Конспект музыкального занятия в старшей группе «В гости …»
Конспект музыкального занятия в старшей группе «В гости …»
Автор: Серёгина Елена Ювеналиевна
МБДОУ «Детский сад № 7», г. Трёхгорный, Челябинская область
Программное содержание: Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера. Учить реагировать на смену частей музыкальной формы. Развивать музыкально-ритмические навыки: стремительный бег по кругу, топающий шаг. Развивать музыкальную память. Совершенствовать певческие навыки детей: чисто интонировать мелодию, чётко произносить слова. Учить узнавать по тембру и называть детские музыкальные инструменты, играть в шумовом ансамбле.
Используемый материал: аудио запись «Галоп» Попляновой Е., «Воспитание творчеством», «Колыбельная» музыка Н. Римского-Корсакого, «Парень с гармошкой» музыка Г.Свиридова, «Маленькая полька» музыка С. Майкапара.
Демонстрационный материал: кукла-Петрушка; три картинки с изображением клоуна, отражающие три характера музыки: спокойный, грустный, весёлый. Ширма.
Раздаточный материал - у каждого ребёнка - три картинки с изображением клоуна, отражающие характер музыки; музыкальные инструменты: металлофоны, колокольчики, погремушки, бубны, клавесы.
Предварительная работа: Слушание произведений: «Колыбельная» музыка Н.Римского-Корсакова, «Парень с гармошкой» музыка Г.Свиридова, «Болезнь куклы» музыка П.И.Чайковского, знакомство с музыкальными инструментами.
Ход занятия
Дети входят в зал. Здороваются.
Музыкальный руководитель: Ребята вы любите ходить в гости? А бывает так, что ваши друзья живут далеко и добираться до них приходиться на транспорте? Я приглашаю вас в гости к Петрушке, который тоже очень любит музыку. А отправимся мы к нему на машине, полетим на самолёте и поедем на поезде. Сейчас будет звучать музыка, вы слушайте внимательно, с каждым изменением в музыке – меняем вид транспорта.
Под музыку «Галоп» аудио запись Е. Попляновой «Воспитание творчеством», дети выполняют стремительный бег по кругу, топающий шаг.
Проходят на стульчики.
Музыкальный руководитель: Вот мы и приехали.
Эй, Петрушка, наш Петрушка,
Развесёлая игрушка.
Где Петрушка, там и смех,
Ты Петрушка лучше всех.
На ширме появляется Петрушка.
Петрушка: Здравствуйте детишки,
Девчонки и мальчишки.
Всех вас видеть очень, очень рад.
Музыкальный руководитель: Петрушка, наши ребята, как и ты, тоже любят слушать музыку, а ещё они чувствуют настроение, которое передаёт музыка, и могут показать на картинке.
Петрушка: Как это?
Музыкальный руководитель: Вот смотри. Ребята, вот три карточки с изображением клоунов. Рассмотрите их (раздать карточки). Какое настроение у клоунов? (Ответы детей) Да: спокойное, грустное и весёлое. Прослушав музыкальное произведение, вы должны показать карточку с клоуном, у которого будет такое же настроение, как и у музыкального произведения.
Звучат фрагменты: «Колыбельная» музыка Н.Римского-Корсакова, «Парень с гармошкой» музыка Г.Свиридова, «Болезнь куклы» музыка П.И.Чайковского.
Музыкальный руководитель: Покажите карточку с тем клоуном, у которого такое же настроение, как и в музыке.
Дети показывают карточку, соответствующую характеру произведения, если вспомнят - сказать название произведения.
Музыкальный руководитель: А сейчас Петрушка мы покажем тебе, какую дыхательную гимнастику ребята выполняют каждое занятие, чтобы быть здоровыми. И ты с нами выполняй.
Дети выполняют дыхательные упражнения:
1. Поворачивая голову направо - вдох. Возвращаясь в исходное положение - выдох. Тоже самое - налево. (Несколько раз)
2. Поднимая голову вверх - вдох, возвращаясь в исходное положение - выдох. (Несколько раз)
3. Наклоняя голову к правому плечу - вдох, возвращаясь в исходное положение - выдох. (Несколько раз).
Музыкальный руководитель: Петрушка, а что ты прячешь за спиной?
Петрушка: Да так ничего, просто палочки какие-то.
Музыкальный руководитель: Это не просто палочки, они музыкальные и называются они ....
Дети: Клавесы.
Музыкальный руководитель: (взяв у Петрушки клавесы, поёт, подыгрывая на них).
«Стук-чок, стук-чок, стук-чок, чок, съел и чашку на сучок ...»
Из какой песни эти слова? (ответы детей)
Музыкальный руководитель проводит распевание на словах «стук-чок ...»
Давайте споём первый куплет (напоминает слова песни).
Дети поют первый куплет песни «Весёлые медвежата» музыка Е. Попляновой, слова Н. Пикулевой,
Если дети хорошо усвоили мелодию и запомнили слова первого куплета, можно приступать к разучиванию второго куплета.
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята.
Любопытный наш Петрушка,
Смотрит вправо - поворот головы вправо.
Смотрит влево - поворот головы влево.
А потом опять вперёд - наклон корпуса вперёд.
И немного отдохнёт - слегка присесть.
Шея не напряжена и расслаблена - покачивание головы вправо, влево.
А Петрушка смотрит вверх - встать на носочки, тянуться вверх.
Выше всех, дальше всех.
Возвращается обратно - расслабление приятно! - сесть на стульчики.
При разучивании песни, музыкальный руководитель применяет:
а) приём «эхо» - проговаривая, пропевая.
б) прохлопывая ритмический рисунок.
в) тихо - громко.
Петрушка: Здорово. А вы загадки любите? А музыкальные? У меня есть шумовые и музыкальные инструменты. Я буду играть на них по очереди, а вы должны отгадать, - какой инструмент звучал.
Музыкально-дидактическая игра «Угадай инструмент».
Музыкальный руководитель: А теперь я предлагаю поиграть в игру на таких же инструментах (Дети выбирают инструменты, встают в круг).
Игра «Оркестр» грамзапись «Маленькая полька» музыка С. Майкапара.
Дети стоят по кругу, ведущий - воспитатель - стоит внутри круга (без инструмента). Звучит первая фраза произведения - ребята играют на инструментах, на вторую фразу дети, положив инструменты на пол, хлопают в ладоши.
Остановилась музыка - надо взять инструмент, ведущий, так же старается взять инструмент. И опять играем на инструментах.
Петрушка: Я хочу угостить вас витаминками радости, кто съест такую витаминку - всегда будет весёлым и радостным.
Дети уходят в группу.