Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями в образовательных организациях
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями в образовательных организациях
Автор: Бегишева Юлия Дмитриевна
Придя работать в дошкольное образовательное учреждение, мы сталкиваемся с проблемой взаимодействия не только с детьми, но и с родителями (законными представителями).
Еще учась в институте, я задавалась вопросом, а как же в образовательных учреждениях происходит взаимодействие с родителями, я изучала этот вопрос, можно сказать, в теории. Работая в детском саду, я снова задалась вопросом как же разнообразить формы работы с родителями, чем их завлечь и привлечь к более плодотворному сотрудничеству и вновь вернулась к той самой теории, к тому самому вопросу. Я поняла, что результат воспитания будет успешным именно тогда, когда между родителями и педагогами будет равноправное партнерство. В основе этого взаимодействия должно быть единство стремлений, взглядов на воспитательный и образовательный процесс, пути достижения намеченных целей.
Анализируя научные источники и опыт работы, было выявлено, что каждый автор индивидуально подходит к вопросу о формах взаимодействия педагогов с родителями.
А.А. Реан отмечает, что ресурсом для воплощения социального партнерства с родителями в практике служат формы работы с семьей, которые представлены в таблице 2 [3].
Таблица 1: Формы работы с родителями в образовательных организациях.
Традиционные формы |
Нетрадиционные формы |
Индивидуальные консультации и посещение семей |
Родительское самоуправление |
Родительское собрание |
Практикум для родителей |
Лекция |
Педагогическая дискуссия (диспут) |
Беседа |
Ролевые игры |
|
Совместная деятельность |
Фомичева Наталья, выделяя формы работы педагога с семьей, также разделяет их на традиционные и нетрадиционные, но представляет более широкий их спектр, представленный в таблице 3 [5].
Таблица 2: Формы работы педагога с семьей.
Традиционные формы работы |
Нетрадиционные формы работы |
Консультационные беседы |
Познавательные формы: Семинар – практикум Родительский клуб |
Патронаж |
Информационно-аналитические формы: Почта доверия |
Социально-педагогический мониторинг семьи |
Наглядно-информационные формы: Советы и рекомендации Папки-передвижки |
|
Досуговые формы: Проведение совместных праздников Выставки совместного творчества Посещение театра, музеев |
В практике работы педагогов нашего детского сада существуют такие нетрадиционные формы работы с родителями как: родительские встречи, тренинги, ринги, родительские вечера, родительские чтения, которые очень занимательны для наших родителей.
Родительский вечер — это возможность найти единомышленников и помощников по воспитанию детей и формированию детского коллектива.
С помощью организации родительских вечеров можно решить еще очень большую нравственную проблему родительских коллективов - эта проблема заключается в соперничестве детей. Зачастую такое соперничество поощряется семьей, что приводит к конфликтным ситуациям между детьми и их родителями.
Родительские тренинги — это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка.
Родительские ринги. Проведение родительских рингов в школе просто необходимо. Многие родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, абсолютно не учитывая возможности и способности своего ребенка, уровень его реального учебного потенциала. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих способов воспитания или провести анализ своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что нет [2].
Познакомилась с опытом работы педагогов, которые описывают различные формы работы с родителями.
Таблица 3: Формы работы с родителями в детском саду.
№ |
Название программы |
Форма работы с родителями |
|
Традиционные |
Нетрадиционные |
||
1. |
Рудольф Н.В. Воспитатель МБДОУ «Детский сад с.Терновка» Саратовская обл. |
1. Беседы; 2. Посещение семьи; 3. Дни открытых дверей; 4. Родительские собрания; 5. Консультации. |
1. Сайт детского сада; 2. Совместное проведение акций; 3. Мастер-классы; 4. Круглый стол с родителями; 5. Выставка семейных реликвий; 6. Выпуски семейных стен газет. |
2. |
Дахова Л. Воспитатель |
1. Беседы; 2. Родительские собрания; 3. Индивидуальные консультации; 4. Выставки; 5. Родительские конференции; 6. Проведение совместных праздников и развлечений.. |
1. Сайт детского сада; 2. Совместное проведение акций; 3. Почта доверия; 4. Мастер-классы; 5. Круглый стол с родителями; 6. Проведение тренингов и деловых игр; 7. Совместные прогулки и экскурсии |
3. |
Николаева Н.А. Педагог-психолог МБУ «Школа №86» структурное подразделение Детский сад «Веста» г.Тольятти |
1. Общие родительские собрания; 2. Тематические консультации; 3. Круглый стол; 4. Дискуссия; 5. Семинар-практикум; 6. Мастер-класс; 7. Открытые занятия с детьми для родителей; 8. Дни открытых дверей. |
1. Педагогический совет с участием родителей; 2. Родительская конференция; 3. Педагогический консилиум; 4. Симпозиум; 5. Родительская педагогическая лаборатория; 6. Читательская конференция; 7. Ток-шоу; 8. Педагогический журнал; 9. Родительский университет. |
4. |
Солоницина К.В. Воспитатель МБДОУ «Детский сад поселка Молодежный» Томского района |
1. Родительские собрания; 2. Конференции; 3. Беседы; 4. День открытых дверей; 5. Папки-передвижки; 6. Стенды для родителей; 7. Консультации родителей. |
1. Почтовый ящик; 2. Совместные праздники; 3. Посещение выставок; 4. Театральная пятница; 5. Викторины для родителей; 6. Тренинги; 7. Открытые занятия. |
В своем же опыте мы используем такие традиционные формы как:
- родительские собрания;
- консультации;
- беседы;
- дни открытых дверей;
- папки-передвижки;
- информационные стенды для родителей.
Из нетрадиционных форм взаимодействия с родителями в нашей практике существуют такие формы:
- совместные праздники;
- открытые занятия;
- сайт детского сада;
- ведение группы ВКонтакте;
- экскурсии по детскому саду;
- мастер-классы;
- почтовый ящик.
Анализируя научные источники и практический опыт работы педагогов, мы выявили, что каждый педагог индивидуально подходит к вопросу о более плотных формах взаимодействия с родителями, их обучению компетентному родительству. Данная деятельность достаточно разнообразна и многообразна, каждый педагог старается придумать что-то новое в своей работе.