Конспект деятельности родительского клуба по оказанию первой помощи «Помоги себе и людям»
Конспект деятельности родительского клуба по оказанию первой помощи
«Помоги себе и людям»
Тема: «Стрессовые реакции и оказание допсихологической помощи»
Автор: Зайцева Ольга Владимировна
МБДОУ "ЦРР - Д/с № 31", г. Яровое
Цель: формирование у родителей осознания важности безопасного поведения в экстремальных ситуациях, и возможности оказания первой помощи пострадавшим.
Задачи:
- повысить уровень знаний по оказанию первой помощи в случаях экстренной помощи себе и окружающим;
- дать понятие «острые стрессовые реакции»; показать алгоритм оказания экстренной допсихологической помощи;
- провести тестирование «Оказание психологической поддержки пострадавшим» с целью подведения итогов;
- повысить мотивацию к оказанию первой помощи пострадавшим.
Планируемые результаты:
- участники встречи умеют определять внешние признаки проявлений стрессовых реакций,
- знают алгоритм оказания допсихологической помощи пострадавшим с различными реакциями на стрессовую ситуацию.
Ход встречи
Педагог сообщает о цели и задачах родительской встречи «Стрессовые реакции и оказание допсихологической помощи».
Уважаемые родители, деятельность родительского клуба по оказанию первой помощи «Помоги себе и людям» продолжает работу, и сегодня наша встреча посвящена вопросам оказания экстренной допсихологической помощи при возникновении острых стрессовых реакций.
В процессе своей жизнедеятельности современный человек оказывается в самых разнообразных ситуациях. Какие-то из них вполне обыденны и предсказуемы, а другие требуют от человека непривычных действий и могут восприниматься, как сложные и опасные. Такие ситуации принято относить к экстремальным, т.е. внезапно возникшим ситуациям угрожающим другим людям или собственной жизни, здоровью и благополучию. Это приводит к возникновению эмоциональных состояний, которые вызывают изменения в особенностях протекания мыслительных процессов и поведении человека. Такие изменения являются реакцией организма на стрессовое воздействие. Как правило, экстремальные ситуации, в которые попадает человек, будь то пострадавший или очевидец, вызывают стрессовую реакцию.
Прошлая наша встреча была посвящена умению оказывать самопомощь в экстремальных ситуациях, ознакомлению с методами и приемами саморегуляции.
ПредлагаЮ Вам вспомнить, какие базовые приемы саморегуляции могут быть безопасно и эффективно использованы в экстремальных ситуациях.
Предполагаемые ответы родителей, помощь педагога при затруднении с ответом:
- Регуляция дыхания
- Элементы нервно-мышечной релаксации и заземление
- Управление вниманием
- Визуализация
- Самовнушение.
Таким образом, научившись оказывать помощь самому себе, важно уметь оказывать помощь другим.
Сегодня речь пойдет об острых стрессовых реакциях и алгоритмах оказания экстренной допсихологической помощи.
Острые стрессовые реакции - это кратковременные выраженные изменения в когнитивной (познавательной), эмоциональной, поведенческой и соматической (телесной) сферах человека, в ответ на воздействие физических или психологических стрессов, носящих адаптивный характер.
Педагог предлагает желающим родителям взять со стола, приготовленные карточки и прочитать тексты с характерными признаками острых стрессовых реакций (Приложение 1).
В таких случаях человек нуждается в экстренной допсихологической помощи.
Если вы приняли решение помочь пострадавшему, необходимо оценить ситуацию на безопасность, попытаться вступить во взаимодействие с пострадавшим, установить наличие или отсутствие травм, при необходимости оказать первую помощь, включая и вызов экстренных служб.
Существуют приемы оказания допсихологической помощи в случае проявления той или иной реакции у пострадавшего. Необходимо отметить, что при внешнем наблюдении отмечаются реакции с повышением активности, либо с понижением активности. Рассмотрим основные виды реакций: истероидная реакция, агрессивная реакция, апатия, страх, тревога, плач и алгоритм оказания допсихологической помощи и самопомощи.
Педагог обращает внимание родителей на экран либо плакат с описанием стрессовых реакций, задает вопросы для обсуждения каждой реакции:
Есть ли у Вас опыт наблюдения подобной реакции?
Может ли данная реакция быть опасна для человека, окружающих?
Как можно помочь человеку, демонстрирующему данную реакцию?
Далее педагог комментирует и дает описательную характеристику допсихологической помощи (Приложение 2 «Характеристика острых стрессовых ситуаций»), самопомощи и недопустимых действиях (что делать не рекомендуется).
Рефлексия: Педагог предлагает родителям тестовый материал «Оказание допсихологической поддержки пострадавшим» (Приложение 3).
Педагог подводит итог тестирования.
Вопросы родителям:
Информация, полученная Вами сегодня, была полезной?
Что конкретно нового и полезного Вы сегодня узнали?
Уважаемые родители, благодарим Вас за активное участие и предлагаем Вам в следующей встрече поучаствовать в ролевой игре «Оказание психологической поддержки пострадавшим».
Приложение 1
Карточки с характерными признаками острых стрессовых реакций
1. При острых стрессовых реакциях отмечаются следующие явления:
- Состояние оглушенности (сужение сознания, вследствие чего затруднено восприятие происходящих событий и информации, затруднен их анализ и реагирование на них);
- Гипоактивное (со снижением активности) или гиперактивное (с увеличением активности) поведение;
- Крайние проявления таких чувств, как тревога, гнев, страх, отчаяние;
- Вегетативные реакции (изменение частоты сердечных сокращений, изменение глубины и частоты дыхания, повышенная потливость, ощущения дискомфорта в области желудочно - кишечного тракта, сердца и т.д.).
2. Данные явления носят временный и обратимый характер (как правило, они проходят быстро: от нескольких минут до 2 - 3 суток).
3. Присутствует четкая временная связь между воздействием экстремальной ситуации и возникшими явлениями (во время, вслед или через несколько минут после ее возникновения).
Приложение 2
Характеристика острых стрессовых ситуаций
Истероидная реакция (истерика) |
Признаки |
· чрезмерное возбуждение; · множество движений, театральные позы; · эмоционально насыщенная, быстрая речь; · крики, рыдания. |
Допсихологичекая помощь |
- если вы чувствуете готовность к оказанию помощи и понимаете, что это безопасно, постарайтесь отвести пострадавшего от зрителей и замкнуть его внимание на себе; - сократите свою вербальную активность (количество слов, которые говорите); - проявляйте спокойствие и не демонстрируйте пострадавшему сильных эмоций; - говорите короткими простыми фразами, уверенным тоном, обращайтесь к человеку по имени; - не потакайте желаниям пострадавшего и не вступайте а активный диалог по поводу его высказываний; - после истерики возможен упадок сил, поэтому необходимо предоставить человеку возможность для отдыха, передав его специалистам либо близким людям; - помните - истероидная реакция - это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства. |
Самопомощь |
- возникновение мысли о необходимости прекратить истерику - уже первый шаг на пути к ее прекращению; - следует уйти от «зрителей», свидетелей происходящего, остаться одному; - умойтесь холодной водой; - используйте приемы саморегуляции: брюшное дыхание, формулы самовнушения, элементы нервно - мышечной релаксации. |
Недопустимые действия |
- не следует совершать неожиданных и резких действий (трясти, бить по щекам и т. п.); - избегайте активного диалога по поводу высказываний человека, не спорьте с ним; - избегайте в речи шаблонных фраз («возьми себя в руки», « так нельзя»). |
Агрессивная реакция |
|
Признаки |
· повышенное возбуждение; · раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу); · повышенное мышечное напряжение; · нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами; · словесные оскорбления, брань. |
Допсихологичекая помощь |
- четко оцените, насколько безопасно для вас будет оказывать помощь в данной ситуации и, что вы можете сделать для обеспечения безопасности. Если вы оценили ситуацию как небезопасную для себя и окружающих, нужно обратиться за помощью к специалистам, в том числе, к сотрудникам правоохранительных органов; - чтобы оказать человеку поддержку, примите его право на эту реакцию и то, что она направлена не на вас и не на окружающих, а на обстоятельства; - демонстрируйте благожелательность; - сохраняйте спокойствие; - воздержитесь от эмоциональных реакций даже в том случае, если вы слышите оскорбления и брань, обращенные к вам; - говорите с пострадавшим спокойным голосом, постепенно снижая темп и громкость своей речи - необходимо говорить тише, медленнее и спокойнее, чем человек, испытывающий эту реакцию; - обращаясь к человеку по имени, задавайте вопросы, которые помогли бы ему сформулировать и понять его требования к этой ситуации: «Как вы считаете, что будет лучше сделать: это или вот это?»; - если вы чувствуете внутреннюю готовность и понимаете, что это необходимо, отойдите с пострадавшим от окружающих и дайте ему возможность выговориться. |
Самопомощь |
- важно направить агрессивную энергию в конструктивное русло, выразив ее в социально приемлемой и безопасной форме (например, физическая работа); - постарайтесь высказать свои чувства другому человеку; - используйте приемы саморегуляции: брюшное дыхание, формулы самовнушения, элементы нервно - мышечной релаксации. |
Недопустимые действия |
- не следует считать, что человек, выражающий агрессивную реакцию, по характеру злой; - не старайтесь переспорить человека или переубедить его, даже если считаете, что он неправ; - избегайте угроз и не запугивайте пострадавшего. |
Апатия |
|
Признаки |
· непреодолимая усталость, когда любое движение, любое сказанное слово дается с трудом; · равнодушие к происходящему; · отсутствие каких бы то ни было выраженных эмоциональных проявлений; · заторможенность; · снижение темпа речи или полное ее отсутствие. |
Допсихологичекая помощь |
- создайте для человека условия, в которых он мог бы отдохнуть, набраться сил, чувствовал себя в безопасности (например, проводите его к месту отдыха, по возможности помогите ему удобно устроиться); - говорите мягко, медленно, спокойным голосом, постепенно повышая громкость и скорость речи; - постепенно задавайте вопросы, на которые он может ответить развернуто («как тебя зовут?», «как ты себя чувствуешь?»); - если нет возможности предложить человеку отдохнуть, то необходимо помочь ему мягко выйти из этого состояния (например, предложить самомассаж активных биологических зон - мочек ушей и пальцев рук или помогите ему в этом); - предложите пострадавшему какую - либо умеренную физическую нагрузку (пройтись пешком, сделать несколько простых физических упражнений) или вовлеките его в посильную для него совместную деятельность; - сообщите человеку, что испытывать апатию - это нормальная реакция на сложившиеся обстоятельства. |
Самопомощь |
- если вы чувствуете упадок сил, вам трудно собраться и начать что-то делать, и особенно, если вы понимаете, что не способны испытывать эмоции, дайте себе возможность отдохнуть; - снимите обувь, примите удобную позу, постарайтесь расслабиться; - выпейте чашку некрепкого сладкого чая, однако не злоупотребляйте напитками, содержащими кофеин (кофе, крепкий чай), это может только усугубить ваше состояние; - если ситуация требует от вас действий, дайте себе короткий отдых, расслабьтесь хотя бы на 15-20 минут; - помассируйте мочки ушей и пальцы рук - это места, где находится большое количество биологически активных точек; - поощряйте каждое свое действие (например, такими фразами: «Хорошо!», «Молодец!»); - сделайте несколько физических упражнений, но не в быстром темпе; - выполняйте необходимую работу в среднем темпе, стараясь сохранять силы; - не беритесь за несколько дел сразу; - постарайтесь при первой же возможности дать себе полноценный отдых. |
Недопустимые действия |
- не следует «выдергивать» человека из этого состояния и мешать данной реакции состояться без крайней на то нужды; - избегайте призывов собраться, «взять себя в руки», апеллируя к моральным нормам, а также высказываний по типу «так нельзя», «ты сейчас должен». |
Страх |
|
Признаки |
· напряжение мышц (особенно лицевых); · сильное сердцебиение; · повышенное мышечное напряжение; · учащенное поверхностное дыхание; · снижение контроля собственного поведения. |
Допсихологичекая помощь |
- необходимо быть рядом с человеком, дать ему ощущение безопасности: страх тяжело переносится в одиночестве; - если страх настолько силен, что парализует человека, то предложите ему выполнить несколько простых приемов (например, задержать дыхание, а затем сосредоточиться на спокойном медленном дыхании; осуществить простое интеллектуальное действие, например отнимать от 100 по 5 (этот прием основан на том, что страх - это эмоция, а любая эмоция становится слабее, если включается мыслительная деятельность); - когда интенсивность страха начинает снижаться, говорите с человеком о том, чего именно он боится, не нагнетая эмоции, а наоборот, давая возможность человеку выговориться (когда человек «проговаривает» свой страх, он становится не таким сильным); - предоставьте человеку информацию о том, что происходит вокруг, если вы понимаете, что сказанная информация будет полезна для человека и поможет улучшить его состояние (недостаток информации о происходящем провоцирует усиление страха). |
Самопомощь |
- используйте приемы саморегуляции, например брюшное дыхание, формулы самовнушения, элементы нервно - мышечной релаксации; - сосредоточьте свое внимание на каком - либо простом интеллектуальном действии (например, обратный счет от 100 до 5); - сформулируйте про себя, а затем проговорите вслух, что вызывает страх; - если есть возможность, поделитесь своими переживаниями с окружающими людьми - высказанный страх становится меньше. |
Недопустимые действия |
- даже, если вы считаете, что страх неоправданный или нелепый, то не нужно пытаться убедить человека в этом фразами «не думай об этом», «это ерунда», «это глупости». Когда человек находится в этом состоянии, для него страх серьезен и эмоционально болезнен. |
Тревога |
|
Признаки |
· напряжение мышц (особенно лицевых); · учащенное сердцебиение; · учащенное поверхностное дыхание. |
Допсихологичекая помощь |
- постарайтесь разговорить человека и помочь понять, что именно его тревожит. В таком случае, возможно, что человек осознает источник тревоги, и тогда она трансформируется в страх, с которым справиться проще, чем с тревогой; - тревога возникает часто тогда, когда у человека не хватает информации о происходящих событиях. Необходимо проанализировать, в какой информации человек нуждается, и предоставить ее; - полезно предложить человеку сделать несколько активных движений или физических упражнений, так как самым мучительным в состоянии тревоги является невозможность расслабиться; - предложить человеку выполнить какую-либо продуктивную деятельность, связанную с происходящими событиями. |
Самопомощь |
- для помощи самому себе можно использовать те же приемы, что и для помощи другим. |
Недопустимые действия |
- не оставляйте человека одного; - не убеждайте его, что тревожиться не о чем, особенно если это не так; - не скрывайте от него правду о ситуации или плохие новости, даже если с вашей точки зрения это может его расстроить. |
Плач |
|
Признаки |
· человек уже плачет или готов разрыдаться; · подрагивают губы; · наблюдается ощущение подавленности. |
Допсихологичекая помощь |
- по возможности не оставляйте пострадавшего одного, необходимо позаботиться о том, чтобы рядом с ним кто-то находился, желательно близкий или знакомый человек; - поддерживайте физический контакт с пострадавшим (это поможет человеку почувствовать, что кто-то рядом, что он не один); - дайте пострадавшему возможность говорить о своих чувствах; - если реакция плача затянулась, и слезы уже не приносят облегчения, помогите пострадавшему немного отвлечься: сконцентрировать внимание на глубоком и ровном дыхании, вместе с этим выполнять какую-либо несложную деятельность. |
Самопомощь |
- если вы плачете, не нужно сразу стараться успокоится, «взять себя в руки». Нужно дать себе время и возможность выплакаться; - если вы чувствуете, что слезы уже не приносят облегчения, то необходимо выпить стакан воды, после чего медленно, но не глубоко дышать, концентрируясь на своем дыхании. |
Недопустимые действия |
- воздержитесь от советов, во многих случаях они могут вызвать негативную реакцию со стороны пострадавшего; - не пытайтесь остановить эту реакцию, успокоить человека и убедить не плакать; - не стоит считать, что слезы являются проявлением слабости. |
Приложение 3
Тестовый материал «Оказание допсихологической поддержки пострадавшим»
Уважаемые родители!
Предлагаю Вам принять участие в тестировании, с целью выявления понимания реакций, вызванных в экстренных ситуациях и возможности оказать первую психологическую поддержку пострадавшим.
Инструкция: выберите один правильный ответ.
1. При оказании помощи человеку, испытывающему сильные эмоциональные реакции, в первую очередь необходимо:
а) позаботиться о собственной безопасности, оценить состояние пострадавшего, в случае необходимости оказать ему первую помощь, использовать адекватные приемы оказания психологической поддержки;
б) оценить состояние пострадавшего, в случае необходимости оказать ему первую помощь, использовать адекватные приемы оказания психологической поддержки;
в) немедленно приступить к оказанию психологической поддержки, ориентируясь на состояние пострадавшего.
Инструкция: выберите один правильный ответ.
2. Реакция, признаками которой являются подрагивание губ, ощущение подавленности:
а) плач;
б) агрессия;
в) страх;
г) истероидная реакция;
д) апатия;
е) тревога.
Инструкция: выберите один правильный ответ.
3. Реакция, признаками которой являются чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы, эмоционально насыщенная, быстрая речь, крики, рыдания:
а) плач;
б) агрессивная реакция;
в) страх;
г) истероидная реакция;
д) апатия;
е) тревога.
Инструкция: выберите один правильный ответ.
4. Реакция, признаками которой являются мышечное напряжение, раздражение, недовольство, гнев, словесные оскорбления, брань:
а) плач;
б) агрессивная реакция;
в) страх;
г) истероидная реакция;
д) апатия;
е) тревога.
Инструкция: выберите один правильный ответ.
5. Реакция, признаками которой являются непреодолимая усталость, полное равнодушие и безразличие, медленная речь с большими паузами, вялость и заторможенность поведения:
а) плач;
б) агрессивная реакция;
в) страх;
г) истероидная реакция;
д) апатия;
е) тревога.
Инструкция: выберите один правильный ответ.
6. Реакция апатии у пострадавших опасна:
а) вероятностью возникновения у людей паники;
б) утратой способности удовлетворять жизненно важные потребности в еде, воде, тепле и т. д.
в) вероятностью летального исхода;
г) вероятностью развития психиатрических заболеваний.
Инструкция: выберите один правильный ответ.
7. Реакция, признаками которой являются напряжение мышц (особенно лицевых);
учащенное поверхностное дыхание; сниженный контроль собственного поведения, сильное волнение и беспокойство, связанное с конкретной ситуацией:
а) плач;
б) агрессивная реакция;
в) страх;
г) истероидная реакция;
д) апатия;
е) тревога.
Инструкция: выберите один правильный ответ.
8. Реакция, при которой человек испытывает сильное волнение и беспокойство, и не может объяснить, чем оно вызвано:
а) плач;
б) агрессивная реакция;
в) страх;
г) истероидная реакция;
д) апатия;
е) тревога.
Инструкция: выберите один правильный ответ.
9. Самой адаптивной эмоциональной реакцией на экстренную ситуацию, позволяющей отреагировать негативные эмоции, являются:
а) плач;
б) агрессивная реакция;
в) страх;
г) истероидная реакция;
д) апатия;
е) тревога.
Инструкция: выберите один правильный ответ.
10. Если Вы испытываете сильные эмоции в экстремальной ситуации, наиболее безопасно оказать себе помощь можно:
а) употребив сильнодействующий успокоительный препарат;
б) постаравшись дышать плавно и медленно, так чтобы выдох был длиннее вдоха;
в) постаравшись дышать плавно и медленно, так чтобы выдох был короче вдоха;
г) выплеснув негативные эмоции на окружающих.