ИКТ в дошкольном образовании
Информационные компьютерные технологии в дошкольном образовании
Автор: Темирова Залина Умаровна
МКДОУ № 34 «Журавлик», г. Черкесск
Информатизация образования как одно из приоритетных направлений информатизации современного общества.
Информатизация-это процесс развития и массового применения информационных средств и технологий, основанных на компьютерной технике и телекоммуникациях, для оптимального обеспечения социальных, экономических и индивидуальных потребностей в доступе к информационным ресурсам общества. Результатом этого процесса является овладение стратегическим ресурсом, которым стала информация и практическое его использование. Этот результат достигается через создание единого информационного пространства, что в свою очередь является необходимым условием перехода в перспективе к информационному обществу.
Информатизация – характерная особенность современного общества. Та лёгкость, с которой сегодня добывается информация, позволила человеку сделать гигантский скачок в развитии наук. В результате скорость развития и изменения общества возросла в тысячи раз.
Компьютер становится всё более массовым средством обучения. С его помощью предъявляется информация, и не только текстовая, но и подвижные видеоизображения со звуком. Он позволяет формировать знания, умения, служит умственному и общепсихологическому развитию, расширяет диапазон источников информации и способов обработки знаний. Для введения компьютера в обучение следует учесть, что имеются и всё время разрабатываются учебные программные продукты. В настоящее время среди них на первом месте по распространению программы тренировки умений, затем учебно-ознакомительные упражнения, учебно-познавательные игры, упражнения на заучивание, моделирование, освоение понятий и другие.
Компьютерные технологии помимо функций обучения выполняют задачи по воспитанию, управлению образованием, используются в научно-педагогических исследованиях.
Возможности средств обучения, функционирующих на базе информационных и коммуникационных технологий
Необходимо помнить, что в дошкольном возрасте ведущая деятельность - игра. Она есть основное условие использования компьютера в ДОУ.
Бурное развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в России в последние годы, наложили определённый отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Самым веским доводом в пользу применения компьютера в дошкольном образовании вполне может стать тот факт, что программное обеспечение позволяет индивидуализировать обучение. Сегодня уже можно говорить, что введение компьютера в систему дидактических средств дошкольного образовательного учреждения является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребёнка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры.
Специальные компьютерные программы позволяют развивать у детей абстрактное, логическое, оперативное мышление, умение прогнозировать. Они дают ребёнку возможность менять по своему усмотрению стратегию решения, пользоваться различными уровнями усложнения материала и другими видами компьютерной помощи. Компьютер предоставляет ребёнку разнообразный красочный материал для осуществления его творческого замысла, экспериментировать можно бесконечно.
У всех старших дошкольников при работе с компьютером, наблюдаются настойчивость и терпение, несвойственные обычно детям этого возраста.
Было выделено несколько типов мотивации к деятельности детей за компьютером:
- интерес к новому, загадочному предмету- компьютеру;
- исследовательский мотив (желание найти ответы на вопросы);
- мотив успешного решения познавательных задач.
Информационные технологии, как элемент развития
Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка. (С. Новоселова, И. Пашелите, С.Пейперг, Г. Петку, Б. Хантер и др.).
То, какие цели ставит перед собой воспитатель, какими путями добивается их решения, определяет характер воздействия , которое оказывает компьютер на ребёнка. И если сегодня мы с полным основанием можем говорить о допустимости использования компьютера в работе с детьми дошкольного возраста, то теоретические, дидактические и методические аспекты подобной работы ещё требуют всестороннего и глубокого изучения.
Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путём целесообразно организованного взаимодействия педагога (воспитателя), ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата.