Использование ИКТ в процессе формирования представлений о геометрических фигурах у дошкольников
Использование ИКТ в процессе формирования представлений о геометрических фигурах у дошкольников
Авторы: Бова Марина Владимировна
и Авдеева Галина Васильевна
МБ ДОУ «Детский сад № 248», г. Новокузнецк
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения.
Основной задачей обучения детей дошкольного возраста является формирование системы знаний о геометрических фигурах.
Исследуя особенности восприятия геометрических фигур детьми, А.А. Столяр приходит к выводу, что «геометрическое мышление» вполне возможно развить еще в дошкольном возрасте. В развитии «геометрических знаний» у детей прослеживается несколько различных уровней.
Первый уровень характеризуется тем, что фигура воспринимается детьми как целое, ребенок еще не умеет выделять в ней отдельные элементы, не замечает сходства и, различия между фигурами, каждую из них воспринимает обособленно.
На втором уровне ребенок уже выделяет элементы в фигуре и устанавливает отношения, как между ними, так и между отдельными фигурами, однако еще не осознает общности между фигурами.
На третьем уровне ребенок в состоянии устанавливать связи между свойствами и структурой фигур, связи между самими свойствами.
Поэтому обучение следует организовать так, чтобы в связи с усвоением знаний о геометрических фигурах у детей развивалось и элементарное геометрическое мышление.
Геометрию мы вводим уже в младшем возрасте, когда знакомим их с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник) и геометрическими телами (шар, куб). Их формой, цветом, размером. На занятиях по рисованию вводим в практику такое понятие как «точка», «линия», «луч».
В среднем возрасте уже знакомим с новыми геометрическими фигурами, овал и прямоугольник и геометрическими телами шар, куб, цилиндр. И уже с этой группы мы начинаем знакомить со структурными элементами геометрических фигур: сторона, угол, их количество. Это позволяет нам давать характеристику, и находить их особенности. Так дети уже в этом возрасте находят логические связи между группами предметов по размеру, по форме, цвету.( соотнесение предметов и фигур, имеющие 4 стороны и 4 угла к предметам четырехугольной формы).
В старшей группе уже знакомим с такими понятиями как точка и линия(прямые и замкнутые, кривые и ломанные), отрезок, луч, знакомим с вершинами, углам(прямые острые и тупые) геометрических фигур.
В подготовительной к школе группе мы обобщаем полученные знания о геометрических фигурах и их свойствах, даем представление о "многоугольнике". Учим составлять из 2-4 треугольников один многоугольник. Устанавливаем логические связи и зависимости групп геометрических фигур.
Воспитатель, располагающий компьютером, имеет уникальную возможность интенсифицировать процесс обучения, сделать его более наглядным и динамичным.
Исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность использования компьютерных технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, и в целом личности ребенка (С. Новоселова. И. Пашелите, и др.).
В настоящее время существует множество программ, которые позволяют давать иллюстрацию важнейших понятий, причем сделать это наглядно и быстро, что повышает и активизирует познавательную активность дошкольников. Появляется возможность оптимально сочетать практические и аналитические виды деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка.
Формы и место использования компьютеров на занятии, конечно, зависит от содержания этого занятия и целей, которые ставит воспитатель. Каковы же функции и особенности применения компьютерных технологий и программ в дошкольном учреждении.
Можно выделить следующие функции:
– инструментальная (изготовление наглядных пособий);
– демонстрирующая (показ готовых демонстрационных программ, слайдов, презентаций и т.д.)
- обучающая (тренажеры);
- контролирующая.
Возможны различные виды занятий, с применением информационных технологий для детей дошкольного возраста:
- занятия-беседы с использованием компьютера как наглядного средства;
- занятия постановки и проведения исследований.
Использование информационных технологий для детей дошкольного возраста это в первую очередь — наглядность, потому что компьютер, воздействуя на чувства обучаемого, позволяет продемонстрировать абсолютно абстрактные понятия и объекты. Как известно из психологических исследований, наглядность – это свойство человеческих психических образов реальных объектов, предметов или явлений, но не свойство или качество, присущее этим реальным объектам, предметам или явлениям.
Только лишь в результате активной работы наглядный образ создается в сознании ребёнка. Наглядность есть показатель простоты и понятности для воспитанника. Наглядный материал используется на занятии каждым воспитателем с целью повышения усвоения учебного материала и развития познавательного интереса детей. Компьютер позволяет продемонстрировать преобразования объекта в динамике. Это способствует не только лучшему запоминанию учебного материала, но и помогает обеспечить оптимальное включение и адаптацию нового материала. Таким образом, формируя последовательно «живое созерцание» преобразования объекта информации, мы не только используем природные свойства зрительного аппарата ребенка, но и развиваем познавательный интерес.
Важным средством организации восприятия информационного материала является цветовое и мультимедийное оформление. Демонстрация как бы руководит «живым созерцанием» информации, дети незаметно учатся отмечать ту или иную особенность информационного сообщения, которое таким образом доходит до их сознания. Для того чтобы развивать познавательный интерес, нужно постоянно заботиться об организации зрительной информации.
Принцип наглядности – важнейший принцип преподавания. Компьютерная демонстрация наглядного материала позволяет подать его последовательно по мере рассказа воспитателя, не нарушая его логики.
Компьютерная демонстрация – это слайды, выполненные в программной среде PowerPoint. Это может быть презентация: компьютерная разработка занятия или разработка темы с целями и задачами, основной частью и заключением, т.е. с определенной законченной структурой. Но, все-таки, в основном – это слайды, которые созданы для помощи воспитателя при объяснении нового материала. Они не охватывают весь материал занятия, а помогают раскрыть тот или иной вопрос теории. Следует учесть, что это не просто статические картинки, в них используются анимационные эффекты с целью проследить логику того или иного определения, свойства, признака.
Весьма существенно, что при работе с мультимедийным оборудование воспитатель стоит лицом к детям и может наблюдать за их работой. Это создает ряд преимуществ по сравнению с традиционным методом работы на доске.
Однако необходимо помнить, что нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т. к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А, кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям. И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.
Современное общество уже невозможно представить жизнь без компьютера. Общение с компьютером также естественно, как пользование телефоном. У современных детей компьютер не вызывает боязни и является хорошим средством обучения и развития у них познавательного интереса. Благодаря использованию компьютерных технологий, учебный материал становится более наглядным, понятным и запоминающимся. Они неизмеримо расширяют возможности в организации и управлении учебной деятельности и позволяют практически реализовать огромный перечень перспективных методических разработок, найденных в рамках традиционного обучения, которые оставались невостребованными или в силу определенных объективных причин не могли дать там должного эффекта.