Трудности адаптационного периода детей раннего возраста с ОВЗ
Трудности адаптационного периода детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Бастрыкова Надежда Павловна
МДОУ № 1 «Ветерок», г. Трёхгорный, Челябинская область
Освоение детьми с ОВЗ образовательной программы ДО, в соответствии со стандартом ФГОС и их разностороннее развитие, с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей социальной адаптации, является одним из важнейших требований к структуре раздела коррекционной работы и инклюзивного образования в целом.
Исходя из того, многие воспитатели и психологи считают, адаптационный период, когда ребенок с ограниченными возможностями, находится в наиболее уязвимом состоянии из-за психического и эмоционального напряжения, считают приоритетным направлением в совместной работе с ребенком и его семьей.
Исходя из многолетних наблюдений, можно сделать вывод о том, что процесс адаптации напрямую зависит от индивидуальных особенностей и социальной обстановки, окружающей ребенка, соответственно и работа направлена на эти два направления.
Дети с ограниченными способностями здоровья, испытывают такие же трудности, как и их здоровые сверстники, но состояние отягощает диагноз.
Основными показателями неблагоприятного состояния в период адаптации являются следующие показатели:
- эмоциональное состояние (подавленность, гиперактивность, беспокойность, пассивность),
- избирательное отношение к педагогам и пассивное к детям,
- отсутствие интереса к играм и игрушкам,
- частая заболеваемость,
- нарушения сна и аппетита.
Адаптационный период для любого ребенка, а с ОВЗ вдвойне наполнен новыми эмоциями и не всегда они положительные, это как правило первый отрыв от дома и мамы, от близких людей и знакомой обстановки. У детей с ОВЗ особенно сильная связь с домом и семьей, поэтому встречи с незнакомыми людьми и детьми могут находится на грани психологической травмы. Но, эти признаки характеризуются как адаптация средней тяжести и нормализуются к концу 2-3 месяца посещения детского образовательного учреждения.
Поэтому создание и поддержание психологически безлопастных, развивающих условий вхождения малыша в новый социум – детский сад и полноценная психолого-педагогическая помощь семье ребенка – стали приоритетными целями взаимодействия воспитателей раннего возраста, педагога-психолога, медицинского работника с родителями, которые способны минимизировать возможные риски в развитие детей с ОВЗ в адаптационный период.
В период ознакомительных встреч с родителями, организуется экскурсия по дошкольному учреждению. Родителям подробно рассказывают о режиме пребывания воспитанников, для того, чтоб они заранее могли подготовить и максимально приблизить распорядок дня ребенка, к режиму детского сада. Организуются встречи и консультации со специалистами детского сада – медицинским работником и психологом, на которых обговариваются и согласовываются индивидуальные физиологические и психологические особенности ребенка.
В свою очередь воспитателями, для обеспечения эмоционального благополучия вновь поступающего ребенка, в группе созданы условия, для рационального развития воспитанников и сохранения их психологического здоровья, которые соответствуют стандартам и отвечают всем нормам.
Они базируются на двух идеалах:
- детский сад – второй дом малыша,
- специально созданная, доступная среда, согласно возрастным особенностям, для игр и отдыха.
Для того чтоб снизить стрессовое напряжение, разработаны игры и упражнения, которые позволяют отвлечь малыша от разлуки с близкими, заинтересовать, снять напряжение, поддержать его эмоциональное состояние на стабильном уровне.
- совместные игры с мамой, для повышения положительного эмоционального настроя и увлекательного времяпровождения;
-различные виды мини-театров (настольный, кукольный, теневой, пальчиковый, платочный), которые помогают ребенку расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу;
- музыкально-ритмические игры с рассказыванием и пением потешек, пестушек, колыбельных, закличек, которые обладают терапевтическим успокаивающем воздействием на эмоциональную сферу ребенка.
Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и сопутствующими с ним неврологическими диагнозами в группе подготовлена зона физического развития с современным соответствующим оборудованием, позволяющая систематически проводить специальные занятия.
Совместно с воспитателями педагог-психолог, осуществляет «домашнее визитирование» семей с ребенком с ОВЗ, позволяющее получать информацию о социальной ситуации развития малыша, типе семейного воспитания, особенностях привязанности ребенка к матери.
В рамках «домашнего визитирования», проводим первичное анкетирование, которое поможет выстроить работу для плодотворной адаптации.
В анкету входит ряд характеристик, свидетельствующих об основных привычках ребенка, проявление каких либо крайностей (излишняя активность, либо пассивность, особенностям развития).
Эти данные позволяют, выявить детей «группы риска» и осуществлять разработку совместной индивидуальной тактики работы с родителями.
Нередко, когда ребенок имеет серьезное физическое нарушение, основным типом семейного воспитания является гиперопека, которая проявляется в нежелании матери разлучаться с ребенком, что связанно ее повышенной тревожностью, которая оказывает отрицательное воздействие на развитие ребенка:
- в поведении становятся устойчивыми такие личностные черты, как застенчивость, неуверенность в себе, нежелание идти на контакт с другими детьми, появляется риск возникновения задержки речевого развития;
- в редких случаях мать может предъявлять к ребенку жесткие требования.
Данный тип воспитания приводит к нарушениям в эмоциональной сфере, когда фрустрация ребенка становится выше, чем он может выдержать.
В поведении малыша проявляются симптомы гиперактивности или пассивности, когда малыш не проявляет познавательного интереса, самостоятельной активности, как двигательной, так и коммуникативной. Одной из причин такого отношения матери к ребенку является рождение его не таким, каким она хотела бы его видеть.
Для детей с ОВЗ имеющих нарушения в эмоциональной и социальной сферах, педагог-психолог проводит индивидуальную работу с мамой с целью максимально снизить факторы, тормозящие развитие малыша, а также помочь принять своего ребенка таким, какой он есть. Для этого используют игровые упражнения, поставленные на взаимное сближение, в частности, подвижные игры: «кот и мыши», «поймай хвостик», «кто перетянет мяч». Это поможет проявить эмоции как положительные, так и негативные.
Основной адаптационный этап направлен на взаимодействие с семье и ее поддержку, вовлекая их в коррекционный процесс. Постараться учитывая особенности ребенка, организовать плавный переход от постоянного пребывания дома к посещению ДОУ. В этот период основными формами работы являются совместное времяпрепровождение мамы и ребенка с группой детей (первая неделя щадящего посещения детского сада), вторая – третья недели, это одомашнивание среды пребывания ребенка (домашняя игрушка, фотоальбом с семейными фотографиями, индивидуальные беседы родителей с воспитателем).
Одним из факторов успешной адаптации любого ребенка является его общение со взрослыми и сверстниками. С помощью потребности в общении усваивается социальный опыт. Общение со взрослыми развертывается на основе увеличивающейся самостоятельности ребенка, расширение его знакомств с окружающей действительностью. Однако потребность в общении не может быть удовлетворена, пока ребенок не начал осознавать самого себя по отношению к окружающему миру. Для детей с ОВЗ характерна задержка в формировании представлений о себе, поэтому в комплексе представлены игры и упражнения на формирование своего «Я», представлений о других, эмоционального контакта с взрослым, развитие предпосылок к общению со сверстниками.
Заключительный этап адаптации, это анализ и вывод. С начала периода адаптации и до ее окончания, воспитатели заполняют индивидуальные карты наблюдений за ребенком, позволяющие путем мониторинга, оценить степень ее тяжести.
Оценка психоэмоционального состояния ребенка проводится педагогом-психологом, посредствам наблюдения за детьми в условиях группового общения в течении месяца с момента поступления в детский сад и по завершению психопрофилактических и коррекционно-развивающих мероприятий.
На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка.
По итогам заключений и по наблюдениям педагогов определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации.