Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Методическое обеспечение развития педагогической компетенции педагогов ДОУ

Дата публикации: 2019-12-03 07:57:20
Статью разместил(а):
Хохлова Евгения Анатольевна

Методическое обеспечение развития педагогической компетенции педагогов ДОУ

Автор: Хохлова Евгения Анатольевна

МБДОУ "Детский сад № 31 "Колокольчик", п. Подгорный, ЗАТО Железногорск, Красноярский край

 

«Плохой хозяин растит сорняк,

Хороший выращивает рис,

Умный, культивирует почву,

Дальновидный воспитывает

работника»

(И. Иманцуми)

 

Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного образования, развитие которой поднялось на более высокий уровень. Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности, повлекли за собой значительные преобразования организации управления в дошкольных образовательных организациях.

Процессы  введения ФГОС требуют специально организованной деятельности методической службы, нового содержания системы повышения квалификации и  развитие профессиональной компетенции педагогических кадров.

Наибольшую актуальность для меня лично представляют вопросы:

· Как мотивировать педагога к повышению профессиональной компетенции?

· Как и какие условия необходимо создать для повышения квалификации педагога с учетом его индивидуальных особенностей, профессиональной подготовки, способности к коммуникации.

В реализации ФГОС ДО важная роль  отведена педагогу, который обладает рядом профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса:

- коммуникативная компетентность  (практическое владение приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «взрослый-ребенок»),

- исследовательская и  инновационная  компетентность (умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций),

- компетентность в сфере трансляции собственного опыта (умение транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество: статьи, выступления, участие в конкурсах),

- акмеологическая компетентность (способность к постоянному профессиональному совершенствованию, умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста)  и  т.д.

Профессиональная компетентность педагога - это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры».

На сегодняшний день в деятельности с дошкольниками перед воспитателями стоят следующие задачи:

- переход от простого выполнения требований программ дошкольного образования к осуществлению полноценного и целостного развития воспитанников, формирования их компетентности в различных областях и развития общих способностей, обеспечивающих успешность детей в дальнейшем обучении;

- передача дошкольникам необходимой (целесообразной) для их успешного развития информации.

Вместе с тем, анализ деятельности педагогов свидетельствует, что не все педагоги, и не всегда готовы к проектированию и организации педагогического процесса нового типа. Сегодня в работе педагогов можно наблюдать формализм, неумение или нежелание применять в работе инновационные, современные технологии. Несмотря на то, что методическая работа в детских садах насыщена мероприятиями, педагоги, имея хороший багаж знаний, не знают, или не хотят его применить. Это, в свою очередь, влияет на качество образовательного процесса.

Еще одна причина неготовности педагогов к деятельности в режиме развития заключается в том что, современный дошкольник воспитан в информационном мире, достаточно компьютеризированный. он совсем другой ... (в хорошем смысле слова). Рядом с ним воспитатель, талантливый человек, средний возраст которого (в нашем учреждении) 43 года, на момент введения ФГОС ДО воспитывался в индустриальном (не информационном) мире. Это, безусловно, профессионал, добившиеся в своей профессии многого, но это педагоги со сложившейся системой образования, со сложившимися стереотипами планирования и проведения образовательной деятельности с детьми.

Качество результатов образовательной работы в ДОУ будет соответствовать современным требованиям при условии, если педагог будет находиться в состоянии саморазвития и повышении своей профессиональной педагогической компетентности.

Очевидно, что процессы развития профессиональной компетентности педагогов требуют специально организованной деятельности методической службы, нового содержания процесса повышения профессиональной компетенции педагогических кадров. И такими процессами являются методическое сопровождение и методическое обеспечение.

 

 

Методическое сопровождение

Методическое обеспечение

Определение

«Сопровождать» - значит следовать рядом, вместе с кем-то, а "сопровождение" -  действие вместе с чем-то.

«Обеспечивать» - предоставлять полную возможность, все условия для осуществления чего – либо;

«Обеспечение» - процесс скоординированного управления

Понятие 

Взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, осуществляемое в процессах актуализации и диагностики проблемы, информационного поиска возможного пути решения проблемы, консультаций на этапе выбора пути, конструирования плана действий и первичной реализации плана

включает разнообразные методические средства, оснащающие  способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности.

Это  процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, включающий, помимо методического оснащения такие компоненты, как совместную продуктивную  работу методиста и педагога; апробацию и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий.

Позиция педагога

S-O 

Отсутствие инициативы

Снятие ответственности с себя или перекладывание на другого воспитателя, специалиста, старшего воспитателя, заведующего

S-S

Инициатива

Активность

Самостоятельность

Ответственность

Формы работы

Информационные:

консультации, семинары, собрания

Деятельностные:

аналитико-проектировочные семинары, практикумы, мастер-классы

 

Любая деятельность предполагает результат, так и методическая, итогом предполагает  повышение профессионального развития педагогов.  

Система повышения квалификации может быть внешней и внутренней.

Внешние формы профессионального роста: обучение на курсах повышения квалификации;  дистанционное обучение педагогов; участие в работе муниципальных методических объединений; участие в работе муниципальных и региональных форумах, семинарах, конференциях, конкурсах и т.д.

Внутренние формы профессионального роста: самообразование педагогов, участие в работе по обобщению, распространению и внедрению педагогического опыта, участие в работе педагогических чтений, педагогических и методических советов.

Данные подходы способствуют обеспечению профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога.

Стратегия методической деятельности на данном этапе - управлять внешней системой: упорядочить (компоненты системы, выстроить по значимости, определить цель) и концептуализировать  (осмыслить поступающую к человеку информацию, приводящую к образованию концептов, концептуальных структур)  внутреннюю систему повышения квалификации.

Методическое обеспечение роста профессиональной компетентности педагогов осуществляется при реализации принципа "зоны ближайшего развития", обоснованного Л.С. Выготским для обучения детей. В качестве "зоны ближайшего профессионального развития" выступает область, в которой педагог испытывает затруднения в профессиональной деятельности, и тогда отпадает вопрос о выборе темы самообразования, которая должна быть обусловлена обеспечением повышения профессиональной компетентности, а тем самым и уровня профессионального развития.

Методическое обеспечение занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его  деятельности, а также влияет на качество образовательного процесса. Все его формы направлены на повышение квалификации и развитие педагогической компетентности педагогов. Постоянная связь содержания методического обеспечения с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального роста каждого педагога. В то же время методическое обеспечение развития профессиональные компетентности носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей деятельности  с детьми, в соответствии с новыми достижениями в психологической и педагогической науке.

Отвечая на вопросы, поставленные в начале статьи, я понимаю, что следующим шагом в моей методической деятельности станет переход от методического сопровождения к методическому обеспечению. Необходимо создать условия для того, чтобы педагоги смогли самостоятельно управлять внешней системой повышения квалификации и концептуализировать внутреннюю систему развития педагогической компетенции.

Методическая  служба не является службой корректировки ошибок в деятельности воспитателя, хотя в ходе ее приходится решать эти проблемы. Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего педагога на современном этапе очевидна для всех. Методическая деятельность носит опережающий характер и обеспечивает развитие всего образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки и требований ФГОС ДО. 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь