Театральный проект "Бродячие артисты"
Театральный проект "Бродячие артисты"
Авторы: Дудникова Наталья Викторовна,
Царегородцева Надежда Николаевна,
Скорова Людмила Владимировна
МБДОУ «Детский сад № 5», пгт. Нижний Одес
Паспорт проекта.
Название проекта: «Бродячие артисты».
Возраст детей: 4-5 лет.
Название и форма итогового мероприятия: музыкальная композиция «Бродячие артисты» - выступление в ежегодном фестивале «Нижнеодесские звездочки», посвящённом 55-летию пгт. Нижний Одес, приуроченного к Году Театра.
Вид проекта (по продолжительности, по типу): познавательно- речевой.
По доминирующему методу: игровой.
По характеру содержания: групповой.
По числу участников: группа воспитанников 4-5 лет (23 ребёнка), воспитатели группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель
По времени проведения: краткосрочный - 3 недели.
Цели проекта:
- практическая: дать возможность каждому ребёнку творчески реализовать свои способности через организацию игр-драматизаций в группе, выступления на профессиональной сцене;
- педагогическая: создать условия для развития и поддержания интереса у детей и родителей к театру, к профессии актёр.
Задачи проекта:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- Развивать навыки совместной игровой деятельности детей в ходе инсценирования литературных текстов.
- Воспитывать доброжелательное отношение при общении друг с другом.
- Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс детского творчества,
- Развивать совместную деятельности детей и родителей.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- Познакомить с профессией артиста, с театральными атрибутами (костюмы, грим).
- Развивать психические процессы: память, внимание, речь.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- Развивать у детей артистические способности через театральную деятельность.
- Учить использовать средства выразительности в играх-драматизациях (поза, жесты, мимика, голос, движения).
- Заинтересовать детей и взрослых изготовлением декораций, костюмов, реквизита, а так же в активном участии при подготовке итогового мероприятия.
Образовательная область «Речевое развитие»:
- Развивать литературную речь.
- Приобщать к словесному искусству.
- Обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения в играх-драматизациях.
- Обеспечивать совершенствование умений художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов (пересказывать от лица героя, выразительно рассказывать стихи).
Образовательная область «Физическое развитие»: Содействовать интеграции двигательной деятельности на основе движения, игры, сюжета и музыки, вызвать положительные эмоции, чувства радости, веселья с помощью упражнений.
Участники: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.
Содержание проекта
«Остров театральный в нашей группе есть.
Населен талантами абсолютно весь.
Группа театральная весело живет:
танцует, выступает, песенки поет»
1. Актуальность проекта.
Театр - это мир детских фантазий и благодатная почва для творчества. Много лет назад появились бродячие артисты, они ходили, ездили по городам и показывали свои таланты. Театральные артисты – это веселье и смех, развлечение, отдых, хорошее настроение.
После просмотра мультфильма «Бременские музыканты» у детей появилась познавательная активность и дети захотели окунуться в театральный мир и найти ответы на интересующие вопросы.
Дети группы очень любят игры-драматизации, которые включают в себя инсценирование песен, инсценирование сказок, инсценирование литературных текстов, инсценирование потешек. Наблюдение за детьми нашей группы выявило, что дети в своём игровом творчестве частично используют элементы драматизации. Они обыгрывают различные события, изображают повадки животных, они легко инсценируют потешки и сказки когда играют в настольный театр или в миниатюры по типу режиссёрской игры. Однако при подготовке весеннего утренника, в содержание которого входила игра-драматизация мы столкнулись со следующими проблемами:
- дети не умеют вести диалог в соответствии с литературным текстом (наблюдаются заминки, очень часто требуются подсказки взрослого),
- дети не знают названия предметов театрально-игрового оборудования,
- некоторые дети скованны, стесняются, очень тихо произносят свои реплики.
Как формировать у детей навыки драматизации литературных произведений? Как привлечь таких малышей к инсценирование литературных текстов? Изучив методическую литературу, мы пришли к выводу, что эти проблемы можно решить с помощью проекта «Бродячие артисты». Ведь музыка и драматизация близки и понятна детям, а литературное произведение всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.
Проект «Бродячие артисты» рассматривается как средство для подготовки игр-драматизаций, которые строятся на основе музыкальных и литературных произведений. Драматизация приучают ребёнка к самостоятельному поиску средств выразительности. К этой работе активно привлекаются родители.
2. Ожидаемый результат.
У детей и родителей появится интерес к профессии театрального артиста. В результате проведенной работы дети смогут применять полученные знания в самостоятельной деятельности.
Родители будут вовлечены в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада, вместе с детьми примут активное участие в изготовлении костюмов для выступления на «гастролях».
У детей сформируется устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в спектаклях, гастролях. Дети станут еще дружнее и сплоченнее.
Дети будут ориентироваться в музыкальном зале, группе, передвигаться в определенном направлении самостоятельно.
Будут созданы условия для организации игр-драматизаций в группе - пополнится театральный уголок группы (костюмы, маски, декорации).
3. План реализации.
Этап проекта |
Срок реализации |
Содержание |
Участники |
Подготовительный этап (теоретический) |
1 неделя (1, 2 день) |
Определение темы. Опрос и беседы, выявляющие знания и представления детей о театре, об артистах. Определение актуальности и значимости проекта. Постановка цели и задач. Определение содержания проекта. Подбор дидактических пособий, демонстрационного материала, методической литературы, книг по теме проекта. Создание игровой среды для самостоятельной игровой деятельности. Консультация для родителей «Театр жизни ребенка». |
Воспитатель группы |
Основной этап (практический) |
1 неделя (3 – 5 день), 2 неделя, 3 неделя (1 – 3 день) |
Просмотр презентаций. Беседа на тему: «История театра», «Что такое театр» Показ сказок (по выбору детей). Слушание сказки (фонограмма) и показ детьми под фонограмму. Этюды: Удивление», «Северный полюс», «Провинившийся», «Хочется спать», «Любопытный мышонок» и другие. Обыгрывание потешек, мини-сценок и т. д. Ритмопластика: «Поймай лучик», «Не ошибись», «Лягушка», «Цапля». Игровые ситуации: «Необычная кукла», «Найди отличия», «Из чего сделана кукла», «Сделай как на картинке». Рисование «Моя любимая сказка», «Театральный герой», «Пригласительный билет». Ручной труд: изготовление театра из бросового материала. Выставка головных уборов и париков для артистов. Изготовление пригласительных билетов, подбор реквизитов для выступления. Оформление выставки в книжном уголке для детей «Азбука театра». Оформление информационного стенда для родителей: «Театр в жизни ребенка», «Эмоции и их роль в жизни ребенка» Папка–передвижка для родителей «Поиграйте с нами!». Мастер-класс для родителей: «Театральная деятельность в детском саду. Виды театра». Репетиции в Доме Культуры пгт. Нижний Одес |
Воспитатель группы, дети, родители |
Заключительный этап |
3 неделя (4 – 6 день) |
Показ младшим детям сказки «Репка». Систематизация практического материала, оформление презентации по результатам проекта. Оформление фотовыставки. Анализ результатов проекта. Обсуждение планов на будущее. Выступление в Доме Культуры пгт. Нижний Одес |
Воспитатель, дети, родители. |
4. Продукт проекта:
1. Музыкальная композиция «Бродячие артисты» - выступление на ежегодном фестивале «Нижнеодесские звездочки», посвящённом 55-летию пгт. Нижний Одес, приуроченного к Году Театра.
2. Презентация «Проект «Бродячие артисты».
5. Ресурсы, оборудование:
- мультимедийная техника;
- аудио, видеоматериалы, обучающий электронный материал;
- фото, иллюстрации, презентации.
- цифровой фотоаппарат;
- методические разработки, подборки сценариев, развлечения, упражнений, этюдов, и т.д.;
- фонограммы сказок;
- театральные атрибуты.
Выводы:
В результате данного проекта дети получили элементарные представления о театральных артистах, о театральных атрибутах.
Дети смогли стать артистами и выступили на «большой» сцене Дома Культуры.
В результате проведенной работы дети смогут применять полученные знания в самостоятельной деятельности.
Перспектива проекта:
1. Продолжать учить детей самостоятельно выбирать средства для передачи образов, передачи диалогов, действий героев, совершенствовать исполнительские умения детей, стимулировать желание детей изменять действия, вводить свои реплики.
2. Игры-драматизации на основе литературных произведений будут направлены на развитие у детей ощущений, чувств и эмоций, мышления., воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных).
3. Участие в проекте детского сада «Театр и дети».
Литература:
1. Алянский Ю. «Азбука театра».
2. Буренина А.И. «Театр всевозможного».
3. Бодраченко И.В. «Театральные музыкальные представления для детей».
4. Детская энциклопедия «О театре».
5. Зацепина М.Б. «Развитие ребенка в театральной деятельности».
6. Кондратьева О.И. «Работа театрального кружка».
7. Миханёва М.Д. «Театральные занятия в детском саду».
6. Полицына Р.М. «Театрализованная деятельность в работе с детьми».
7. Пылаева С. «Шанежка».
8. Родина М.И. «Методическое пособие для театральной деятельности».
9. Шарыгина Т.А. «Сценарии детских праздников».
10. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду».
11. Яшина С.Б. «10 правил успешной костюмерной».