Дополнительная общеразвивающая программа «Делаем сами своими руками» для детей старшего дошкольного

Дата публикации: 2019-10-08 17:45:39
Статью разместил(а):
Андреева Татьяна Геннадьевна

Дополнительная общеразвивающая программа «Делаем сами своими руками»

(для старшего дошкольного возраста)

Автор: Андреева Татьяна Геннадьевна

 МБДОУ «Детский сад № 149», Нижний Новгород

1. Пояснительная записка.

Дополнительная общеразвивающая программа «Делаем сами своими руками» для детей старшего дошкольного возраста Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 149» (далее Программа) имеет художественно-эстетическую направленность и составлена с учётом:

- Федерального закона Российской федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» (статья 2 п.9);

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам» от 29.08.2013 г. № 1008;

- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами»;

Дополнительная общеразвивающая программа «Делаем сами своими руками» предназначена для обучения детей основам вышивки, технике изонить, а также умению создавать авторские творческие работы, используя или комбинируя различные техники данных видов рукоделия.

Актуальность программы

Творчество-актуальная потребность детства. Но вместе с тем, детское творчество является сложным процессом познания. Постепенно переходя от простого к сложному, у ребёнка раскрываются творческие способности, расширяется кругозор, пространственное воображение, мышление и художественный вкус. Многие родители не обращают внимания на значимость  рукоделия. Изготавливая творения своими руками, дети учатся мастерить, создавать новые образы, вкладывать в дело душу и частичку себя. Слово «рукоделие» происходит от словосочетания «делать руками», а все, что задействует руки, развивает их. В результате мелкая моторика развивает не только пальчики, но и головной мозг, это считается фактором бесспорным. Наряду с развитием личных умений рукоделие способствует обогащению представлений о мире, этапах развития культуры, что в конечном итоге формирует правильное, целостное отношение к жизни.

Новизна.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения параллельно идет освоение разных техник рукоделия. Это позволяет в дальнейшем их комплексное использование, а также сочетание для декоративного оформления готовых изделий. Особенностью данной программы является то,  что она дает возможность каждому ребенку поверить в себя, в свои способности, попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.

Цель программы -  развитие личности ребенка путем творческого самовыражения через освоение некоторых видов декоративно-прикладного творчества (вышивание и изонить).

Задачи:

- познакомить детей с техникой вышивания;

- познакомить детей с техникой изонить;

- обучить различным приемам работы с пуговицами;

- познакомить со свойствами материалов, с которыми работают дети;

- обучить детей правилам работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой);

- развивать творческое воображение детей. 

Планируемые результаты освоения программы:  

·         Умеет работать с инструментами и сопутствующими материалами (иглы, пяльцы, ножницы и др.);

·         Знает  о правилах безопасности при работе, организации рабочего места.

·         Умеет  планировать работу, рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

·         Умеет отмерять нитку и отрезать её ножницами;

·         Умеет вдевать нитку в иголку, соединять два её конца, завязывать узелок;

·         Обводит трафарет на ткани;

·         Закрепляет ткань в пяльцах;

·         Умеет шить швом «вперёд иголку»;

·         Умеет пришивать пуговицы с 2 и 4 отверстиями различными способами: параллельно, крестом, зигзагом;

·   Умеет  различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия;

·   Умеет  составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций в технике изонить;

·   Умеет подбирать цвета к фону;  контрастные цвета и цвета, оттеняющие друг друга. 

Формы проведения итогов реализации программы: оформление выставки творческих работ в течение года.

2. Организационно-педагогические условия.

Программа рассчитана на обучение детей 7-го года жизни.

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей детей.

Срок реализации программы: 8 месяцев.

Режим занятий: 2 занятия в неделю по 30 минут.

Наполняемость группы: до 10 человек.

Формы организации деятельности воспитанников на занятии:

· групповая;

· индивидуально–групповая.

Курс обучения включает в себя 3 модуля:

·        «Волшебная иголка»;

·        «Волшебные пуговки»;

·        «Волшебная ниточка».

Программа построена по принципу поэтапного усложнения и расширения объема материала. Центральное место на занятиях занимает практическая работа.

Методы, используемые на занятиях:

- Словесный метод: объяснение, вопросы, игровые упражнения, беседы;

- Наглядный метод: показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, рассматривание готовых работ и др.;

- Практический метод: выполнение работ по образцу, схемам и др.

2.1. Материально-техническое обеспечение:

·        Различные виды тканей;

·        Канва;

·        Нитки (х/б, мулине);

·        Иглы для шитья;

·        Иглы для вышивания – 10 шт;

·        Пяльцы – 10 шт;

·        Пуговицы разных размеров и цветов;

·        Бузины или глазки;

·        Трафареты деталей;

·        Ножницы  – 10 шт;

·        Линейки – 10 шт;

·        Карандаши– 10 шт;

·        Наперстки– 10 шт;

·        Шило;

·        Циркуль;

·        Клей ПВА.

3. Текущий контроль.

Текущий контроль  проводится на каждом занятии, это  оценка качества усвоения изученного материала  на занятии каждым ребенком. Результат фиксируется в «Журнале учета занятий» согласно критериям:

Характеристика

Обозначение

Не сформировано

Красная клетка

Частично сформировано

Жёлтая клетка

Сформировано

Зеленая клетка

 

4. Формы промежуточной аттестации.

Один раз в год  (май) проводится промежуточная аттестация – это оценка качества освоения дополнительной общеразвивающей программы «Делаем сами своими руками». 

Для отслеживания результатов усвоения материала используется: наблюдение за детьми (их творческое отношение к деятельности, заинтересованность, желание и т.д.).

Результат фиксируется в протоколе, который хранится в ДОО один год.

5. Учебный план

Название темы

Всего занятий

1.

Вводное занятие «Здравствуйте!»

1

2.

Модуль «Волшебная иголка» (основы вышивания)

12

3.

Модуль «Волшебные пуговки»

13

4.

Модуль «Волшебная ниточка» (изонить)

33

5.

Промежуточная аттестация

5

Итого:

64

Длительность одного занятия

30 минут

Количество занятий в неделю

30/60

Количество занятий в учебном году

64/1920

 

6. Календарный учебный график

месяц 

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

неделя

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Кол-во часов

2

2

2

2

2

2

1

1

п

1

1

п

2

2

2

 

2

 

2

2

1

1п

2

2

2

2

2

2

2

2

 

2

2

2

2

2 п

 

2

2

2

 

2

 

ИТОГО

занятий

64

 

п – промежуточная аттестация 

7. Рабочая программа.

Тема

Задачи

Источник

1

«Здравствуйте!»

·              Познакомиться с детьми;

·              Рассказать детям о технике безопасности при работе в кабинете.

 

2

«Сокровища старинного сундука»

·              Познакомить с вышивкой как видом народного творчества;

·              Рассмотреть  вышитые изделия – примеры народного творчества.

 

3

«Путешествие с великолепной Иголочкой в Королевство Тканей и Ниток».

·            Познакомить с материалами, инструментами, правилами обращения с ними.

 

4-5

«Петушок»

·               Формировать умение отмерять нитку и отрезать её ножницами.

·               Формировать умение вдевать нитку в иголку, соединять два её конца, завязывать узелок;

·               Научить работе с трафаретом;

·               Формировать умение закреплять ткань в пяльцах;

·               Формировать умение выполнять шов «вперед иглой».

 

Волшебная иголка: Пособие для занятий с детьми  / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка)

6-7

«Мишутка»

Волшебная иголка: Пособие для занятий с детьми  / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка)

8

«Поросёнок»

Волшебная иголка: Пособие для занятий с детьми  / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка)

9-10

«Зайчишка»

Волшебная иголка: Пособие для занятий с детьми  / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка)

11-12

«Овечка»

Волшебная иголка: Пособие для занятий с детьми  / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка)

13

«Слонёнок»

 

Волшебная иголка: Пособие для занятий с детьми  / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка)

14-15

«Кораблик»

Промежуточная аттестация

Волшебная иголка: Пособие для занятий с детьми  / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка)

16

«Машинка»

·               Формировать умение отмерять нитку и отрезать её ножницами.

·               Формировать умение вдевать нитку в иголку, соединять два её конца, завязывать узелок;

·               Познакомить детей с тем, что кроме основного назначения пуговицы используются для отделки или создания необычных работ, в которых пуговицы выступают как детали;

·               Формировать умение пришивать пуговицы с разным количеством отверстий различными способами: параллельно, крестом, зигзагом;

·               Формировать умение подбирать нитки в тон пуговицы.

 

Волшебные пуговки: Пособие для занятий с детьми  / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка)

17

«Сова»

Волшебные пуговки: Пособие для занятий с детьми  / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка)

18-19

«Мишка»

Волшебные пуговки: Пособие для занятий с детьми  / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка)

20

«Яблоня»

Волшебные пуговки: Пособие для занятий с детьми  / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка)

21

«Ёлочка»

Волшебные пуговки: Пособие для занятий с детьми  / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка)

22-23

«Гусеница»

 

Волшебные пуговки: Пособие для занятий с детьми  / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка)

24-25

«Чашка с блюдцем»

Волшебные пуговки: Пособие для занятий с детьми  / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка)

26,27,28

«Скатёрка»

Волшебные пуговки: Пособие для занятий с детьми  / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка)

29

«Рыбки»

Промежуточная аттестация

Волшебные пуговки: Пособие для занятий с детьми  / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка)

30

«Знакомство с изонитью»

·          Познакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами техники «Изонить»;

·          Научить владеть иголкой, ниткой, шилом;

·          Научить работе с трафаретом;

·          Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия;

·          Обучить плоскостному моделированию - умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций;

·          Освоить понятие «зеркальное изображение»;

·          Развить цветовое восприятие: понятие о холодных и теплых тонах, способы подбора цвета к фону; подбор контрастных цветов и цветов, оттеняющие друг друга.

 

31

«Огурец»

Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми  / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка)

32

«Помидор»

Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми  / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка)

33-34

«Груша»

 

Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми  / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка)

35-36

«Яблоко»

Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми  / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка)

37-38

«Подберёзовик»

Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми  / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка)

39-40

«Подосиновик»

Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми  / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка)

41,42,43

«Кленовый лист»

Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми  / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка)

44,45,46

«Лев»

Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми  / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка)

47,48, 49,50

«Паучок»

 

Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми  / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка)

51,52,53,54

«Медведи»

Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми  / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка)

55,56

«Свеча»

Промежуточная аттестация

Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми  / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка)

57,58,59,60

«Грибок»

Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми  / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка)

61,62,63,64

«Кукла»

Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми  / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка)


6. Оценочные и методические материалы.

Промежуточная аттестация: аттестация проводится методом  педагогического наблюдения по завершении каждого модуля обучения. Результат заноситься в протокол (приложение).

Обозначение

Характеристика

Красная клетка

Не сформировано

Жёлтая клетка

Частично сформировано

Зеленая клетка

Сформировано

Обработка результатов промежуточной аттестации:

Красный уровень программа считается не усвоенной.

Жёлтый уровень считается частичным усвоением программы.

Зелёный  уровень  считается освоением программы.

 

Методические материалы:

·        Волшебная иголка: Пособие для занятий с детьми  / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка);

·        Волшебные пуговки: Пособие для занятий с детьми  / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка);

·        Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми  / Авт. – сост. А.В. Белошинская, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.: ил. (Мастерилка).