Проект "Пришла Весна-красна"
Проект «Пришла весна-красна»
Автор: Щирова Наталья Евгеньевна
Актуальность:
Землю нужно охранять,
Всячески оберегать,
Горы, реки и поля -
Это все наша Земля.
Жизнь на ней ведь каждый час,
Так зависит от всех нас,
Что забота наша ей -
С каждым днем еще важней.
Нашу Землю береги,
И она тебя в ответ -
Защитит от разных бед!
Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействуют человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга.
Сезонные изменения в природе отражаются и на развитии интеллектуальных способностей. Живя в гармонии с природой, дети быстрее развиваются, формируется эмоциональная сфера, растут когнитивные способности.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания.
Экологическое воспитание дошкольников я рассматриваю, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны являться основополагающие гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.
Проблема:
У дошкольников не совсем сформировано ответственное отношение к окружающей среде и деятельности человека в ней.
Цель проекта – закрепить знания детей о признаках весны, о перелетных птицах и научить применять их в предметно – практической и игровой деятельности. Формировать гуманное отношение к природе. Формирование у детей представлений о необходимости бережного отношения к природе, к своей Земле через различные виды деятельности, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, краткосрочный.
Участники проекта: дети 2 младшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Продолжительность проекта: 2 месяца.
Задачи:
· формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам;
· расширять представления детей о жизни животных весной;
· расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними;
· развивать любознательность, коммуникативность, ценностное отношение к миру природы;
· формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту;
· привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы;
· воспитывать бережное отношение к миру природы;
· развивать продуктивную деятельность детей, творческие способности; доставлять детям радость от участия в совместной деятельности.
Ожидаемый результат:
1. Дети получат расширенное представление о бережном отношении к окружающей природе;
2. 100% заинтересованность участия и отзывчивости в посильном труде;
3. Положительное эмоциональное настроение в процессе реализации проекта;
4. Активное участие родителей в процессе реализации проекта;
5. Выращивание и высаживание рассады для будущего огорода, изменение внешнего вида участка;
6. Повышение коммуникативных навыков в процессе совместного труда.
I этап Подготовительный.
· Подготовка к внедрению проекта.
- Подобрать методическую литературу по теме.
- Подобрать художественную литературу для чтения детям.
- Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры)
- Составить перспективный план мероприятий.
II этап Основной.
Выполнение проекта.
1. Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие:
Беседы с детьми по темам: О значении почвы и воды в жизни всего живого», «Как вести себя в природе», «Мы друзья природы» Разработка «Правил поведения в лесу»
- Дидактические игры: «Кто чем питается?», «Найди домик», «Что сначала, что потом», «Лес – дом для животных», «Чей детеныш?»
- Дидактические игры «Когда это бывает?», «Мир растений»
Словесные игры: «Домино», «Волшебный мешочек», «Мир вокруг нас»
2. Познавательное развитие:
Рассказы воспитателя «Наш дом, наша планета - её надо любить и беречь», «Весна пришла! »
Рассматривание фото, репродукций, иллюстраций, рисунки других детей.
Развивающие игры: «Разрезные картинки», «Путаница» (растительный. мир, животный мир).
Эксперименты:
- «Посев семечка»
- «Сажаем лук»
- «Растения пьют воду».
Создание «огорода на окне», составление схем, зарисовок.
3. Художественно- эстетическое развитие:
- Чтение и рассматривание иллюстраций энциклопедии «Животный мир»;.
- Чтение сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница»;
- Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка»,
- Чтение сказки К.И.Чуковский «Муха – Цокотуха»;
- Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко».
4. Взаимодействие с музыкальным руководителем:
- Разучивание песен «Воробушки», Птица и птенцы».
- Прослушивание: «Звуки природы», «Звуки леса».
5. Физическое развитие: Подвижная игра «Спаси мышку».
6. Развивающая среда:
- Альбомы для рассматривания «Времена года», «Дикие животные», «Растения» и др.
- Дидактические игры «Когда это бывает?», «Мир растений»
- Плакат «Птицы нашего края»
- Плакат «Животные»
- Подбор энциклопедий, материалов из Интернета,
III этап Заключительный.
Труд на участке детского сада и в группе;
Создание «огорода на окне» (посев семян цветов, лука), затем — уход, поливка, рыхление, наблюдение, зарисовка;
Высадка рассады на клумбу и ухаживание за ней.
Продуктивная деятельность:
Коллективная аппликация «Корзина с цветами», «Украсим Землю цветами».
Рисование «Подснежники», «Лук», «Мимоза»; Лепим «Ворону».
Аппликация «Скворечник для птиц», «Помогаем перелетным птицам - строим гнезда».
Взаимодействие с родителями:
С помощью родителей создали красивый уголок из цветов «Укрась Землю цветами»
Высаживаем рассаду с помощью родителей на клумбу.
Совместный просмотр презентации реализации этого проекта.
Воспитателями создана картотека игр по экологическому воспитанию.
Полученные результаты:
1. Проделанная работа достигла своей цели. У детей появился интерес к окружающему миру, к родной природе.
2. Неожиданный результат - инициатива полностью исходила от детей.
3. Участие родителей в выставке «Украсим землю цветами».
4. Участие родителей в ландшафтном дизайне на территории детского сада.
5. Повышение эмоционально дружеской обстановки в группе, желание помочь взрослым и сверстникам.
6. Желание детей увидеть конечный результат совместной работы.
7. Дети воспроизводят в словесной форме схему посадки лука.
8. Все дети участвующие в проекте ответили правильно на вопросы в игре «Кто в домике живет?».