Информационно-методическое сопровождение здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса
Информационно-методическое сопровождение здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса в детском саду и семье
Автор: Кошарная Ольга Викторовна
МБДОУ «Детский сад № 4», ЗАТО Звёздный
ФГОС дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых технологий, методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса.
Успешность профессиональной деятельности любого специалиста во многом зависит от его уровня информационной культуры. Информатизация системы образования предъявляет особые требования к уровню профессионализации педагогов, осуществляющих свою деятельность в условиях широкого внедрения средств информационных и коммуникационных технологий в образовательное пространство ДОУ.
Поэтому одной из задач методической службы дошкольного учреждения является формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса и интеграция информационных технологий в процессы воспитания и обучения.
Информационно-методическое обеспечение – это необходимое количество и качество программно-методических материалов и информации, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования и взаимодействие с семьей по реализации программы.
Я считаю, что необходимо создать комплексную интегрированную модель информационно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса, создать банк дидактических и методических материалов по использованию здоровьесберегающих технологий в работе ДОУ, а так же разработать личностно-ориентированные формы взаимодействия субъектов (детей, родителей, педагогов), обусловливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и сохранения его здоровья.
В связи с этим ориентироваться надо на принципы оздоровительной направленности педагогического процесса и идеи концепции информатизации, компетентностного подхода:
- принцип сохранения и укрепления здоровья детей,
- педагогическая целесообразность,
- интеграция,
- интерактивный характер,
- триединство образовательных целей,
- информационный подход к педагогическому процессу,
- принцип мультимедийности.
Создание единого методического и информационно-образовательного пространства потребовало предоставления и развития сферы сервисных услуг (предметно-методических, мониторинговых, маркетинговых, экспертных, библиотечно-методических), оказываемых образовательным учреждением педагогам, родителям, социуму городка.
Для организации такой работы было необходимо создать в ДОУ творческую атмосферу культивирования интереса к новшествам в сфере здоровьесбережения, а так же создать базу методического сопровождения (создание банка данных по вопросам теоретических основ и результатов творческой деятельности ДОУ в области здоровьесбережения с использованием всех современных видов носителей информации, повышение качества социального партнерства ДОУ с родителями и социальными институтами в силу большой стабильности и компактности социума).
В ДОУ проделана определенная работа по совершенствованию воспитательно-образовательного процесса, способствующего повышению умственной работоспособности, снижению утомляемости, сохранению здоровья и дальнейшему развитию детей, повышению качества образования:
- определен уровень знаний педагогов о здоровьесберегающих технологиях;
- разработаны модели комплексного сопровождения детей, педагогов и родителей (разработан стратегический план улучшения здоровья детей вДОУ);
- каждым педагогом созданы и реализованы оздоровительные педагогические проекты с использованием ИКТ;
- усовершенствована развивающая среда;
- проведены консультации, семинары-практикумы, даны практические рекомендации педагогам и родителям по реализации задач оздоровления детей и т.д.
Систематизация материала по здоровьесбережению дошкольников строится по нескольким направлениям:
1. Организационно-координационное.
Основные задачи: Обеспечение эффективного взаимодействия служб ДОУ.
Содержание работы: Планирование работы в соответствии с задачами ДОУ.
Формы работы: Анкетирование, опросы, собеседования, консилиумы.
2. Информационно-аналитическое.
Основные задачи: Выявление образовательных и информационных потребностей, удовлетворение запроса педагогов и родителей.
Содержание работы: Систематизация методических материалов, создание банка информации, формирование картотек, обеспечение методической литературой.
Формы работы: Консультации, индивидуальная помощь, экспресс-информация, выставки методической литературы, выпуск газеты ДОУ.
3. Методическое.
Основные задачи: Систематическое повышение профессиональной компетентности педагогов и родительской компетентности в вопросах здоровьесбережения.
Содержание работы: Определение системы постоянно действующих семинаров, клубов, разработка и подготовка методической документации, оказание методической помощи авторам опыта, изучение и распространение опыта, формирование банка педагогического опыта.
Формы работы: Лекции, теоретические и практические семинары, творческие и проблемные группы, деловые игры, издание методических рекомендаций и сборников.
4. Научно-практическое.
Основные задачи: Создание системы действенной помощи в научно-методическом обеспечении деятельности педагогов и родителей.
Содержание работы: Обеспечение взаимосвязи педагогической науки и практики ДОУ, оказание необходимой помощи в реализации эксперимента, осуществление обратной связи с целью изучения результативности.
Формы работы: Конференции, мастер-классы, школы пед.мастерства, творческие отчеты, издание сборников.
5. Мотивационное обеспечение.
Основные задачи: Формирование конструктивной мотивации у всех участников образовательного процесса в осуществлении дифференцированного подхода в здоровьесбережении.
Содержание работы: Пропаганда передового опыта, организация публикаций, создание сайта.
Формы работы:
Размещение лучшего опыта в СМИ, научных сборниках, организация конкурсов и т.п.
По моеему мнению, информационное обеспечение предполагает наличие банка данных о детях с проблемами в развитии и здоровье, создание целевых программ “Ранняя диагностика нарушений здоровья ребенка”, “Интегрированное обучение соматически ослабленного ребенка в общеобразовательном учреждении”, «Домашнее визитирование и сопровождение ребенка с проблемами в здоровье и развитии”, “Социальное сопровождение ребенка с нарушением здоровья”, ИПС, портфолио детей, дидактические и методические материалы по здоровьесбережению, воспитанию, развитию и обучению соматически ослабленных детей в семье и детском саду, использование телекоммуникационных и СМИ в пропаганде ЗОЖ и др.
Поэтому в ДОУ проводится комплексный мониторинг, позволяющий выявить различные отклонения в функционировании ряда систем организма или нарушения психического здоровья ребенка.
Информация, собираемая в процессе валеологического мониторинга, содержит:
- личные (индивидуальные) результаты объективных тестов;
- характеристику социально-экономического статуса семьи;
- санитарно-гигиеническую и медико-педагогическую характеристику условий обучения;
- экологическую характеристику состояния окружающей среды в районе проживания.
Методический кабинет является консультационным центром информационной поддержки участников образовательного процесса ДОУ.
Таким образом, проводимая в дошкольном учреждении работа, помогает повысить информационную культуру и компетентность педагогов и родителей, эффективность и качество образовательного процесса в ДОУ и ведёт к активизации познавательной деятельности дошкольников не только в области здоровьесбережения, но и других сферах.