Информационно-методическое сопровождение здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса

Дата публикации: 2020-09-29 11:51:34
Статью разместил(а):
Кошарная Ольга Викторовна

Информационно-методическое сопровождение здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса в детском саду и семье

Автор: Кошарная Ольга Викторовна

МБДОУ «Детский сад № 4», ЗАТО Звёздный

 

ФГОС дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых технологий, методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса.

Успешность профессиональной деятельности любого специалиста во многом зависит от его уровня информационной культуры. Информатизация системы образования предъявляет особые требования к уровню профессионализации педагогов, осуществляющих свою деятельность в условиях широкого внедрения средств информационных и коммуникационных технологий в образовательное пространство ДОУ.

Поэтому одной из задач методической службы дошкольного учреждения является формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса и интеграция информационных технологий в процессы воспитания и обучения.

Информационно-методическое обеспечение – это необходимое количество и качество программно-методических материалов и информации, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования и взаимодействие с семьей по реализации программы.

Я считаю, что необходимо создать комплексную интегрированную модель информационно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса, создать банк дидактических и методических материалов по использованию здоровьесберегающих технологий в работе ДОУ, а так же разработать личностно-ориентированные формы взаимодействия субъектов (детей, родителей, педагогов), обусловливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и сохранения его здоровья.

В связи с этим ориентироваться надо на принципы оздоровительной направленности педагогического процесса и идеи концепции информатизации, компетентностного  подхода:

- принцип сохранения и укрепления здоровья детей,

- педагогическая целесообразность,

- интеграция,

- интерактивный характер,

- триединство образовательных целей,

- информационный подход к педагогическому процессу,

- принцип мультимедийности.

Создание единого методического и информационно-образовательного пространства потребовало предоставления и развития сферы сервисных услуг (предметно-методических, мониторинговых, маркетинговых, экспертных, библиотечно-методических), оказываемых образовательным учреждением педагогам, родителям, социуму городка.

Для организации такой работы было необходимо создать в ДОУ творческую атмосферу культивирования интереса к новшествам в сфере здоровьесбережения, а так же создать базу методического сопровождения (создание банка данных по вопросам теоретических основ и результатов творческой деятельности ДОУ в области здоровьесбережения с использованием всех современных видов носителей информации,  повышение качества социального партнерства ДОУ с родителями и социальными институтами в силу большой стабильности и компактности социума).

В ДОУ проделана определенная работа по совершенствованию воспитательно-образовательного процесса, способствующего повышению умственной работоспособности, снижению утомляемости, сохранению здоровья и дальнейшему развитию детей,  повышению качества образования:

- определен уровень знаний педагогов о здоровьесберегающих технологиях;

- разработаны модели комплексного сопровождения детей, педагогов и родителей (разработан стратегический план улучшения здоровья детей вДОУ);

- каждым педагогом созданы и реализованы оздоровительные педагогические проекты с использованием ИКТ;

- усовершенствована развивающая среда;

- проведены консультации, семинары-практикумы, даны практические рекомендации педагогам  и родителям по реализации задач оздоровления детей и т.д.

Систематизация материала по здоровьесбережению дошкольников строится по нескольким направлениям:

1. Организационно-координационное.

Основные задачи: Обеспечение эффективного взаимодействия служб ДОУ.

Содержание работы: Планирование работы в соответствии с задачами ДОУ.

Формы работы: Анкетирование, опросы, собеседования, консилиумы.

2. Информационно-аналитическое.

Основные задачи: Выявление образовательных и информационных потребностей, удовлетворение запроса педагогов и родителей.

Содержание работы: Систематизация методических материалов, создание банка информации, формирование картотек, обеспечение методической литературой.

Формы работы: Консультации, индивидуальная помощь, экспресс-информация, выставки методической литературы, выпуск газеты ДОУ.

3. Методическое.

Основные задачи: Систематическое повышение профессиональной компетентности педагогов  и родительской компетентности в вопросах здоровьесбережения.

Содержание работы: Определение системы постоянно действующих семинаров, клубов, разработка и подготовка методической документации, оказание методической помощи авторам опыта, изучение и распространение опыта, формирование  банка  педагогического опыта.

Формы работы: Лекции, теоретические и практические семинары, творческие и проблемные группы, деловые игры, издание методических рекомендаций и сборников.

4. Научно-практическое.

Основные задачи: Создание системы действенной помощи в научно-методическом обеспечении деятельности педагогов и родителей.

Содержание работы: Обеспечение взаимосвязи педагогической науки  и  практики ДОУ, оказание необходимой помощи в реализации эксперимента, осуществление обратной связи с целью изучения результативности.

Формы работы: Конференции, мастер-классы, школы пед.мастерства, творческие отчеты, издание сборников.

5. Мотивационное обеспечение.

Основные задачи: Формирование конструктивной мотивации у всех участников образовательного процесса в осуществлении дифференцированного подхода в здоровьесбережении.

Содержание работы: Пропаганда передового опыта, организация публикаций, создание сайта.

Формы работы:

Размещение лучшего опыта в СМИ, научных сборниках, организация конкурсов и т.п.

По моеему мнению, информационное обеспечение предполагает наличие  банка данных  о детях с проблемами в развитии и здоровье, создание целевых программ  “Ранняя диагностика нарушений здоровья ребенка”, “Интегрированное обучение соматически ослабленного ребенка в общеобразовательном учреждении”, «Домашнее визитирование и сопровождение  ребенка с проблемами в здоровье и развитии”, “Социальное сопровождение ребенка с нарушением здоровья”, ИПС, портфолио детей, дидактические и методические материалы по здоровьесбережению, воспитанию, развитию и обучению соматически ослабленных детей в семье и детском саду, использование телекоммуникационных и СМИ в пропаганде ЗОЖ и др.

Поэтому в ДОУ проводится комплексный мониторинг, позволяющий выявить различные отклонения в функционировании ряда систем организма или нарушения психического здоровья ребенка.

Информация, собираемая в процессе валеологического мониторинга, содержит:

- личные (индивидуальные) результаты объективных тестов;

- характеристику социально-экономического статуса семьи;

- санитарно-гигиеническую и медико-педагогическую характеристику условий обучения;

- экологическую характеристику состояния окружающей среды в районе проживания.

Методический кабинет является консультационным центром информационной поддержки участников образовательного процесса ДОУ.

Таким образом, проводимая в дошкольном учреждении работа, помогает повысить информационную культуру и компетентность педагогов и родителей, эффективность и качество образовательного процесса в ДОУ и ведёт к активизации познавательной деятельности дошкольников не только в  области здоровьесбережения, но и других сферах.