Управление процессом повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО
Управление процессом повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО
Автор: Кошарная Ольга Викторовна
МБДОУ «Детский сад № 4», г. Звёздный, Россия
Аннотация: В статье рассматривается система работы дошкольной организации по формированию профессиональной компетентности педагогов.
Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональный стандарт, профессиональное развитие.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
ФГОС ДО и требования профессионального стандарта современного педагога в качестве приоритета образовательной политики определяют требования к высокому профессиональному уровню педагогов. Профессиональное становление педагога - сложный многоплановый процесс вхождения человека в профессию, характеризующийся неоднозначным вкладом личностного и деятельностного компонентов процесса образования при ведущей роли личности педагога.
В психолого-педагогической литературе нет однозначной трактовки понятия «компетентность», а разнообразие трактовок определяется различными подходами к решению исследователями научных задач (личностно-деятельностным, культурологическим и т.д.). Поэтому в педагогической науке понятие «профессиональная компетентность» рассматривается как совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; как объем навыков выполнения задачи; как комбинация личностных качеств и свойств; как комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; как теоретическая и практическая готовность к труду и т.д.
Точка зрения А.А. Вербицкого, который определяет компетентность как реализованную систему компетенций, интегральную, проявленную в деятельности, характеристику личности профессионала, определяющую успех дела и ответственность за ее результаты:
– гнoстическая: знания и представления педагога об особенностях своей профессиональной деятельности, специфике психофизического развития дошкольников; использование данных знаний в организации детских видов деятельности в дошкольном учреждении, создании социальной ситуации развития ребенка;
– коммуникативная: построение педагогически целесообразных взаимоотношений со всеми участниками педагогического процесса в ходе совместной деятельности, эмпатийность, гибкость;
– организационная: включение детей в активную деятельность, организация разных видов детской деятельности, самоорганизация самостоятельной деятельности и поведения; умение правильно организовать свое время; владение современными педагогическими технологиями;
– дидактическая: умение обучать детей навыкам, способность объяснять последовательность выполнения своих действий, «владеть словом лучше, чем учитель словесности» (П. Ф. Лесгафт), умение демонстрировать показ (образец выполнения деятельности); способность использовать различные методы и приёмы обучения в зависимости от возраста и решаемых задач; креативность;
– информационная: умение добывать необходимую информацию, критически ее оценивать; самостоятельность; владение навыками письменной и устной коммуникации; компьютерная грамотность; умение педагогически грамотно интерпретировать результаты мониторинга развития дошкольников, экспериментальных исследований; способность презентовать результаты своей деятельности;
– проектировочная: способность видеть перспективы своей деятельности; целеполагание; определение стратегии совместной деятельности, четкое ее планирование; ответственность; мобильность;
– конструктивная: умение определять тактику своей деятельности в реализации образовательных областей ФГОС ДО; способность определять цели, задачи, содержание, методы конкретных форм совместной деятельности сообразно возрасту и уровню развития детей;
– диагностическая: умение диагностировать уровень развития дошкольников; способность объективно анализировать полученные результаты; умение диагностировать собственное состояние здоровья, оценивать эффективность мероприятий; владение диагностическими методами и методиками; рефлексивность.
Так сложилась приемлемая для нас модель повышения профессиональной компетентности педагогов:
1. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической действительности (формирование психологической готовности педагога к труду на основе актуализации его индивидуального опыта)
2. Теоретическая готовность - совокупность знаний о педагогических фактах, принципах, целях, закономерностях, содержании, технологиях и результатах образования (формирование подготовленности педагога к освоению практических способов деятельности на основе знаний в области дошкольного образования)
3. Технологическая готовность - совокупность умений для творческого осуществления педагогической деятельности (формирование готовности педагога к реализации профессиональных функций)
4. Результативная готовность - способность определять продуктивность и результативность профессиональной деятельности и развития в целом (формирование целостного образа профессиональной компетентности в совокупности всех компонентов).
Развитие профессионального мастерства педагога становится особенно значимым в ДОУ, работающем в режиме развития.
Задача управления процессом повышения профессиональной компетентности педагогов – своевременно помочь педагогам, обеспечить профессиональный рост, разобраться в разнообразной педагогической и психологической информации, в научных инновациях. Поэтому в ДОО складывается система работы по всем направлениям формирования профессиональной компетентности педагогов и помогают в этом активные формы методической работы, при использовании которых формируются познавательный интерес и творческое мышление. Они строятся на диалоге, предполагающем обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы, на самостоятельном овладении педагогами знаниями в процессе активной познавательной деятельности. Практика показывает, что конечный результат любого дела будет высок и отдача эффективна, если при подготовке и проведении использовались разнообразные методы включения каждого педагога в активную работу.
- Мотивационно-ценностное отношение формируется через рефлексию собственной деятельности педагогов, обобщение и представление собственного опыта на совещаниях, семинарах, конференциях различного уровня (местного, районного, областного), проведение психологических и педагогических практикумов, когда педагогу предоставляется возможность не только самому научиться, но и научить других, занятия в психологическом клубе помогают гармонизации личности педагога, раскрытию и реализации его творческого потенциала, помогают комфортному, продуктивному общению с самим собой, другими педагогами, использование различных форм психологической работы - тренинговые ситуации, консультирование, психологические упражнения, игры-релаксации, игры-коммуникации, наставничество помогает повысить самооценку опытных педагогов, а молодым специалистам дает стимул для профессионального роста, обучение на курсах повышения квалификации, кружковая деятельность (передача своего увлечения детям).
- Теоретическая готовность формируется через организацию передачи знаний и опыта педагогов друг другу, а так же через самообразование, самоотчеты, собеседования с педагогами, использование анкет-мониторов, организацию выставок методической литературы с анонсированием самими же педагогами.
Наиболее распространенной формой методической работы с активным включением педагогов в творческую деятельность являются консультации. При планировании консультаций идет ориентация на возможности и индивидуальные особенности педагогов, уровень работы.
Содержание консультаций зависит от:
- годовых задач, стоящих перед ДОУ,
- трудностей, которые испытывают педагоги,
- интересов педагогов,
- от количества молодых специалистов.
К проведению консультаций подключаются более опытные педагоги, способные поделиться опытом работы. Часто используются ситуативные, кратковременные консультации, когда сразу же объясняется возникшая ситуация, разбирается ошибка и выход из сложившейся ситуации. Нередко практикуются консультация-диалог, ситуативные задачи, проблемные практические задания, анализ конкретных ситуаций, педагогические бои, деловые игры («Сказка-ложь, да в ней намек», «Проверь себя», «Новаторы и консерваторы» и др.) Молодому специалисту требуется показ на практике. Для этого используются открытые просмотры, а так же консультации в виде ролевых игр, когда воспитатели берут на себя роль детей, ведь профессионализм педагога, работающего с детьми, в первую очередь, связан с коммуникативной компетентностью – умением общаться и играть. Важно, чтобы педагог владел содержанием и методикой работы с детьми.
Психологами доказана зависимость усвоения материала от метода его сообщения. Процесс запоминания имеет свои особенности. При чтении лекции слушатели усваивают лишь пятую часть информации, при использовании наглядного материала, технических средств, при проведении дискуссий – до половины, а при разработке конкретных ситуаций – почти всю информацию. И если слушатели воспринимают не готовый материал, а открывают новое, информация становится их собственной позицией, которую они поддерживают и реализуют в педагогической практике.
Таким образом, различные формы консультаций:
- способствуют росту профессионализма педагога,
- расширяют кругозор педагогов, углубляют их знания,
- помогают преодолеть трудности в работе,
- знакомят с инновационными материалами, литературой,
- делают работу творческой.
Технологическая готовность заключается в повышении педагогической компетентности в методике дошкольного воспитания, т.е. в области способов формирования знаний, умений и навыков у дошкольников. Этому способствуют взаимопосещения с дальнейшим обсуждением и анализом, организация работы с молодыми специалистами, работа в творческих группах.
В ДОО работают несколько творческих групп (практически каждый педагог является участником какой-либо группы), группы работают по разным направлениям – техническое, духовно-нравственное, родительское образование и т.п. В состав групп входят как опытные педагоги, так и начинающие, что способствует передаче опыта молодым воспитателям. Группы созданы для решения возникающих проблем в процессе реализации программ, помощи в создании творческих разработок, модернизации планов работы, осмыслении информации о новых достижениях, технологиях и использовании их на практике. Так члены творческих групп участвуют во взаимопроверке при организации различных конкурсов, педагогами разрабатываются циклограммы видов деятельности по разделам программы «Детство», идёт модернизация календарного и тематического планирования, разрабатывается система диагностики.
Важная роль в повышении компетентности педагогов принадлежит проектной деятельности, т.к. проектирование является одним из современных методов в области образовательных технологий. Будучи включенной в организационную систему ДОО, эта технология становится инструментом саморазвития педагога. В дошкольном учреждении разрабатываются как педагогические, так и семейные, и детские проекты. Самый важный результат обучения на проектной основе - создание сообщества детей, воспитателей и родителей.
Результативная готовность формируется через развитие у педагогов педагогической рефлексии – к особому способу мышления, предполагающему отстраненный взгляд на педагогическую деятельность, собственный опыт и опыт коллег, а так же на собственную личность, т.е. умение интегрироваться с передовым педагогическим опытом, развивать способности, использовать внутренние резервы личности, проявлять творческую активность. Развитие педагогической рефлексии идет через самоизучение, анализ собственной деятельности педагога (занятий, мероприятий, использование новых форм и методов работы с детьми и родителями), целеполагание (как выбор личностно значимых целей), через взаимообсуждение с коллегами, игры-коммуникации, игры-релаксации, семинары-практикумы.
Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала, не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду.
Таким образом, профессиональная поэтапно развивающая подготовка воспитателей дошкольных образовательных учреждений должна выстраивается как продуктивная деятельность педагога, работающего в условиях инновационного режима. Эта деятельность выражается в умении трансформировать инновацию в образовательную практику, транслировать её и самому тиражировать посредством открытых образовательных занятий, печатных изданий, показывая и раскрывая принципиальные особенности инновационного процесса в непосредственной практике обучения дошкольников.
Проводимая нами работа, позволила значительно повысить компетентность педагогов и специалистов. Но по-прежнему, необходим поиск новых подходов, обеспечивающих эффективность инноватики. Именно поэтому так важно сейчас научить этому педагогов и изменить систему методической работы в дошкольных образовательных учреждениях.
Таким образом, мы рассматриваем становление профессиональной компетентности педагога как многоуровневый и многоэтапный процесс развертывания субъектности педагога в ходе его образования и управления собственным профессиональным развитием.
А управление процессом профессионального роста повышает интерес, вызывает высокую активность педагогов, совершенствует умения для разрешения реальных проблем, способствует формированию профессионального творческого мышления.
Список литературы:
1. Вербицкий А.А. Проблемные точки реализации компетентностного подхода, журнал «Педагогика и психология образования», М.,выпуск 2, 2012г.
2. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. «Личный и компетентностный подход в образовании: проблемы интеграции», М.: Логос, 2009 г.
3. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста // Лесгафт П.Ф. Избранные труды / Сост. И. Н.Решетень, М.: ФиC, 1987г.
4. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
5. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации, М.:Аспект Пресс, 2000г.
6. Неустроева А.Н. Компетентность как интегральная характеристика современного педагога/ А.Н.Неустроева//Философия образования, Т.34, №1, 2011г.