Картотека сюжетно-ролевых игр в средней группе
Картотека сюжетно-ролевых игр в средней группе
Автор: Задоркина Алла Анатольевна
Возрастная группа |
Средняя группа |
|
№ недели/месяц |
1 неделя октября |
|
Тема недели |
«Осень» |
|
Название игры. Сюжет |
«Путешествие по городу» |
|
Программное содержание |
Расширять знания детей о работе шофёра, экскурсовода, закреплять умение действовать с воображаемыми объектами |
|
Игровые роли/игровые действия |
Шофёр |
Управляет автобусом (рулит, нажимает на педали, сигналит), едет по маршруту, на заправку, в гараж |
Пассажиры |
Договариваются, собираются в поездку (одеваются, собирают сумки, рюкзаки, берут с собой детей, животных), ждут автобус на остановке, входят - выходят на остановке, покупают билет, занимают места |
|
Кассир |
Продаёт билеты, объявляет отправку автобуса |
|
Экскурсовод |
Объявляет остановки, проводит экскурсии |
|
Начало игры |
Вариант № 1: Дети с воспитателем строят автобус. - Ребята, я хочу предложить вам поехать на экскурсию. Согласны? Тогда садитесь скорее в автобус. Кто будет шофёром? Экскурсоводом? |
|
Вариант № 2: Просмотр мультимедийной презентации «Прогулки по городу» - Ребята, а вы хотели бы поближе познакомиться с нашим городом? Давайте придумаем, как это можно сделать |
||
Окончание игры |
Вариант № 1: Наступил вечер, наша экскурсия подошла к концу, пора возвращаться домой |
|
Вариант № 2: Ребята, следующая остановка – Детский сад. Давайте на память об экскурсии нарисуем достопримечательности нашего города и сделаем альбом |
||
Активизация игровых действий |
Поломка автобуса. Вызов ремонтной бригады |
Возрастная группа |
Средняя группа |
|
№ недели/месяц |
2 неделя октября |
|
Тема недели |
Овощи и фрукты |
|
Название игры. Сюжет |
Магазин «Овощи и фрукты» |
|
Программное содержание |
Закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания о фруктах и овощах. Познакомить детей с трудовыми действиями продавца |
|
Игровые роли/игровые действия |
Продавец |
Продаёт, берёт деньги, даёт сдачу |
Покупатель |
Покупает, оплачивает, берёт сдачу, несёт товар домой |
|
Шофёр |
Привозит товар в магазин |
|
Начало игры |
Вариант № 1: Воспитатель: Где покупают овощи и фрукты ваши родители? Правильно, в магазине. А как называется тот магазин, где продают фрукты и овощи? «Наш магазин мы открываем, За покупками всех приглашаем» |
|
Вариант № 2: Дети, к нам сегодня придут гости, а угостить их нам нечем. Давайте пойдём в магазин и купим для гостей фруктов. Нам в магазине нужен продавец, |
||
Окончание игры |
Вариант № 1: Ребята, мы сегодня с вами побывали в магазине, купили фрукты и овощи. Это очень полезные продукты, в них много витаминов.
|
|
Вариант № 2: «Магазин закрывается , продавец уходит домой»
|
||
Активизация игровых действий |
Воспитатель : «Ребята, в магазине закончились фрукты, кто привезёт товар в магазин?» |
Возрастная группа |
Средняя группа |
|
№ недели/месяц |
3 неделя октября |
|
Тема недели |
Грибы и ягоды |
|
Название игры. Сюжет |
«Поездка за грибами» |
|
Программное содержание |
Помочь создать игровую обстановку, поддержать ролевой диалог; развивать игровые умения и воображение |
|
Игровые роли/игровые действия |
Грибники-дети |
Ищут грибы в лесу |
Шофёр |
Везёт грибников в лес |
|
Начало игры |
Вариант № 1: Создание игровой обстановки «лес». Воспитатель: « Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие в лес за грибами. Кто хочет поехать?» |
|
Вариант № 2: « Ребята занимайте в автобусе места. Мы отправляемся в путешествие. (Поем песенку «Мы едем, едем, едем в далекие края….») Но вот остановка, пора выходить, искать грибы. |
||
Окончание игры |
Вариант № 1: «Ребята посмотрите - у вас уже полные лукошки, нам пора возвращаться в детский сад» |
|
Вариант № 2: «Ребята, начался дождь, занимайте в автобусе места – мы отправляемся домой» |
||
Активизация игровых действий |
Приехали домой . «Ребята, давайте испечём пирог с грибами .Что нам для этого понадобится?» |
Возрастная группа |
Средняя группа |
|
№ недели/месяц |
4 неделя октября |
|
Тема недели |
«Все готовятся к зиме» |
|
Название игры. Сюжет |
«Моряки-рыбаки» |
|
Программное содержание |
Познакомить с трудовыми действиями капитана, моряков-рыбаков, повара (кока) |
|
Игровые роли/игровые действия |
Капитан |
Ведёт судно, крутит штурвал, смотрит в бинокль |
Моряки-рыбаки |
Моют палубу, раскручивают сеть, бросают в море, ловят рыбу |
|
Врач |
Осматривает моряков перед плаванием, лечит заболевших на корабле |
|
Повар (кок) |
Готовит еду, кормит моряков |
|
Водитель |
Подъезжает к кораблю, покупает у рыбаков рыбу, загружает её в машину и отвозит в магазин |
|
Начало игры |
Вариант № 1: Беседа «Кто работает на корабле». Разыгрывается сюжет: «Строим корабль» |
|
Вариант № 2: Просмотр фотографий, картин о море, моряках, кораблях. Разыгрывается сюжет: «Моряки ловят рыбу, работают рыболовами» |
||
Окончание игры |
Вариант № 1: Грузовой трюм наполнен рыбой, пора возвращаться в порт |
|
Вариант № 2: Кораблю необходимо становиться в порт на ремонт |
||
Активизация игровых действий |
На корабле возникла эпидемия «Морской болезни», срочно нужно принимать меры |
Возрастная группа |
Средняя группа |
|
№ недели/месяц |
5 неделя октября |
|
Тема недели |
Сельская местность |
|
Название игры. Сюжет |
«Зоопарк» |
|
Программное содержание |
Расширять знания детей о работе экскурсовода, кассира. Познакомить с их трудовыми действиями |
|
Игровые роли/игровые действия |
Кассир |
Продажа билетов для посещения зоопарка (после того, как ребёнок отгадает загадку) |
Экскурсовод |
Рассказывает про животных, беседует с детьми |
|
Дворники |
Убирают и чистят клетки животных |
|
Посетители |
Кормят животных, сопровождают экскурсовода |
|
Начало игры |
Вариант № 1: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами тоже отправимся в небольшое путешествие, но прежде чем узнать, куда мы отправимся, вы должны отгадать мою загадку: Ты иди сюда скорей Посмотри-ка на зверей На заморских, очень редких Что живут в просторных клетках (Зоопарк) |
|
Вариант № 2: Воспитатель с детьми читают книгу «Тараканище» К.Чуковского, неожиданно у воспитателя звонит телефон, он отвечает на звонок и потом сообщает детям: «К нам едут 8 животных! Интересно, а куда же мы их всех расселим, где же они у нас будут жить?» |
||
Окончание игры |
Вариант № 1: Ребята, ну а теперь нашим животным нужно отдохнуть, а нам пора возвращаться в сад. Посмотрите, что это? (на ковре лежат следы животных). Давайте посмотрим, куда они нас приведут. Дети идут по следам. |
|
Вариант № 2: Экскурсовод посмотрел на часы и обратил внимание ребят на то, что зоопарку пора закрываться, а животным нужно отдохнуть. |
||
Активизация игровых действий |
Один из животных поранил лапу и нужно везти его к ветеринару. Тигр прогрыз клетку и сбежал в город, нужно вызвать службу спасения и вернуть его обратно. |
Возрастная группа |
Средняя группа |
|
№ недели/месяц |
1 неделя ноября |
|
Тема недели |
«Домашние животные» |
|
Название игры. Сюжет |
«В гости к бабушке» |
|
Программное содержание |
Формирование у детей элементарных представлений о способах взаимодействия с домашними животными |
|
Игровые роли/игровые действия |
Машинист |
Перевозит детей |
Игрушки-домашние животные |
Обыгрывание детьми |
|
Начало игры |
Вариант № 1: Давайте, поедем на поезде в деревню к бабушке. Кто управляет поездом? Я буду машинистом, а вы пассажирами. Садитесь, поезд отправляется в деревню. |
|
Вариант № 2: Домашние животные просят о помощи, им негде жить. Что делать? Дети решают построить дома для животных и позаботиться о них |
||
Окончание игры |
Вариант № 1: «Ребята, бабушку мы проведали. С домашними животными познакомились, поиграли – пора возвращаться домой» |
|
Вариант № 2: Что построили для домашних животных? Удобно ли было вашим животным? Как заботились? Всё ли успели? |
||
Активизация игровых действий |
«Ребята, животных необходимо покормить, давайте их выпустим на луг попастись» |
Возрастная группа |
Средняя группа |
|
№ недели/месяц |
2 неделя ноября |
|
Тема недели |
«Домашние птицы» |
|
Название игры. Сюжет |
«Ветеринарная лечебница» |
|
Программное содержание |
Вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача |
|
Игровые роли/игровые действия |
Ветеринарный врач |
Принимает больных, выслушивает жалобы их хозяина |
Медсестра |
Выписывает рецепт |
|
Работник вет.аптеки |
Продаёт по рецепту лекарство для животных |
|
Хозяева больных животных |
Приносят больных животных, идут в вет.аптеку и покупают лекарство |
|
Начало игры |
Вариант № 1: Слушание сказки К.Чуковского «Доктор Айболит», рассматривание с детьми иллюстраций к сказке. Ребята, давайте тоже организуем Лечебницу для животных Кто будет ветеринарным врачом? |
|
Вариант № 2: По дороге на работу я встретила хромого котёнка, с ним что-то случилось, необходимо ему помочь. Ребята ,что можно придумать? |
||
Окончание игры |
Вариант № 1: Все животные поправились, ветеринарная лечебница закрывается. Приходите завтра. |
|
Вариант № 2: Котёнок поправился, снова сможет бегать как раньше. Давайте с ним поиграем! |
||
Активизация игровых действий |
Поступил звонок – за городом обнаружили больного лисёнка. Надо срочно его привезти в вет.лечебницу. Давайте сделаем машину вет.помощи и отправимся за ним! |
Возрастная группа |
Средняя группа |
|
№ недели/месяц |
3 неделя ноября |
|
Тема недели |
Мой город |
|
Название игры. Сюжет |
«Путешествие на автобусе» |
|
Программное содержание |
Формировать представления детей о профессиях : водителя, кондуктора, бензозаправщика, механика |
|
Игровые роли/игровые действия |
Водитель |
Управляет автобусом (рулит, нажимает на педали, сигналит), едет по маршруту, на заправку, в гараж, вызывает по телефону механика, помогает механику ремонтировать автобус |
Кондуктор |
Просит оплатить проезд, продает и проверяет билеты, объявляет остановки, показывает свободные места, следит за порядком в салоне |
|
Пассажиры |
Договариваются, собираются в поездку (одеваются, собирают сумки, рюкзаки, берут с собой детей, животных), ждут автобус на остановке, входят - выходят на остановке, покупают билет, занимают места |
|
Бензозаправщик |
Заправляет автобус бензином |
|
Механик |
Ищет и устраняет поломки в машине, проверяет машину перед рейсом, выезжает по вызову |
|
Начало игры |
Вариант № 1: Механик проверяет автобус перед рейсом, а пассажиры договариваются, куда поедут, собираются в дорогу. |
|
Вариант № 2: Пассажиры доехали до пункта назначения, автобус возвращается в гараж. |
||
Окончание игры |
Вариант № 1: Детям приносят приглашение отправиться в путешествие на новом автобусе в лес (на озеро, в другой город) |
|
Вариант № 2: Пассажиры возвращаются из путешествия домой, автобус едет в гараж |
||
Активизация игровых действий |
Автобус сломался, водитель вызывает по телефону механика из автосервиса. В автобусе скоро закончится бензин, водитель едет на АЗС |
Возрастная группа |
Средняя группа |
|
№ недели/месяц |
4 неделя ноября |
|
Тема недели |
Дети и игра |
|
Название игры. Сюжет |
«Я – водитель» |
|
Программное содержание |
Расширять у детей представления о профессии шофёра |
|
Игровые роли/игровые действия |
Водитель такси |
Доставляет пассажиров до места, берёт деньги за проезд |
Водитель грузовой машины |
Нагружает и выгружает грузы |
|
Механик |
Производит ремонтные работы, проверяет машину перед поездкой |
|
Заправщик |
Вставляет шланг, заливает бензин, берёт деньги |
|
Начало игры |
Вариант № 1: Познакомить с простыми жестами регулирования : «остановиться», «приготовиться», «проезд разрешён». Разыгрывается сюжет : «Такси везёт пассажиров» |
|
Вариант № 2: Чтение Э.Мотковская «Я автомобиль». Разыгрывается сюжет : «Заправляю машину» |
||
Окончание игры |
Вариант № 1: Наступил вечер, закончился рабочий день, машинам нужно отправляться в гараж |
|
Вариант № 2: Инспектор ГИБДД предлагает машинам отправиться на техосмотр в гараж |
||
Активизация игровых действий |
На заправке закончился бензин. Нужно срочно ехать на нефтебазу |
Возрастная группа |
Средняя группа |
|
№ недели/месяц |
1 неделя декабря |
|
Тема недели |
«Водная стихия» |
|
Название игры. Сюжет |
«Путешествие на пароходе» |
|
Программное содержание |
Расширять знания детей о работе капитана, моряков, познакомить с их трудовыми действиями |
|
Игровые роли/игровые действия |
Моряки |
Смотрят в бинокли, моют палубу, поднимают якорь |
Капитан |
Управляет пароходом, следит за порядком на судне |
|
Пассажиры с детьми |
Отправляются в отпуск |
|
Врач |
Следит за здоровьем экипажа и пассажиров |
|
Начало игры |
Вариант № 1: Ходит город-великан |
|
Вариант № 2: Экипаж, прошу пройти по трапу на борт судна. Занять всем свои места. Пассажиры, приобретайте билеты. Ждем вас на борту! Наш пароход «Смелый» отправляется по маршруту «Морское путешествие». |
||
Окончание игры |
Вариант № 1: Наше путешествие на пароходе «Смелый» по побережью Черного моря подходит к концу. Держим курс к пристани «Тихая». |
|
Вариант № 2: Спустить якорь на воду! Опустить трап! Всем спасибо, за приятно проведенное время! Ждем вас на борту нашего парохода «Смелый». |
||
Активизация игровых действий |
Внимание, команда! Начинается шторм! Слева по борту маяк! Права руля! Пассажирам срочно разместиться по каютам на нижней палубе! Проверяем компасы, держим курс только на юг. |
Возрастная группа |
Средняя группа |
|
№ недели/месяц |
2 неделя декабря |
|
Тема недели |
«Красавица Зима» |
|
Название игры. Сюжет |
«Почта» |
|
Программное содержание |
Формировать у детей представление о труде работников почты |
|
Игровые роли/игровые действия |
Почтальон |
Берёт на почте письма, газеты, открытки; разносит их по адресам |
Приёмщик |
Обслуживает посетителей , принимает посылки |
|
Шофёр |
Вынимает из почтового ящика письма и открытки, подвозит на почту новые газеты и журналы |
|
Посетители |
Отправляют письма, открытки, посылки, покупают конверты |
|
Начало игры |
Вариант № 1: Разыгрывается сюжет: «Отправить посылку своей бабушке» |
|
Вариант № 2: Разыгрывается сюжет: «Шофёр везёт почту» |
||
Окончание игры |
Вариант № 1: Бабушка получила посылку, и пригласила работников почты на чай |
|
Вариант № 2: Почта у шофёра закончилась, и он ставит машину в гараж |
||
Активизация игровых действий |
Поднялась метель, шофёр заблудился (необходимо вызвать МЧС) |
Возрастная группа |
Средняя группа |
|
№ недели/месяц |
3 неделя декабря |
|
Тема недели |
«Домашние птицы» |
|
Название игры. Сюжет |
«Ветеринарная лечебница» |
|
Программное содержание |
Вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача |
|
Игровые роли/игровые действия |
Ветеринарный врач |
Принимает больных, выслушивает жалобы их хозяина |
Медсестра |
Выписывает рецепт |
|
Работник вет.аптеки |
Продаёт по рецепту лекарство для животных |
|
Хозяева больных животных |
Приносят больных животных, идут в вет.аптеку и покупают лекарство |
|
Начало игры |
Вариант № 1: Слушание сказки К.Чуковского «Доктор Айболит», рассматривание с детьми иллюстраций к сказке. Ребята, давайте тоже организуем Лечебницу для животных Кто будет ветеринарным врачом? |
|
Вариант № 2: По дороге на работу я встретила хромую синичку, с ней что-то случилось, необходимо ей помочь. Ребята ,что можно придумать? |
||
Окончание игры |
Вариант № 1: Все животные поправились, ветеринарная лечебница закрывается. Приходите завтра. |
|
Вариант № 2: Синичка поправилась, снова сможет летать как раньше. Давайте с ней поиграем! |
||
Активизация игровых действий |
Поступил звонок – за городом обнаружили больного филина. Надо срочно его привезти в вет.лечебницу. Давайте сделаем машину вет.помощи и отправимся за ним! |
Возрастная группа |
Средняя группа |
|
№ недели/месяц |
2 неделя января |
|
Тема недели |
Наши добрые дела |
|
Название игры. Сюжет |
«У нас дома уборка» |
|
Программное содержание |
Развивать игровые умения и воображение |
|
Игровые роли/игровые действия |
Мама |
Сообщает, что надо сделать по дому, руководит уборкой, готовит обед. |
Папа |
Что-то ремонтирует (кран, стул, чайник, пылесос и т.д.) |
|
Дети, бабушка и дедушка |
Гладят бельё; вытирают пыль и пылесосят; убирают игрушки; моют посуду и покупают продукты; выносят мусор; гуляют с собакой, моют ей лапы и расчёсывают; фотографируют для семейного альбома |
|
Начало игры |
Вариант № 1: Папа (дети, бабушка, дедушка) зовёт всех на горку (в кино, на пикник и т.д.), а у мамы накопилось много дел по дому, ей некогда. Чтобы мама могла пойти с семьёй, папа и дети решают ей помочь. |
|
Вариант № 2: В доме ждут гостей (бабушку, дедушку, друзей и т.д.). Все вместе делают уборку и готовят праздничный обед. |
||
Окончание игры |
Вариант № 1: Все любуются порядком в доме, обедают и идут в парк (на каток, в театр и т.д.) |
|
Вариант № 2:. Встречают и угощают гостей. |
||
Активизация игровых действий |
Дети пошли выгуливать собаку, а она убежала и потерялась. Мама пекла пирог, а духовка сломалась, надо вызывать мастера. |
Возрастная группа |
Средняя группа |
|
№ недели/месяц |
3 неделя января |
|
Тема недели |
«В зимнем лесу» |
|
Название игры. Сюжет |
«Зоопарк» |
|
Программное содержание |
Формировать представления детей о профессии экскурсовода, кассира. Развивать игровые умения и воображение |
|
Игровые роли/игровые действия |
Кассир |
Продажа билетов для посещения зоопарка (после того, как ребёнок отгадает загадку) |
Экскурсовод |
Рассказывает про животных, беседует с детьми |
|
Дворники |
Убирают и чистят клетки животных |
|
Посетители |
Кормят животных, сопровождают экскурсовода |
|
Начало игры |
Вариант № 1: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами тоже отправимся в небольшое путешествие, но прежде чем узнать, куда мы отправимся, вы должны отгадать мою загадку: Ты иди сюда скорей Посмотри-ка на зверей На заморских, очень редких Что живут в просторных клетках (Зоопарк) |
|
Вариант № 2: Неожиданно у воспитателя звонит телефон, он отвечает на звонок и потом сообщает детям: «К нам едут 8 животных! Интересно, а куда же мы их всех расселим, где же они у нас будут жить?» |
||
Окончание игры |
Вариант № 1: Ребята, ну а теперь нашим животным нужно отдохнуть, а нам пора возвращаться в сад. Посмотрите, что это? (на ковре лежат следы животных). Давайте посмотрим, куда они нас приведут. Дети идут по следам. |
|
Вариант № 2: Экскурсовод посмотрел на часы и обратил внимание ребят на то, что зоопарку пора закрываться, а животным нужно отдохнуть. |
||
Активизация игровых действий |
Один из животных поранил лапу и нужно везти его к ветеринару. Тигр прогрыз клетку и сбежал в город, нужно вызвать службу спасения и вернуть его обратно. |
Возрастная группа |
Средняя группа |
|
№ недели/месяц |
4 неделя января |
|
Тема недели |
«Транспорт» |
|
Название игры. Сюжет |
«Путешествие на автобусе» |
|
Программное содержание |
Расширять знания детей о работе водителя, кондуктора и т.д., познакомить с их трудовыми действиями |
|
Игровые роли/игровые действия |
Водитель |
Управляет автобусом (рулит, нажимает на педали, сигналит), едет по маршруту, на заправку, в гараж, вызывает по телефону механика, помогает механику ремонтировать автобус |
Кондуктор |
Просит оплатить проезд, продает и проверяет билеты, объявляет остановки, показывает свободные места, следит за порядком в салоне |
|
Пассажиры |
Договариваются, собираются в поездку (одеваются, собирают сумки, рюкзаки, берут с собой детей, животных), ждут автобус на остановке, входят - выходят на остановке, покупают билет, занимают места |
|
Бензозаправщик |
Заправляет автобус бензином |
|
Механик |
Ищет и устраняет поломки в машине, проверяет машину перед рейсом, выезжает по вызову |
|
Начало игры |
Вариант № 1: Механик проверяет автобус перед рейсом, а пассажиры договариваются, куда поедут, собираются в дорогу. |
|
Вариант № 2: Пассажиры доехали до пункта назначения, автобус возвращается в гараж. |
||
Окончание игры |
Вариант № 1: Детям приносят приглашение отправиться в путешествие на новом автобусе в лес (на озеро, в другой город) |
|
Вариант № 2: Пассажиры возвращаются из путешествия домой, автобус едет в гараж |
||
Активизация игровых действий |
Автобус сломался, водитель вызывает по телефону механика из автосервиса. В автобусе скоро закончится бензин, водитель едет на АЗС |
Возрастная группа |
Средняя группа |
|
№ недели/месяц |
1 неделя февраля |
|
Тема недели |
«Человек» |
|
Название игры. Сюжет |
«Пожарные» |
|
Программное содержание |
Расширять знания детей о работе водителя пожарной машины, диспетчера, пожарных, познакомить с их трудовыми действиями |
|
Игровые роли/игровые действия |
Диспетчер |
Принимает вызов о пожаре, передаёт по рации сообщение о пожаре пожарным. |
Жители |
Замечают, что в доме пожар, звонят по телефону диспетчеру пожарной службы, покидают помещение |
|
Пожарные |
Проверяют оборудование, получают сообщение от диспетчера, надевают форму, садятся в машину, едут, достают оборудование, тушат пожар, спасают людей и животных, убирают оборудование и уезжают в пожарную часть |
|
Водитель пожарной машины |
Проверяет, чинит машину, заправляет бензином, водой, везёт пожарную команду на место пожара и обратно. |
|
Начало игры |
Вариант № 1: Мама гладит бельё и забывает выключить утюг, начинается пожар. |
|
Вариант № 2: В приюте для животных (в зоопарке) готовят еду для питомцев и забывают выключить плиту, начинается пожар. |
||
Окончание игры |
Вариант № 1: Пожар потушен, пожарная команда возвращается в пожарную часть. |
|
Вариант № 2: Пожар потушен, пожарная команда возвращается в пожарную часть. Пожарных награждают медалями за спасение людей и животных. |
||
Активизация игровых действий |
В здании остался человек (собака, кошка). |
Возрастная группа |
Средняя группа |
|
№ недели/месяц |
2 неделя февраля |
|
Тема недели |
«Зимние забавы» |
|
Название игры. Сюжет |
«Космическое приключение» |
|
Программное содержание |
Формировать представления детей о профессии пилота, штурмана на космическом корабле |
|
Игровые роли/игровые действия |
Пилот |
Управляет космическим кораблём |
Штурман |
Направляет полёт по навигатору |
|
Врач |
Следит за здоровьем экипажа и туристов |
|
Туристы |
Отправляются в космическое путешествие |
|
Начало игры |
Вариант № 1: Ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. |
|
Вариант № 2: Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы |
||
Окончание игры |
Вариант № 1: Туристы делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю. |
|
Вариант № 2: Корабль возвращается на Землю. |
||
Активизация игровых действий |
Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету. Корабль летит дальше. |
Возрастная группа |
Средняя группа |
|
№ недели/месяц |
3 неделя февраля |
|
Тема недели |
«Широка страна моя родная» |
|
Название игры. Сюжет |
«Путешествие на поезде» |
|
Программное содержание |
Расширять знания детей о работе машиниста, проводника, кассира-контролёра, познакомить с их трудовыми действиями |
|
Игровые роли/игровые действия |
Машинист |
Управляет поездом |
Пассажиры |
Отдыхают , спят, читают , кушают, играют, слушают музыку |
|
Проводник |
раздаёт бельё, приносит чай , следит за порядком , убирает купе |
|
Кассир-контролёр |
Продаёт и проверяет билеты |
|
Начало игры |
Вариант № 1: Путешествие на море . «Ребята, давайте отправимся в путешествие на море, искупаемся, позагораем, соберём ракушек для поделок» |
|
Вариант № 2: В гости к бабушке. Пришло письмо от бабушки ,которая зовёт в гости на пирожки |
||
Окончание игры |
Вариант № 1: Поезд прибывает на станцию Сочи. Пассажиры выходят из вагона , загорелые, отдохнувшие с хорошим настроением |
|
Вариант № 2: Дети и родители выходят с электрички. Дети возвращаются с подарками от бабушки. И едут к себе домой. |
||
Активизация игровых действий |
«Ребята, давайте наловим рыбы для ухи!» |
Возрастная группа |
Средняя группа |
|
№ недели/месяц |
4 неделя февраля |
|
Тема недели |
«Город мастеров» |
|
Название игры. Сюжет |
«Больница» |
|
Программное содержание |
Расширять знания детей о работе врача, медсестры, познакомить с их трудовыми действиями |
|
Игровые роли/игровые действия |
Врач |
Осматривает пациентов, назначает лекарство, приглашает пациентов в кабинет по очереди. |
Медсестра |
Выписывает рецепт, подает врачу различные приборы для осмотра пациентов |
|
Пациенты |
Приходят сами или со своими детьми (куклы) в больницу, в порядке очереди проходят в кабинет, рассказывают врачу о том, что беспокоит |
|
Начало игры |
Вариант № 1: Воспитатель берет на себя основную роль врача и предлагает детям распределить оставшиеся роли. |
|
Вариант № 2: . Воспитатель - доктор, дети- пациенты. Воспитатель предлагает детям позвонить в больницу и вызвать врача |
||
Окончание игры |
Вариант № 1: Врач (воспитатель) говорит, что его рабочий день закончился, желает всем скорейшего выздоровления и напоминает, что завтра он работает в такое же время. |
|
Вариант № 2: Врач, выслушав жалобы пациентов, дал рекомендации и назначил время приема. |
||
Активизация игровых действий |
Пациентам нужно купить лекарство, разворачивается сюжет игры «Аптека». Кому- то из пациентов совсем плохо и надо срочно выехать к нему домой, разворачивается сюжет игры «Скорая помощь» |
Возрастная группа |
Средняя группа |
|
№ недели/месяц |
1 неделя марта |
|
Тема недели |
«О любимых мамах и бабушках» |
|
Название игры. Сюжет |
«Парикмахерская «Златовласка» |
|
Программное содержание |
Формировать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры, согласовывать тему друг с другом. Формировать умение самостоятельно готовить игровое место, атрибуты к игре, распределять роли |
|
Игровые роли/игровые действия |
Парикмахер |
Моет голову, подстригает волосы, сушит, делает прически, расчесывает |
Клиент |
Приходит подстричься, сделать прическу |
|
Администратор |
Встречает клиентов, провожает к креслу, отвечает на звонки, записывает клиентов, предлагает чай, берет «деньги», провожает клиентов |
|
Начало игры |
Вариант № 1:Ребята, приближается праздник мам и бабушек Для того чтобы наши мамы и девочки выглядели красивыми у нас открывается парикмахерская «Златовласка». Кто желает сделать причёску или подстричься – проходите в наш салон |
|
Вариант № 2: Ребята, а вы были в парикмахерской? Кто там работает? Вы знаете, как называется профессия человека, который подстригает, делает причёски? Правильно парикмахер. Кто будет парикмахером? |
||
Окончание игры |
Вариант № 1: Администратор «Златовласки» после обслуживания последнего клиента объявляет, что «рабочий день» смены закончился и салон закрывается. А завтра работу начнет новая смена |
|
Вариант № 2: «Какие у Вас у всех красивые и разнообразные прически! Молодцы наши парикмахеры. А сейчас наша парикмахерская закрывается, но завтра она опять будет работать. Обязательно приходите» |
||
Активизация игровых действий |
Сделать стеллаж по продаже косметических средств по уходу за волосами |
Возрастная группа |
Средняя группа |
|
№ недели/месяц |
2 неделя марта |
|
Тема недели |
«Зоопарк» |
|
Название игры. Сюжет |
«Зоопарк» |
|
Программное содержание |
Формировать представления детей о профессии экскурсовода, кассира. Развивать игровые умения и воображение |
|
Игровые роли/игровые действия |
Кассир |
Продажа билетов для посещения зоопарка (после того, как ребёнок отгадает загадку) |
Экскурсовод |
Рассказывает про животных, беседует с детьми |
|
Дворники |
Убирают и чистят клетки животных |
|
Посетители |
Кормят животных, сопровождают экскурсовода |
|
Начало игры |
Вариант № 1: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами тоже отправимся в небольшое путешествие, но прежде чем узнать, куда мы отправимся, вы должны отгадать мою загадку: Ты иди сюда скорей Посмотри-ка на зверей На заморских, очень редких Что живут в просторных клетках (Зоопарк) |
|
Вариант № 2: Воспитатель с детьми читают книгу «Тараканище» К.Чуковского, неожиданно у воспитателя звонит телефон, он отвечает на звонок и потом сообщает детям: «К нам едут 8 животных! Интересно, а куда же мы их всех расселим, где же они у нас будут жить?» |
||
Окончание игры |
Вариант № 1: Ребята, ну а теперь нашим животным нужно отдохнуть, а нам пора возвращаться в сад. Посмотрите, что это? (на ковре лежат следы животных). Давайте посмотрим, куда они нас приведут. Дети идут по следам. |
|
Вариант № 2: Экскурсовод посмотрел на часы и обратил внимание ребят на то, что зоопарку пора закрываться, а животным нужно отдохнуть. |
||
Активизация игровых действий |
Один из животных поранил лапу и нужно везти его к ветеринару. Тигр прогрыз клетку и сбежал в город, нужно вызвать службу спасения и вернуть его обратно. |
Возрастная группа |
Средняя группа |
|
№ недели/месяц |
3 неделя марта |
|
Тема недели |
«Магазин» |
|
Название игры. Сюжет |
«Промтоварный магазин» |
|
Программное содержание |
Расширять знания детей о работе продавца, шофёра. Продолжать знакомить с их трудовыми действиями |
|
Игровые роли/игровые действия |
Продавец |
Принимают и раскладывают товар, спрашивают о покупке, берут деньги, выбивают чек, подают товар, благодарят за покупку. |
Покупатели |
Обходят отделы, встают в очередь, выбирают товар, объясняют, что хотят купить, расплачиваются, берут чек, благодарят, складывают покупки в сумку |
|
Шофёр |
Привозит в магазин товар и разгружает его |
|
Начало игры |
Вариант № 1: На нашей улице открылся новый магазин. |
|
Вариант № 2: : Скоро праздник (день рождения), пора выбирать подарки для родных и друзей |
||
Окончание игры |
Вариант № 1: Рабочий день закончился, магазин закрывается. |
|
Вариант № 2: Нет электричества, погас свет, магазин закрывается по техническим причинам. |
||
Активизация игровых действий |
Кончился определённый товар. Кто доставляет товар в магазин? |
Возрастная группа |
Средняя группа |
|
№ недели/месяц |
4 неделя марта |
|
Тема недели |
«Весна» |
|
Название игры. Сюжет |
«Почта» |
|
Программное содержание |
Формировать у детей представление о труде работников почты |
|
Игровые роли/игровые действия |
Почтальон |
Берёт на почте письма, газеты, открытки; разносит их по адресам |
Приёмщик |
Обслуживает посетителей , принимает посылки |
|
Шофёр |
Вынимает из почтового ящика письма и открытки, подвозит на почту новые газеты и журналы |
|
Посетители |
Отправляют письма, открытки, посылки, покупают конверты |
|
Начало игры |
Вариант № 1: Разыгрывается сюжет: «Отправить посылку своей бабушке» |
|
Вариант № 2: Разыгрывается сюжет: «Шофёр везёт почту» |
||
Окончание игры |
Вариант № 1: Бабушка получила посылку, и пригласила работников почты на чай |
|
Вариант № 2: Почта у шофёра закончилась, и он ставит машину в гараж |
||
Активизация игровых действий |
Поднялась метель, шофёр заблудился (необходимо вызвать МЧС) |
Возрастная группа |
Средняя группа |
|
№ недели/месяц |
1 неделя апреля |
|
Тема недели |
«Весенние хлопоты» |
|
Название игры. Сюжет |
«Строим дом» |
|
Программное содержание |
Продолжать знакомить детей со строительными профессиями, расширять знания об особенностях труда строителей |
|
Игровые роли/игровые действия |
Строители |
Рассматривают проект дома, обсуждают элементы строительства |
Каменщик |
Кладёт кирпич, замешивает раствор |
|
Крановщик |
Управляет подъёмным краном, поднимает грузы |
|
Водители |
Подвозят на стройку строительный материал, ремонтирует машину |
|
Плотник |
Отпиливает доски, забивает гвозди, вставляет окна, двери |
|
Начало игры |
Вариант № 1: Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живём, и она зовётся…? (дом)» Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. |
|
Вариант № 2: Воспитатель вместе с детьми вспоминают , какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома и распределяют роли |
||
Окончание игры |
Вариант № 1: Дом построен, игрушки в нём поселились, пора строителям после работы отправляться отдыхать домой |
|
Вариант № 2: Игрушки приглашают строителей на новоселье |
||
Активизация игровых действий |
На стройке закончился кирпич. Нужно ехать на кирпичный завод на грузовой машине |
Возрастная группа |
Средняя группа |
|
№ недели/месяц |
2 неделя апреля |
|
Тема недели |
«Небесные просторы» |
|
Название игры. Сюжет |
«Космонавты» |
|
Программное содержание |
Расширять знания детей о работе космонавтов . Пополнить словарный запас: «космическое пространство», «космодром», «открытый космос» |
|
Игровые роли/игровые действия |
Пилот |
Управляет космическим кораблём |
Штурман |
Направляет полёт по навигатору |
|
Радист |
Держит связь с Землёй |
|
Капитан |
Руководит членами экипажа |
|
Начало игры |
Вариант № 1: Воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они побывать в космос? Каким нужно быть человеком, чтобы полететь в космос?(Сильным, смелым, ловким, умным).Он предлагает отправиться в космос, чтобы оставить там спутник, который будет передавать на Землю сигналы о погоде |
|
Вариант № 2: Воспитатель предлагает сделать фотографии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают , что ещё нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полёта. Дети обыгрывают ситуацию |
||
Окончание игры |
Вариант № 1: Спутник установлен на космической орбите, задание выполнено - нас ждёт Земля! |
|
Вариант № 2: Фотографии нашей планеты сделаны, пора возвращаться на Землю |
||
Активизация игровых действий |
Во время полёта произошла поломка космического корабля, необходимо произвести ремонт в открытом космосе |
Возрастная группа |
Средняя группа |
|
№ недели/месяц |
3 неделя апреля |
|
Тема недели |
«Дом и всё , что в нём» |
|
Название игры. Сюжет |
«У нас дома уборка» |
|
Программное содержание |
Развивать игровые умения и воображение |
|
Игровые роли/игровые действия |
Мама |
Сообщает, что надо сделать по дому, руководит уборкой, готовит обед. |
Папа |
Что-то ремонтирует (кран, стул, чайник, пылесос и т.д.) |
|
Дети, бабушка и дедушка |
Гладят бельё; вытирают пыль и пылесосят; убирают игрушки; моют посуду и покупают продукты; выносят мусор; гуляют с собакой, моют ей лапы и расчёсывают; фотографируют для семейного альбома |
|
Начало игры |
Вариант № 1: Папа (дети, бабушка, дедушка) зовёт всех на горку (в кино, на пикник и т.д.), а у мамы накопилось много дел по дому, ей некогда. Чтобы мама могла пойти с семьёй, папа и дети решают ей помочь. |
|
Вариант № 2: В доме ждут гостей (бабушку, дедушку, друзей и т.д.). Все вместе делают уборку и готовят праздничный обед. |
||
Окончание игры |
Вариант № 1: Все любуются порядком в доме, обедают и идут в парк (на каток, в театр и т.д.) |
|
Вариант № 2:. Встречают и угощают гостей. |
||
Активизация игровых действий |
Дети пошли выгуливать собаку, а она убежала и потерялась.
Мама пекла пирог, а духовка сломалась, надо вызывать мастера. |
Возрастная группа |
Средняя группа |
|
№ недели/месяц |
4 неделя апреля |
|
Тема недели |
«Ремонтные мастерские» |
|
Название игры. Сюжет |
«Пожарные» |
|
Программное содержание |
Расширять знания детей о работе пожарных, познакомить с трудовыми действиями водителя пожарной машины |
|
Игровые роли/игровые действия |
Диспетчер |
Принимает вызов о пожаре, передаёт по рации сообщение о пожаре пожарным. |
Жители |
Замечают, что в доме пожар, звонят по телефону диспетчеру пожарной службы, покидают помещение |
|
Пожарные |
Проверяют оборудование, получают сообщение от диспетчера, надевают форму, садятся в машину, едут, достают оборудование, тушат пожар, спасают людей и животных, убирают оборудование и уезжают в пожарную часть |
|
Водитель пожарной машины |
Проверяет, чинит машину, заправляет бензином, водой, везёт пожарную команду на место пожара и обратно. |
|
Начало игры |
Вариант № 1: Мама гладит бельё и забывает выключить утюг, начинается пожар. |
|
Вариант № 2: В приюте для животных (в зоопарке) готовят еду для питомцев и забывают выключить плиту, начинается пожар. |
||
Окончание игры |
Вариант № 1: Пожар потушен, пожарная команда возвращается в пожарную часть. |
|
Вариант № 2: Пожар потушен, пожарная команда возвращается в пожарную часть. Пожарных награждают медалями за спасение людей и животных. |
||
Активизация игровых действий |
В здании остался человек (собака, кошка). |
Возрастная группа |
Средняя группа |
|
№ недели/месяц |
5 неделя апреля |
|
Тема недели |
«Солнышко в окошке» |
|
Название игры. Сюжет |
«Я - строитель» |
|
Программное содержание |
Продолжать знакомить детей со строительными профессиями, расширять знания об особенностях труда строителей |
|
Игровые роли/игровые действия |
Строители |
Рассматривают проект дома, обсуждают элементы строительства |
Каменщик |
Кладёт кирпич, замешивает раствор |
|
Крановщик |
Управляет подъёмным краном, поднимает грузы |
|
Водители |
Подвозят на стройку строительный материал, ремонтирует машину |
|
Плотник |
Отпиливает доски, забивает гвозди, вставляет окна, двери |
|
Начало игры |
Вариант № 1: Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живём, и она зовётся…? (дом)» Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. |
|
Вариант № 2: Воспитатель вместе с детьми вспоминают , какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома и распределяют роли |
||
Окончание игры |
Вариант № 1: Дом построен, игрушки в нём поселились, пора строителям после работы отправляться отдыхать домой |
|
Вариант № 2: Игрушки приглашают строителей на новоселье |
||
Активизация игровых действий |
На стройке закончился кирпич. Нужно ехать на кирпичный завод на грузовой машине |
Возрастная группа |
Средняя группа |
|
№ недели/месяц |
2 неделя мая |
|
Тема недели |
«Природа и мы» |
|
Название игры. Сюжет |
«Зоопарк» |
|
Программное содержание |
Формировать представления детей о профессиях – кассир, экскурсовод. Развивать игровые умения и воображение |
|
Игровые роли/игровые действия |
Кассир |
Продажа билетов для посещения зоопарка (после того, как ребёнок отгадает загадку) |
Экскурсовод |
Рассказывает про животных, беседует с детьми |
|
Дворники |
Убирают и чистят клетки животных |
|
Посетители |
Кормят животных, сопровождают экскурсовода |
|
Начало игры |
Вариант № 1: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами тоже отправимся в небольшое путешествие, но прежде чем узнать, куда мы отправимся, вы должны отгадать мою загадку: Ты иди сюда скорей Посмотри-ка на зверей На заморских, очень редких Что живут в просторных клетках (Зоопарк) |
|
Вариант № 2: Воспитатель с детьми читают книгу «Тараканище» К.Чуковского, неожиданно у воспитателя звонит телефон, он отвечает на звонок и потом сообщает детям: «К нам едут 8 животных! Интересно, а куда же мы их всех расселим, где же они у нас будут жить?» |
||
Окончание игры |
Вариант № 1: Ребята, ну а теперь нашим животным нужно отдохнуть, а нам пора возвращаться в сад. Посмотрите, что это? (на ковре лежат следы животных). Давайте посмотрим, куда они нас приведут. Дети идут по следам. |
|
Вариант № 2: Экскурсовод посмотрел на часы и обратил внимание ребят на то, что зоопарку пора закрываться, а животным нужно отдохнуть. |
||
Активизация игровых действий |
Один из животных поранил лапу и нужно везти его к ветеринару. Тигр прогрыз клетку и сбежал в город, нужно вызвать службу спасения и вернуть его обратно. |
Возрастная группа |
Средняя группа |
|
№ недели/месяц |
3 неделя мая |
|
Тема недели |
«Скоро лето!» |
|
Название игры. Сюжет |
«Путешествие на автобусе» |
|
Программное содержание |
Расширять знания детей о работе водителя, кондуктора и т.д., познакомить с их трудовыми действиями |
|
Игровые роли/игровые действия |
Водитель |
Управляет автобусом (рулит, нажимает на педали, сигналит), едет по маршруту, на заправку, в гараж, вызывает по телефону механика, помогает механику ремонтировать автобус |
Кондуктор |
Просит оплатить проезд, продает и проверяет билеты, объявляет остановки, показывает свободные места, следит за порядком в салоне |
|
Пассажиры |
Договариваются, собираются в поездку (одеваются, собирают сумки, рюкзаки, берут с собой детей, животных), ждут автобус на остановке, входят - выходят на остановке, покупают билет, занимают места |
|
Бензозаправщик |
Заправляет автобус бензином |
|
Механик |
Ищет и устраняет поломки в машине, проверяет машину перед рейсом, выезжает по вызову |
|
Начало игры |
Вариант № 1: Механик проверяет автобус перед рейсом, а пассажиры договариваются, куда поедут, собираются в дорогу. |
|
Вариант № 2: Пассажиры доехали до пункта назначения, автобус возвращается в гараж. |
||
Окончание игры |
Вариант № 1: Детям приносят приглашение отправиться в путешествие на новом автобусе в лес (на озеро, в другой город) |
|
Вариант № 2: Пассажиры возвращаются из путешествия домой, автобус едет в гараж |
||
Активизация игровых действий |
Автобус сломался, водитель вызывает по телефону механика из автосервиса. В автобусе скоро закончится бензин, водитель едет на АЗС |
Возрастная группа |
Средняя группа |
|
№ недели/месяц |
4 неделя мая |
|
Тема недели |
«Мы весёлые ребята» |
|
Название игры. Сюжет |
«Космическое приключение» |
|
Программное содержание |
Формировать представления детей о профессии пилота, штурмана на космическом корабле |
|
Игровые роли/игровые действия |
Пилот |
Управляет космическим кораблём |
Штурман |
Направляет полёт по навигатору |
|
Врач |
Следит за здоровьем экипажа и туристов |
|
Туристы |
Отправляются в космическое путешествие |
|
Начало игры |
Вариант № 1: Ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. |
|
Вариант № 2: Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы |
||
Окончание игры |
Вариант № 1: Туристы делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю. |
|
Вариант № 2: Корабль возвращается на Землю. |
||
Активизация игровых действий |
Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету. Корабль летит дальше. |