Рабочая программа «Игралочка для детей младшего возраста»

Дата публикации: 2019-12-29 16:39:26
Статью разместил(а):
Юрова Светлана Александровна

Рабочая программа

дополнительной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений

«Игралочка для детей младшего возраста»

Автор: Юрова Светлана Александровна

МАДОУ № 26 «Радуга», г. Дубна Московской области

 

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

Программа дополнительной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Игралочка» для детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года)

Основание для разработки Программы

Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;

Постановление Правительства РФ №706 «Об утверждении правил оказания дополнительных платных образовательных услуг»;

Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 «Об утверждении Федерального образовательного стандарта дошкольного образования»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №164 «Об утверждении «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;  

Учебно-методическое пособие «Игралочка» Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова; Венгер Л.А. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»; Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

Заказчики Программы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №26 «Радуга» города Дубны Московской области, родители (законные представители) воспитанников младшей группы «Семицветик»

Цель Программы

Всестороннее развитие ребенка, формирование у него умения учиться как основы для создания прочной системы знаний и воспитания личностных качеств, необходимых сегодня каждому человеку для успешной самореализации в жизни

Составитель Программы

Юрова Светлана Александровна - воспитатель высшей квалификационной категории

Задачи Программы

формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;

развитие мыслительных операций:

анализ свойств исследуемых объектов или явлений;

сравнение свойств предметов;

обобщение, то есть выявление общих свойств предметов в группе;

распределение предметов в группы по выбранному свойству;

синтез на основе выбранной структуры;

конкретизация;

классификация;

аналогия;

формирование умения понимать правила игры и следовать им;

развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;

развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

увеличение объема внимания и памяти;

формирование произвольности поведения, умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со
сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;

формирование обще-учебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.).

Срок реализации Программы

1 год

Ожидаемые результаты

сформировано умение продолжить ряд из предметов или фигур, отличающихся одним признаком, умение самостоятельно составлять подобные ряды;

сформировано умение считать в пределах 5 в прямом и обратном порядке;

сформировано умение соотносить запись чисел 1-5 с количеством и порядком предметов;

сформировано умение правильно устанавливать пространственные отношения: на – над – под, выше – ниже, слева – справа;

сформировано умение непосредственно сравнивать два предмета по длине, ширине, высоте;

сформировано умение называть части суток, устанавливать их последовательность;

сформировано умение различать правую и левую руку;

сформировано умение узнавать и называть квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, шар, куб, конус, параллелепипед, цилиндр находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

Координация и контроль

реализации Программы

Осуществляется администрацией Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №26 «Радуга» города Дубны Московской области.

Формы предоставления результатов:

- открытые занятия;

- мониторинг эффективности педагогического воздействия

 

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Программа дополнительной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Игралочка» является программой интеллектуально-познавательной направленности, созданной на основе учебно-методического пособия «Игралочка» Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой; практического пособия для воспитателей дошкольных учреждений Венгер Л.А. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»;  методического пособия Михайловой З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников».

В основе Программы заложены следующие принципы:

  • поддержка разнообразия детства, сохранение его уникальности и самоценности;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей (законных представителей) и воспитанников;
  • уважение личности ребенка;
  • реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей интеллектуально-познавательное развитие ребенка.

Основным направлением Программы является интеллектуально - познавательное развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО. Содержание Программы направлено на развитие у ребенка познавательного интереса, внимания, памяти, мышления, речи, инициативности, общительности, творческих и деятельностных способностей.

Настоящая Программа предназначена для организации дополнительной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста (3 - 4 лет).

Актуальность Программы обусловлена тем, что углубленная работ по формированию у дошкольников элементарных математических представлений предоставляет уникальную возможность для интеллектуального развития детей.

Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.

Занятия математикой не только «приводят в порядок ум», но и формируют жизненно важные личностные качества - внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности.

Существенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также дальнейшего обучения в школе. В математике логическая строгость и стройность умозаключений призвана воспитывать общую логическую культуру мышления; и основным моментом воспитательной функции математического образования считается развитие у детей способностей к полноценности аргументации.

Главной отличительной чертой Программы является то, что она основывается на комплексном подходе к обучению дошкольников, помогает связать между собой занятия по формированию элементарных математических представлений с другими традиционными видами деятельности дошкольного учреждения. Это делает занятия более интересными и содержательными.

Неслучайно, обучению дошкольников элементарнымматематическим представлениямв современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим: стремление  родителей,  как  можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе.

Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как периодоптимальный для умственного развития и воспитания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова). Неслучайно, обучению дошкольников элементарнымматематическим представлениямв современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой  ребёнком,  и  в связи  с этим:  стремление  родителей,  как  можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений –важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).

Практическая значимость Программы состоит в интегрированном обучении, что помогает избежать однотипности целей и функций обучения. Такое обучение одновременно является и целью, и средством обучения. Как цель обучения интеграция помогает детям целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии. Как средство обучения, интеграция способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний.

 

Принципы и подходы к формированию Программы.

Программа предусматривает распределение материала по «восходящей спирали», т.е. периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют возрасту детей, что гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

При разработке содержания Программы учтены следующие принципы:

  • принцип систематичности и последовательности, предполагающий взаимосвязь знаний, умений и навыков;
  • принцип повторения умений и навыков, как основа формирования динамических стереотипов;
  • принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания;
  • принцип доступности, позволяющий исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок;
  • принцип успешности, заключающийся в том, что воспитанник получает задания, которые он способен успешно выполнить.
  • принцип активного обучения, основанный на использовании активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.);
  • принцип коммуникативности, помогающий воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется творческая личность;
  • принцип взаимодействия детского сада и семьи;
  • принцип результативности.

В процессе организации взаимодействия с воспитанниками педагог руководствуется следующими принципами:

  • исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий: «Ребенок сам - молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы»;
  • постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому;
  • сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей;
  • каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.

Цель Программы - всестороннее развитие ребенка, формирование у него умения учиться как основы для создания прочной системы знаний и воспитания личностных качеств, необходимых сегодня каждому человеку для успешной самореализации в жизни.

Задачи Программы:

Обучающие:

  • формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
  • ознакомление детей с общими математическими понятиями;
  • формирование математических представлений о числах;
  • формирование пространственно-временных отношений;
  • формирование способности ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве;
  • формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы, ознакомление с геометрическими фигурами;
  • формирование умения составлять фигуры из частей и делить фигуры на части, конструировать фигуры из палочек;
  • создание условий для совершенствования внимания и памяти; формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

Развивающие задачи:

  • развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;
  • развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
  • формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

Воспитательные задачи:

  • формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д.;
  • выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;
  • воспитывать у детей культуру поведения в коллективе, доброжелательные отношения друг к другу.

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них.

Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Для решения этой задачи включается материал различной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума. Работа по данной Программе позволяет проводить занятия интегрированного типа, развивать мелкую моторику рук, использовать игровые формы деятельности. Дидактические игры не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.

 

Формы обучения.

Программа предполагает работу с детьми в форме совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной деятельности. В процессе работы используются различные формы совместной деятельности: традиционные, игровые. Каждая деятельность включает теоретическую часть (постановку задачи, объяснение материала, демонстрация способов деятельности) и практическое выполнение задания детьми. 

Методы и приемы обучения.

  • словесные (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
  • наглядные (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ – выполнение педагогом, работа по образцу и др.);
  • объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
  • метод моделирования;
  • частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решения поставленной задачи совместно с педагогом, самостоятельная работа детей);
  • практические (выполнение работ по картам и схемам и др.).

Содержание Программы

Содержание Программы рассчитано на один год обучения (с сентября по май) и представлена по направлениям:

  • «Сравнение предметов и совокупностей (групп предметов)»;
  • «Числа 1-5»;
  • «Величины»;
  • «Пространственно-временные представления».

Все направления взаимосвязаны между собой и включают с себя следующий объем программного материала, направленный на формирование умений и навыков:

«Сравнение предметов и совокупностей (групп предметов)»:

  • формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер, выделение признаков различия и сходства;
  • объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру;
  • выделение части группы, нахождение «лишних» предметов;
  • сравнение групп предметов, содержащих до 5 предметов, по количеству на основе составления пар (равно - не равно, больше - меньше предметов);
  • формирование представлений о сохранении количества.

«Числа 1 – 5»

  • знакомство с понятиями «один» и «много», их иллюстрация с помощью предметов окружающей обстановки;
  • образование чисел в пределах 5 на предметной основе;
  • количественный и порядковый счет от 1 до 5; сравнение предыдущего и последующего чисел;
  • знакомство с наглядным изображением чисел 1 – 5; формирование умения соотносить цифру с количеством.

«Величины»

  • формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине; отношения: длиннее – короче, шире - уже, выше - ниже.

«Пространственно-временные представления»

  • формирование пространственных представлений: на- над- под, слева - справа, вверху - внизу, снаружи - внутри, за - перед и др.;
  • формирование временных представлений: утро-вечер, день-ночь; установление последовательности событий; части суток;
  • знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник и конус, прямоугольник и параллелепипед, цилиндр; формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.

Формы организации занятий:

  • фронтальная работа с демонстрационным материалом;
  • индивидуальная работа детей с раздаточным материалом;
  • постановка и разрешение проблемных ситуаций;
  • экспериментирование.

Программа предполагает работу с детьми в форме организованной образовательной деятельности и включает в себя следующие виды занятий:

  • занятия открытия ребенком нового знания,

  • тренировочные занятия,

  • итоговые занятия.

Занятия проводятся в игровой форме, многие включают в себя элементы соревнования. На занятиях используются загадки, считалки, ребусы, головоломки, занимательные задачи математического содержания. На изучение каждой темы отводится количество занятий, необходимое для ее полного усвоения, при этом учитывается содержание и степень сложности материала.

Наглядные пособия, раздаточный материал служат как для объяснения нового материала, так и для контроля за пониманием детьми всех тем программы.

 

Объем образовательной нагрузки.

Срок реализации Программы – 1 год. Реализация Программы осуществляется в соответствии с целями и задачами программы дополнительной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Игралочка». Программа рассчитана на одно занятие в неделю продолжительностью 15 минут. Всего 35 занятия. Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности. Количество детей – 25 человек.

 

Планируемые результаты.

В результате реализации программы дополнительной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Игралочка» у детей будут сформированы:

  • умение продолжить ряд из предметов или фигур, отличающихся одним признаком; умение самостоятельно составлять подобные ряды;
  • умение считать в пределах 5 в прямом и обратном порядке;
  • умение соотносить запись чисел 1 - 5 с количеством и порядком предметов;
  • умение правильно устанавливать пространственные отношения: на – над – под, выше – ниже, слева – справа;
  • умение непосредственно сравнивать 2 предмета по длине, ширине, высоте;
  • умение называть части суток, устанавливать их последовательность;
  • умение различать правую и левую руку;
  • умение узнавать и называть квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, шар, куб, конус, параллелепипед, цилиндр находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

Оценка эффективность педагогического воздействия осуществляется на основании следующих критериев:

  • овладение способами сравнения предметов и совокупностей (групп предметов);
  • овладение количественными представлениями и числами 1 – 5;
  • овладение способами определения величины;
  • овладение пространственно-временными представлениями;
  • овладение навыками плоскостного конструирования.

Параметры оценки эффективности педагогического воздействия:

  • высокий уровень: ребенок самостоятельно выполняет предлагаемые задания по устной инструкции воспитателя;
  • средний уровень: ребенок с помощью наводящих вопросов (инструкций) воспитателя выполняет предлагаемые задания;
  • низкий уровень: ребенок не может самостоятельно выполнить предлагаемые задания воспитателя, устную инструкцию не воспринимает, оказываемую помощь не принимает.

 

Тематический план занятий

Число, месяц

Тема

Кол-во

занятий

3.09

Цвет и форма. Большой и маленький

1

10.09

Один, много, ни одного. Объединение предметов в группы

1

17.09

Ориентировка во времени: утро-день, вечер-ночь

1

24.09

Ориентировка во времени: утро-день, вечер-ночь

1

01.10

Ориентировка во времени: раньше-позже

1

08.10

Представление о круге. Распознавание круга

1

15.10

Представления о шаре. Распознавание шара.

1

22.10

Представление о квадрате. Распознавание квадрата

1

29.10

Представления о кубе. Распознавание куба.

1

05.11

Закрепление пройденного материала

1

12.11

Представление о треугольнике. Распознавание треугольника

1

19.11

Представление о конусе. Распознавание конуса

1

26.11

Представление о прямоугольнике. Распознавание прямоугольника

1

03.12

Представление о параллелепипеде. Распознавание параллелепипеда

1

10.12

Представление о цилиндре. Распознавание цилиндра

1

17.12

Закрепление пройденного материала (круг, шар, квадрат, куб, треугольник, конус, прямоугольник, параллелепипед, цилиндр). Плоскостное конструирование

1

24.12

Плоскостное конструирование по образцу, по воображению

Повторение геометрических фигур, объемных геометрических фигур

1

14.01

Плоскостное конструирование по образцу, по воображению

Повторение геометрических фигур, объемных геометрических фигур

1

21.01

Число 1 и 2. Цифры 1 и 2

1

28.01

Число 1 и 2. Цифры 1 и 2

Счет до 2. Установление отношений: больше – меньше - поровну

1

04.02

Пространственные отношения: длиннее – короче. Сравнение по длине. Счет до 2

1

11.02

Число 3. Цифра 3. Счет до 3. Плоскостное конструирование

1

18.02

Цифра 1, 2, 3. Счет до 3. Представление о геометрических фигурах. Их распознавание

1

25.02

Число и цифра 4. Счет до 4

1

04.03

Число и цифры 1, 2, 3, 4. Счет до 4

Представление геометрических фигурах. Их распознавание

1

11.03

Число и цифра 5. Счет до 5

1

18.03

Числовой ряд. Счет до 5. Их распознавание

1

25.03

Числовой ряд. Счет до 5. Прямой и обратный счет

1

08.04

Закрепление пройденного материала. Цифры 1, 2, 3, 4, 5. Счет до 5. Прямой и обратный счет

1

15.04

Закрепление пройденного материала. Геометрические и объемные фигуры. Счет до 5. Прямой и обратный счет. Плоскостное конструирование по образцу

1

22.04

Пространственные отношения: на – над – под.

1

29.04

Пространственные отношения: выше – ниже. Сравнение по высоте

1

06.05

Пространственные отношения: слева – справа – посередине.

1

13.05

Пространственные отношения: впереди – сзади – между

1

20.05

Итоговое занятие: Счет до 5, прямой и обратный счет, геометрические и объемные фигуры. Пространственные отношения

1

 

СЕНТЯБРЬ

Тема занятия, цель

Содержание НОД

Оборудование

1

Цвет и форма. Большой и маленький

Цель:

1)уточнить представления о четырех цветах — красном, желтом, зеленом, синем, и их названия;

2)сформировать умение определять и называть цвет предметов, распределять предметы в группы по цвету;

3) сформировать представление о форме предметов и сравнении предметов по форме;

4) ввести в речевую практику названия различных форм плоских фигур - квадрат, круг, треугольник, прямоугольник.

1) Введение в игровую ситуацию.

2) Игровая деятельность:

·       Игра «Наведи порядок»

·       Игра «Разложи по цвету»

·       Игра «Большой, маленький»

·       Игра «Башенка».

3) Итог занятия.

Вырезанные разноцветные геометрические фигуры- квадрат, круг, треугольник, прямоугольник 4-х цветов (желтый, синий, красный, зеленый);

кубики трех размеров одного цвета;

квадраты трех размеров такого же цвета.

 

2

Один, много, ни одного. Объединение предметов в группы

Цель:

1)уточнить представления детей о понятиях «один» и «много», умение определять, где много предметов, а где один предмет;

2)закрепить умение детей определять и называть цвет предметов,
сравнивать предметы по цвету, форме и размеру.

 

1) Введение в игровую ситуацию.

2) Игровая деятельность:

·       Игра «Цветочная поляна»

·       Игра «Строим длинный поезд»

·       Игра «Посмотрим друг на друга»

3) Итог занятия.

Игрушки-зверушки, ваза, искусственные цветы

3

Ориентировка во времени: утро-день, вечер-ночь

Цель:

1) учить называть, временные отрезки: утро, вечер, день, ночь.

1) Введение в игровую ситуацию.

2) Игровая деятельность:

·       Игра «День-ночь»

·       Игра «Назови правильно»

·       Игра «Разложи по порядку»

3) Итог занятия.

«Утренняя» картинка (например, «Петушок поет» или «Мальчик умывается») и «Вечерняя» картинка (например, «Девочка ложится спать»), мяч, 2 обруча

4

Ориентировка во времени: утро-день, вечер-ночь

Цель:

1) учить называть, временные отрезки: утро, вечер, день, ночь.

1) Введение в игровую ситуацию.

2) Игровая деятельность:

·       Игра «День-ночь»

·       Игра «Назови правильно»

·       Игра «Разложи по порядку»

3) Итог занятия.

«Утренняя» картинка (например, «Петушок поет» или «Мальчик умывается») и «Вечерняя» картинка (например, «Девочка ложится спать»), мяч, 2 обруча.

ОКТЯБРЬ

1

Ориентировка во времени: раньше-позже

Цель:

1) уточнить представления об изменении предметов со временем, о временных отношениях «раньше» — «позже» («сначала» — «потом»), тренировать умение понимать и правильно употреблять в речи слова «раньше», «позже»;

2) закрепить умение использовать в игровой деятельности понятия
«один» и «много».

1)  Введение в игровую ситуацию.

2) Игровая деятельность:

·       Игра «Фотографии»

·       Игра «Назови правильно»

·       Игра «Разложи по порядку»

3) Итог занятия.

Три фотографии, сделанные в разное
время, по 3—4
предметные картинки на каждого, изображение детенышей домашних
и диких животных, карточки для восстановления последовательности
событий.

 

2

Представление о круге. Распознавание круга

Цель:

1) сформировать представление о круге как общей форме некоторых предметов, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки;

2) закрепить умение сравнивать предметы;

3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь.

1)  Введение в игровую ситуацию.

2) Игровая деятельность:

·       Игра «Колесо»

·       Игра «Тележка для медведя»

·       Игра «Открой дверь»

3) Итог занятия.

Фигурки зайцев, колесо, большой лист бумаги с нарисованными на нем кругами разного размера, изображение тележки с треугольными колесами, геометрические фигуры, предметные
картинки с изображением треугольных и квадратных предметов.

 

3

Представление о шаре. Распознавание шара.

Цель:

1) уточнить представления о шаре, сформировать представления о его свойствах, умение распознавать шар в предметах окружающей обстановки;

2) закрепить представления о круге, умение выделять
свойства предметов и сравнивать предметы по свойствам.

1)  Введение в игровую ситуацию.

2) Игровая деятельность:

·       Игра «Наводим порядок»

·       Игра «Ворота»

·       Игра «Колобок»

3) Итог занятия.

Предметы, имеющие форму шара, шар и куб для
игры-соревнования.

 

4

Представление о квадрате. Распознавание квадрата.

Цель:

1) сформировать представление о квадрате как общей форме некоторых предметов, умение распознавать квадрат в предметах окружающей
обстановки и среди других фигур (треугольников и кругов), познакомить с некоторыми свойствами квадрата.

1) Введение в игровую ситуацию.

2) Игровая деятельность:

·       Игра «Назови магазин»

·       Игра «Вывеска»

·       Игра «Квадрат»

3) Итог занятия.

Квадраты 4 цветов, круги 4 цветов, треугольники 4 цветов

 

5

Представление о кубе. Распознавание куба.

Цель:

1) сформировать представление о кубе и некоторых его свойствах,
умение распознавать куб в предметах окружающей обстановки и среди
других фигур;

2) закрепить представления об изученных фигурах.

 

1) Введение в игровую ситуацию.

2) Игровая деятельность:

·       Игра «Найди куб»

·       Игра «Построй дом»

3) Итог занятия.

Коробки с шарами и кубами, карточки с изображением
квадратов, вырезанные из картона круги и квадраты.

 

НОЯБРЬ

1

Закрепление пройденного материала

Цель:

1) закрепить представление о круге, шаре, квадрате, кубе;

2) умение называть и распознавать геометрические фигуры.

1) Введение в игровую ситуацию.

2) Игровая деятельность:

·       Игра «Колесо»

·       Игра «Колобок»

·       Игра «Построй дом»

3) Итог занятия.

Карточки с геометрическими фигурами, кубики

2

Представление о треугольнике. Распознавание треугольника

Цель:

1) сформировать представление о треугольнике как общей форме некоторых предметов, умение распознавать треугольную форму в предметах окружающей обстановки.

1) Введение в игровую ситуацию.

2) Игровая деятельность:

·       Игра «Колпачки»

·       Игра «В магазине»

·       Игра «Найди похожие предметы»

3) Итог занятия.

Изображение 3 клоунов, 3 колпачка, карточки с
разным количеством точек и предметов, предметные картинки с изображением предметов не треугольной формы

3

Представление о конусе. Распознавание конуса

Цель:

1) сформировать представление о конусе и некоторых его свойствах,
умение распознавать конус в предметах окружающей обстановки и среди других фигур;

2) закрепить умение выделять и называть свойство предметов, представления об изученных геометрических фигурах, умение соотносить
плоские геометрические фигуры с объемными.

1) Введение в игровую ситуацию.

2) Игровая деятельность:

·       Игра «Отгадай, кто я?»

·       Игра «Морковки»

·       Игра «Подбери по форме»

3) Итог занятия.

Листы бумаги, трафареты, карандаши

4

Представление о прямоугольнике. Распознавание прямоугольника

Цель:

1) сформировать представление о прямоугольнике, умение распознавать прямоугольник в предметах окружающей обстановки, выделять
фигуры формы прямоугольника среди фигур разной формы;

2) закрепить геометрические формы.

1) Введение в игровую ситуацию.

2) Игровая деятельность:

·       Игра «Билеты в театр»

·       Игра «Найди»

3) Итог занятия.

Геометрические фигуры, кубики

 

1

Представление о параллелепипеде. Распознавание параллелепипеда

1) сформировать представление о параллелепипеде и некоторых его свойствах, умение распознавать фигуру среди других фигур;

2) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое
мышление, творческие способности.

1) Введение в игровую ситуацию.

2) Игровая деятельность:

·       Игра «Построй заборчик»

·       Игра «Найди, назови»

·       Игра «Городок»

3) Итог занятия.

Кубики, плоские геометрические фигуры.

2

Представление о цилиндре. Распознавание цилиндра

Цель:

1) сформировать представление о цилиндре и некоторых его свойствах, умение распознавать цилиндр в предметах окружающей обстановки и среди других фигур;

2) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое
мышление, творческие способности.

1) Введение в игровую ситуацию.

2) Игровая деятельность:

·       Игра «Магазин»

·       Игра «Грузчики»

3) Итог занятия.

Предметы цилиндрической формы, листы
бумаги, объемные геометрические фигуры.

3

Закрепление пройденного материала (круг, шар, квадрат, куб, треугольник, конус, прямоугольник, параллелепипед, цилиндр)

Плоскостное конструирование

Цель:

1) закрепить геометрические фигуры;

2) уметь называть их и выкладывать по образцу.

1)  Введение в игровую ситуацию.

2) Игровая деятельность:

·       Игра «Построй городок»

·       Игра «Замок»

·       Игра «Построй сам»

3) Итог занятия.

Кубики, геометрические фигуры.

4

Плоскостное конструирование по образцу, по воображению

Повторение геометрических фигур, объемных геометрических фигур

Цель:

1) закрепить геометрические фигуры;

2) уметь называть их и выкладывать по образцу, по воображению.

1) Введение в игровую ситуацию.

2) Игровая деятельность:

·       Игра «Построй городок»

·       Игра «Замок»

·       Игра «Построй сам»

3) Итог занятия.

Кубики, геометрические фигуры.

ЯНВАРЬ

1

Плоскостное конструирование по образцу, по воображению

Повторение геометрических фигур, объемных геометрических фигур

Цель:

1) закрепить геометрические фигуры;

2) уметь называть их и выкладывать по образцу, по воображению.

1) Введение в игровую ситуацию.

2) Игровая деятельность:

·       Игра «Построй городок»

·       Игра «Замок»

·       Игра «Построй сам»

3) Итог занятия.

Кубики, геометрические фигуры

2

Число 1 и 2. Цифры 1 и 2

Цель:

1) познакомить с цифрами 1 и 2, сформировать умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством;

2) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности.

1) Введение в игровую ситуацию.

2) Игровая деятельность:

·       Игра «Зайцы»

·       Игра «Посылка для зайчат»

3) Итог занятия.

Фигуры двух зайцев, карточки с цифрами 1 и 2.

3

Число 1 и 2. Цифры 1 и 2. Счет до 2. Установление отношений: больше – меньше – поровну

Цель:

1) сформировать представление о числе два, умение считать до двух;

2) закрепить представления о числе «один», использование слов «один» и «одна» в речи, умение сравнивать и уравнивать численность
групп предметов;

3) сформировать представление об установлении равночисленности групп предметов с помощью составления пар, расширить словарный
запас детей выражениями «столько же», «больше», «меньше».

1) Введение в игровую ситуацию.

2) Игровая деятельность:

·       Игра «Бабочки»

·       Игра «На полянке»

·       Игра «Цветы для мамы»

3) Итог занятия.

Цветки на пол, зайчик;

Цветы разного цвета и размера.

ФЕВРАЛЬ

1

Пространственные отношения: длиннее – короче. Сравнение по длине. Счет до 2

Цель:

1) сформировать представление о сравнении предметов по длине путем наложения и приложения;

2) закрепить счет до двух, умение сравнивать предметы по свойствам,
умение сравнивать группы предметов по количеству, используя числа.

1) Введение в игровую ситуацию.

2) Игровая деятельность:

·       Игра «Шарфы»

·       Игра «Дорожки»

·       Игра «Шаги»

3) Итог занятия.

2 игрушки медведей, 2 шарфа разной длины.

2

Число 3. Цифра 3. Счет до 3.

Плоскостное конструирование

Цель:

1) познакомить с цифрой 3, сформировать умение соотносить цифру
3 с количеством;

2) закрепить представления о геометрических фигурах, счет до трех, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счет.

1) Введение в игровую ситуацию.

2) Игровая деятельность:

·       Игра «Деление на бригады»

·       Игра «Строители»

·       Игра «Гараж»

3) Итог занятия.

Орнамент, составленный из кругов и треугольников, карточки с цифрами 1, 2, 3, карточки с тремя треугольниками, карточки с 1, 2 и 3 кругами или треугольниками.

3

Цифры 1, 2, 3. Счет до 3

Цель:

1) актуализировать знания детей по теме «Числа от 1 до 3», представления о геометрических фигурах, сравнение предметов по длине, изученные пространственные отношения;

2) выявить уровень сформированность умений считать до трех, соотносить цифры 1—3 с количеством, различать геометрические фигуры

по форме, сравнивать численность групп предметов с помощью счета, ориентироваться на плоскости.

1) Введение в игровую ситуацию.

2) Игровая деятельность:

·       Игра «Пересчитай предметы»

·       Игра «Найди пару»

·       Игра «Найди лишнее»

3) Итог занятия.

Лист бумаги с нарисованными на нем предметами в
количестве от 1 до 3, карточки с цифрами от 1 до 3, листы бумаги с
нарисованным деревом, геометрическое лото.

 

4

Счет до 4. Число и цифра 4

Цель:

1) сформировать представление о числе и цифре 4, умение считать
до четырех, соотносить цифру 4 с количеством;

2) закрепить счетные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счет и составление пар.

1) Введение в игровую ситуацию.

2) Игровая деятельность:

·       Игра «Нарядим елку»

·       Игра «Уберем игрушки»

·       Игра «Найди подарок»

3) Итог занятия.

4 зеленых треугольника, 4 круга разного цвета, карточки с цифрами 1-4 на каждого ребенка, тарелочки, на которых лежит
от 1 до 4 кубиков.

 

МАРТ

1

Число и цифры 1,2,3,4. Счет до 4. Представление о круге, треугольнике, квадрате, прямоугольнике. Их распознавание

Цель:

1) сформировать представление о числах и цифрах 1,2,3,4;

2) уметь считать до 4, сопоставлять количество предметов с цифрой;

3) закрепить представление о круге, треугольнике, квадрате, прямоугольнике.

1) Введение в игровую ситуацию.

2) Игровая деятельность:

·       Игра «Разложи по порядку»

·       Игра «Цифра потерялась»

·       Игра «Посчитай и скажи»

3) Итог занятия.

Геометрические фигуры (4 треугольника, круга, квадрата, прямоугольника) карточки с цифрами 1-4 на каждого ребенка, тарелочки, на которых лежит
от 1 до 4 кубиков.

2

Счет до 5. Число и цифра 5

Цель:

1) сформировать представление о числе и цифре 5, умение считать
до пяти, соотносить цифру 5 с количеством;

2) закрепить счетные умения, умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству.

1) Введение в игровую ситуацию.

2) Игровая деятельность:

·       Игра «Билет на поезд»

·       Игра «Отдых в лесу»

·       Игра «По ягоды»

3) Итог занятия.

По 5 кругов красного и синего цвета, карточки с цифрами 1-5 на каждого.

 

3

Числовой ряд. Счет до 5. Их распознавание

Цель:

1) сформировать представление о числовом ряде, закрепить умение считать до пяти, соотносить цифры 1—5 с количеством, сформировать опыт обратного счета от 5 до 1;

2) закрепить представления об изученных геометрических фигурах и пространственных отношениях, умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, ориентироваться в пространстве.

1) Введение в игровую ситуацию.

2) Игровая деятельность:

·       Игра «Домики»

·       Игра «Прятки»

3) Итог занятия.

По 5 кругов красного и синего цвета, карточки с цифрами 1-5 на каждого.

 

4

Числовой ряд. Счет до 5. Прямой и обратный счет

Цель:

1) сформировать представление о числовом ряде, закрепить умение считать до пяти, соотносить цифры 1—5 с количеством, сформировать опыт обратного счета от 5 до 1;

2) закрепить представления об изученных геометрических фигурах и пространственных отношениях, умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, ориентироваться в пространстве.

1) Введение в игровую ситуацию.

2) Игровая деятельность:

·       Игра «Домики»

·       Игра «Прятки»

·       Игра «Велосипед»

3) Итог занятия.

По 5 кругов красного и синего цвета, карточки с цифрами 1-5 на каждого.

 

 

АПРЕЛЬ

1

Закрепление пройденного материала. Цифры 1,2,3,4,5. Счет до 5. Прямой и обратный счет

Цель:

1) сформировать представление о числовом ряде, закрепить умение
считать до пяти, соотносить цифры 1—5 с количеством, сформировать
опыт обратного счета от 5 до 1.

1) Введение в игровую ситуацию.

2) Игровая деятельность:

·       Игра «Домики»

·       Игра «Прятки»

·       Игра «Велосипед»

3) Итог занятия.

Карточки с цифрами от 1 до 5, счетные палочки, объемные геометрические фигуры.

2

Закрепление пройденного материала. Геометрические и объемный фигуры. Счет до 5. Прямой и обратный счет. Плоскостное конструирование по образцу

Цель:

1) сформировать представление о числовом ряде, закрепить умение считать до пяти, соотносить цифры 1—5 с количеством, сформировать
опыт обратного счета от 5 до 1;

2) умение называть геометрические фигуры, выкладывать их по образцу.

1) Введение в игровую ситуацию.

2) Игровая деятельность:

·       Игра «Городок»

·       Игра «Прятки»

·       Игра «Волшебные узоры»

3) Итог занятия.

Карточки с цифрами от 1 до 5, карточки с
5 геометрическими фигурами и объемными фигурами.

3

Пространственные отношения: на – над – под

Цель:

1) уточнить представления о пространственных отношениях «на» —
«над» — «под», тренировать умение понимать и правильно употреблять
слова «на», «над», «под» в речи;

2) актуализировать представления о пространственных отношениях «между», «наверху», «внизу», тренировать умение различать левую и
правую руки;

3) закрепить счет до 5.

1) Введение в игровую ситуацию.

2) Игровая деятельность:

·       Игра «Строим дом»

·       Игра «На, над, под»

·       Игра «Забор»

3) Итог занятия.

Карточки с цифрами 1-5, геометрические объемные фигуры.

 

4

Пространственные отношения: выше – ниже. Сравнение по высоте

Цель:

1) уточнить представления о пространственных отношениях «выше» —«ниже», тренировать умение понимать и правильно употреблять слова

«на», «над», «под» в речи, сформировать представление о сравнении предметов по высоте;

2) закрепить счет в пределах 5, умение соотносить цифры 1-5 с количеством.

1) Введение в игровую ситуацию.

2) Игровая деятельность:

·       Игра «Елки»

·       Игра «Кто выше»

·       Игра «Строители»

3) Итог занятия.

Карточки с цифрами 1-5, 5 елок, геометрические объемные фигуры.

 

МАЙ

1

Пространственные отношения: слева – справа – посередине

Цель:

1) уточнить пространственные отношения «слева» — «справа», сформировать представление детей о положении предмета справа и слева от них;

2) закрепить умение выделять и называть свойства предметов.

1) Введение в игровую ситуацию.

2) Игровая деятельность:

·       Игра «Подарок зайцу»

·       Игра «Кто, где?»

3) Итог занятия.

Объемные геометрические фигуры.

2

Пространственные отношения: впереди – сзади – между

Цель:

1) уточнить понимание смысла слов «впереди», «сзади», «между» и
грамотно употреблять их в речи;

2) закрепить пространственные отношения «справа» — «слева», счетные умения в пределах 5, умение соотносить цифру с количеством.

1) Введение в игровую ситуацию.

2) Игровая деятельность:

·       Игра «Дорога к платформе»

·       Игра «Репка»

3) Итог занятия.

Объемные геометрические фигуры, цифры от 1-5.

3

Итоговое занятие: Счет до 5, прямой и обратный счет, геометрические и объемные фигуры. Пространственные отношения

Цель:

1) сформировать представление о числовом ряде, закрепить умение считать до пяти, соотносить цифры 1—5 с количеством, сформировать опыт обратного счета от 5 до 1;

2) закрепить знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях, ориентироваться в пространстве.

1) Введение в игровую ситуацию.

2) Игровая деятельность:

·       Игра «Домики»

·       Игра «Прятки»

3) Итог занятия.

Объемные и плоские геометрические фигуры, цифры от 1-5, счетные палочки.

 

Список литературы:

  1. Васильева М.А, Гербова В.В, Комарова Т.С. «Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в  детском  саду» -М.: Издательский  дом  «Воспитание дошкольника», 2005. 
  2. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина – М.: Детство-Пресс, 2008. – 164 с.
  3. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З.А.  Михайлова – М. Детство-Пресс, 2005. – 175 с.
  4. Метлина Л.С. «Математика в детском саду» - М. : Просвещение 1984.
  5. Петерсон, Л.Г. Практический курс математики для дошкольников «Игралочка» / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова – М.: Баласс, 2004. – 176 с.