Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Конспект деятельности родительского клуба по оказанию первой помощи «Помоги себе и людям»

Дата публикации: 2020-05-09 09:06:42
Статью разместил(а):
Зайцева Ольга Владимировна

Конспект деятельности родительского клуба по оказанию первой помощи

«Помоги себе и людям»

Тема: «Стрессовые реакции и оказание допсихологической помощи»

Автор: Зайцева Ольга Владимировна

МБДОУ "ЦРР -  Д/с № 31", г. Яровое

 

Цель: формирование у родителей осознания важности безопасного поведения в экстремальных ситуациях, и возможности оказания первой помощи пострадавшим.

Задачи:

- повысить уровень знаний по оказанию первой помощи в случаях экстренной помощи себе и окружающим;

- дать понятие «острые стрессовые реакции»; показать алгоритм оказания экстренной допсихологической помощи;

- провести тестирование  «Оказание психологической поддержки пострадавшим» с целью подведения итогов;

- повысить мотивацию к оказанию первой помощи пострадавшим.

Планируемые результаты:

- участники встречи умеют определять внешние признаки проявлений стрессовых реакций,

- знают алгоритм оказания допсихологической помощи пострадавшим с различными реакциями на стрессовую ситуацию.

 

Ход встречи

Педагог сообщает о цели и задачах родительской встречи «Стрессовые реакции и оказание допсихологической помощи».

Уважаемые родители, деятельность родительского клуба по оказанию первой помощи «Помоги себе и людям» продолжает работу, и сегодня наша встреча посвящена вопросам оказания экстренной допсихологической помощи при возникновении острых стрессовых реакций.

В процессе своей жизнедеятельности современный человек оказывается в самых разнообразных ситуациях. Какие-то из них вполне обыденны и предсказуемы, а другие требуют от человека непривычных действий и могут восприниматься, как сложные и опасные. Такие ситуации принято относить к экстремальным, т.е. внезапно возникшим ситуациям угрожающим другим людям или собственной жизни, здоровью и благополучию. Это приводит к возникновению эмоциональных состояний, которые вызывают изменения в особенностях протекания мыслительных процессов и поведении человека. Такие изменения являются реакцией организма на стрессовое воздействие. Как правило, экстремальные ситуации, в которые попадает человек, будь то пострадавший или очевидец, вызывают стрессовую реакцию.

Прошлая наша встреча была посвящена умению оказывать самопомощь в экстремальных ситуациях, ознакомлению с методами и приемами саморегуляции.

ПредлагаЮ Вам вспомнить, какие базовые приемы саморегуляции могут быть безопасно и эффективно использованы в экстремальных  ситуациях.

Предполагаемые ответы родителей, помощь педагога при затруднении с ответом:

- Регуляция дыхания

- Элементы нервно-мышечной релаксации и заземление

- Управление вниманием

- Визуализация

- Самовнушение.

Таким образом, научившись оказывать помощь самому себе, важно уметь оказывать помощь другим.

Сегодня  речь пойдет об острых стрессовых реакциях и алгоритмах оказания экстренной допсихологической помощи.

Острые стрессовые реакции - это  кратковременные выраженные изменения в когнитивной (познавательной), эмоциональной, поведенческой и соматической (телесной) сферах человека, в ответ на воздействие физических или психологических стрессов, носящих адаптивный характер.

Педагог предлагает желающим родителям взять со стола, приготовленные карточки и прочитать тексты с характерными признаками острых стрессовых реакций (Приложение 1).

В таких случаях человек нуждается в экстренной допсихологической помощи.

Если вы приняли решение помочь пострадавшему, необходимо оценить ситуацию на безопасность, попытаться вступить во взаимодействие с пострадавшим, установить наличие или отсутствие травм, при необходимости оказать первую помощь, включая и вызов экстренных служб.

Существуют приемы оказания допсихологической помощи в случае проявления той или иной реакции у пострадавшего. Необходимо отметить, что при внешнем наблюдении отмечаются реакции с повышением активности, либо с понижением активности. Рассмотрим основные виды реакций: истероидная реакция, агрессивная реакция, апатия, страх, тревога, плач и алгоритм оказания допсихологической помощи и самопомощи.

Педагог обращает внимание родителей на экран либо плакат с описанием стрессовых реакций, задает вопросы для обсуждения каждой реакции:

Есть ли у Вас опыт наблюдения подобной реакции?

Может ли данная реакция быть опасна для человека, окружающих?

Как можно помочь человеку, демонстрирующему данную реакцию?

Далее педагог комментирует и дает описательную характеристику допсихологической помощи  (Приложение 2 «Характеристика острых стрессовых ситуаций»), самопомощи и недопустимых действиях (что делать не рекомендуется).

Рефлексия: Педагог предлагает родителям тестовый материал «Оказание допсихологической поддержки пострадавшим» (Приложение 3).

Педагог подводит итог тестирования.

Вопросы родителям:

Информация, полученная Вами сегодня, была полезной?

Что конкретно нового и полезного Вы сегодня узнали?

Уважаемые родители, благодарим Вас за активное участие и предлагаем Вам в следующей встрече поучаствовать в ролевой игре «Оказание психологической поддержки пострадавшим». 

 

Приложение 1

 Карточки с характерными признаками острых стрессовых реакций

1. При острых стрессовых реакциях отмечаются следующие явления:

- Состояние оглушенности (сужение сознания, вследствие чего затруднено восприятие происходящих событий и информации, затруднен их анализ и реагирование на них);

-  Гипоактивное (со снижением активности) или гиперактивное (с увеличением активности) поведение;

- Крайние проявления таких чувств, как тревога, гнев, страх, отчаяние;

- Вегетативные реакции (изменение частоты сердечных сокращений, изменение глубины и частоты дыхания, повышенная потливость, ощущения дискомфорта в области желудочно - кишечного тракта, сердца и т.д.).

2. Данные явления носят временный и обратимый характер (как правило, они проходят быстро: от нескольких минут до 2 - 3 суток).

 3. Присутствует четкая временная связь между воздействием экстремальной ситуации и возникшими явлениями (во время, вслед или через несколько минут после ее возникновения). 

 

Приложение 2

Характеристика острых стрессовых ситуаций

Истероидная реакция (истерика)

 

Признаки

· чрезмерное возбуждение;

· множество движений, театральные позы;

· эмоционально насыщенная, быстрая речь;

· крики, рыдания.

Допсихологичекая помощь

- если вы чувствуете готовность к оказанию помощи и понимаете, что это безопасно, постарайтесь отвести пострадавшего от зрителей и замкнуть его внимание на себе;

- сократите свою вербальную активность (количество слов, которые говорите);

- проявляйте спокойствие и не демонстрируйте пострадавшему сильных эмоций;

- говорите короткими простыми фразами, уверенным тоном, обращайтесь к человеку по имени;

- не потакайте желаниям пострадавшего и не вступайте а активный диалог по поводу его высказываний;

- после истерики возможен упадок сил, поэтому необходимо предоставить человеку возможность для отдыха, передав его специалистам либо близким людям;

- помните - истероидная реакция - это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.

Самопомощь

- возникновение мысли о необходимости прекратить истерику - уже первый шаг на пути к ее прекращению;

- следует уйти от «зрителей», свидетелей происходящего, остаться одному;

- умойтесь холодной водой;

- используйте приемы саморегуляции: брюшное дыхание, формулы самовнушения, элементы нервно - мышечной релаксации.

Недопустимые действия

- не следует совершать неожиданных и резких действий (трясти, бить по щекам и т. п.);

- избегайте активного диалога по поводу высказываний человека, не спорьте с ним;

- избегайте в речи шаблонных фраз («возьми себя в руки», « так нельзя»).

Агрессивная реакция

Признаки

· повышенное возбуждение;

· раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу);

· повышенное мышечное напряжение;

· нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами;

· словесные оскорбления, брань.

Допсихологичекая помощь

- четко оцените, насколько безопасно для вас будет оказывать помощь в данной ситуации и, что вы можете сделать для обеспечения безопасности.

Если вы оценили ситуацию как небезопасную для себя и окружающих, нужно обратиться за помощью к специалистам, в том числе, к сотрудникам правоохранительных органов;

- чтобы оказать человеку поддержку, примите его право на эту реакцию и то, что она направлена не на вас и не на окружающих, а на обстоятельства;

- демонстрируйте благожелательность;

- сохраняйте спокойствие;

- воздержитесь от эмоциональных реакций даже в том случае, если вы слышите оскорбления и брань, обращенные к вам;

- говорите с пострадавшим спокойным голосом, постепенно снижая темп и громкость своей речи - необходимо говорить тише, медленнее и спокойнее, чем человек, испытывающий эту реакцию;

- обращаясь к человеку по имени, задавайте вопросы, которые помогли бы ему сформулировать и понять его требования к этой ситуации: «Как вы считаете, что будет лучше сделать: это или вот это?»;

- если вы чувствуете внутреннюю готовность и понимаете, что это необходимо, отойдите с пострадавшим от окружающих и дайте ему возможность выговориться.

Самопомощь

- важно направить агрессивную энергию в конструктивное русло, выразив ее в социально приемлемой и безопасной форме (например, физическая работа);

- постарайтесь высказать свои чувства другому человеку;

- используйте приемы саморегуляции: брюшное дыхание, формулы самовнушения, элементы нервно - мышечной релаксации.

Недопустимые действия

- не следует считать, что человек, выражающий агрессивную реакцию, по характеру злой;

- не старайтесь переспорить человека или переубедить его, даже если считаете, что он неправ;

- избегайте угроз и не запугивайте пострадавшего.

Апатия

Признаки

· непреодолимая усталость, когда любое движение, любое сказанное слово дается с трудом;

· равнодушие к происходящему;

· отсутствие каких бы то ни было выраженных эмоциональных проявлений;

· заторможенность;

· снижение темпа речи или полное ее отсутствие.

Допсихологичекая помощь

- создайте для человека условия, в которых он мог бы отдохнуть, набраться сил, чувствовал себя в безопасности (например, проводите его к месту отдыха, по возможности помогите ему удобно устроиться);

- говорите мягко, медленно, спокойным голосом, постепенно повышая громкость и скорость речи;

- постепенно задавайте вопросы, на которые он может ответить развернуто («как тебя зовут?», «как ты себя чувствуешь?»);

- если нет возможности предложить человеку отдохнуть, то необходимо помочь ему мягко выйти из этого состояния (например, предложить самомассаж активных биологических зон - мочек ушей и пальцев рук или помогите ему в этом);

- предложите пострадавшему какую - либо умеренную физическую нагрузку (пройтись пешком, сделать несколько простых физических упражнений) или вовлеките его в посильную для него совместную деятельность;

- сообщите человеку, что испытывать апатию - это нормальная реакция на сложившиеся обстоятельства.

Самопомощь

- если вы чувствуете упадок сил, вам трудно собраться и начать что-то делать, и особенно, если вы понимаете, что не способны испытывать эмоции, дайте себе возможность отдохнуть;

- снимите обувь, примите удобную позу, постарайтесь расслабиться;

- выпейте чашку некрепкого сладкого чая, однако не злоупотребляйте напитками, содержащими кофеин (кофе, крепкий чай), это может только усугубить ваше состояние;

- если ситуация требует от вас действий, дайте себе короткий отдых, расслабьтесь хотя бы на 15-20 минут;

- помассируйте мочки ушей и пальцы рук - это места, где находится большое количество биологически активных точек;

- поощряйте каждое свое действие (например, такими фразами: «Хорошо!», «Молодец!»);

- сделайте несколько физических упражнений, но не в быстром темпе;

- выполняйте необходимую работу в среднем темпе, стараясь сохранять силы;

- не беритесь за несколько дел сразу;

- постарайтесь при первой же возможности дать себе полноценный отдых.

Недопустимые действия

- не следует «выдергивать» человека из этого состояния и мешать данной реакции состояться без крайней на то нужды;

- избегайте призывов собраться, «взять себя в руки», апеллируя к моральным нормам, а также высказываний по типу «так нельзя», «ты сейчас должен».

Страх

Признаки

· напряжение мышц (особенно лицевых);

· сильное сердцебиение;

· повышенное мышечное напряжение;

· учащенное поверхностное дыхание;

· снижение контроля собственного поведения.

Допсихологичекая помощь

- необходимо быть рядом с человеком, дать ему ощущение безопасности: страх тяжело переносится в одиночестве;

- если страх настолько силен, что парализует человека, то предложите ему выполнить несколько простых приемов (например, задержать дыхание, а затем сосредоточиться на спокойном медленном дыхании; осуществить простое интеллектуальное действие, например отнимать от 100 по 5 (этот прием основан на том, что страх - это эмоция, а любая эмоция становится слабее, если включается мыслительная деятельность);

- когда интенсивность страха начинает снижаться, говорите с человеком о том, чего именно он боится, не нагнетая эмоции, а наоборот, давая возможность человеку выговориться (когда человек «проговаривает» свой страх, он становится не таким сильным);

- предоставьте человеку информацию о том, что происходит вокруг, если вы понимаете, что сказанная информация будет полезна для человека и поможет улучшить его состояние (недостаток информации о происходящем провоцирует усиление страха).

Самопомощь

- используйте приемы саморегуляции, например брюшное дыхание, формулы самовнушения, элементы нервно - мышечной релаксации;

- сосредоточьте свое внимание на каком - либо простом интеллектуальном действии (например, обратный счет от 100 до 5);

- сформулируйте про себя, а затем проговорите вслух, что вызывает страх;

- если есть возможность, поделитесь своими переживаниями с окружающими людьми - высказанный страх становится меньше.

Недопустимые действия

- даже, если вы считаете, что страх неоправданный или нелепый, то не нужно пытаться убедить человека в этом фразами «не думай об этом», «это ерунда», «это глупости».

Когда человек находится в этом состоянии, для него страх серьезен и эмоционально болезнен.

Тревога

Признаки

· напряжение мышц (особенно лицевых);

· учащенное сердцебиение;

· учащенное поверхностное дыхание.

Допсихологичекая помощь

- постарайтесь разговорить человека и помочь понять, что именно его тревожит.

В таком случае, возможно, что человек осознает источник тревоги, и тогда она трансформируется в страх, с которым справиться проще, чем с тревогой;

- тревога возникает часто тогда, когда у человека не хватает информации о происходящих событиях.

Необходимо проанализировать, в какой информации человек нуждается, и предоставить ее;

- полезно предложить человеку сделать несколько активных движений или физических упражнений, так как самым мучительным в состоянии тревоги является невозможность расслабиться;

- предложить человеку выполнить какую-либо продуктивную деятельность, связанную с происходящими событиями.

Самопомощь

- для помощи самому себе можно использовать те же приемы, что и для помощи другим.

Недопустимые действия

- не оставляйте человека одного;

- не убеждайте его, что тревожиться не о чем, особенно если это не так;

- не скрывайте от него правду о ситуации или плохие новости, даже если с вашей точки зрения это может его расстроить.

Плач

Признаки

· человек уже плачет или готов разрыдаться;

· подрагивают губы;

· наблюдается ощущение подавленности.

Допсихологичекая помощь

- по возможности не оставляйте пострадавшего одного, необходимо позаботиться о том, чтобы рядом с ним кто-то находился, желательно близкий или знакомый человек;

- поддерживайте физический контакт с пострадавшим (это поможет человеку почувствовать, что кто-то рядом, что он не один);

- дайте пострадавшему возможность говорить о своих чувствах;

- если реакция плача затянулась, и слезы уже не приносят облегчения, помогите пострадавшему немного отвлечься: сконцентрировать внимание на глубоком и ровном дыхании, вместе с этим выполнять какую-либо несложную деятельность.

Самопомощь

- если вы плачете, не нужно сразу стараться успокоится, «взять себя в руки».

Нужно дать себе время и возможность выплакаться;

- если вы чувствуете, что слезы уже не приносят облегчения, то необходимо выпить стакан воды, после чего медленно, но не глубоко дышать, концентрируясь на своем дыхании.

Недопустимые действия

- воздержитесь от советов, во многих случаях они могут вызвать негативную реакцию со стороны пострадавшего;

- не пытайтесь остановить эту реакцию, успокоить человека и убедить не плакать;

- не стоит считать, что слезы являются проявлением слабости.

 

Приложение 3

Тестовый материал «Оказание допсихологической поддержки пострадавшим»

Уважаемые родители!

Предлагаю Вам принять участие в тестировании, с целью выявления понимания реакций, вызванных в экстренных ситуациях и возможности оказать первую психологическую поддержку пострадавшим.

Инструкция: выберите один правильный ответ.

1. При оказании помощи человеку, испытывающему сильные эмоциональные реакции, в первую очередь необходимо:

а) позаботиться о собственной безопасности, оценить состояние пострадавшего, в случае необходимости оказать ему первую помощь, использовать адекватные приемы оказания психологической поддержки;

б) оценить состояние пострадавшего, в случае необходимости оказать ему первую помощь, использовать адекватные приемы оказания психологической поддержки;

в) немедленно приступить к оказанию психологической поддержки, ориентируясь на состояние пострадавшего.

 Инструкция: выберите один правильный ответ.

2. Реакция, признаками которой являются подрагивание губ, ощущение подавленности:

а) плач;

б) агрессия;

в) страх;

г) истероидная реакция;

д) апатия;

е) тревога.

 Инструкция: выберите один правильный ответ.

3. Реакция, признаками которой являются чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы, эмоционально насыщенная, быстрая речь, крики, рыдания:

а) плач;

б) агрессивная реакция;

в) страх;

г) истероидная реакция;

д) апатия;

е) тревога.

 Инструкция: выберите один правильный ответ.

4. Реакция, признаками которой являются мышечное напряжение, раздражение, недовольство, гнев, словесные оскорбления, брань:

а) плач;

б) агрессивная реакция;

в) страх;

г) истероидная реакция;

д) апатия;

е) тревога.

Инструкция: выберите один правильный ответ.

5. Реакция, признаками которой являются непреодолимая усталость, полное равнодушие и безразличие, медленная речь с большими паузами, вялость и заторможенность поведения:

а) плач;

б) агрессивная реакция;

в) страх;

г) истероидная реакция;

д) апатия;

е) тревога.

 Инструкция: выберите один правильный ответ.

6. Реакция апатии у пострадавших опасна:

а) вероятностью возникновения у людей паники;

б) утратой способности удовлетворять жизненно важные потребности в еде, воде, тепле и т. д.

в) вероятностью летального исхода;

г) вероятностью развития психиатрических заболеваний.

 Инструкция: выберите один правильный ответ.

7. Реакция, признаками которой являются напряжение мышц  (особенно лицевых);

учащенное поверхностное дыхание; сниженный контроль собственного поведения, сильное волнение и беспокойство, связанное с конкретной ситуацией:

а) плач;

б) агрессивная реакция;

в) страх;

г) истероидная реакция;

д) апатия;

е) тревога.

 Инструкция: выберите один правильный ответ.

8. Реакция, при которой человек испытывает сильное волнение и беспокойство, и не может объяснить, чем оно вызвано:

а) плач;

б) агрессивная реакция;

в) страх;

г) истероидная реакция;

д) апатия;

е) тревога.

 Инструкция: выберите один правильный ответ.

9. Самой адаптивной эмоциональной реакцией на экстренную ситуацию, позволяющей отреагировать  негативные эмоции, являются:

а) плач;

б) агрессивная реакция;

в) страх;

г) истероидная реакция;

д) апатия;

е) тревога.

 Инструкция: выберите один правильный ответ.

10. Если Вы испытываете сильные эмоции в экстремальной ситуации, наиболее безопасно оказать себе помощь можно:

а) употребив сильнодействующий успокоительный препарат;

б) постаравшись дышать плавно и медленно, так чтобы выдох был длиннее вдоха;

в) постаравшись дышать плавно и медленно, так чтобы выдох был короче вдоха;

г) выплеснув негативные эмоции на окружающих.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь