Использование элементов сказкотерапии в лого-коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Дата публикации: 2019-10-21 09:53:07
Статью разместил(а):
Кораблева Наталия Александровна

Использование элементов сказкотерапии в лого-коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Авторы: Наталия Александровна Кораблева

и Полина Вячеславовна Князева

МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Гармония», г. Чебоксары, Чувашская Республика

 

Аннотация: В статье описан опыт работы учителя-логопеда и педагога-психолога по использованию элементов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: сказкотерапия, автоматизация и дифференциация звуков, эмоции, воображение.

 

Не секрет, что работа по автоматизации поставленного звука часто скучна и не интересна ребенку, он не может сосредоточиться и собраться с силами для работы. Заучивание стихотворений и вовсе вызывает протест, так как у детей с парциальным недоразвитием преимущественно вербального компонента деятельности – плохая память, страдает зрительное внимание, бедный словарный запас, они не понимают значения многих слов, переставляют слова местами, вследствие чего ломается ритмический рисунок текста.

Задумываясь о том, как сделать работу по автоматизации звука и коррекции речи в целом более интересной, и объединив поиски поставленной задачи, мы изучили предлагаемые наработки своих коллег, но все еще находились в поиске. И тут на помощь пришла статья педагога Московского городского педагогического университета Е.А. Медведевой, «Коррекционная технология формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх», которая помогла нам осознать пути решения поставленных нами задач. Научила по-новому смотреть на процессы познания у детей, где взрослый должен не объяснять результаты собственного познания, а создавать условия по формированию способов познания и обучение применению этих способов в конкретной деятельности детей.

Воображение старших дошкольников с ОВЗ в процессе использования сказкотерапии характеризуется особенностями развития этой функции. Они выражаются, прежде всего, в том, что в отличие от воображения нормально развивающихся дошкольников воображение дошкольников с ОВЗ к старшему возрасту не становится творческим, а носит пролонгированный репродуктивный характер и зависит от свойственного им отставания в развитии, существенным компонентом которого является несформированность предпосылок творческого воображения.

Освоение способов должно идти на основе актуальной для ребенка информации из окружающего мира, что помогает в нашей работе, так как при этом формируются предпосылки учебной деятельности ребенка – дошкольника, а это неразрывно связано с ФГОС ДО.

Изучив методические статьи и технологии по освоению детьми способов познания и коррекции отклонений данной функции у дошкольников с ОВЗ, мы наметили в работе целенаправленный характер и организовали ее в два этапа: пропедевтический (у детей формируется в процессе сказкотерапии предпосылки творческого воображения) и основной (активизируются самостоятельные творческие проявления ребенка), позволяющие эффективно развивать связную речь в процессе работы с сюжетной картиной, серией картинок и при создании рифмованных текстов. Надо отметить, что в такую творческую работу дети включаются активно и процесс автоматизации звуков не кажется им утомительным.

На первом этапе важно обеспечить условия, способствующие проявлению интереса и желания детей участвовать в различных формах и элементах сказкотерапии в процессе обучения. Коррекционная работа начинается с «погружения ребенка в мир сказки и театра», где у детей обогащается эмоциональная чувственность, формируется художественный опыт, совершенствуются представления, развивается образное видение, что является основой для проявления творческого воображения и коррекции речи в целом.

Основной целью второго этапа данной работы является овладение ребенком в доступной форме элементами техники и средствами интонационно – пластической выразительности образов, сюжета, способствующих внешней передаче воображаемых образов в специально организованных играх. Это помогает в доступной форме не только воплощению образа, но и знакомит детей с традиционными способами организации сюжета и построения сказок, структурой проявления движения персонажей в воображаемом действии, что является естественным – развивает коммуникативную сторону речи, учит договариваться с партнерами по игре.

Сказка, пережитая на собственном опыте, оставляет неизгладимое впечатление в памяти ребенка, ощущение пережитого чуда и праздника. Сказка, в которой добро сильнее зла, где старый становится молодым, больной – здоровым, дает малышу чувство внутренней защищенности. Проживая сюжет сказки, ребенок учится преодолевать барьеры общения с другими детьми, находит адекватное телесное выражение эмоциям и чувствам. Во время игры малыш сбрасывает страхи, которые таятся у него в подсознании, неуверенность в себе, агрессию.

Известно, что в обогащении художественного опыта и формировании образного видения особую роль играют произведения искусства, в данном случае сказки, поскольку они расширяют представления детей о действительности, вводят в особый и исключительный мир чувств, глубоких переживаний, эмоциональных открытий, фантазий.

Сказка дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладеть родным языком. Поэтому она незаменима в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, в частности, с ограниченными возможностями здоровья. Можно взять сказку в помощники для овладения детьми лексики и грамматики, так как она образна и поэтична, в ней много олицетворений, метких определений, сравнений. Сказку можно подобрать к любой жизненной проблемной ситуации, что помогает научиться ребенку соблюдать нормы поведения, правила игры, нравственные заповеди. Поведение ребенка формируется не через прямые наставления, а через сказки, пословицы, поговорки.

Сказка помогает формировать умение слушать и слышать, анализировать и различать звуки речи. Ведь только в сказках оживают предметы, различные явления природы и начинают издавать определенные звуки, которые дети могут придумывать сами в соответствие с особенностями характера героев (сердитые и добрые, громкие и тихие, длинные и короткие). Все это способствует непроизвольному развитию фонематического слуха. Использование элементов сказкотерапии способствует автоматизации и дифференциации звуков в связной речи детей дошкольников. У детей со сложными речевыми нарушениями наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. Для получения устойчивого результата в работе с такими детьми необходимы многочисленные повторы слов, фраз на определенные группы звуков. Все это с успехом можно отрабатывать в процессе рассказывания и драматизации сказок.

Таким образом, сказкотерапия является эффективным методом работы с детьми с ОВЗ. Данный метод позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения, развивает личность ребенка посредством многогранного воздействия, развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессию и т.д.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Александрова О.А. «Разыгрываем сказки» - М.: журнал «Дошкольное воспитание», 1998. - №1.

  2. Караманенко Ю.Г., Караманенко Т. Н. «Кукольный театр дошкольникам»- М.: «Просвещение», 2001.

  3. Медведева Е.А. «Коррекционная технология формирования предпосылок и элементов творческого воображения у дошкольников с ЗПР в театрализованных играх» – М.: 2009. – 152с.

  4. Сигуткина Р. «Рекомендации по организации театрализованных игр»- - М.: журнал «Дошкольное воспитание», 1988. - №8.

  5. Нищева Н. В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс»», 2009.- 160 с.