Конспект ООД "Дыхательная система"
Конспект ООД "Дыхательная система"
Автор: Вильданова Альбина Тимерхановна
Задачи:
• расширить представления о строении и функционировании дыхательной системы;
• выработать осознанное отношение к выполнению упражнений на дыхание;
• закрепить знания о влиянии физкультуры и спорта на здоровье дыхательной системы;
• воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
Средства: загадки, карточки дыхательной системы, доктор Пилюлькин, зеркало, вата, надувные шары.
Словарь: легкие, трахея, бронхи, гортань, нос, лаборатория.
Способы: отгадывание загадок, работа по карточкам, использование сюрпризного момента, проведение опытов.
Ход занятия
В: Ходим мы, играем, пишем
И всё время дышим, дышим.
Ведь для этого недаром.
Есть у всех нас …
Д: лёгких пара.
В: Вот гора, а у горы –
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.
Д: Нос.
В: Два воздушных шарика у тебя внутри.
Ты, наверно, знаешь их.
Быстро назови!
Дети. Лёгкие.
В: Ребята, давайте вспомним, какие органы дыхания вы знаете? (показ иллюстраций)
Дети. Нос, рот, гортань, трахея, бронхи, лёгкие.
В: Зачем, нам нужны эти органы?
Д: В носу воздух согревается и очищается от пыли, через горло он попадает в трахею, а оттуда воздух попадает в бронхи, а затем в лёгкие. Именно благодаря лёгким мы дышим.
В: А сейчас я предлагаю (Кате) разложить по порядку карточки с изображением органов дыхания на доске.
После раскладывания воспитатель спрашивает: Кто согласен, что карточки разложены верно?
В: Не все умеют дышать правильно. Большинство детей дышат ртом, поэтому они часто болеют. Ребята, а вы знаете, почему нужно дышать носом?
Д: Полезно дышать носом, потому что воздух, проходящий через нос, очищается от пыли, прогревается до температуры тела. Таким образом, организм защищается от болезней.
В: Правильно.
Вдруг раздаётся стук в дверь. Появляется доктор Пилюлькин.
В: Знакомьтесь, мальчики и девочки, к нам в гости пришёл доктор Пилюлькин.
Здравствуйте, ребята! Я проходил мимо и случайно услышал, что вы говорите об органах дыхания. Я как раз исследую эту интересную тему! Хотите побольше узнать о том, как мы дышим? Тогда я с радостью приглашаю вас в мою лабораторию.
В: Ну что, ребята, идём с Пилюлькиным в лабораторию?
Физкультминутка.
В: Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже …
А потом ...
Марш на месте не спеша.
Как же жизнь хороша! (ходьба)
Побежали не спеша, дышим ровно, носиком (бег)
Марш на месте не спеша.
Как же жизнь хороша! (ходьба)
П: А вот и лаборатория! И сейчас мы с вами будем, как настоящие ученые проводить опыты, наблюдать, делать выводы. А ещё в лаборатории есть правила:
- внимательно слушать,
- точно выполнять все указания,
- аккуратно работать с оборудованием,
- в конце опыта делать выводы.
Кто запомнил правила? Повторите, пожалуйста.
В: Посмотрите вокруг, что вы видите на столах? Как вы думаете, для чего нужно все это оборудование? (вата, воздушные шарики, зеркальца)
П: Итак, девочки и мальчики, приступим к нашему первому опыту.
«Нарисуй свое настроение».
Ребенок делает глубокий вдох носом, затем выдыхает на зеркало ртом так, чтобы оно затуманилось, после чего пальцем рисует на нём свое настроение (Несколько раз).
В: какой вывод можно сделать?
Д: Вывод: попадая в организм, холодный воздух нагревается и, поэтому мы выдыхаем тёплый воздух. Поэтому зеркало запотело.
В: Молодцы, ребята.
П: Переходим к следующему опыту.
Проверим силу вашего дыхания. Подставьте ладошки. Я каждому положу кусочек ваты. Поднесите ладошку ко рту и изо всей силы подуйте на вату. Чья вата улетит дальше всех? (Опыт повторяется несколько раз).
В: Какой вывод мы можем сделать?
Д: Вывод: Если вата летит далеко, значит, дыхание сильное.
В: Молодцы.
П: Один из самых интересных опытов – это опыт с воздушными шариками.
Нужно взять воздушные шарики и надуть их. Представьте себе, что это легкие человека.
В: Что произошло с лёгкими?
Д: Они надулись.
В: А сейчас сдуйте шарики. Что произошло с легкими?
Д: Лёгкие сдулись.
В: Какой же мы можем сделать вывод?
Д: Вывод: наши легкие, как воздушные шарики, при вдохе наполняются воздухом и становятся больше, а при выдохе воздух выходит из легких и они сдуваются.
П: Молодцы, ребята! Из вас получатся отличные учёные! На этом наши опыты завершаются. И я хочу спросить у вас – что вам понравилось в лаборатории?
Д: Нам понравилось проводить опыты.
П: Чему вы научились сегодня?
Д: Мы всегда выдыхаем не холодный, а тёплый воздух. Мы научились измерять силу своего дыхания, доказали, что при вдохе лёгкие становятся больше, а при выдохе – меньше.
П: Как вы считаете, что нужно делать, чтобы органы дыхания оставались здоровыми?
Д: Ответы детей.
Подводит итог П: Различные игры, дыхательная гимнастика развивают и укрепляют дыхательную систему. Здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того чем он дышит. Запыленность и загазованность вдыхаемоговоздуха приводит к повреждению органов дыхания и болезням. А теперь подумайте, какие существуют способы защиты от дыма?
Д: Нужно гулять на свежем воздухе в парках и лесу. Не курить.
В: Что нужно делать, чтобы укреплять своё здоровье, укреплять и защищать лёгкие?
Д: Дышать носом. Выполнять дыхательную гимнастику. Избегать мест с загрязненным воздухом. Чаще бывать за городом, там свежий, чистый воздух.
В: А теперь поблагодарим доктора Пилюлькина за помощь, скажем ему до свидания, и вернёмся в наш детский сад.
Без дыханья жизни нет.
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы,
Дышим он, и я, и ты.
Рефлексия: Где были, что делали, что узнали?