Дополнительная общеразвивающая программа «Делаем сами своими руками» для детей старшего дошкольного
Дополнительная общеразвивающая программа «Делаем сами своими руками»
(для старшего дошкольного возраста)
Автор: Андреева Татьяна Геннадьевна
МБДОУ «Детский сад № 149», Нижний Новгород
Дополнительная общеразвивающая программа «Делаем сами своими руками» для детей старшего дошкольного возраста Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 149» (далее Программа) имеет художественно-эстетическую направленность и составлена с учётом:
- Федерального закона Российской федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» (статья 2 п.9);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам» от 29.08.2013 г. № 1008;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами»;
Дополнительная общеразвивающая программа «Делаем сами своими руками» предназначена для обучения детей основам вышивки, технике изонить, а также умению создавать авторские творческие работы, используя или комбинируя различные техники данных видов рукоделия.
Актуальность программы
Творчество-актуальная потребность детства. Но вместе с тем, детское творчество является сложным процессом познания. Постепенно переходя от простого к сложному, у ребёнка раскрываются творческие способности, расширяется кругозор, пространственное воображение, мышление и художественный вкус. Многие родители не обращают внимания на значимость рукоделия. Изготавливая творения своими руками, дети учатся мастерить, создавать новые образы, вкладывать в дело душу и частичку себя. Слово «рукоделие» происходит от словосочетания «делать руками», а все, что задействует руки, развивает их. В результате мелкая моторика развивает не только пальчики, но и головной мозг, это считается фактором бесспорным. Наряду с развитием личных умений рукоделие способствует обогащению представлений о мире, этапах развития культуры, что в конечном итоге формирует правильное, целостное отношение к жизни.
Новизна.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения параллельно идет освоение разных техник рукоделия. Это позволяет в дальнейшем их комплексное использование, а также сочетание для декоративного оформления готовых изделий. Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку поверить в себя, в свои способности, попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
Цель программы - развитие личности ребенка путем творческого самовыражения через освоение некоторых видов декоративно-прикладного творчества (вышивание и изонить).
Задачи:
- познакомить детей с техникой вышивания;
- познакомить детей с техникой изонить;
- обучить различным приемам работы с пуговицами;
- познакомить со свойствами материалов, с которыми работают дети;
- обучить детей правилам работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой);
- развивать творческое воображение детей.
Планируемые результаты освоения программы:
· Умеет работать с инструментами и сопутствующими материалами (иглы, пяльцы, ножницы и др.);
· Знает о правилах безопасности при работе, организации рабочего места.
· Умеет планировать работу, рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
· Умеет отмерять нитку и отрезать её ножницами;
· Умеет вдевать нитку в иголку, соединять два её конца, завязывать узелок;
· Обводит трафарет на ткани;
· Закрепляет ткань в пяльцах;
· Умеет шить швом «вперёд иголку»;
· Умеет пришивать пуговицы с 2 и 4 отверстиями различными способами: параллельно, крестом, зигзагом;
· Умеет различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия;
· Умеет составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций в технике изонить;
· Умеет подбирать цвета к фону; контрастные цвета и цвета, оттеняющие друг друга.
Формы проведения итогов реализации программы: оформление выставки творческих работ в течение года.
2. Организационно-педагогические условия.
Программа рассчитана на обучение детей 7-го года жизни.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей детей.
Срок реализации программы: 8 месяцев.
Режим занятий: 2 занятия в неделю по 30 минут.
Наполняемость группы: до 10 человек.
Формы организации деятельности воспитанников на занятии:
· групповая;
· индивидуально–групповая.
Курс обучения включает в себя 3 модуля:
· «Волшебная иголка»;
· «Волшебные пуговки»;
· «Волшебная ниточка».
Программа построена по принципу поэтапного усложнения и расширения объема материала. Центральное место на занятиях занимает практическая работа.
Методы, используемые на занятиях:
- Словесный метод: объяснение, вопросы, игровые упражнения, беседы;
- Наглядный метод: показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, рассматривание готовых работ и др.;
- Практический метод: выполнение работ по образцу, схемам и др.
2.1. Материально-техническое обеспечение:
· Различные виды тканей;
· Канва;
· Нитки (х/б, мулине);
· Иглы для шитья;
· Иглы для вышивания – 10 шт;
· Пяльцы – 10 шт;
· Пуговицы разных размеров и цветов;
· Бузины или глазки;
· Трафареты деталей;
· Ножницы – 10 шт;
· Линейки – 10 шт;
· Карандаши– 10 шт;
· Наперстки– 10 шт;
· Шило;
· Циркуль;
· Клей ПВА.
3. Текущий контроль.
Текущий контроль проводится на каждом занятии, это оценка качества усвоения изученного материала на занятии каждым ребенком. Результат фиксируется в «Журнале учета занятий» согласно критериям:
Характеристика |
Обозначение |
Не сформировано |
Красная клетка |
Частично сформировано |
Жёлтая клетка |
Сформировано |
Зеленая клетка |
4. Формы промежуточной аттестации.
Один раз в год (май) проводится промежуточная аттестация – это оценка качества освоения дополнительной общеразвивающей программы «Делаем сами своими руками».
Для отслеживания результатов усвоения материала используется: наблюдение за детьми (их творческое отношение к деятельности, заинтересованность, желание и т.д.).
Результат фиксируется в протоколе, который хранится в ДОО один год.
5. Учебный план
№ |
Название темы |
Всего занятий |
1. |
Вводное занятие «Здравствуйте!» |
1 |
2. |
Модуль «Волшебная иголка» (основы вышивания) |
12 |
3. |
Модуль «Волшебные пуговки» |
13 |
4. |
Модуль «Волшебная ниточка» (изонить) |
33 |
5. |
Промежуточная аттестация |
5 |
Итого: |
64 |
|
Длительность одного занятия |
30 минут |
|
Количество занятий в неделю |
30/60 |
|
Количество занятий в учебном году |
64/1920 |
6. Календарный учебный график
месяц |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
||||||||||||||||||||||||||
неделя |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Кол-во часов |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 1 п |
1 1 п |
2 |
2 |
2
|
2
|
2 |
2 |
1 1п |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 п
|
2 |
2 |
2
|
2
|
||
ИТОГО занятий |
64 |
|
п – промежуточная аттестация
7. Рабочая программа.
№ |
Тема |
Задачи |
Источник |
1 |
«Здравствуйте!» |
· Познакомиться с детьми; · Рассказать детям о технике безопасности при работе в кабинете. |
|
2 |
«Сокровища старинного сундука» |
· Познакомить с вышивкой как видом народного творчества; · Рассмотреть вышитые изделия – примеры народного творчества. |
|
3 |
«Путешествие с великолепной Иголочкой в Королевство Тканей и Ниток». |
· Познакомить с материалами, инструментами, правилами обращения с ними. |
|
4-5 |
«Петушок» |
· Формировать умение отмерять нитку и отрезать её ножницами. · Формировать умение вдевать нитку в иголку, соединять два её конца, завязывать узелок; · Научить работе с трафаретом; · Формировать умение закреплять ткань в пяльцах; · Формировать умение выполнять шов «вперед иглой».
|
Волшебная иголка: Пособие для занятий с детьми / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка) |
6-7 |
«Мишутка» |
Волшебная иголка: Пособие для занятий с детьми / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка) |
|
8 |
«Поросёнок» |
Волшебная иголка: Пособие для занятий с детьми / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка) |
|
9-10 |
«Зайчишка» |
Волшебная иголка: Пособие для занятий с детьми / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка) |
|
11-12 |
«Овечка» |
Волшебная иголка: Пособие для занятий с детьми / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка) |
|
13 |
«Слонёнок» |
|
Волшебная иголка: Пособие для занятий с детьми / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка) |
14-15 |
«Кораблик» Промежуточная аттестация |
Волшебная иголка: Пособие для занятий с детьми / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка) |
|
16 |
«Машинка» |
· Формировать умение отмерять нитку и отрезать её ножницами. · Формировать умение вдевать нитку в иголку, соединять два её конца, завязывать узелок; · Познакомить детей с тем, что кроме основного назначения пуговицы используются для отделки или создания необычных работ, в которых пуговицы выступают как детали; · Формировать умение пришивать пуговицы с разным количеством отверстий различными способами: параллельно, крестом, зигзагом; · Формировать умение подбирать нитки в тон пуговицы.
|
Волшебные пуговки: Пособие для занятий с детьми / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка) |
17 |
«Сова» |
Волшебные пуговки: Пособие для занятий с детьми / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка) |
|
18-19 |
«Мишка» |
Волшебные пуговки: Пособие для занятий с детьми / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка) |
|
20 |
«Яблоня» |
Волшебные пуговки: Пособие для занятий с детьми / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка) |
|
21 |
«Ёлочка» |
Волшебные пуговки: Пособие для занятий с детьми / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка) |
|
22-23 |
«Гусеница» |
|
Волшебные пуговки: Пособие для занятий с детьми / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка) |
24-25 |
«Чашка с блюдцем» |
Волшебные пуговки: Пособие для занятий с детьми / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка) |
|
26,27,28 |
«Скатёрка» |
Волшебные пуговки: Пособие для занятий с детьми / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка) |
|
29 |
«Рыбки» Промежуточная аттестация |
Волшебные пуговки: Пособие для занятий с детьми / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка) |
|
30 |
«Знакомство с изонитью» |
· Познакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами техники «Изонить»; · Научить владеть иголкой, ниткой, шилом; · Научить работе с трафаретом; · Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия; · Обучить плоскостному моделированию - умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций; · Освоить понятие «зеркальное изображение»; · Развить цветовое восприятие: понятие о холодных и теплых тонах, способы подбора цвета к фону; подбор контрастных цветов и цветов, оттеняющие друг друга. |
|
31 |
«Огурец» |
Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка) |
|
32 |
«Помидор» |
Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка) |
|
33-34 |
«Груша» |
|
Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка) |
35-36 |
«Яблоко» |
Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка) |
|
37-38 |
«Подберёзовик» |
Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка) |
|
39-40 |
«Подосиновик» |
Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка) |
|
41,42,43 |
«Кленовый лист» |
Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка) |
|
44,45,46 |
«Лев» |
Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка) |
|
47,48, 49,50 |
«Паучок» |
|
Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка) |
51,52,53,54 |
«Медведи» |
Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка) |
|
55,56 |
«Свеча» Промежуточная аттестация |
Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка) |
|
57,58,59,60 |
«Грибок» |
Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка) |
|
61,62,63,64 |
«Кукла» |
Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка) |
6. Оценочные и методические материалы.
Промежуточная аттестация: аттестация проводится методом педагогического наблюдения по завершении каждого модуля обучения. Результат заноситься в протокол (приложение).
Обозначение |
Характеристика |
Красная клетка |
Не сформировано |
Жёлтая клетка |
Частично сформировано |
Зеленая клетка |
Сформировано |
Обработка результатов промежуточной аттестации:
Красный уровень программа считается не усвоенной.
Жёлтый уровень считается частичным усвоением программы.
Зелёный уровень считается освоением программы.
Методические материалы:
· Волшебная иголка: Пособие для занятий с детьми / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка);
· Волшебные пуговки: Пособие для занятий с детьми / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка);
· Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка).