Перспективный план работы по ознакомлению детей с родным городом
Перспективный план работы по ознакомлению детей с родным городом для детей старшего дошкольного возраста
Авторы: Вильданова А.Т., Маннапова Ф.М., Нурлугаянова Г.Ф., Сагадиева Э.Н.
МАДОУ "Детский сад № 97", г. Уфа, Республика Башкортостан
Пояснительная записка
Проведя диагностику по родному краю по Р.Х. Гасановой, мы выявили, что знания детей непосредственно о городе, в котором мы живем, недостаточны, что привело нас к мысли разработать перспективный план занятий и мероприятий по ознакомлению детей с родным городом.
Свою методическую разработку мы назвали «Город, в котором мы живем» - это обобщенный опыт работы по воспитанию чувства любви к родному городу у детей дошкольного возраста, объединяющая в единое целое все задачи всестороннего воспитания: нравственное, умственное, эстетическое и физическое воспитание.
Данная разработка рассчитана на решение задач по воспитанию чувства любви к родному городу, родному краю. Используя темы занятий по знакомству дошкольников с родным городом, а также систему работы с детьми вне занятий показываем детям красоту нашего родного города, знакомим их с традициями, самобытным творчеством, искусством местного народа, учим детей заботится о природе, любить свой город и гордиться тем, что они в нем живут при этом, решая задачи по развитию всех сторон речи (развитие связной речи, развитие словаря, формирование грамматического строя речи.
Цель:
Воспитывать у дошкольников любовь к малой Родине.
Задачи:
- Расширить представление детей о родном городе.
- Знакомить со знаменитыми людьми, достопримечательностями.
- Приобщать к культуре, традициям, прошлому.
- Прививать чувство гордости, любви к своей республике, своему городу, малой родине.
Одна из задач в воспитании любви к своему родному городу, к своей Родине состоит в том, чтобы сделать процесс воспитания и познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка. Это дело не сможет в полной степени стать успешным без привлечения родителей, и их активного в нем участия. Известно, для того, чтобы воспитательная работа дала результаты необходимо объединить педагогов и родителей. Работа с родителями строится на принципах преемственности семьи и детского сада.
Цель работы с родителями: повышение активности родителей в воспитании у ребенка любви к родной республике, родному городу.
Задачи:
1. Побудить интерес со стороны родителей к истории, культуре, традициям, характеризующим национальный колорит нашего города Уфы.
2. Формировать у родителей ответственность за воспитание у детей любви к истории, культуре, природе родного города.
3. Способствовать активному участию родителей в жизни детского сада
4. Способствовать раскрытию творческих способностей в семье.
Распределение тематики занятий по неделям достаточно условно, не требуется соблюдать его буквально. Педагогу, работающему в группе, следует доверять собственному опыту, интуиции, опираясь на возможности детей. В течение недели осуществляется разнообразная комплексная работа, последовательность проведения которой педагоги, ориентируясь на представленную табличную форму, могут планировать по своему усмотрению.
ДАТА |
ТЕМА |
Интеграция областей |
Формы и методы работы с детьми |
Работа с родителями |
|
Сентябрь 1 неделя |
Наша Родина в России Цель: Уточнить знания детей о том, что у нашего города есть имя; как оно появилось; прививать чувство гордости за него. Формировать представления детей о родном городе, продолжать воспитывать любовь к родному городу. |
«Социально - коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Физическое развитие» «Художественно -эстетическое развитие» |
Рассматривание глобуса, карты Республики Башкортостан – формирование знаний детей о местоположении своего города. Беседы, вопросы детям, чтение, рисование по теме, игры. |
|
|
Сентябрь 2 неделя |
История города Цель: познакомить детей с историей возникновения города, его названия; вызвать интерес к своему городу, прививать чувство гордости за него. |
«Социально - коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно -эстетическое развитие» |
- Беседа «История города», - Чтение легенд о возникновении города, - Рассматривание открыток «Уфа». |
Предложить родителям посетить краеведческий музей для пополнения знаний детей о родном городе - Уфа. |
|
Сентябрь 3 неделя |
Символика города Цель: познакомить с символикой г. Уфы |
«Социально - коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно -эстетическое развитие» |
Знакомство с гербом города - знакомство с символикой г Уфы. - Д/И «Сложи герб и флаг г. Уфы» |
Задание для родителей: Придумай фамильный герб |
|
Сентябрь 4 неделя |
Знаменитые писатели из Уфы. Цель: Познакомить с творчеством Аксакова С.Т., развитие чувства эмпатии, сопереживания, преданности. |
«Социально - коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» |
Беседа «Знаменитые писатели из Уфы» Чтение Сказки Аксакова С.Т. «Аленький цветочек», Рассматривание иллюстраций к сказке. Д.И. «Верно-неверно» по сказке «Аленький цветочек». |
Конкурс рисунков, поделок по теме «Аксаковские дни» |
|
Октябрь 1 неделя |
Архитектура родного города- Уфа Цель: Познакомить детей с высотными домами, определить разницу между 5-ти этажным домом и высотным; рассмотреть элементы дома (крыша, стены, окна, балкон, двери и т.д.) активизировать словарь детей, воспитывать любовь, интерес и гордость к родному городу. |
«Социально - коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» |
Рассматривание фотографий, альбомов с сооружениями города Уфы. Беседа о архитектура родного города- Уфы Показ слайдов: Архитектура нашего города. Рисование по теме. |
Выставка творческих работ детей и родителей по теме недели «Архитектура родного города- Уфа»
|
|
Октябрь 2 неделя |
День рождение Республики Башкортостан! Цель: Познакомить детей с тем, что у города есть свой день рождения! расширять представления детей о Башкирии, как о родном крае, как о том месте, где он родился и живет и закреплять умение ценить культуру башкирского народа; продолжать знакомить детей с башкирскими народными играми; обогащать словарный запас и расширить кругозор; формировать интерес к познанию родного края и к ее культуре |
«Социально - коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Физическое развитие» «Художественно -эстетическое развитие» |
Рассматривание герба и географической карты РБ, просмотр альбома достопримечательностей г. Уфы. заучивание стихов про республику, беседы, рассказ воспитателя, чтение стихов, настольно-печатные игры: «Башкирская посуда», «Башкирские узоры», Дид/ игра «На что похоже?». Презентация: Показать, как украшен город |
Выставка творческих работ День рождение Республики Башкортостан!
|
|
Октябрь 3 неделя |
Знакомство детей с творчеством башкирского поэта М. Карима. Цель: вызвать у детей интерес к творчеству башкирского поэта, приобщать детей к культуре, развивать память. |
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». |
1. Беседа «Жизнь и творчество М. Карима». 2. Рассматривание фотоальбома «Музей М. Карима». Чтение стихотворений М. Карима. Конкурс чтецов. Стихи М. Карима |
Предложить родителям совершить экскурсию к памятнику М.Карима |
|
Октябрь 4 неделя |
Целевая прогулка по улице Лётчиков. Цель: Расширять представления детей об истории улицы родного города, расширить кругозор детей, воспитывать у детей любовь к родному городу. |
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». |
- Экскурсия, просмотр фотографий; рассказ, вопросы детям, чтение литературы, наблюдение, оформление фотовыставки; изготовление макета улицы Лётчиков. |
|
|
Ноябрь 1 неделя |
«Природа нашего города». Цель: Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе. |
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». |
Чтение стихов, загадывание загадок, речь с движением, беседа по картинам, д/игра «Что растет в родном краю?», рисование природы родного края. |
Консультация «Походы выходного дня» - показать здания, что находятся с домом детским садом, сфотографировать ребенка на улице. |
|
Ноябрь 2 неделя |
«Достопримечательности Уфы» (театры ) Цель: развивать интерес детей к сценическому искусству. Познакомить с различными жанрами (опера, балет, оперетта, кукольный театр, пантомима, драмтеатр). |
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». |
Беседы, чтение, рассказ, рассматривание иллюстраций, творческие задания, дидактические игры. |
Оформление альбома, Консультации для родителей «Куда сводить ребенка в Уфе» и др. |
|
Ноябрь 3 неделя |
«Национальный музей РБ г.Уфы». Цель: Расширять знания детей о музеях города Уфы. Дать представление о назначении музеев. Развивать интерес к истории родного края. Формировать бережное отношение к культурному наследию |
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», |
«Видеоэкскурсии по музеям Уфы» Игра-викторина «Что мы знаем о нашем городе» компьютерная презентация про экскурсию в «Музейно - культурный центр» города Уфа, «Виды музеев»; видеофильм; приглашение на экскурсию. словесные: рассказ-беседа воспитателя, художественное слово; - наглядные: показ слайдов «Виды музеев», «Музейно – культурный центр» города Уфы;- игра-путешествие;- видеофильм |
Анкетирование родителей. Консультация для родителей « Мой первый поход в музей». |
|
Ноябрь 4 Неделя
|
Музей коневодство и конного спорта «Акбузат». Цель: прививать детям любовь к родному краю. -познакомить с историей коневодства в уфе; -воспитывать гуманное отношение и любовь к животным; -кратко познакомить с породами лошадей и предназначением ипподрома |
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». |
- рассматривание картин, книг с иллюстрациями лошадей, наблюдения; - отгадывание загадок, разучивание стихотворений о лошадях - строение ипподрома; - дидактические игры «Кто где живёт?», «Кто на ипподроме живёт?». |
Предложить совершить экскурсию на ипподром «Акбузат» |
Дата |
Тема |
Интегрированные области |
Формы и методы работы с детьми |
Работа с родителями |
Декабрь 1 неделя |
Ленинский район. С чего началась история Ленинского района. Достопримечательности и архитектура нашего района. Улицы нашего района. Природа нашего района. Цель: Вызвать интерес детей к людям, живущим рядом, к ознакомлению с родным районом города Уфы, осуществление нравственно- патриотического воспитания через познание истории родного района города Уфы, его особенностях, традициях и культуре, через приобщение к истории. История возникновения улицы Ахметова. Цель: познакомить детей с историей возникновения данной улицы, воспитывать у детей желание и интерес к истории. |
Познавательное развитие Речевое развитие Художественно -эстетическое развитие |
Беседа, рассматривание иллюстраций, создание макета улицы, экскурсии по памятным местам района. |
Подготовка к выставке фотоальбома «Мой микрорайон Затон» |
Декабрь 2 неделя |
Достопримечательности г. Уфа. Цель: познакомить с достопримечательностью, памятником «Салавата Юлаева», рассказать историю возникновения данного памятника. |
Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие |
Занятие . Рассказ о возникновении памятника «Салават Юлаев», Рисование, беседа. |
|
Декабрь 3 неделя |
Музеи города Уфа Формировать у детей систему знаний о родном городе. Цель: Систематизировать полученную информацию через обобщение и классификацию.Расширять кругозор детей. Воспитывать любовь к родному городу.Воспитывать наблюдательность у детей. |
Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие |
Чтение познавательной литературы по теме. Просмотр фотографий о музеи. Работа с семьями по подготовке индивидуальных сообщений по теме занятия |
|
Декабрь 4 неделя |
Мой любимый город в преддверии нового года |
Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие |
Экскурсия к новогодней елке в парке «Волна», Конкурс творческого мастерства «Здравствуй, Новый год!» |
Конкурс новогодняя игрушка «Зимняя сказка» |
Январь 2 неделя |
Парки родного города. Парк Победы. Цель: способствовать расширению и углублению познаний к истории и культуре родного края. |
Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие |
Дидактическая игра «Достопримечательности г. Уфы» Просмотр фотографий о достопримечательностях г. Уфы. Беседа о парке Победы. |
Провести экскурсию с детьми в парк Победы. |
Январь 3 неделя |
Знаменитые художники родного города Уфа. Цель: познакомить детей со знаменитыми художниками родного города, способствовать развитию в направлении художественно-эстетического развития. |
Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие |
Беседа «Художники г.Уфы». Просмотр портретов знаменитых художников. Рисование портрет художника. |
Предложить родителям посетить выставки художников. |
Январь 4 неделя |
Домашняя утварь башкир. Цель: познакомить детей с утварью башкир, обратить внимание, что она отличается от утвари других народов. |
Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие |
1. Рассказ «Домашняя утварь башкир». 2. Просмотр иллюстраций. 3. Рисование «Пиала» |
|
Февраль 1 неделя |
Знаменитые певцы и танцоры оперы и балета Уфы Цель: познакомить с творчеством оперных певцов и танцоров родного города, расширить знания об опере и балете, расширить кругозор, обогащать знания детей о знаменитых людях города; воспитывать любовь к родному городу, вызвать чувство гордости своей малой родиной, воспитывать интерес к жизни знаменитых людей родившихся в нашем городе. Рассказать о заслугах перечисленных артистов, чем они прославил наш город, расширить знания и воспитывать интерес к искусству оперы и балета. Самостоятельно рисуют рисунки для оформления изовыставки. |
Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие |
Беседа «Знаменитые певцы и танцоры Уфы» Рассказ о творчестве оперных певцов Абдразаковых А.А. и И.А, танцора балета Нуриева Р.Х., Шаляпина Ф.И. Просмотр отрывков видеозаписей выступлений творчестве оперных певцов Абдразаковых А.А. и И.А, танцора балета Нуриева Р.Х., Шаляпина Ф.И., Показ отрывка из балета «Щелкунчик», «Спящая красавица» С.Р.И. «Мы в театре». Творческая игра со словом. «Фантазии о…» |
Просмотр отрывков постановок театра оперы и балета |
Февраль 2 неделя |
Предприятия родного города Цель: познакомить с предприятиями г.Уфы, воспитывать у детей чувство уважения к людям труда. Интерес к профессиям |
Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие |
Беседы о значимых предприятиях города, о нефнеперерабатывающих заводах. Просмотры видеофильмов |
Предложить родителям рассказать детям о своих профессиях. |
Февраль 3 неделя |
Национальные блюда. Цель: Дать понятие о традиционных национальных блюдах . Воспитывать у детей уважение к традициям народа. Умение сообща работать в коллективе. |
Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие |
Набор открыток Башкирские блюда. Рассматривание книги « Башкирской национальной кухни», беседы. |
Чаепитие с родителями |
Март 1 неделя. |
Природа Уфы Река Белая Цель: Уточнить представление детей о реках Башкортостана. Рассказать об особенностях реки Белой (Агидель). Знакомство с рекой Каридель (Уфимка) |
« Социально – коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» « Речевое развитие» «Физическое – развитие» « Художественно – эстетическое развитие» |
1. Рассказ о реках Башкортостана 2. Рассказ воспитателя о реке Белой 3. Рассказ о реке Каридель (Уфимка) |
|
Март 2 неделя |
Животный и растительный мир города Уфы Цель: Знакомство с разнообразием животного и растительного мира, их связью со средой обитания и произрастания. Расширить кругозор, фантазию и возможности выражения темы в разных видах деятельности |
« Социально- коммуникативное развитие» « Познавательное – развитие» « Речевое развитие» « Художественно – эстетическое развитие» |
Показ картинок о животных и растительных миров Рассказ воспитателя о животных Уфы, Загадки, чтение художественной литературы, наблюдение за природными явлениями |
|
Март 3 неделя |
«О правилах поведения на улице и в общественных местах» Цель: Пронаблюдать за выполнением правил дорожного движения пешеходами и водителями. Совершенствовать знания о правилах пешехода, которые должны соблюдать дети на тротуаре и проезжей части. |
«Социально – коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» |
Ситуация общения «Как правильно себя вести на дороге». Систематизировать имеющиеся знания о различных видах транспорта. План работы: 1. Рассматривание фотоальбома «Правила поведения в общественных местах». 2. Беседа с детьми по карте улиц. 3. Прогулки по улицам Уфы 4. Знакомство с правилами поведения на улице, в общественных местах. |
Предложить родителям нарисовать схему движения – маршрута от дома до детского сада |
Апрель 1 неделя. |
Затон Добро пожаловать в микрорайон. Затон. История возникновения. Улицы Затона. Достопримечательности нашего района. Цель: Обратить внимание детей на историю возникновения Затона, его особенностях, о традициях проведения праздников именно по микрорайону Затон. Знакомство детей с микрорайоном Затон с его прошлым и настоящим. Задачи: Расширить знания, представления детей о микрорайоне Затон и его окрестностях, улицах, знакомить детей с историей микрорайона, его достопримечательностями и природой. Воспитывать чувство гордости, умение видеть прекрасное и бережное отношение к родному микрорайону Затон. Продолжать развивать нравственно-патриотические качества у детей. |
«Социально – коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Физическое – развитие» «Художественно – эстетическое развитие» |
Рассказ воспитателя об истории возникновения микрорайона Затон, о его важном историческом значении (судоходство). Показ презентации микрорайона Затон. Экскурсия по ул. Летчиков, рассмотрение архитектуры улицы. Рассказ воспитателя о музее Судоходства находящегося на судоремонтном заводе РЭБОР по ул. Ахметова 207. Экскурсия в парк Волна. Ознакомление с природным богатством Затона. Рассказ воспитателя о Затоне, и почему он был так назван. |
Фотовыставка «Я живу в микрорайоне затон» |
Апрель 2 неделя |
«Нет краше улицы, чем та, где я живу» Ц: Расширять знания детей о городе Уфа. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города. Воспитывать интерес к родному городу, гордость, чувство восхищения . |
«Социально- коммуникативное развитие» «Познавательное – развитие» «Речевое развитие» «Художественно – эстетическое развитие» |
Продолжаем беседовать с детьми о разнообразии улиц в городе, рассказы детей об улицах известных людях в честь кого названы улицы родного края, наши великие земляки. Рассматривание календарей, иллюстраций, фотографий. |
|
Апрель 3 неделя |
Знаменитые композиторы Уфы. Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством композиторов нашего города. |
«Социально – коммуникативное развитие» « Познавательное развитие « « Речевое развитие» « Художественно- эстетическое развитие» |
Прослушивание мелодий и песен, рассматривание альбома композиторы РБ, знакомство с их биографией и творчеством. |
Прослушивание песен башкирских композиторов |
Апрель 4 неделя. |
«Башкирский ковер» Ц: Познакомить детей с орнаментом, его о особенностями. Продолжать знакомить детей с Башкирским орнаментом его контрастной цветовой гаммой. Воспитывать любовь к народному творчеству. |
«Социально – коммуникативное развитие» «Познавательное развитие « «Речевое развитие» «Художественно – эстетическое развитие |
Рассматривание иллюстрации, изображающих людей в национальных костюмах . Беседа о Башкирском орнаменте его построении, элементах цвете. Ознакомить детей с рукоделием Башкирского народа. |
Консультация для родителей. Рассказать детям, что такое орнамент, зачем люди делают узоры на коврах и других предметах мебели. |
Май 1 неделя. |
Знаменитые ветераны Уфы Цель: познакомить с подвигами Ковшовой Н.В., Гареева М.В, воспитывать патриотические чувства детей, формировать ценностные ориентации детей, связанные с героической историей города, воспитывать уважение к старшим поколениям. |
«Социально – коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Физическое – развитие» «Художественно – эстетическое развитие» |
Беседа «Знаменитые герои войны нашего города» Просмотр презентации П.И. «Снайперы» Рисование по теме «Подвиги наших прадедов» |
Участие родителей и детей в бессмертном полку. Беседа на тему «Кем был мой прадед». |
Май 2 неделя |
«Музей Боевой славы» ЦЕЛЬ: Подвести детей к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Родину, что люди всегда помнят о защитниках Отечества, в честь героев всегда слагают стихи и песни, воздвигают памятники. Расширять доступные детям представления о Великой Отечественной Войне, сохранять трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной Войны. Воспитывать чувство гордости за наших воинов, уважение к ветеранам |
«Социально- коммуникативное развитие» «Познавательное – развитие» «Речевое развитие» «Художественно – эстетическое развитие» |
словесные: беседа, объяснение, рассказ воспитателя; наглядные: демонстрация наглядного материала; практические: изготовление цветов, физкультминутка; поощрение. мультимедийный проектор, СD-проигрыватель, интерактивная доска |
|
Май 3 неделя |
«Путешествие по улице Ленина» Цель: закрепить знания детей о важных объектах в городе. Расширять знания детей о названии улицы. Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике улицы Ленина. |
«Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно- эстетическое развитие» |
Творческий рассказ «Я люблю свою улицу» Конкурс рисунка « Моя улица» Красивые уголки улицы Ленина»
|
|
Май 4 неделя. |
Сабантуй в Уфе. Цель: Познакомить детей с башкирскими народными праздниками. Дать знания о празднике Сабантуй. Развивать интерес к культурному наследию башкирского народа. |
«Социально- коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие»
|
Беседа о национальных праздниках, игры народов республики, Сюжетно-ролевая игра «Собираемся на праздник-Сабантуй». |
|