Комплексно-тематическое планирование "Наш участок осенью"
Комплексно-тематическое планирование
"Наш участок осенью"
Автор: Васильева Алёна Игоревна
Цель: Расширение знаний детей об осени. Формирование обобщенных представлений об осени как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы.
Задачи:
1. Закрепить умение детей, наблюдать за изменениями в природе, видеть изменения в окраске листьев на деревьях и кустарниках. Совершенствовать технику рисования акварельными красками.
2. Закреплять умение соотносить количество предметов с цифрой. Составлять вопросы к сюжетной картинке, правильно отвечать на них и записывать результат счета.
3. Учить детей рассматривать иллюстрации в книгах, составлять небольшие рассказы по ним и объяснять свой выбор. Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве.
Итоговое мероприятие: Украшение участка совместно с родителями.
Совместная деятельность взрослых и детей |
||
Организованная образовательная деятельность |
Организованная образовательная деятельность |
|
День недели ПОНЕДЕЛЬНИК |
Речевое развитие Тема: «Разноцветные краски осени». Программное содержание: 1. Формировние первичных представлений о признаках осени (дни становятся короче, солнце всё меньше греет, меняется цвет листьев и т.д.), по изменениям погоды, внешнего вида растений, устанавливать взаимосвязи живой и неживой природы ("Познание"). 2. Развитие диалогической речи, обогащение словаря ("Коммуникация"). 3. Развитие игровой деятельности - игра"Узнай лист" ("Социализация"). Методы и приемы: 1. Игры, упражнения с листьями- практические. 2. Демонстрация картин, листьев разных деревьев - наглядные. 3. Рассказ, объяснение, вопросы - словесные. Предметно – практическая среда. Осенние листья разных деревьев и кустарников. Среда взаимодействия «Взрослый - ребенок»-внеситуативно- познавательная; Среда взаимодействия «Ребенок - ребенок»-деятельность в группе; Среда отношений к миру, другим людям, к себе- способы актуализации опыта ребенка. Художественно-эстетическое развитие (аппликация): Тема: «Зонтики» Программное содержание:продолжать развивать навыки действовать с ножницами: правильно держать их, аккуратно вырезать по контуру; закреплять приемы аккуратного наклеивания; развивать творческое воображение, фантазию. Планируемые результаты: Ребенок проявляет усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать; у ребенка развивается точность движения рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Предметно-практическая среда: цветная бумага, картон, ножницы, клей, и клеевые кисточки, салфетки, картинки с изображением зонта Среда взаимодействия «Взрослый - ребенок» - внеситуативно-личностная; модель сотрудничества: совместно-последовательная. Среда взаимодействия «Ребенок-ребенок» - деятельность в группе. Среда отношений: способы актуализации опыта ребенка. Мотивация: эмоциональный настрой, создание проблемной ситуации. Постановка цели с детьми: обобщение опыта ребенка Физическое развитие (физкультура на прогулке) По плану физинструктора |
Прием: Беседа «Дерево и огонь». «Что на дереве растёт?». Дидактические игры: «Осенние ветки», артикуляционная гимнастика Предложить рассмотреть иллюстрации с изображением различных деревьев. Познакомить их с названиями деревьев. Отметить, какие они все разные. Утренняя гимнастика. Цель: формировать умение выполнять движение быстро, ловко, красиво. Д/и «Придумай предложение». Задачи: учить составлять предложение с вводным словом. Труд в уголке природы «Растения нам скажут «спасибо». Задачи: закрепить условия, необходимые для ухода за цветами. Самостоятельная деятельность в центрах занятости. Прогулка Задачи: Наблюдение за состоянием погоды (пасмурно, солнечно, идет ли дождь. Наблюдение: дерево и куст Объяснить, как отличить дерево от куста. Загадка «Одна нога – много рук» П/и «Лохматый пес. » Игра, не ошибись – выполнять движения за ведущим. М. п. и «Бывает не бывает» (с мячом). Трудовое поручение: уборка мусора и опавших листьев на участке. Сравнение предметов (ниже-выше, шире-уже), построй заборчик. Вторая половина дня: Оздоровительная гимнастика после сна: Бодрящая гимнастика Хождение по массажным коврикам Пальчиковая гимнастика «Деревья» Формирование КГН и навыков самообслуживания Чт.х.л. А. Майков «Осенние листья», «Война грибов с ягодами» В. Даль. Самостоятельные игры детей с любимыми игрушками. Упражнять в рисовании деревьев; пересказ сказки (по картинкам), заучивание считалки. Самообслуживание: учимся надевать рубашку Вечерняя процедура: круг, сбор информации. Прогулка. Самостоятельная деятельность на прогулке. Сюжетно-ролевые игры по желанию детей. Определение почвы в зависимости от температуры п/и «Гуси-лебеди» |
Организация развивающей предметно - пространственной среды среды для самостоятельной деятельность детей |
||
Внести в центр книги иллюстрации и изображения осени. Подбор литературы. Внести атрибуты для сюжетно-ролевой игры. Карандаши, чистые листы бумаги, мяч. |
||
Взаимодействие с родителями воспитанников (социальными партнерами) по реализации образовательной программы |
||
Анкетирование «Чего вы ждете от детского сада в этом году» |
Совместная деятельность взрослых и детей |
||
Организованная образовательная деятельность |
Организованная образовательная деятельность |
|
День недели ВТОРНИК |
Познавательная деятельность (ФЭМП) Тема: «Итоговое число» Программное содержание: понимание значения итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько?». Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осязательно-двигательным путем. Закреплять умение различать левую и правую руки, определять пространственные направления и обозначать их словами: налево, направо, слева, справа Планируемые результаты: Ребенок проявляет активность, любознательность, настойчивость, самостоятельность; воспитанники овладевают мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, обобщение. Предметно-практическая среда: демонстрационный материал: двухступенчатая лесенка, 5 зайчика, 5 белочки, «волшебный мешочек», шар, куб, квадрат, круг, треугольник. Среда взаимодействия «Взрослый - ребенок» - внеситуативно-личностная; модель сотрудничества: совместно-последовательная. Среда взаимодействия «Ребенок-ребенок» - деятельность в группе. Среда отношений: способы актуализации опыта ребенка. Постановка цели с детьми: обобщение опыта ребенка Художественно-эстетическая деятельность (Музыка) По плану муз.работника |
Прием: Беседа «Деревья – наши друзья» Д/и «Когда это бывает?» (времена года) Д/и «Найди дерево, какое назову» Назвать осенние месяцы. Д/и «Где спрятался мишка?», развивать память, ориентировка в пространстве. Утренняя гимнастика Прогулка. Наблюдение за состоянием погоды (пасмурно, солнечно, идет ли дождь). Наблюдение: деревья. Обратить внимание, что у одних деревьев стволы тонкие, у других толстые. Как это можно узнать? М. п.и «Найди листок как на дереве» П. и. Трудовое поручение: собрать упавшиеветочк. Упражнять в прыжках на 2х ногах с продвижением вперед. Вторая половина дня: Оздоровительная гимнастика после сна: Бодрящая гимнастика Хождение по массажным коврикамПальчиковая гимнастика Формирование КГН и навыков самообслуживания Развлечение: Прослушивание детских песенок из мультфильмов («Песенка друзей», «Песенка Трубадура», «Песенка разбойников» из мультфильма «Бременские музыканты»). «Третий лишний» - классификация предметов. Игровая ситуация «Что мы умеем», формировать культурно – гигиенические навыки, правила поведения за столом. Вечерняя процедура: круг , сбор информации. Прогулка. Самостоятельная деятельность на прогулке. |
Организация развивающей предметно - пространственной среды среды для самостоятельной деятельность детей |
||
Тематические картинки «Деревья», Д/и «Где спрятался мишка?» Раскраски с осенней тематикой, трафареты |
||
Взаимодействие с родителями воспитанников (социальными партнерами) по реализации образовательной программы |
||
Поделиться воспоминаниями о лете, заинтересовать лучшими местами отдыха на следующий год. Фотовернисаж «Воспоминания о лете!», |
Совместная деятельность взрослых и детей |
||
Организованная образовательная деятельность |
Организованная образовательная деятельность |
|
День недели СРЕДА |
Познавательное развитие (ФКЦМ): Тема: "Поэты и писатели об осени". Программное содержание: 1.Познакомить с понятием "разная" осень. Закрепить представления об отличии рассказа и стихотворения - ("Познание"). 2.Развитие произносительной стороны речи, связной речи, обогащение словаря ("Коммуникация"). 3.Приобщение к словес- ному искусству, развитие художественного восприятия текста, эстетического вкуса - ("Чтение художественной литературы"). 4.Приобщение к музыкальному искусству через прослушивание грамзаписей -("Музыка"). Методы и приемы : 1.Упражнение, слушание музыки- практические. 2.Рассматривание картин, иллюстраций - наглядные. 3. Рассказ, объяснение, чтение, вопросы - словесные. Предметно – практическая среда: Полоски цветной бумаги для передачи своего настроения; грамзапись "Осенней песни" П.И. Чайковский и фрагмент "Осень" из цикла "Времена года" А. Вивальди. Среда взаимодействия «Взрослый - ребенок»-внеситуативно- познавательная; Среда взаимодействия «Ребенок - ребенок»-деятельность в группе; Среда отношений к миру, другим людям, к себе- способы актуализации опыта ребенка. Художественно-эстетическое (рисование – по подгруппам) Тема: «Золотая осень» Программное содержание: Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки, осеннюю листву. Закреплять технические умения в рисовании красками. Предметно-практическая среда: листы белой бумаги, кисти, гуашь, баночки для воды, салфетки, образцы рисунков, засушенные осенние листья: круглые и овальные. Планируемые результаты: ребенок рисует предметы круглой и овальной формы (листья). Проявляет наблюдательность, эстетическое восприятие, замечает красоту осенних листьев. Закрашивает рисунок кистью в одном направлении. Создает выразительный образ, красиво сочетая цвета и оттенки. Среда взаимодействия «Взрослый - ребенок» - внеситуативно-личностная; модель сотрудничества: совместно-последовательная. Среда взаимодействия «Ребенок-ребенок» - деятельность в группе. Среда отношений: способы актуализации опыта ребенка. Мотивация: эмоциональный настрой, создание проблемной ситуации. Постановка целей с детьми: обобщение опыта ребенка Физическое развитие (физкультура на прогулке) По плану физинструктора Художественно-эстетическое развитие (Лепка) «Осеннее дерево» Програмное содержание: Научить детей лепить шарики, валики, лепешечки, формировать умение составлять композицию на основе наблюдений. Предметно – практическая среда:Пластилин, стеки, клеенка, салфетки, картон, изображения деревьев. Среда взаимодействия «Взрослый - ребенок»-внеситуативно- познавательная; Среда взаимодействия «Ребенок - ребенок»-деятельность в группе; Среда отношений к миру, другим людям, к себе- способы актуализации опыта ребенка |
Прием: Артикуляционная гимнастика Беседа «Почему осенью надо одеваться теплее?» Беседа «Что растет у нас на грядках?» Чтение стихотворения – песенки «Купите лук, зеленый лук, петрушку и морковку», пер. с шотл. И. Токмаковой Обсуждение утренней погоды : календарь природы Утренняя гимнастика: Прогулка: Наблюдение за небом и облаками. Отметить, какое оно (чистое, голубое, серое, низкое, хмурое). Найти самые темные облака, пояснить, что такие облака называются тучами. Что сделали тучи? (закрыли солнце) П/и «Солнце игры по желанию детей. Самостоятельная деятельность на прогулке Сюжетные игры по выбору детей. Трудовые поручения по сбору веточек на участке Вторая половина дня: Оздоровительная гимнастика после сна: Бодрящая гимнастика Хождение по массажным коврикам Наблюдение за ветром. Послушать, как шуршат на ветру листья, кружатся вертушки, развиваются бумажные ленточки Вечерняя процедура: круг , сбор информации. Прогулка. Трудовые поручения: собрать разлетевшиеся от ветра листья П/и «Краска в коробку» |
Организация развивающей предметно-пространственной среды среды для самостоятельной деятельность детей |
||
Иллюстрации «Деревья» (лиственные и хвойные, кустарники осенью), Картинки с изображением овощей Контурные рисунки овощей и фруктов, Д/и «Третий лишний», классификация предметов. |
||
Взаимодействие с родителями воспитанников (социальными партнерами) по реализации образовательной программы |
||
Совместный труд родителей с детьми по уборке листвы на участке, сблизить членов семьи в совместной раб |
Совместная деятельность взрослых и детей |
||
Организованная образовательная деятельность |
Организованная образовательная деятельность |
|
День недели ЧЕТВЕРГ |
Художественно-эстетическая деятельность (Музыка) По плану муз. работника Познавательная деятельность (ФЭМП) Тема: «Итоговое число» Программное содержание: понимание значения итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 10, отвечать на вопрос «Сколько?». Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осязательно-двигательным путем. Закреплять умение различать левую и правую руки, определять пространственные направления и обозначать их словами: налево, направо, слева, справа Планируемые результаты: Ребенок проявляет активность, любознательность, настойчивость, самостоятельность; воспитанники овладевают мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, обобщение. Предметно-практическая среда: демонстрационный материал: двухступенчатая лесенка, 5 зайчика, 5 белочки, «волшебный мешочек», шар, куб, квадрат, круг, треугольник. Среда взаимодействия «Взрослый - ребенок» - внеситуативно-личностная; модель сотрудничества: совместно-последовательная. Среда взаимодействия «Ребенок-ребенок» - деятельность в группе. Среда отношений: способы актуализации опыта ребенка. Постановка цели с детьми: обобщение опыта ребенка |
Прием: Артикуляционная гимнастика Беседа о выходных днях: спросить детей, чем занимались в выходные дни, куда ходили с родителями, что интересного узнали (видели). Игры со строительным материалом: постройка домика с садом, учить детей обыгрывать свои постройки Игровая ситуация «Кукла Катя умывается». Д/и «Что делает?» - учить точно подбирать глаголы. Обсуждение погоды: работа с календарем природы Утренняя гимнастика Прогулка. Наблюдение за состоянием погоды (пасмурно, солнечно, идет ли дождь),за деревьями на территории д.с. Познакомить с названиями, строением (береза, клен, рябина) Д/и «береза какая? …» (высокая, стройная, красивая, белоствольная, тонкая, гибкая). П/и по выбору детей. Трудовое поручение: наводим порядок на участке. Упражнение «Перепрыгни через веточку» Вторая половина дня: Оздоровительная гимнастика после сна: Бодрящая гимнастика Хождение по массажным коврикам Пальчиковая гимнастика «Дерево»: «У дерева ствол, на стволе много веток. А листья на ветках желтого цвета». Формирование КГН и навыков самообслуживания беседа: «Делай как я, делай лучше меня» Чтение рассказа И. Дмитрим «Что такое лес?» П/и «Догони меня. Музыкальная д/и «Угадай, что звучит?» Рисуем веревочкой: «Дерево». Беседа «Когда ты радуешься?» Разъяснить, что чувства проявляются и зависят от различных ситуаций. Вечерняя процедура: круг , сбор информации. Прогулка. Самостоятельная деятельность на прогулке. Сюжетно-ролевые игры по желанию детей. - Наблюдение за погодой. Цель: закрепить знания о сезонных изменениях в природе. - Подвижная игра «Гуси-Лебеди». Цель: Развивать ловкость, умение действовать по сигналу, соблюдать правила игры. |
Организация развивающей предметно - пространственной среды среды для самостоятельной деятельность детей |
||
Листы – заготовки с нарисованными контурами дерева. Д/и «Что делает?», атрибуты для сюжетно-ролевых игр, лото, настольно-печатные игры, конструктор |
||
Взаимодействие с родителями воспитанников (социальными партнерами) по реализации образовательной программы |
||
Ознакомление родителей с нетрадиционными техниками в рисовании, развивать желание познакомиться с деятельностью в детском саду. Воспитывать интерес и сплочённость |
Совместная деятельность взрослых и детей |
||
Организованная образовательная деятельность |
Организованная образовательная деятельность |
|
День недели ПЯТНИЦА |
Речевое развитие: Тема: «Золотой листопад». Программное содержание: Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад». Цель познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух. Активизировать глагольный словарь, обратить внимание детей на красоту окружающего мира, закрепить правила поведения в природе – в лесу. Планируемые результаты: У ребенка развивается память и внимание; воспитывается бережное отношение к природе, уважительное отношение к труду; обогащать словарный запас. Предметно-практическая среда: слайд – шоу «Осень», кукла «Осень», осенняя литература, музыкальное сопровождение, литература. Среда взаимодействия «Взрослый - ребенок» - внеситуативно-личностная; модель сотрудничества: совместно-последовательная. Среда взаимодействия «Ребенок-ребенок» - деятельность в группе. Среда отношений: способы актуализации опыта ребенка. Мотивация: эмоциональный настрой, создание проблемной ситуации. Постановка цели с детьми: обобщение опыта ребенка Художественно-эстетическоеразвитие(конструирование) «Домов разной высоты» Планируемые результаты: дети составляют коллаж улицы на которой живут. Предметно-пространственная среда: картон, цветная бумага, клей-карандаж, ножницы, салфетки Среда взаимодействия «Ребенок – ребенок» -общение со сверстниками в процессе занятия. Физическое развитие (физкультура на прогулке) По плану физинструктора |
Прием: Артикуляционная гимнастика Беседа Встреча детей, приветствие. Приучать здороваться со сверстниками и взрослыми. Чтение М. Геллер «Дарит осень чудеса, Да еще какие! Разнаряжены леса В шапки золотые». Утренняя гимнастика: Прогулка: Наблюдение за состоянием погоды (пасмурно, солнечно, идет ли дождь), отметить, что на кустах и деревьях остается мало листьев. За птицами-закрепить знания детей о птицах: зимующие и перелетные. П/и «Поймай листок». Развивать умение подпрыгивать на месте как можно выше. Упражнение «Улыбнемся друг другу» Упражнять в ходьбе по веревке «Узкая дорожка» Вторая половина дня: Оздоровительная гимнастика после сна: Бодрящая гимнастика Хождение по массажным коврикам Чтение стихотворения И. Винокурова «Ходит осень в нашем парке» Игра «Передай другому» - учить ласково обращаться друг с другом. Отметить, что день стал короче. Какие еще приметы осени вы знаете? П/и «Листопад» Вечерняя процедура: круг, сбор информации. Прогулка.Дети совместно с родителями украшаю площадку. |
Организация развивающей предметно-пространственной среды среды для самостоятельной деятельность детей |
||
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр, лото, настольно-печатные игры, конструктор, мозаика. |
||
Взаимодействие с родителями воспитанников (социальными партнерами) по реализации образовательной программы |
||
Расширение взаимодействия между воспитателем и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей. Познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы, задачами МАДОУ на новый учебный год |