Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Музыкальное развитие одарённого ребёнка

Дата публикации: 2020-10-07 14:55:21
Статью разместил(а):
Вашкина Альбина Дмитриевна

Музыкальное развитие одарённого ребёнка-дошкольника

Автор: Вашкина Альбина Дмитриевна

МБОУ ЦО № 54, г. Тула

 

Музыкальное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Она способствует его интеллектуальному развитию, участвует в процессе общения, активизирует все психические качества, составляющие личность, повышает познавательную активность, влияет на физическое развитие.

В чем же особая роль музыкального воспитания? В том, чтобы развить музыкальные способности, сформировать у ребенка эстетические потребности. Это все очень важно. Но есть еще важная проблема – это развитие творческого воображения, возможности влиять на внутренние и психические процессы детей.

Проблема работы с талантливыми и одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе музыкального воспитания.

Для выявления музыкально одарённых детей в своей педагогической практике я использую технологию педагогического наблюдения.

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.

В связи с этим исследования природы одаренности и таланта, разработка научных методов их диагностики и программ развития должны занимать подобающее им место в системе образования. Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальнейшей жизнедеятельности. Для таких детей обучение должно быть особое, индивидуальное, направленное на развитие их потенциала, оно не должно ограничивать возможности их развития. Отсюда вытекает актуальная проблема общественного характера: создание условий для сохранения и развития одаренности, начиная с детского возраста.

Зная своих воспитанников, я без специально организованных процедур диагностики могу различить группу детей по тем или иным качествам: кто из детей больше любит солировать в песне, танце, инсценировке (и, как правило, у таких детей это лучше получается). Но музыкально одарѐнные дети – особые, они нуждаются в понимании, в нестандартных методах взаимодействия с ними. Поэтому без специально организованных процедур педагогической диагностики всѐ-таки нельзя обойтись.

На первых этапах я выявляю уровень музыкальной восприимчивости и эмоциональной отзывчивости на музыку, наблюдаю за поведением детей в новой для них обстановке, за тем, как они обращаются с новыми для них музыкальными инструментами, как реагируют на музыку в «живом» исполнении и в аудиозаписи. Затем выявляю уровень развития динамического слуха. Определяю уровень музыкального мышления. На заключительном этапе диагностирую музыкальную память.

Музыкально одарѐнные дети легче усваивают материал, они непринуждѐнно справляются с заданиями. Поэтому в групповой непосредственной образовательной деятельности стараюсь выбрать  правильную стратегию взаимодействия с ними: чтобы, с одной стороны, позволить реализоваться их способностям, не подавить инициативу и волю к творческой деятельности, а с другой стороны, дать возможность выразиться другим детям.

В групповой непосредственной образовательной деятельности музыкально одарѐнные дети реализуют свои способности в различных формах совместной деятельности.

Также их творческий потенциал и развитые способности необходимы при подготовке сольных номеров или номеров с участием солистов. И хотя на групповом игровом сеансе музыкально одарѐнным детям я уделяю особое внимание, нередко они испытывают определѐнного рода голод, который выражается в потребности творить что-то ещѐ, за рамками программного содержания.

Музыкальный материал, предлагаемый мной музыкально одарѐнным детям, не обязательно сложнее, но разнообразней и вариативней, и подбираю я репертуар с учѐтом возможностей и предпочтений детей. Содержание работы музыкальной студии не сводится к простому заучиванию и репетициям.

Работая с музыкально одарѐнными детьми, всегда оставляю место импровизации, творчеству. Диагностику провожу как индивидуально, так и в музыкальной непосредственной образовательной деятельности 2 раза в год. Диагностические исследования музыкально одарѐнных детей показали, что дети всегда рады встрече с музыкой, любят придумывать истории, связанные с музыкой.

В музыкально-ритмических импровизациях стараются передать характер и движение мелодии, придумать новые движения. Наблюдая за детьми, педагоги и родители заметили, что ребята с удовольствием выступают на концертах, конкурсных программах, у них накопился исполнительский опыт.

Практика музыкального воспитания дошкольного возраста показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в ней. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала – с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка.

Таким образом, проблема организации работы с музыкально-одаренными детьми стала актуальной и значимой для меня. Мои воспитанники принимали участие в творческих конкурсах, где завоевывали призовые места.

Таким образом, анализируя эффективность проведѐнной мною работы с дошкольниками, имеющими предпосылки к музыкальной одарѐнности, я пришла к выводу, что необходимо развивать и совершенствовать систему занятий. Это позволит значительно поднять уровень музыкального развития детей, сформирует у них творческий подход не только к музыкальным, но и другим видам деятельности, укрепит их уверенность в своих возможностях. Мои методы работы позволят ребѐнку раскрыть возможности своего голоса, а значит сказать самому себе: «Я могу!», «Я пою!», «Я танцую!»

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь