Использование ИКТ в индивидуальной работе учителя-дефектолога

Дата публикации: 2020-07-06 12:14:39
Статью разместил(а):
Поповичева Наталья Дмитриевна

Использование ИКТ в индивидуальной работе учителя-дефектолога

Автор: Поповичева Наталья Дмитриевна

 

Введение.

Мы живём в то время, когда компьютер занял прочные позиции практически во всех областях науки, образования, производства, облегчая возможность получения любой информации, обработки её и применения в нужных целях.

Сейчас каждый дефектолог, каждый учитель слуховой работы, каждый логопед имеет свой ПК в рабочем кабинете и всё глубже осваивает компьютерные технологии, оценивая важность получения доступной информации и применения её в практических целях.

Учитель может принять участие в любом проекте, конкурсе, выйдя на определённый сайт и выложив там свои работы. Может получить оценку своей работы в форме комментария или отзыва. Может поделиться опытом и перенять его, поделиться мыслями, размышлениями, творческими разработками и получить необходимую информацию любого направления педагогической деятельности, а затем использовать её по необходимости в своей работе.

Компьютер является важным средством общения и для детей. Сейчас практически каждый ребенок может при направляющей деятельности учителя использовать компьютерные программы для получения информации разного характера, для общения и развлечений. Совместная деятельность учителя и воспитанника принимает новые формы: у них строятся новые рабочие отношения, осваиваются новые формы деятельности на занятиях, перестраивается содержание работы, меняются методы и приёмы в познавательной деятельности, сама организация учебного процесса. При применении инновационных технологий происходит развитие творческого потенциала и учителя, и воспитанника, повышается мотивация воспитанников к овладению словесной речью, улучшаются их произносительные навыки, расширяется кругозор.

Применение компьютерных технологий на занятиях по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в МОУ "Детский сад № 71" для слабослышащих детей дает пошаговое развитие с учетом уровня слуха и речи каждого. На данном этапе компьютер не может и не должен быть только развлечением, игрушкой. Он должен быть еще и инструментом решения самых трудных для воспитанника учебных и житейских задач.

При этом можно говорить о педагогическом результате, связанном с формированием навыка собственной деятельности (речевой и умственной). Именно применение цвета, графики, звука современных средств видеотехники позволяют формировать и моделировать смысловые компоненты речи глухих: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления.

 

Интерактивные игры как один из эффективных методов в работе по

развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха

Современное образование требует современного подхода в работе с детьми с особыми потребностями в развитии. Интеграция детей с нарушением слуха в социум, формирование всесторонне развитой личности ребёнка с особыми возможностями здоровья - является основной задачей образовательно-коррекционного процесса. Развитие слухового восприятия воспитанников – чрезвычайно важная задача, это формирует базу, за счёт которой зависит эффективность в обучении и воспитании. Звуки окружающего мира играют значительную роль в ориентировке человека в нем: выполняют, прежде всего, информативную функцию, помогают ориентироваться в пространстве, определять свое местонахождение, а также воздействуют на физиологическое состояние человека и его психическую деятельность.

Акустическая информация является необходимым компонентом обеспечения взаимодействия с внешним миром. Звуки окружающего мира дают информацию об источнике звучания, его локализации, предупреждают об опасности или приближении, при этом выступая в роли или стимулирующего фактора или неблагоприятного. Акустическая среда, состоящая из звучаний различного происхождения, как натуральных, так и искусственных, является важной частью экологической среды человека. В рамках этой среды формируется общая слуховая культура, как одна из важных характеристик человеческой культуры в целом.

Развитие слухового восприятия неречевых звучаний окружающего мира: социально значимых бытовых и городских шумов, голосов животных и птиц, шумов, связанных с явлениями природы, с проявлениями физиологического и эмоционального состояния человека; различения и опознавания разговора и пения, мужского, детского и женского голоса. Наиболее распространенным видом звука является шум.

По происхождению различают природные, промышленные (техногенные) и бытовые шумы. К природным относят шелест листьев, журчание ручья или плеск волн, шум дождя, пение птиц и крики животных, свист ветра, раскаты грома и пр. К промышленным - шумы двигателей, станков, различных технических устройств, транспортных средств (поездов, трамваев, автомобилей и т.д.). Бытовые шумы создаются голосами людей, звяканьем посуды, действием домашних электроприборов (холодильников, пылесосов, кондиционеров). Кроме биологической составляющей звуки несут социальную роль, например, колокольный звон в старину предупреждал об опасности, также как в настоящее время звук сигнала светофора для пешехода, сигнал автомобиля, поезда в метро, шум дороги формируют основу безопасного поведения на дороге. Звуки окружающего мира имеют для человека сигнальное значение. Например, стук и звонок в дверь предупреждают о том, что кто-то пришел, раскаты грома извещают о таком явлении как гроза, первые капли - начало дождя, шум воды в квартире говорит о не закрытом кране и т.д.

В обычной жизни для слышащих людей все звуки могут восприниматься только на слух или в ряде случаев с опорой на зрение – слухозрительно. Что же характерно для детей с нарушением слуха - все звуки должны изучаются только слухозрительно и в многообразии вариаций. Кроме того, важно отметить, что уровень развития речевого слуха напрямую зависит от развития неречевого слуха, поэтому развивать слуховое внимание, восприятие и память желательно с любым ребёнком с момента его активного желания познавать окружающий мир.

Слуховое восприятие звуков окружающего мира (развитие неречевого слуха) является одним из направлений в работе по развитию слухового восприятия детей, имеющих нарушения слуха. При этом развитие восприятия неречевых звуков проходит от элементарной реакции на наличие или отсутствие звука (условная двигательная реакция на звучания) к их различению и опознаванию, локализации в пространстве, а затем к использованию в качестве сигнала к действиям, осмыслению.

Слухоречевая реабилитация неслышащих и слабослышащих детей на протяжении нескольких десятилетий является одной из ведущих проблем коррекционной педагогики, в частности сурдопедагогики. В учебных пособиях, подготовленных в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, рассматриваются психолого-педагогические особенности развития слухового восприятия у неслышащих и слабослышащих детей, раскрываются содержание и технологии формирования слуховых представлений, слухового внимания на специфических общеобразовательных формах организации учебной деятельности и в воспитательном процессе.

 

Использование программы реабилитации детей с

ограниченными возможностями по слуху «Я в мире звуков»

В обучении детей Развитию слухового восприятия звуков используются современные технические средства компьютерных технологий. Например, Программа реабилитации детей с ограниченными возможностями по слуху Зонтова О.В., Королёва И.В. «Я слышу мир»; Методический портфель «Занимаемся с ушариком», -СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2010; Исток Аудио Мед Центр реабилитации после кохлеарной имплантации Тоша &Ко- методический материал и тренажёр «Я в мире звуков» город Фрязино Московской области, учебный диск «Учимся говорить правильно». А также ряд обучающих интерактивных презентаций, создаваемых самостоятельно.

При организации работы с программой «Я в мире звуков» используется дидактический материал: картинки с изображением источника звучания и письменные таблички-названия, при этом неречевые звучания должны воспроизводиться в широком диапазоне предъявлений с различным звукоусилением.

При проведении занятий предусматриваются формы организации обучения: совместная деятельность дефектолога и детей (организованная - образовательная деятельность, образовательная деятельность в режиме дня). Организованная образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию и коррекционному направлению в индивидуальной форме, также может быть произведена и по подгруппам с учётом возрастных, интеллектуальных и сенсорных возможностей воспитанников.

Материал и задания предназначены для развития слухового восприятия неречевых звуков, формирования словарного запаса для описания звуков и их характеристик. В частности, для формирования:

- слуховых образов разных неречевых звуков в памяти и развития умения соотносить их с определёнными предметами или действиями;

- слухового внимания и стратегии поиска источника звука;

- умения обнаруживать, узнавать, опознавать, имитировать различные неречевые звуки, бытовые звуки, а также звуки, издаваемые человеком;

- умения выделять в звуковых сигналах основные акустические признаки: громкость, длительность, высота и др. Различать звуки по этим признакам, имитировать голосом звуки с разными признаками;

- умения ребёнка описывать звуки-формирование пассивного и активного словаря для описания звуков, их классификации.

При работе с материалом используются несколько типов упражнений:

1) Обнаружение – «Есть звук или нет звука?», определение, когда звук начинается и когда заканчивается.

2) Различение при парном сравнении двух звуков, отличающихся многими признаками.

3) Различение при парном сравнении двух звуков, отличающихся только одним признаком (тихий-громкий, короткий – длинный и тд) и формирование у ребёнка словаря, описывающего эти признаки.

4) Узнавание при закрытом выборе окружающих звуков с параллельным формированием пассивного и активного словаря названий звуков и соответствующих действий.

5) Узнавание при закрытом выборе звуков, издаваемых человеком с параллельным формированием пассивного и активного словаря названий звуков и соответствующих действий.

6) Категоризация звучаний предметов и действий (едет/едут, идёт/идут, летит/летят, скрипит/скрипят, стучит/стучат, гремит, гремят, шуршит/шуршат, трещит/трещат, капает/капают, течёт/текут, льётся/льются, горит/горят, кричит/кричат и др).

7) Имитация голосом разных звуков при восприятии на слух;

8) Определение положения источника звука в пространстве с параллельным формированием пассивного и активного словаря.

Таким образом, развитие слухового восприятия неречевых сигналов включает параллельное накопление словарного запаса и развитие произносительных навыков.

Материал для формирования навыков безопасной жизнедеятельности, разделён на блоки:

- Звуки, которые встречаются дома;

- Звуки, которые встречаются на улице.

Блок по звукам, встречающихся дома, можно разделить на группы звуков:

- Домашняя техника;

- Звонки, двери;

- Кухонные предметы, еда;

- Вода;

- Другие предметы, используемые в присутствии ребёнка;

- Животные и птицы;

- Игрушки, ТВ, радио.

Блок по звукам, которые встречающихся на улице, также разделяются на группы звуков:

- Транспорт;

- Хозяйственно-ремонтные работы;

- Явления природы;

- Животные и птицы.       

При этом каждая группа может быть расширена или сокращена по усмотрению педагога, ввиду ненужности на данный момент или отсутствия данного источника. Но знакомство с таким звучанием предусмотрено.

В процессе занятий определяется умение различать неречевые звучания на слух.

1. Различение на слух неречевых звучаний при выборе из трех;

2. Различение на слух неречевых звучаний при выборе из пяти;

3. Различение на слух неречевых звучаний при выборе из семи.

В обучающей части ребёнок сидит за столом, перед ним лежат картинки, соответствующие предъявляемым неречевым звучаниям. В момент звучания того или иного звукового стимула педагог демонстрирует ребенку картинку или видео, например, закрывание двери машины, поворот ключа зажигания, клаксон машины, движущаяся машина, тормозящая машина, удар машин при аварии, звуки сигнализации, сирена машины и др. Ребёнок воспринимает неречевые звучания и соотносит с изображением, озвучивает фразой данный акустический файл.

После того как ребенок научается выполнять задание самостоятельно, проводится контрольная часть занятия. В контрольной части ребёнок различает на слух неречевые звучания при выборе из 3, 5,7 звучаний. Используются упражнения: «Угадай, какой это был звук», «Далеко – близко», «Цепочки звуков», «Что вокруг», «Где ты?», «Что может шуршать, скрипеть, звенеть?» и др Также используются упражнения на тренажёре «Я в мире звуков» по различным акустическим ситуациям. В программе предложено 9 акустических сред, где главный герой бегемот Тоша- проводит своё время: «В комнате», «На кухне», «На улице», «В лесу», «На сцене», «Во дворе», «В школе», «На природе» и «На ферме».

Прежде чем тренировать слуховое восприятие, рекомендуется прослушать все звуки выбранной акустической среды, их представлено 7-10 в каждой и постараться запомнить их. Для перехода в тренировочный режим, необходимо выбрать команду «ТРЕНИРОВАТЬСЯ». Появится активное окно «ПОДАТЬ ЗВУК», который подаётся произвольно единожды. В случае, если ответ был неправильным, звук будет подаваться до тех пор, пока не будет правильно выделена на экране зона / объект источника звука.

В каждой акустической среде тренировочного режима ведётся счёт количества правильных и неправильных ответов, с помощью чего возможно отслеживать динамику успехов детей. С помощью данной компьютерной программы возможно ознакомиться со множеством звуков, а также научиться узнавать и различать их, развивая слуховое восприятие. Звуковые звучания, представленные в, существенно облегчает работу педагога, но лишает дополнения и разнообразия звуков по одной и той же ситуации, действия, явления или в целом акустической среды. Это хорошо решается в обучающих презентациях и в интерактивных играх.                   

 

Использование мультимедийных презентаций как один из эффективных методов в работе по

развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду – проведение медиазанятий с применением мультимедийных презентаций. Это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, от простого к сложному, научно, с использованием видеофрагментов. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Непосредственно-образовательная деятельность в группах со слабослышащими детьми имеет свою специфику, должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее возможностями. Я использую ИКТ на фронтальных занятиях по развитию речи, математике, развитию слухового восприятия, а также на индивидуальных занятиях.

Раздел «Развитие речи» является одним из ведущих в системе коррекционной работы, так как его задачи связаны с преодолением специфического для глухих и слабослышащих детей нарушения речи и речевого общения. Основными задачами являются: развитие языковой способности; накопление словаря и работа над значением слова; формирование разных форм речи (устной, письменной, дактильной); отработка различных видов речевой деятельности, проведение элементарных языковых наблюдений.

Важные коррекционные задачи решаются в процессе развития слухового восприятия и обучения произношению. Целью этой работы является формирование и развитие у детей с нарушенным слухом навыков восприятия и воспроизведения устной речи. Работа по развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих дошкольников направлена на развитие остаточного слуха: дети обучаются восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний. На базе развивающегося слухового восприятия создается и совершенствуется слухозрительная основа восприятия устной речи, формируются навыки речевой коммуникации.

По моим наблюдениям при использовании презентаций значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Вся работа по ознакомлению детей с информационными технологиями проходит в форме игры. Ведь именно игра — одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр.

Однако далеко не все массовые компьютерные игры можно использовать для работы с детьми, поскольку многие из них не соответствуют методике обучения детей с нарушением слуха. Выходом из такого положения может стать создание собственных компьютерных презентаций, разработанных педагогами с учетом особенностей развития их воспитанников.

Применение презентаций позволяет сделать непосредственную образовательную деятельность привлекательной и по-настоящему современной, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Создание презентации для дошкольников с нарушенным слухом имеет ряд особенностей. Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимания от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Меняя его несколько раз в течение презентации, можно удержать непроизвольное внимание детей. Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать нерезкие фотографии, изображения, способные вызывать у детей испуг или неприязнь. Умеренное применение спецэффектов помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей быстро наступают пресыщение и утомление.        

Успешность коррекционной работы с детьми, страдающими тугоухостью и глухотой, зависит от ряда благоприятных факторов:

- интенсивного систематического и адекватного состоянию ребенка обучения;

- активного участия семьи в его воспитании и обучении;

- потенциальных возможностей самого ребенка, его физического состояния и личностных качеств (активности, коммуникабельности, физической выносливости, работоспособности и т.п.);

- использования сурдотехнических средств.

Практика показала, что при условии систематического использования ИКТ в сочетании с традиционными методами обучения, значительно повышается эффективность коррекционно – развивающей работы.

По результатам мониторинга прослеживается стойкая положительная динамика развития познавательной деятельности детей с нарушением слуха.

Заключение.

При работе со слабослышащими детьми применение технологии интерактивного обучения просто необходимо. Как правило учащиеся имеют разный уровень состояния слуховой функции, речевого развития, произносительных навыков, восприятия и воспроизведения устной речи. На занятии с применением компьютера появилась возможность компенсировать недостаточное количество информационного материала, что делает урок более разнообразным, интересным, увлекательным.

При применении компьютерных программ подбирается индивидуальный образовательный маршрут для школьников с нарушениями слуха. Положительные эмоции, вызванные умением воспитанников получать определённый результат в процессе выполнения заданий, активизируют их речевую деятельность, мотивируют к общению, что является основной задачей занятий. Одним из главных аргументов в пользу применения компьютерных технологий на занятиях является увлеченность детей, которую они испытывают работая за компьютерами. Заметно увеличивается время, в течение которого дети готовы и хотят сосредоточенно и самостоятельно выполнять необходимые для усвоения упражнения.

Воспитанники начинают понимать, что любое самое трудное задание может быть выполнено верно, мультимедийные программы помогут ему в обучении. Дети перестают бояться совершать ошибки, пытаются рассуждать, отыскивая правильный ответ. Это является залогом успеха в обучении.