Организация и проведение игрового часа с использованием технологии "Открытый детский сад"

Дата публикации: 2019-10-25 06:21:33
Статью разместил(а):
Макарова Снежана Сергеевна

Организация и проведение игрового часа с использованием технологии "Открытый детский сад"

Автор: Макарова Снежана Сергеевна

 

Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст – возрастом игры. И это не случайно! Почти все, чем занимаются дети, предоставленные сами себе, они называют игрой. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Игра занимает весьма важное, можно даже сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Свободная игра для ребенка является столь же необходимой деятельностью, как любая работа – для взрослого.

Суть игры – в свободе. Это значит, что ребенок сам, без взрослого, вносит в свою игру все, что он видит в окружающем мире. Практика работы показывает, что положение игры в детском саду в организационном отношении,  к сожалению, не достаточно ясно. Все чаще анализируя состояние игровой деятельности, я пришла к выводу, что игра уходит из детского сада. Основной причиной этого является то, что в режиме дня практически отсутствует время для самостоятельной игры. То есть, игровая деятельность предусматривается, но время, отведенное для игр, все чаще занимается затянувшимся завтраком, полдником, детей забирают на медицинские процедуры, логопедические занятия и т.д. Как же быть? Как вернуть игру ее законным владельцам???

Изучив современные подходы к игровой деятельности и создание оптимальных условий для ее развития, было принято решение организовать в нашем детском саду образовательный проект «Территория игры», основанный на технологии «Игровой час» (Л.Свирская) с применением элементов организации игрового  пространства «Открытый детский сад». Таким образом, у нас в режиме дня появился игровой час, утром с 7.30 до 8.15 и вечером 15.30 до 16.30. Конечно это понятие условное, длительность игрового часа составляет 35-60 минут в зависимости от возраста и желания детей. Это время полностью посвящено самостоятельным играм. Основная задача воспитателя – создание оптимальных условий для игровой деятельности.

Каковы же цели игрового часа?

· Дать детям наиграться, предоставить возможность для самореализации. В каждом ребенке живет потребность в игре и ее нужно удовлетворить -  это так же естественно как потребность в пище, отдыхе и т.д.

· Развитие эмоциональной сферы. У детей появляется возможность выплеснуть свои эмоции как положительные так и отрицательные, чтобы они не тяготили и не отвлекали детей от организованной деятельности в течении дня.

· Формирование социальных отношений. В условиях игровой деятельности ребенок добровольно упражняется в усвоении норм поведения, примеряя различные роли, как положительных, так и отрицательны героев. При этом он смотрит со себя со стороны – как на исполнителя роли, как на человека, который знает, как нужно вести себя на самом деле.

· Развитие коммуникативной сферы. У ребенка появляется возможность насытится общением со сверстниками, со взрослыми как участниками игры, почувствовать себя равноправным партнером и другом.

· Обучение конкретным игровым навыкам. Наши дети свободны в выборе места для игры, сюжета и атрибутов. В тоже время здесь найдут место и будут приняты любые творческие находки воспитателя.

Если рассматривать позицию воспитателя во время проведения игрового часа, исходя из того, что взрослый всегда должен понимать о праве ребенка на свободу при выборе игры – это его мир. А «вторжение» в этот мир взрослого со своими воспитательными и обучающими задачами должно быть очень корректным и незаметным для играющих. Воспитатель может помочь детям в выборе игры (сюжета), он активно наблюдает, фиксирует свои наблюдения, анализирует их, обучает необходимым умениям и навыкам, подключаясь к игре детей (проявляя собственную инициативу или принимая приглашение играющих).

Проводя анализ игровой деятельности в группе, я обратила внимание на то, что  проводя большую часть времени в одном помещении, дети лишены свободы передвижения, их мир ограничен стенами одного группового помещения, в котором они прибывают изо дня в день в течении многих месяцев. Круг общения  детей ограничен членами  определенной возрастной группы, оставаясь членом одной группы в течении нескольких лет ребенок вынужден  общаться с двумя воспитателями и практически не общаться с педагогами из других групп. Я пришла к выводу, что необходимо менять игровое пространство для детей. За основу изменения пространства я взяла технологию «Открытый детский сад».

Главной особенностью организации игрового пространства по типу открытого детского сада является не только отсутствие границ между игровыми центрами, но и  принадлежности ребенка к определенной группе. Большой разновозрастный коллектив детей в возрасте от 4 до 7 лет находится в едином игровом пространстве, дети умеют ориентироваться в пространстве детского сада, научены работать с планом картой. Общение в разновозрастной группе очень полезно для детского развития: старшие так быстрее учатся помогать младшим, а младшие тянутся за взрослыми детьми. В смешанных группах дети гораздо быстрее становятся самостоятельными, быстрее учатся проявлять инициативу.

Для реализации этой цели все пространство второго этажа, включая нашу группу,  мы объединили одним названием «Территория игры Солнечного города» и условно поделили на игровые центры, у которых нет четких границ, они плавно перетекают из одного в другой. Так в нашем детском саду появилась улица Умных игр где дети могут найти себе различные развивающие, настольные и напольные игры ,  на площади Безопасности организована дорожная разметка и находятся атрибуты для «дорожных игр»  , на улице Художников дети могут заняться творчеством,  на улице  Строителей живет материал для конструирования различного объема и фактуры, Театральная улица призывает стать актерами, режиссерами и сценаристами , переулок Песчаный  дарит детям столик для рисования песком, в Музыкальном сквере можно поиграть на различных музыкальных инструментах  и потанцевать, в групповом пространстве сконцентрированы игрушки и материалы для самых разнообразных видов деятельности, организованы зоны для сюжетных игр, в которых находятся атрибуты различных профессий, предметы заместители (в том числе и неоформленный игровой материал), тематические игрушки. В группе имеются предметы преобразования  пространства, наборы, включающие маленькие фигурки для режиссерской игры.

Принципиально важным моментом является возможность выбора занятий, а значит и  игрового пространства, который дети осуществляют самостоятельно, фиксируя свой выбор на «Экране выбора» (доска выбора). Создание ситуации выбора дает ребенку возможность выбрать то, чем он хочет заниматься в данный момент: строить башни в одном углу, играть с песком в другом или листать книжку в третьем.

После завершения игрового часа целесообразно заняться организованными видами деятельности, в том числе и учебной. Как правило, дети к концу отведенного времени уже сворачивают игру. Воспитатель может сообщить ненавязчиво каждой группе играющих, что времени для игры осталось немного,  я использую часы. При интересном, захватывающем сюжете часто переносим его в НОД или на прогулку.

В результате реализации данной технологии получается, что вся воспитательная деятельность направлена на формирование инициативности и самостоятельности, на развитие игровой деятельности детей, а также способствует позитивной социализации дошкольников.