Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством коми народа
Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством коми народа
Автор: Сластникова Ирина Николаевна – старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 5», пгт. Нижний Одес, г. Сосногорск, Республика Коми
Теоретический анализ научных трудов по проблеме изучения с детьми основ народного искусства показал, что народное искусство рассматривается как важное средство духовного развития личности. Исследователи отмечают огромное значение этнической культуры и народного искусства в художественном образовании и эстетическом воспитании детей.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Народная культура является неотъемлемой частью жизни любого человека. Невозможно полноценное существование, как человека, так и общества без знаний своих истоков, особенностей региона и народа. Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально – положительное отношение к тем местам, где он родился и живёт, развивать умение видеть красоту и понимать её.
Основной источник впечатлений дошкольников - их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Коми народ имеет свою самобытную культуру с многовековыми традициями. Обширно наследство коми народа. Веками копилось оно, и вкладывали люди в него не только труд, но и свою душу, свои мечты, надежды, радости.
Знание детьми доступного им краеведческого материала - это основа понимания ими своеобразия других далёких краёв и областей.
Знакомство с декоративно-прикладным искусством позволяет расширить детский кругозор, знакомить дошкольников с традиционными промыслами, воспитать уважение к труду мастеров.
Исходя из вышесказанного разработано тематическое планирование «Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством коми народа», которое способствует формированию у дошкольников патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к малой Родине, к коми народу через ознакомление с декоративно-прикладным искусством родного края.
Практическая значимость тематического планирования для воспитанников в том, что дети русскоязычного детского сада учатся видеть и понимать красоту, своеобразие, неповторимость народных традиций в искусстве, бережно относиться к наследию предков, к таланту народа, живущего в республике Коми.
Тематическое планирование направлено на ознакомление с традициями, бытом коми народа, с доступным краеведческим материалом.
Новизна представленного материала в том, что планирование предполагает знакомство детей с творчеством коми мастеров с младшего дошкольного возраста с учётом восприятия детей.
В план работы с детьми также включены новые виды деятельности:
- декоративная лепка со среднего дошкольного возраста,
- работа с берестой со старшего дошкольного возраста (конец года).
Тематическое планирование «Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством коми народа» рассчитано на три года обучения (средний, старший и подготовительный возраст).
Данное тематическое планирование может быть использовано:
- в работе воспитателей детского сада,
- в кружковой работе,
- в учреждениях дополнительного образования.
Цель тематического планирования «Знакомство дошкольников с декоративно – прикладным искусством коми народа»: приобщить детей к исторической этнокультуре народа коми.
Задачи:
1. Воспитывать интерес к народному творчеству, его выразительным возможностям.
2. Развивать желание создавать выразительные образы, используя разные виды изобразительной деятельности.
3. Развивать самостоятельность в поиске средств, приёмов, способов работы, в выборе материалов.
4. Дать представление о декоративно - прикладном искусстве народа коми, познакомив:
- с посудой коми народа (из дерева, бересты, глины),
- с коми игрушкой и способом её изготовления,
- с предметами быта, их декорированием (роспись, вышивка, резьба, ткачество).
Основные принципы построения тематического планирования:
1. Принцип доступности.
При составлении учтены возрастные и индивидуальные особенности детей. Материал подобран с учётом традиционных особенностей региона. Из педагогического и практического опыта народного мастера Республики Коми В.Л.Торопова использованы приёмы и способы лепки. Из опыта М.С.Кочева использованы приёмы работы с берестой.
2. Принцип гуманизации (учитывается точка зрения каждого ребёнка, его чувства и эмоции).
3. Принцип дифференциации (созданы условия для самореализации каждого ребёнка в процессе усвоения знаний с учётом возраста, накопленного опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы).
4. Принцип интегративности (осуществляется взаимосвязь всех видов детской деятельности: познавательной, изобразительной, музыкальной).
Форма и режим занятий.
Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством коми народа осуществляется в форме:
- специально организованные занятия по рисованию, лепке (включены в планирование деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»),
- беседы (как часть занятия по образовательной области «Познавательное развитие»),
- развлечения,
- каникулы (в старшей, подготовительной группе),
- индивидуальная работа в группе.
Подведение итогов работы с детьми по данной теме осуществляется:
- в форме выставок в группах, в фойе детского сада,
- на конкурсах,
- на творческих отчётах на родительских конференциях в конце учебного года,
- на фестивале детского творчества «Нижнеодесские звёздочки»,
- на открытых просмотрах занятий (для родителей и педагогов).
Тематическое планирование
Первый год обучения
4-5 лет (средняя группа)
№ п\п |
Раздел |
Вид деятельности |
Тема, программное содержание |
Месяц |
Кол-во час. |
1. |
Коми орнамент |
Рисование |
«Украсим пояс для Настук». Развивать чувство ритма при расположении элементов орнамента на полосе. Познакомить с элементами коми орнамента: «следы», «ель». «Роспись посуды - чашка с блюдцем». Развивать навык работы концом кисти. Продолжать знакомить с элементами коми орнамента: «рога оленя». Учить составлять узор на круге. |
Ноябрь Декабрь |
2 час. |
2. |
Коми игрушка |
Лепка |
«Птичка» по коми народной игрушке. Формировать приёмы пластических способов в лепке предметов: оттягивая части от основной формы, передавая особенности строения. |
Апрель |
1 час. |
3. |
Одежда коми народа |
Лепка |
«Девочка в малице». Развивать формообразующие движения - умение делать конусообразную форму, оттягивая тонкую часть пальцами. Учить лепить предметы из нескольких частей, соблюдая пропорции. |
Февраль |
1 час. |
4. |
Посуда |
Лепка |
Беседа (как часть занятия) - «Глиняных дел мастер». Лепка «Чашка». Познакомить с новым пластическим материалом - глина, посудой из неё. Учить лепить изделие полой формы путём вдавливания. |
Ноябрь |
1 час. |
5. |
Сувениры |
Лепка |
«Коми пряник». Воспитывать желание изготовить поделку для последующего использования в играх. Развивать умение раскатывать пластилин круговыми и прямыми движениями ладоней, расплющивать его между ладонями в диск. Учить украшать полученные изделия рельефом (коми орнаментом). |
Январь |
1 час. |
Второй год обучения
5-6 лет (старшая группа)
№ п\п |
Раздел |
Вид деят-ти |
Тема, программное содержание |
Месяц |
Кол-во час |
1. |
Коми орнамент |
Рисование |
Беседа «Коми национальная одежда». «Украшение фартука». Закрепить знакомые элементы орнамента: «следы», «ель», «рога оленя». |
Октябрь |
1 час |
2. |
Одежда коми народа |
Рисование |
«Украшение варежки». Учить самостоятельно составлять узор по мотивам коми орнамента на бумажных шаблонах ритмично располагая элементы, передавая колорит росписи. Познакомить с новым элементом - «компас». |
Ноябрь |
1 час |
3. |
Одежда коми народа |
Рисование |
«Кукла в малице». Учить рисовать с натуры, передавая своеобразие формы, пропорции, расположение частей. |
Декабрь |
1 час |
4. |
Коми игрушка |
Лепка |
«Совушка - Сова». Развивать самостоятельность при выполнении работы, при поиске способов украшения - налеп, прорисовка. Учить лепить игрушку, передавая характерные особенности, сохраняя особенности традиций мастеров. «Коми народная игрушка» (по замыслу). Учить самостоятельно продумывать тему работы, планировать свою деятельность, передавать характерные особенности образа. |
Февраль
Март (неделя каникул) |
2 часа |
5. |
Посуда |
Лепка |
«Ковш - утица». Беседа о груде гончара (как часть занятия). Познакомить с гончарным промыслом и способом изготовления посуды из целого куска путём вдавливания, вытягивая края. «Кувшин» - «Крынча». Познакомить с новым способом изготовления посуды - выкладывая жгуты на основу, затем тщательно примазывая. «Грод мастеров» (по замыслу). Учить самостоятельно выбирать нужный способ лепки, передавая особенности национальных традиций. |
Апрель Май |
3 часа |
7. |
Сувениры |
Лепка Тематическое занятие |
«Медальон с коми орнаментом». Познакомить с традиционным декорированием, используемым коми мастерами. Учить лепить мелкие элементы украшения (бусины разной формы). «Сувениры для гостей Республики коми». Учить самостоятельно обдумывать содержание своей работы, выбирать материал и способы решения поставленной задачи. |
Январь Март (неделя каникул) |
2 часа |
|
Береста |
Ручной труд |
«Берестяная сказка». Познакомить со свойствами бересты (защищает от холода, не пропускает влагу, скручивается при нагревании, прочная). Учить изготавливать бусины из бересты, плотно накручивая на тонкие палочки. |
Март (неделя каникул) |
1 час |
|
Итоговое занятие |
Развле-чение |
«Что мы знаем о Коми крае». Обобщить знания о декоративно-прикладном искусстве, его образном языке, особенностях. Учить видеть черты национального своеобразия в предметах быта, окружающей жизни. |
Май |
1 час |
Третий год обучения
6-7 лет (подготовительная группа)
№ п\п |
Раздел |
Вид деят-ти |
Тема, программное содержание |
Месяц |
Кол-во час. |
1. |
Народная игрушка |
Лепка |
«Птица» (на трёх опорах). Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров (В.Л.Торопов). Закрепить умение лепить пластическим способом (вытягивая части из целого куска). Учить делать фигуру устойчивой (на трёх опорах). «Медведь - свистулька». Продолжать учить делать фигуру устойчивой. Учить передавать динамику, движения. «Народные умельцы» (по замыслу). Развивать творчество, самостоятельность в поиске способов выполнения задания. Учить планировать свою деятельность, лепить игрушку в соответствии с традициями коми мастеров. |
Октябрь
Март (неделя каникул) |
3 часа |
2. |
Коми орнамент |
Рисование |
«Роспись народной игрушки». Учить составлять узоры на объёмных формах, используя знакомые элементы коми орнамента, передавая колорит росписи. «Роспись прялки». Познакомить с элементами коми орнамента «олень», «рога барана», «хомут». «Коми сувениры». Учить самостоятельно составлять комбинации узора, украшая свои берестяные изделия. |
Ноябрь
Январь
Март (неделя каникул) |
3 часа |
3. |
Сувениры |
Лепка |
«Медальон с коми орнаментом». Беседа об особенностях коми сувениров (часть зан.) Учить лепить декоративное изделие выпуклым рельефом, разглаживать поверхность влажной губкой. «Декоративная тарелка с коми орнаментом». Закрепить умение лепить декоративную пластину выпуклым рельефом. Учить самостоятельно планировать свою деятельность. |
Декабрь |
2 часа |
4. |
Костюм коми народа |
Рисование |
«Кукла в национальном костюме». Учить рисовать с натуры куклу в национальном костюме, передавая строение, характерные детали одежды. «Пера - богатырь». Учить передавать особенности внешнего вида героя. |
Январь
Февраль |
2 часа |
5. |
Посуда |
Лепка |
«Посуда коми народа». Беседа «Знакомство с деревянной посудой» (как часть занятия). Познакомить с новым способом лепки полых форм - методом «долбления» (выбирание лишнего пластилина из заготовки). |
Январь |
1 час |
6. |
Береста |
Ручной труд |
«Изготовление декоративного панно из бересты». Познакомить детей со свойствами бересты (прочность, податливость, способность скручиваться). Учить работать с шаблоном. «Изготовление музыкальной игрушки - шаркунок». Продолжать учить работать с шаблоном. Учить последовательно собирать игрушку. «Изготовление берестяного ковшика - чибльог». Развивать практические умения и навыки детей в работе с различными материалами и инструментами: берестой, краской, шаблоном, ножницами, карандашом. Учить конструировать предмет по образцу педагога. |
Март (неделя каникул) каникул) |
3 часа |
7. |
Итоговое занятие |
Тематическое Развлечение |
«Народные умельцы». Развивать самостоятельность при выборе темы работы, материалов и способов выполнения, декорирования своего изделия. «В гостях у тётушки Совы». Закрепить технику лепки коми игрушки, знание элементов и колорита коми орнамента, приёмы изготовления посуды. Учить оценивать работы товарищей. «Что? Где? Когда?». Воспитывать чувство гордости за своих земляков-умельцев, желание беречь результаты их труда. Развивать творчество. Учить работать коллективно, выполнять правила игры. |
Апрель
Февраль
Май |
3 часа |
Литература:
1. Гудырева Л.H. «Ознакомление с искусством» (методические рекомендации к программе «Парма», Сыктывкар, 2003.
2. Голосова Л.А. «Наш край родной», Коми книжное издательство, 1976.
3. Историко-культурный атлас Республики Коми.
4. Иванова Л.Г. «Работа с берестой с детьми дошкольного возраста», Сыктывкар, 1996 г.
5. Жуковская Р.И. «Родной край», Москва, «Просвещение, 1985.
6. Канев В.Ф. «Береста в руках юного умельца», Сыктывкар, 1994.
7. Качалова А.К. «Декоративно-прикладное искусство Коми АССР», Сыктывкар, 1976.
8. Кочев М.С. «Учимся мастерить из бересты», Сыктывкар, 2000.
9. «Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем» (в 3-х частях), Сыктывкар, 1990.
10. Программа «Парма» (под общей ред. Белых С.С., Штекляйн С.Н., Потолицыной Н.Б.), издание 2, Сыктывкар, 2003.
11. Свириденков М.П. «Сказ о земле Коми», Коми книжное издательство, Сыктывкар, 1977.
12. Столковский П.М. «Там, где течёт Печора», Москва, 1988.
13. Торопов B.JI. «Керамическая игрушка и работа с глиной», Сыктывкар, 1992.
14. Торопов В.Л., Щекотилова О.С. «Уроки лепки в детском саду», Сыктывкар, 2000.
15. Чуракова В.Н. «Красивое - детскому саду», Москва, «Просвещение», 1969.