. На практике отмечено, что чем старше ребенок, тем сложнее ему выполнять упражнения на этом тренажере. Комплекс дарит позитивное настроение, ведь нужно на балансировочной подушке/диске удержать равновесие и не упасть. Повторяем упражнения не более 4 раз.
«Зарядка на палубе»
И.П. – ноги врозь. Поднимаем руки в стороны, вверх, опускаем их через стороны вниз. Упражнение можно усложнить, если одновременно поднимать одну руку в сторону, а другую вперед или вверх. Если упражнения проводятся в группе, можно выявить самого внимательного ребенка. Например, говорить «руки в стороны», а самому поднимать их вверх.
«Морские водоросли»
И.П. – ноги врозь. Наклониться вперед, несколько раз покачать расслабленными руками вправо-влево.
«Чайка»
И.П. – встать в основной стойке на полшага сзади от балансировочной подушки. На счет 1 – встать правой ногой на подушку, 2 – руки в стороны, левую ногу назад, 3 – левую ногу поставить на пол, 4 – И.П.
«Чайка» легко превращается в «Трясогузку», если отведенной назад ногой выполнять покачивающиеся движения вверх и низ по 10 раз каждой ногой. Это упражнение сложное и его лучше выполнять детям после 8 лет.
Балансировочная подушка массажной стороной вниз:
«Бабочка на корабле»
И.П. – сед на подушке, колени развести в стороны, стопы соединить вместе. Машем большие взмахи руками – «крыльями».
«Малый мостик» И.П. – сед на подушке, руки сзади в упоре. Поднимаем таз от подушки вверх и возвращаемся в И.П. «Крабик» И.П. – то же. Поднять таз вверх, сделать руками и ногами приставные шаги вправо, влево вернуться на подушку.
«Гора» И.П. – встать на четвереньки колени на подушке. На счет 1 – выпрямить ноги, 2 – И.П. Упражнение можно усложнить, если положить в И.П. руки на подушку.
«Парус» И.П. – встать коленями на подушку, поднять руки вверх. Выполнить небольшие наклоны туловища вправо-влево. Повторить упражнение
«Морские волны». «Таз вверх!»
И.П. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы на диске. 1 – подъем таза вверх, 2, 3 – удерживаем, 4 – И.П.
«Укрепляем ноги» И.П. – сед на подушке, подушка зажата плоской стороной между коленями. Сжимаем коленями подушку 10 раз. При выполнении этого упражнения работают внутренние мышцы бедер.
«Растяни подушку» И.П. – то же, держим подушку руками перед грудью. Растягиваем подушку руками в разные стороны 10 раз.
В завершение комплекса нужно выполнить стоя на подушке дыхательное упражнение – на вдохе плавно поднимаем руки через стороны вверх, на выдохе опускаем их вниз.
Повторить упражнение «Морские волны». Выполняя эти упражнения 5 дней в неделю, у ребенка укрепятся все группы мышц, улучшится координация движений.
Список литературы:
1. Абрамов М.С. Физическая культура. М.: ИНФРА-М, 2012 416 с.
2. Асачѐва, Л.Ф. Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста / Л.Ф. Асачѐва.
3. Бубновский С.М Азбука здоровья. Все о позвоночнике и суставах от А до Я / С.М. Бубновский. – М., 2017 – 400с.
4. Гуровец, Г.В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей/ Г.В.Гуровец. – М.: Изд-во «Владос», 2013 – 658с.
5. Кожухова Н.Н. Методика физического воспитания и развития ребенка /Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова. - М. :Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС., 2008 – 271с.