Пальчиковые игры как уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка
Пальчиковые игры как уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка
Автор: Петрова Наталья Николаевна
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
В.А. Сухомлинский
Вопрос развития мелкой моторики детей дошкольного возраста довольно актуален. Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребенка, как один из важных этапов на пути непрерывного образования в жизни человека. Актуальной проблемой в наше время становится полноценное развитие детей с дошкольного возраста. Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая моторика.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Мышление ребенка находится на кончиках его пальцев. Как это понимать? Исследованиями доказано, что развитие речи, мышления тесно связано с развитием мелкой моторики. Руки ребенка — это его глаза. Ведь ребенок мыслит чувствами — что ощущает, то и представляет. Руками можно сделать очень многое — играть, рисовать, обследовать, лепить, строить, обнимать и т. д. И чем лучше развита моторика, тем быстрее ребенок адаптируется к окружающему его миру!
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения.
Проблема развития мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика».
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, сандалии. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой, они плохо раскрашивают рисунки.
Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Этим играм уделяю большое внимание. Пальчиковые игры провожу во время утреннего приема, после сна, на прогулках. В группе есть картотека пальчиковых игр, которая постоянно пополняется.
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывает массаж. Использую для массажа мячи-ежики, карандаши, шишки. Есть картотека массажа мячами-ежиками.
В процессе реализации работы планируется привлечь родителей. Для родителей подобраны консультации «Развитие мелкой моторики в домашних условиях», сформированы папка-передвижка «Игры и задания для развития мелкой моторики», картотеки для родителей «Пальчиковая гимнастика для младшей группы»
Цель проекта: развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Тип проекта: групповой, познавательно-игровой.
Продолжительность: краткосрочный (2 недели).
Участники проекта: дети, родители, воспитатель.
Проблемная ситуация: низкий уровень развития общей и мелкой моторики у детей младшего возраста.
Отсутствие достаточного количества пособий для развития мелкой моторики рук.
Задачи:
Развивающие:
- развивать мышцы пальцев рук с помощью пальчиковых игр;
- развивать речь, мышление, внимание, память, творческое воображение детей; расширять словарный запас;
- развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками;
Обучающие:
- обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности; Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, усидчивость, желание использовать пальчиковую гимнастику в игровой деятельности;
- формировать умение выполнять элементарные действия обеими руками в пальчиковых играх.
Для родителей:
- повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей;
- познакомить родителей с приемами и способами проведения пальчиковых игр.
Для воспитателей:
- использование современных образовательных, здоровьесберегающих технологий, направленных на развитие дошкольников;
- подготовить методический материал по данной теме (картотеки пальчиковых игр, презентацию).
Предполагаемый результат:
Я надеюсь, что работа в данном направлении позволит достигнуть положительных результатов. Проведенные мероприятия будут способствовать развитию мелкой моторики пальцев, что позволит стимулировать процесс речевого и умственного развития, развития психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления, воображения, умения управлять своим действиями.
Работа с детьми:
- Пальчиковые игры с массажными мячиками, игры с прищепками, игры с сыпучими материалами, игры – шнуровки, игры с шишками, игры с пуговицами;
- Настольные игры «Мозайка», «Пазлы», конструирование из палочек;
- Продуктивная деятельность (лепка, аппликация, рисование)
Работа с родителями:
- Мастер – класс «Пальчики учат говорить».
- Консультации на тему: «Речь и пальчики», «Роль пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста»;
- Изготовление буклета «Игры для самых маленьких ручек».
Литература:
1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов.- М.:АСТ: Астрель, 2009.
2. Всероссийский научно-методический журнал «Детский сад. Все для воспитателя!» №11, 2017.
3. Крупеньчук О.И. «Пальчиковые игры для детей 4-7 лет» Издательский дом «Литера» Санкт – Петербург 2012.
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Дошкольный возраст.- М.: «КАРАПУЗ», 2010
5. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016.