Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Обучение пересказу

Дата публикации: 2019-10-30 10:43:08
Статью разместил(а):
Бодрова Наталья Сергеевна

Обучение пересказу

Автор: Бодрова Наталья Сергеевна

 

Речь – одно из важнейших средств коммуникации, проявляющееся в дошкольном возрасте в диалогах, полилогах (коллективных разговорах), монологах.

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического, - недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи.

Цель коррекционно-логопедической работы – возможность освоения детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной Программы дошкольного образования и их интеграция в общеобразовательном учреждении. Планируемые итоговые результаты ее усвоения едины как для нормально развивающихся детей, так и детей с нарушениями речи.

Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи.

Пересказ – связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Это сравнительно легкая речевая деятельность. Ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора: словарь, синтаксические конструкции, композиция, выразительность. Важно, чтобы ребенок осмыслил текст, передал его свободно, но с сохранением основной лексики автора, сопереживания героям. Специфика обучения пересказу по сравнению с другими видами развития связной монологической речи прежде всего в том, что качество пересказа оценивается с точки зрения близости к первоисточнику.

Совершенствуются структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребёнок получает готовый образец, который действует на его чувства,  заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведений, предлагаемых для пересказа, цельность формы, композиции и языка учат детей четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т.е. развивают их речевые умения.

Пересказ готового литературного произведения не должен быть вычеркнут из числа факторов, развивающих речь детей.

При подборе текстов для пересказа необходимо учитывать речевые и интеллектуальные возможности ребёнка. Тексты должны быть доступны ребёнку по своему содержанию и форме изложения. До начала чтения рассказа логопед объясняет детям смысл трудных слов, они проговаривают их хором или индивидуально. Далее проводится небольшая беседа, подводящая детей к содержанию произведения. Прочитав рассказ, логопед задает вопросы, чтобы выяснить, поняли ли его дети. Только после этого детей просят пересказать прочитанное. При этом на разных ступенях обучения применяются различные виды пересказа.

При обучении детей с ОНР пересказу применяются дополнительные методические приёмы, облегчающие составление связного последовательного сообщения, что особенно важно на начальных этапах работы:

- пересказ по опорным вопросам, показ иллюстраций, последовательно отражающих содержание произведения;

- пересказ по отдельному фрагменту текста, пересказ нескольких фрагментов и текста в целом;

- коллективный пересказ (с обсуждением вариантов фраз);

- выборный (пересказывание отдельных фрагментов);

- по цепочке;

- пересказ по предварительному плану-схеме;

- пересказ одного иллюстрирует другой ребёнок, выбирая из расположенных перед ним картинок те, которые относятся к данной части рассказа;

- использование детского рисунка на любой сюжетный фрагмент рассказа;

- иллюстративное панно с красочным изображением обстановки и основных деталей, с которыми связано развитие сюжетного действия произведения;

- моделирование сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы;

- использование диа-  и мультфильмов.

Значение пересказа в формировании монологической речи: 

- обогащается словарный запас (качественно и количественно);

- появляется практика употребления обогащенной лексики в активной речи;

- формируется грамматический строй, закрепляется использование разнообразных, в том числе сложных, грамматических конструкций в оформлении грамматических высказываний;

- усваивается структура связных высказываний, формируется способность их построения, развивается планирующая функция речи;

- развиваются способности к речевому самоконтролю;

- воспитывается чувство языка, языкового чутья, внимания к слову, грамматическому, синтаксическому оформлению речи;

- усваиваются некоторые художественные приёмы и средства русского литературного  языка и языка устного народного творчества;

- параллельно и одновременно с речевыми процессами совершенствуются и активизируются познавательные процессы восприятия, представления, воображения, внимания, памяти и мышления, особенно логического;

- закрепляется правильное звукопроизношение.

                    

СТРУКТУРА

СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЛОГОПЕДА И ДЕТЕЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ПЕРЕСКАЗУ

1. Организационный момент.

2. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи: изучение лексической темы, чтение художественных текстов по данной лексической теме, личный опыт детей, показ картинки.

3. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить самостоятельное художественное восприятие.

4. Содержательный и языковой анализ текста:

·          уточнение идеи и характеристик образов;

·          привлечение внимание к языку (определения, сравнения, фразеологизмы);

·          активная подготовка к выразительному пересказу (прямая речь действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа).

5. Лексико-грамматические упражнения на базе текста.

6. Повторное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.

7. Моделирование текста с помощью плана графических схем, мнемотаблиц.

8. Пересказ (3-7 чел.). В конце вызвать ребенка с наиболее выразительной речью или использовать пересказ по ролям, инсценировку.

9. Подведение итогов.

 

Тексты для пересказа

В осеннем лесу

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне листвы видны яркие пятна клёнов, осин. Тихо падают с берез легкие листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити паутины. Краснеет кое- где шапка позднего подосиновика. Тихо в осеннем лесу. Шелестит под ногами сухая листва.

Хорошо в осеннем лесу!

 

Осенью

Октябрь. На дворе стоит глубокая осень. Скучная картина! Льют частые дожди. Осенний ветер скрывает последние листья с деревьев. Тропинки в лесу укрыл ковер из пестрых листьев. Ласточки, соловьи улетели на юг. Сороки, вороны летят к жилью людей. Звери спрятались в тепло. Скоро утренний мороз затянет льдом лужи.

 

Осенний парк

Красив парк осенью. Сколько тут берез, дубов, лип! Деревья надели яркий осенний наряд. Желтые и красные листья падают на тропинки. По аллеям парка гуляют ребята. Девочки набрали разных осенних листьев. Листья клена похожи на гусиную лапку. Листья липы на сердечко. Мальчики ищут шишки для поделок.

        

Скучная картина  

Пришла ненастная осенняя пора. Леса редеют и пустеют. Там стоит тишина. Только мокрая ворона садиться на голую ветку и кричит. Галки летают стаями. Частый дождик мочит землю. Она выглядит уныло под темным серым небом.

Потянулись с севера на юг длинные караваны гусей, уток, журавлей. С прощальным криком улетают от нас летние гости. Летят они цепью или клином.

Березовый лес в осенние дни очень красив. Падают с берез легкие листья. От дерева к дереву протянуты тонкие нити липкой паутины. Вот шляпка позднего гриба. Солнце золотит вершины берез.  Хорош осенний лес!

          

Список литературы:

1. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим  речевым недоразвитием. М., 2004.

2. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Развитие языковой способности у детей 4 – 5 лет с ОНР. М., 2012.

3. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей 5 – 6 лет с ОНР. М., 2012.

4. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей 6 – 7 лет с ОНР. М., 2012.

5. Хрестоматия для дошкольников / Сост. Н.П. Ильчук. М., 1998.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь