Конспект лектория для педагогов с элементами практикума по программе: «Социокультурные истоки»
Конспект лектория для педагогов с элементами практикума по программе «Социокультурные истоки» на тему: «Новые подходы в работе с родителями»
Автор: Иванычева Елена Владимировна
Добрый день, Уважаемые коллеги! Мне бы хотелось начать нашу встречу с притчы.
Давным давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа? Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил: - Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или нет? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был - готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: Всё в твоих руках.
Как вы думаете, о каких ценностях можно сделать вывод?
Одно из основных направлений отечественной педагогики обращено к духовно-нравственным ценностям.
Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Скажите пожалуйста какие качества у детей предполагает духовно-нравственное воспитание?
Оно предполагает развитие у детей таких качеств как:
- становление отношений ребёнка к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и самому себе;
- патриотизм;
- толерантность;
- товарищество;
- активное отношение к действительности;
- глубокое уважение к людям.
Поэтому, актуальной становится задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи для успешного духовно-нравственного развития и воспитания ребенка-дошкольника.
В современной педагогике эту задачу позволяет решить программа ≪Истоки≫ и ≪Воспитание на социокультурном опыте≫ (≪Социокультурные истоки≫), по которой мы с вами работаем.
Программа предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие ДОУ с семьей.
Скажите на какие формы делиться работа с родителями?
Формы работы с родителями делятся на традиционные и нетрадиционные, по социально-коммуникативному развитию дошкольников:
Традиционные–Коллективные, массовые:
1. Собрания-беседы на воспитательные темы: «Совместный труд с детьми дома», «Игра как средство воспитания», «Защита прав и достоинства ребенка», «Знаете ли вы своего ребенка?»
2. Собрания по обмену опытом воспитания детей в семье «В каждом доме – свои традиции»; «Детские праздники в семье»,
3. Собрания-консультации «Чем и как занять ребенка дома», «Какие игрушки нужны вашим детям», «Как отвечать на детские вопросы», «Готовимся к школе»
4. Собрания в форме «круглого стола»: «Зачем учиться быть родителем?», «Родительство: искусство или призвание?», «Современный родитель – образованный родитель»; «Воспитание ребенка начинается с себя», «Учимся вместе в интересах детей», «Родителями не рождаются, а становятся»;
5. Тематические выставки: «Профессии наших родителей» «Давайте познакомимся», «Наша улица»
6. Информационные бюллетени, памятки, листовки на темы: «Любите своего ребенка», «Создание благоприятной семейной обстановки», «Как правильно общаться с детьми», «Ребенок и компьютер», «Как воспитать ребенка оптимиста»
7. Настольная тематическая информация «Приобщение детей к игре», «Учите детей трудиться», «Возрастные особенности детей», «Наши верные друзья – полезные привычки»;
8. Анкетирование «Какие мы родители», «Познакомимся поближе», «Воспитание чувств», «Ваши отношения с детьми», «Совместный досуг»
9. Дискуссии «Мой родительский стаж», «Идеальный родитель: какой он? Групповой формой сотрудничества с родителями является работа с родительским комитетом. Родительский комитет помогает детскому саду: в организации педагогической пропаганды среди родителей, в организации общих родительских собраний, в благоустройстве и озеленении участка, в изготовлении пособий.
Традиционные–Индивидуальные:
1. Педагогические беседы с родителями: «Воспитание культуры поведения дошкольников», «Этот сложный возраст» (кризис 3-лет);
2. Консультации, исходя из запросов родителей: «С кем и как дружит мой ребенок»;
3. Педагогические поручения.
Традиционные. Наглядно-информационные:
1. Видео/аудиофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов;
2. Фотографии, выставки детских работ, стенды.
Для того, чтобы расширить свои знания и работать по этой программе во взаимодействии с родителями, используя как можно больше нетрадиционных форм, я прошла курсы повышения квалификации, изучила нетрадиционные формы, с которым я хочу с вами поделиться.
Нетрадиционные формы построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах.
Классификация нетрадиционных форм по Т. В. Кротову:
❖ Познавательные (ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста). Формы проведения: семинары-практикумы, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, собрание-выставка).
❖ Досуговые (установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми). Формы проведения: совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках.
❖ Информационно-аналитические (выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности). Формы проведения: социологические опросы.
❖ Наглядно-информационные (ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей.). Формы проведения: организация дней открытых дверей, выпуск газет.
Совместные мероприятия педагогов и родителей: Родительские собрания, конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, кружки для родителей, тематические выставки, диспуты, педагогические советы, встреча с администрацией, школа для родителей.
Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: Дни открытых дверей, турниры знатоков, кружки, КВН, викторины, праздники, семейные конкурсы, выпуск газеты, просмотры фил
Формы организации по программе ИСТОКИ:
- Социально-педагогические проекты: «Семейная мастерская», «Семейное чтение», «Семейные походы», «Семейная гостиная»;
- Чтение и обсуждение литературных произведений с точки зрения духовно-нравственного воспитания;
- Просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов и телепередач духовно-нравственного содержания;
- Православные праздники («Под покровом Божией Матери», «Рождество Христово», «Пасха Христова»);
- Досуговые мероприятия духовно-нравственного содержания (тематические, «День памяти святого ...»);
- Оформление выставок детского творчества («Рождество Христово», «Пасха Красная»); - Игры духовно-нравственного содержания;
- Взаимодействие с родителями (законными представителями);
- Литературно-музыкальные досуги;
- Музыкально-художественная драматизация;
- Организация творческих выставок;
- Неделя книги;
- Семейные гостиные;
- Семейные мастерские;
- Семейные конкурсы.
Существенной особенностью программы «Социокультурные истоки» является тесное взаимодействие педагогов с родителями, семьей, а именно непосредственное участие родителей в подготовке и проведении итоговых занятий (мероприятий). Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяет взрослым приобрести новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.
Деятельность с детьми и родителями в рамках программы строиться с помощью активных форм обучения:
- ресурсный круг
- работа в паре
- работа в микрогруппах.
Такие формы взаимодействия способствуют приобретению всеми участниками воспитательного процесса коммуникативных и управленческих навыков. У нас уже имеется такой опыт. Показывали все занятия с участием родителей.
Эффективным средством формирования системы духовно-нравственных ценностей и высоких нравственных чувств у детей и их родителей являются книги для развития детей 3 – 7 лет. Книги для развития подготовлены для взаимодействия детей и родителей в процессе духовно-нравственного воспитания.
Одна из главных задач программы - организовать доверительное взаимодействие между родителями и детьми. После текстов в книгах помещены вопросы и задания, направленные на активное взаимодействие взрослых и детей (Поразмышляйте вместе с детьми.).
· Задание.
· Найти отличительные особенности анализа представленных текстов в сравнении с традиционным.
· В книги для развития включены задания всех уровней сложности:
· * направленные на воспроизведение информации: «Расскажите вместе с детьми сказку по опорным словам», «Выучите понравившуюся колыбельную песню» и т. п. ;
· * направленные на преобразование имеющихся знаний: «Какие добрые слова из прочитанных потешек вы запомнили?», «Поразмышляйте вместе с детьми и выберите качества, которые помогли Данилушке стать настоящим мастером»;
· * направленные на творческий поиск: «Придумайте вместе с ребенком продолжение истории», «Побеседуйте с ребенком о том, каким он представляет свой жизненный путь».
Задания, помещенные в книгах для развития, подводят детей и их родителей к более глубокому пониманию и переосмыслению жизненного опыта.
Для каждой книги в целом и каждого произведения продуманы и подготовлены образы-иллюстрации, позволяющие получить эмоционально-образное восприятие духовно-нравственного контекста произведения и осваиваемых категорий
Мышление детей дошкольного возраста носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер. Это нашло отражение при разработке книг для развития детей дошкольного возраста. Для каждой книги в целом и каждого произведения продуманы и подготовлены образы – иллюстрации, позволяющие получить образно – эмоциональное развитие.
В процессе подготовки итоговых занятий дети приобщаются к изобразительному искусству: рассматривают иллюстрации, помещенные в книгах для развития, отмечают выразительность представленных образов, душевное состояние героев.
Образы иллюстраций к книгам подготовлены художниками М.В. Фоминой, М.А. Тодоровой, Ю.А. Александровым, Ю.Г. Галкиной, Е.А. Клюевой. Образы иллюстраций доносят до читателя основную идею каждой книги. Художники с большой любовью создали образы героев, детализировано, до мельчайших подробностей изобразили особенности исторической эпохи, культуры и быта русского народа.
В книгах зримо представлены образы: Матери, Отца, Семьи, Матушки-Природы, Защитников Земли Русской, Доброго друга, Мастеров и рукодельниц, Труда земного, Праздника и др. Это предельно цельные художественные образы, дающие детям представления о культуре, быте, традициях, занятиях и ремеслах людей родного края.
Задание: Найти отличительные особенности художественного оформления книг для развития, начиная с обложки.
В русских народных сказках восстановлен первоначальный контекст категорий и ценностей.
Задание: Найти в книгах сказки с восстановленным первоначальным контекстом.
(«Золотое яичко», «Теремок», «Братец Иванушка и сестрица Алёнушка», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Пёрышко Финиста Ясна Сокола» и др.).
Вопрос: «Почему важен первоначальный контекст русских народных сказок?»
Первоначальный контекст сказок возвращает нас в родную традицию, где сохраняется многовековая мудрость народа, главные герои стремятся к идеалу. Работа с книгами для развития способствует расширению кругозора и словарного запаса детей, развитию образного и основ логического мышления, языкового чувства, формированию системы ценностей и навыков сотрудничества и продуктивного диалога.
Для каждой осваиваемой темы подготовлена страница Альбома «Мои Истоки», над которой ребёнок может потрудиться вместе с родителями и закрепить в образе осваиваемые духовно-нравственные категории.
В современной педагогической парадигме каждый ребенок воспринимается педагогом и родителями как личность, развивающаяся в процессе активной самореализации своего творческого потенциала в системе взаимодействия с другими людьми.
Творческий процесс обладает большой притягательной силой для детей, поскольку пробуждает особые эмоции. В творческой изобразительной деятельности ребенок «выплескивает» свои мысли, чувства, переживания на лист бумаги.
Эта потребность ребенка реализуется в процессе работы по оформлению страницы Альбома «Мои истоки» книг для развития детей 3-7 лет. На страницах Альбома ребенок может потрудиться вместе с родителями и закрепить в образах духовно – нравственные категории. Таким образом, эта страница становится результатом сотворчества взрослых и детей.
На этих страницах в рисунке ребенок может выразить свои чувства, эмоции, размышления. Страница Альбома создается как в детском саду, так и дома. Художественно-творческая деятельность для детской души снимает нервное напряжение, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное, эмоциональное состояние каждого ребенка.
Задание: Найти отличительные особенности оформления страниц Альбома детьми младшего и старшего дошкольного возраста.
Начиная со второй младшей группы, идет последовательное развитие продуктивной деятельности детей. Творческие задания усложняются с учетом их возрастных особенностей. Следует отметить, что при оформлении страниц Альбома активное участие принимают родители, особенно с детьми младшего дошкольного возраста. Книги для развития наполнены образами – символами – солнце, месяц, луна, звезды, ветер, которые ребенку предстоит осмыслить вместе с родителями и педагогами.
В книгах для развития помещён образовательный инструментарий для проведения активных занятий с детьми и их родителями. Базовым звеном формирования системы ценностей у детей и их родителей являются активные занятия и последовательное их проведение.
Задание: Найти в книгах разные виды образовательного инструментария и отметить его ценность. Поразмышлять над тем, как вместе с детьми можно выполнить задания к активным занятиям.
Шаг четвёртый «Итоговый».
Предложить родителям объединиться в микрогруппы.
Предложить присутствующим ещё раз перелистать серию книг и ответить на вопрос: «Какие качества личности ребёнка-дошкольника формируют книги для развития?».
Выслушать мнение каждой группы.
Записать все высказывания, подвести общий итог, зачитать обобщённый ответ на поставленный вопрос.
Вывод: книги для развития детей формируют все базовые качества личности ребёнка-дошкольника.
Хочу поделиться опытом работы по программе духовно-нравственного развития и воспитания «Социокультурные истоки».
Я прошла курсы повышения квалификации: «Особенности реализации духовно-нравственного воспитания по программе «Социокультурные истоки».
Затем следовала алгаритму: «Присоедини родителей», т. е. необходимо присоединять родителей к совместной реализации программы.
С этой целью на первом родительском собрании подготовили информацию о работе по программе «Социокультурные истоки», подготовили консультации на сайт для родителей.
Далее было организовано взаимодействие детей и взрослых на основе комплекта книг для развития детей дошкольного возраста.
Фотографируем нужную страницу и отправляем через вайбер в свою группу, обязательно первую, это СЛОВО К РОДИТЕЛЯМ. В них содержится система ценностей и категорий, которые необходимо усвоить взрослым и детям, а также продумана система творческих заданий (например, выучить хороводную игру, объяснить пословицу и т. д., способствующая организации и развитию общения между родителями и их детьми.
Эта работа очень важна, т. к. осмысление содержания книг для развития детей дошкольного возраста приводит родителей к пониманию необходимости работы с данными книгами вместе с ребенком. Родителям даем дополнительную информацию по теме, рекомендации и задания для семейного чтения книг для развития детей.
Предлагаем выучить потешки, стихи, загадки, пословицы и поговорки и др., чтобы выучить с ребёнком к занятию.
Для того, чтобы легче и с интересом выучить стихотворение или потешку , используем мнемотехнику. Фотографируем и отправляем родителям.
Родителей привлекаем организовывать выставки рисунков.В соответствии с программой «Истоки» мы знакомим детей с различными народными праздниками: «Рождество», «Масленица», «Пасха» и т. д. В эту работу вовлекаем и родителей: просим их рассказать своим детям о том, как семья проводит эти праздники, изготовить с детьми поделки к празднику. С целью ознакомления с содержанием программы, вовлечения родителей (законных представителей) в образовательный процесс, планируем изготовить и оформить стенды для родителей. На стенд ежемесячно помещается информация о теме программы план совместной деятельности на месяц, список художественной литературы, консультация по теме. Кроме этого, можно отсканировать книги по программе и предложить родителям сканированный вариант, чтобы они могли почитать книги с детьми дома или выполнить задание.
Для того, чтобы охватить всю работу с родителями, нужен нам перспективный план. И я хочу с вами поделиться с перспективным планом работы с родителями.
Работая по данной программе, мы с полной уверенностью можем сказать о том, что программа «Социокультурные истоки» очень актуальна и необходима в наши дни. Так как каждая тема ориентирована на положительный жизненный опыт ребенка, его семьи и близких — так программа превращаются в уроки жизни, побуждая детей и взрослых к добрым делам и поступкам.
Планируем продолжить работу по обеспечению социального партнерства педагогов и семьи, осуществляя открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников, и непосредственного вовлечения их в образовательный процесс. Внедрять новые неиспользованные формы работы с семьями воспитанников, направленные в конечном итоге, на социокультурное и духовно-нравственное развитие детей, и их успешную социализацию.