Логопедический досуг по лексической теме «Транспорт» для старшего дошкольного возраста
Логопедический досуг по лексической теме «Транспорт» для старшего дошкольного возраста «Приключение Бабы-Яги на пути к Кикиморе»
Авторы: Сальникова Ю.П. и Подзолкова М.О.
МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 37 "Лучик", г. Химки
Цель: закрепить название видов и функций транспорта.
Задачи:
- Активизировать словарь по теме;
- Развивать словесно-логическое мышление, внимание, воображение;
- Развивать умение ориентироваться в пространстве;
- Закреплять знания о правилах дорожного движения и правилах поведения в транспорте.
Звучит музыка. Летит на метле Б.Я. Метла ломается.
Баба-Яга: (метлу трясет, стучит по метле, оглядывается) Ох, куда же я попала?
Ведущий: Баба-Яга, а ты откуда?
Б.Я. Моя подруга Кикимора заболела, а я должна ее навестить и гостинцев привезти. А метла стала барахлить – пришлось метлу мне приземлить!
Ведущий: А у нас есть Фиксики, которые могут починить любой транспорт. Я сейчас их вызову по телефону и они мигом прибегут к нам
Музыка «Кто такие Фиксики». Фиксики выходят.
Симка: А вот и мы: Я - Симка, а вот он - Нолик!
Нолик: Привет вам, друзья, мы спешили! Что у вас произошло?
Ведущий: У Бабы Яги сломалась метла. Помогите ей пожалуйста починить ее.
Симка: Ну показывайте вашу метлу, будем её чинить.
Ведущий: Баба Яга, а где твоя Кикимора живет?
Б.Я. Далековато живет моя Кикимора.
Симка: А ты сможешь на карте показать? А ну-ка, Нолик, принеси карту нашу.
Нолик достает из Помогатора (из рюкзака) карту. Разглядывают вместе с Б.Я. и ребятами.
Б.Я. Ой, а я и не знаю как называется еёное болото и где оно находится я тоже не скажу.
Ведущий: Наша страна очень большая и в ней много городов. Некоторые находятся так далеко друг от друга, что добраться из одного в другой можно только с помощью разных видов транспорта. Ребята, а какие виды транспорта вы знаете? На каких вы может уже ездили ?
1 ребенок: Плывет, плывет кораблик В далекие края. Кто капитан кораблика? Конечно, это я! |
2 ребенок: Отплывает пароход Набирает он свой ход Он в гудок гудит, гудит «Путь счастливый говорит» |
Ведущий: Транспорт, который движется по воде, водный транспорт.
3 ребенок: Солнце в небе золотится. Ввысь летит большая птица,
Закрывая нам крылом Солнце в небе голубом.
Эта птица – самолет, Он отправился в полет
Ведущий: Транспорт, который движется по воздуху, воздушный транспорт.
4 ребенок Легковой автомобиль по дороге мчится.
А за ним густая пыль Тучею клубится.
Ведущий: Транспорт, который движется по земле называется наземный транспорт.
5 ребенок: Есть такое чудо, О нем твердят повсюду, Придумано не худо, Устроено хитрО: Плывет и не качается Течет и не кончается Где такое чудо? Конечно же МЕТРО. |
6 Ребенок: Есть такие залы, Гранитные кварталы Подземные вокзалы Блестят, как серебро, С просторными перронами, Узорными колоннами. Где такие залы? Конечно же в МЕТРО! |
Ведущий: Транспорт, который движется под землей - подземный транспорт. Ну что, Баба-Яга, ты вспомнила где живет Кикимора?
Б.Я. Непросто попасть в это чудное место,
Где столько чудес и где всё интересно!
Конечно, там есть и пиявки, и тина,
И мелкие мошки, и топь, и трясина.
Растёт там камыш, и висит паутина.
Но это нисколько не портит картины.
Подходит к Нолику и находит место жительства Кикиморы. (на карте болото, пиявки, тина и т.п.).
Ведущий: Чтобы до Кикиморы добраться, тебе нужно ответить на несколько вопросов:
Скажи какой вид транспорта был самый первый?
Б.Я: Метла!
Ведущий: Ребята, разве метла была самым первым средством передвижения? (Ответы детей)
Б.Я: Ковер – самолет!
Симка: Да нет же, вот послушай: В далекие времена человек передвигался самостоятельно, и все грузы носил на себе. Это было нелегко. Человек попробовал использовать домашних животных. Это были лошади, ослики, а в жарких странах и слоны. Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы. Затем человек изобрел телегу, в которую впрягал лошадь. Долгие годы лошадь оставалась самым распространённым видом транспорта. Лошадей запрягали в телеги, в сани. Знатные люди ездили в каретах. В кареты запрягали не одну, а несколько лошадей.
Б.Я. Ой, насмешили!!! Что это за слово то такое? Чудное прям……
Нолик: Бабусенька, а мы с ребятами можем тебе показать карету. Пошли. (перемещаются к карете)
Б.Я. О! Сейчас я залезу и отправлюсь к Кикиморе. (пытается залезть на крышу)» Да как же это, как на нее забраться ? Ребята, да что же это за транспорт такой, что я никак не могу залезть.
Ведущий: Бабуся, да неправильно. Ты на крышу хочешь залезть, а надо внутрь садиться. Ребята, может вы поможете Бабе Яге и покажите как ездили в каретах. (Дети показывают)
(Б.Я пробует в карету сесть, но не может согнуться, чтобы попасть в карету. Держится за спину)
Б.Я. Ох! Спина моя спина! Нет, это мне не походит. Не нужны мне ваши кареты!
Ведущий: Не расстраивайся, Бабушка, у нас еще есть транспорт, для тебя более подходящий. Проходило время, и человек изобрел паровоз (переходят к паровозу). Ребята, к какому виду транспорта относится паровоз?
Дети: Паровоз – это железнодорожный транспорт и передвигается по рельсам.
Нолик: Вот это здОрово! Я знаю одну песенку про паровоз.
Физкультминутка «Паровоз» (Музыка «Едем, едем в далекие края»).
(Звучит фонограмма паровоза и стук колес)
Б.Я. Ой, какой же он шумный! Моя голова разболелась! Нет, и этот транспорт мне тоже не подходит! Как же я к Кикиморе доберусь? Целый мешок гостинцев ей собрала, а добраться не могу (начинает выть и причитать)
Ведущий: Ребята, ну как же нам Бабе Яге помочь к Кикиморе попасть? Симка, а ты что скажешь?
Симка: Шли годы, людям хотелось, чтобы перемещаться можно было удобнее и быстрее на дальние расстояния. И вот наступило время создания автомобиля. Первые автомобили были похожи на кареты или повозки, поэтому их так и прозвали – «безлошадные повозки». В настоящее время по дорогам ездят разнообразные модели автомобилей, с каждым годом появляются новые и новые: спокойные и надежные машины, удобные и скоростные, с хорошей проходимостью и безопасные.
Фонограмма Би-би-би-би бибика. Все постепенно передвигаются к машине.
Б.Я. Вот это мне подходит! И быстрый, и безопасный и удобный вид транспорта. И вещички будет куда положить! Спасибо вам, ребята, как же вы меня выручили. Вам спасибо, Симка и Нолик, вы многому меня научили!
(Баба Яга забирается в машину и усаживается. Ждет. Когда она поедет).
Б.Я. А что это я не еду? Ей какие волшебные слова надобно сказать?
Ведущий: Ребята, а как машина передвигается, кто ею управляет? (Водитель, шофер)
Б.Я. О! А я знаю кто мне поможет и кто со мной поедет. Это ж мой друг Кощеюшка. Он то меня и отвезет к Кикиморе.
Ведущий: А он учился? Он умеет управлять автомобилем?
Б.Я. А что там уметь-то? Вот эту штуку (показывает на руль) крути и крути! Делов – то!
Ведущий: Нет уж, не спеши Баба Яга, этому надо учиться и сдавать экзамен, чтобы не попасть в беду. Давай ты поучишься в автошколе, а мы с ребятами отправим мешок с гостинцами для Кикиморы на специальном транспорте. Ребята, кто помнит как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой).
Правильно! Вот мы сейчас отправим гостинцы для Кикиморы на грузовом автомобиле. (Перемещаются к грузовику).
Б.Я. Ох! Уговорили. Пойду я поучусь и сама буду управлять этой штуковиной!
Благодарит. Прощается. Уходит.
Ведущий: ребята, как хорошо, что мы смогли помочь Бабе Яге. Спасибо Симке и Нолику, что рассказали нам о видах транспорта.