Использование социо-игровой технологии в работе с детьми, имеющими нарушения речи
Использование социо-игровой технологии в работе с детьми, имеющими нарушения речи
Автор: Кочура Елена Викторовна
МДОУ «Детский сад № 94 компенсирующего вида», г. Ухта
Социо-игровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Она ориентирует педагога на поиск интересного, увлеченного способа общения с детьми. Авторами данной технологии являются Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов. Впервые термин "социо-игровой" появился в 1988 г., первая часть – социо – означает малый социум. Вторая часть – игровой – подразумевает игровую деятельность: добровольную, увлекательную, протекающую в обществе сверстников, с принятием "железных" игровых правил, с двигательной активностью, с непредсказуемостью.
Почему использование социо-игровой технологии стало так актуально?
Во-первых, ФГОС ДО особое внимание уделяет социально-коммуникативному развитию, отдавая ему лидирующие позиции в развитии и образовании детей.
Во-вторых, мы с Вами видим, что дети, не в полной мере обладают коммуникативными навыками, а именно навыками сотрудничества, работы в группах, не могут договориться друг с другом, испытывают сложности в выполнении совместных заданий.
В-третьих, потребность быть понятым и услышанным особенно актуальна для детей с особенностями речевого развития, которые стесняются своей речи, испытывают трудности в разговоре со сверстниками и взрослыми. А социо-игровая технология направлена именно на развитие социально-коммуникативных навыков у детей, и в ее основе лежит общение детей между собой, со взрослыми.
Цель применения социо-игровой технологии – это организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания.
По-мнению авторов, главная задача это:
· усвоение детьми активных форм жизнедеятельности, в познании и утверждении их собственной личности;
· формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия;
· обеспечение душевного благополучия;
· коррекция импульсивного поведения.
Правила социо-игровой технологии:
1. Не учить! Это правило ставит перед педагогом цель создавать ситуации, в которых дети небольшими группами учатся добывать знания, а не получать готовые. Педагог рассматривает ребенка, как партнера по совместной деятельности, снимает с себя судейскую роль и передает ее детям, предлагает свободу и самостоятельность в выборе способов получения знаний, ориентируясь на индивидуальные открытия ребенка.
2. В народе говорят: «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь». А вот, если по социо-игровому, то дело обстоит иначе: «Если гнаться, так уж сразу за 133-мя зайцами. Тогда, глядишь, с десяток и поймаешь». Другими словами каждый ребенок на занятии, в игре ловит своего зайчика.
3. Когда педагог, не кривя душой, признается детям, что про то или иное он не очень-то хорошо и сам знает — это окрыляет детей, разрушает страх допустить ошибку.
Общение детей в рамках данной технологии организуется в три этапа:
• на самом первом этапе - учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);
• на втором этапе общение является целью - ребёнок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;
• на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение обучаем дошкольников.
Несмотря на то, что социо-игровая технология ориентирована на старший дошкольный и школьный возраст, элементы можно использовать в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Мы используем ее в любой образовательной деятельности. Только необходимо придерживаться основных методических приемов:
Используется работа малыми группами или как их ещё называют «группы ровесников». Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами: в старшем дошкольном возрасте - по 6 детей. Так как в шестерке каждый ребенок находит максимально выгодные условия для возникновения коллективного делового общения. В такой микрогруппе лидеры меньше давят на менее активных сверстников, а тихий ребенок может уйти от давления, защитившись окружением таких же тихих детей. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться. Можно поделиться:
- по цвету волос, глаз, одежды;
- чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;
- кто, на каком этаже живет;
- кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришёл пешком.
Смена лидерства. Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причём лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.
Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки), что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке и т.д.
Смена темпа и ритма. Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
Предполагает интеграцию всех видов деятельности, что наиболее ценно для решения коррекционных задач. Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.
Мы можем все занятие построить на социо-игровой технологии или же использовать только ее элементы. Такая образовательная деятельность должна быть построена по следующему алгоритму:
1. Игры-задания для рабочего настроя.
2. Игры для социо-игрового приобщения к делу. Во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом.
3. Игровые разминки. Объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
4. Задания для творческого самоутверждения. Это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.
5. Игры вольные.
Как понять, присутствует ли социо-игровой стиль в работе педагога?
Главный показатель: интересно детям на занятии или нет? Занимаются ли они своим делом или это дело им "навязал" взрослый? Об отсутствии социо-игрового стиля также говорит следующее:
· дети на занятии были малоподвижными;
· не было хотя бы 2–3 смен и в мизансценах, и в ролях, и в видах деятельности;
· по ходу занятия дети не объединялись в малые группы, или эти группы не вступали между собой в общение – а только с воспитателем.
Работая в данном направлении, применяя социо-игровую технологию в работе с дошкольниками, возможно, достигнуть следующих результатов:
- дети будут уметь договариваться, приходить к согласию, слушать и слышать друг друга;
- у детей будет сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе;
- развито речевое взаимодействие; дети смогут разумно и доброжелательно возражать взрослым, отстаивать свою позицию;
- у них не будет чувства страха за ошибку.