Когда нарушение звукопроизношения - это норма
Когда нарушение звукопроизношения у детей – это норма
Автор: Бидниченко Вера Николаевна
ФГКОУ «СОШ № 24»
Большинство детей не сразу начинают говорить правильно. Детская речь почти никогда не бывает чистой, что объясняется недостаточным развитием органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти и мягкого нёба. Большинство малышей в начале второго года жизни хорошо понимают слова взрослых , но сами ещё говорить не умеют. Так называемый «пассивный «словарь значительно больше «активного».Кроме того , дети ещё не могут воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи. И поэтому имеют ряд характерных ошибок при произношении. Ошибки звукопроизношения можно разделить на три группы: замены,пропуски, искажения. Кратко остановимся на каждой группе.
Часто ребёнку не получающийся звук проще заменить на более простой по артикуляции: «каса» (каша), «сапка» (шапка), «фани» (сани), «лыба»(рыба), «зук»(жук). Таким образом, дети заменяют на некоторое время отсутствующий звук. Если ребёнок не подобрал замену трудному звуку, он может его не произносить совсем, то есть пропускать: «ыба» (рыба), «апата»(лопата),»баабан»(барабан), « лягука»(лягушка) и т.д.
Таким образом, в период становления речи часть звуков полностью отсутствует или заменяется другими звуками. Наблюдается и неустойчивость в употреблении уже «освоенных « звуков, их смешение. Часто ребёнок начинает вставлять «новый «звук как говорится «Где надо и где не надо». Вот так звучала чистоговорка у моего трёхлетнего воспитанника Дениса: «Кошка в окошке шапку шьёт, мышка в шапошках ишбушку метёт».Четырёхлетний Артём прочитал на празднике четверостишье: «Осень в сад и к нам пришра, и подарки принесра. Ябраки красивые, баклажаны синие, дыни срадкие , арбуз, красный сахарный на вкус.»
Однако постепенно все недочёты уменьшаются и к 4,5-5 годам многие уже овладевают правильным звукопроизношением.
А вот третья группа нарушений звукопроизношения «искажения» заслуживает особого внимания. В этом случае трудный звук произносится, но неправильно, искажённо. Например, «горловое» Р.Если заглянуть в рот ребёнку при произнесении данного звука, то мы увидим, что язык пассивно лежит внизу, интенсивно вибрирует горло, в то время как при правильном произнесении язык вибрирует за верхними зубами. Сюда же относится и «хлюпающее» или «шепелявое» произношение звуков. Важно понять, что этот вид нарушений звукопроизношения, в отличие от первых двух, не может быть отнесёт к так называемому «возрастному косноязычию» и может быть вызван какими-то особыми причинами, а не только возрастным несовершенством речевого аппарата ребёнка. И, как правило, такие нарушения не проходят с возрастом без помощи специалистов.
Если вы замечаете, что проходит месяц за месяцем, а речь вашего ребёнка не становится лучше, стоит обратить на это внимание.