Роль музыки в развитии музыкальности детей
Роль музыки в развитии музыкальности детей
Автор: Тарновская Наталья Сергеевна
Музыка присутствует в жизни детей с самого раннего детства. Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека. Так как музыкальное искусство – искусство универсальное, проникающее во многие области человеческого бытия, то через занятия музыкальной деятельностью можно влиять на решение многих проблем в развитии речи, формировании внимания, развития памяти, воображения, фантазии.
Музыкальная деятельность работает на укрепление и сохранение физического и психического здоровья, влияет на эмоциональную сферу человека. И здесь хочется отметить, что реализация системно -деятельностного подхода к воспитательно - образовательному процессу не может быть реализовано каждым 1 участником образовательных отношений в отдельности, а возможна только в тесном взаимодействии музыкального руководителя с воспитателем. Поэтому очень важно найти наиболее комфортные и успешные способы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя. Предлагаем рассмотреть традиционные способы взаимодействия – это музыкальные занятия, утренники и развлечения.
В 20 веке первым поднял вопрос об обучении детей игре на простейших музыкальных инструментах Николай Афанасьевич Метлов. Он провел большую работу по созданию и совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд - металлофона и ксилофона. Был отобран репертуар, включающий народные попевки и другие произведения, удобные для исполнения на детских музыкальных инструментах.
Рассмотрим различные виды музыкальной деятельности детей в ДОО.
1. Игра на детских музыкальных инструментах. Дети очень любят играть на музыкальных инструментах, исполняя попевки, ритмические рисунки. Играя на инструментах, дети учатся различать их звучание, сами организовывают «оркестр», выбирают дирижера. Роль воспитателя – поощрять творческую активность детей, учить их договариваться, следить, чтобы игра не превратилась в ссору.
2. Музыкальная игра. Одна из наиболее ярких форм музыкальной самостоятельной деятельности детей. Игра может иметь развернутый характер и объединить в себе несколько видов деятельности (исполнение на металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т.д.). В этом виде самостоятельной деятельности детей воспитатель продолжает формировать у воспитанников умение договариваться, может подсказать завязку сюжета для игры, поддержать активность любого ребенка и помогает ему организовать коллективную игру.
3. Музыкально-дидактические игры. Музыкально-дидактические игры, используемые в самостоятельной музыкальной деятельности, развивают у детей способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, творческие способности. Музыкально-дидактические игры должны быть красочно, эстетично оформлены, подобраны по возрасту. Их можно использовать индивидуально и с подгруппой детей.
Известный отечественный психолог Л.В. Выготский писал о том, что во время восприятия искусства у человека возникают «умные эмоции», подчеркивал единство чувства и фантазии. Говоря о воздействии на человека музыки, он полагал, что ее действие может сказаться не сразу, а потом, в зависимости от того, «что она высвободит, а что оттеснит вглубь», подчеркивая воспитательное значение музыки, возможности организовать наше поведение в будущем.
Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. Музыка, оказывает большое влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение. Обучение пению повышает успехи в обучении чтению, развивает фонематический слух, улучшает пространственно-временные представления при изучении математики. Кратковременное прослушивание фрагментов активизирует аналитические отделы мозга. «Музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой для клеток мозга и развития связей между ними: вся кора головного мозга активна во время исполнения музыки, значит - активен весь человек».