Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Игралочка"

Дата публикации: 2020-10-17 15:48:22
Статью разместил(а):
Юрова Светлана Александровна

Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Игралочка"

по направлению «социально-педагогическая»

Автор: Юрова Светлана Александровна

МАДОУ № 26 «Радуга», г Дубна Московской области

 

Пояснительная записка.

Дополнительная общеразвивающая программа «Игралочка» (далее – Программа) по направлению «социально-педагогическая». Данная Программа предполагает реализацию материала, обеспечивающего стартовый уровень освоения элементарных знаний по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста. 

 

За основу построения программы взят принцип общения ребенка со взрослым, с другими детьми в виде игры. Это – школа сотрудничества, в которой он учится, радоваться успеху сверстника и стойко переносить свои неудачи. Взаимное обогащение друг друга знаниями, интересной информацией сближает детей и зачастую определяет круг общих интересов. Дети, осуществляя свои социальные права, учатся формулировать и соблюдать правила игры, контролировать их выполнение партнерами, вести диалог, достойно отстаивать свою точку зрения в спорных ситуациях, учитывая интересы других, учиться и взаимно обучать друг друга.

Программа обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении всего учебного года. Методика дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. Она реализуется в доступной и интересной форме: разнообразных дидактических играх (коллективных, игры с небольшой группой детей, партнерских) и упражнениях с использованием наглядного материала. Разнообразные атрибуты повышают интерес детей к игре, стимулируют игровые действия.

Программа также включает в себя использование различного иллюстративного и словесного материала: загадки, логические задачи, считалки, упражнения, веселые картинки, обеспечивающие наглядно-образный и наглядно-действенный характер обучения.

Новизна дополнительной образовательной программы позволяет проводить занятия интегрированного типа, развивать мелкую моторику рук, использовать игровые формы деятельности. Дидактические игры не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей. 

Программа учитывает возрастные и психологические особенности детей 5-6 лет. Отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.

Программа составлена на основе индивидуального опыта и на основе анализа авторских программ: Учебно-методическое пособие «Игралочка» Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова; Венгер Л.А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка»; Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников».

Программа разработана с учетом нормативно-правовых документов:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ;

- Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726-р);

- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008);

- Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН» 2.4.4.3172-14);

- Методических рекомендаций по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области от 23.03.2016 г.

Актуальность программы обусловлена тем, что углубленная работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений предоставляет уникальную возможность для интеллектуального развития детей. 

Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. 

Занятия математикой не только «приводят в порядок ум», но и формируют жизненно важные личностные качества - внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. 

Существенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также дальнейшего обучения в школе. В математике логическая строгость и стройность умозаключений призвана воспитывать общую логическую культуру мышления; и основным моментом воспитательной функции математического образования считается развитие у детей способностей к полноценности аргументации.

Главной отличительной чертой Программы является то, что она основывается на комплексном подходе к обучению дошкольников, помогает связать между собой занятия по формированию элементарных математических представлений с другими традиционными видами деятельности дошкольного учреждения. Это делает занятия более интересными и содержательными.

Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой  ребёнком,  и  в связи  с этим:  стремление  родителей,  как  можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ). 

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период оптимальный для умственного развития и воспитания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Ф. Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениямв современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой  ребёнком,  и  в связи  с этим:  стремление  родителей,  как  можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ). В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как периодо птимальный для умственного развития и воспитания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Ф. Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. 

Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой  ребёнком,  и  в связи  с этим:  стремление  родителей,  как  можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений –важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ). 

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период оптимальный для умственного развития и воспитания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Ф. Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком,  и  в связи  с этим:  стремление  родителей,  как  можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений –важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ). 

Практическая значимость программы состоит в интегрированном обучении, что помогает избежать однотипности целей и функций обучения. Такое обучение одновременно является и целью, и средством обучения. Как цель обучения интеграция помогает детям целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии. Как средство обучения, интеграция способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний.

Цель Программы - всестороннее развитие ребенка, формирование у него умения учиться как основы для создания прочной системы знаний и воспитания личностных качеств, необходимых сегодня каждому человеку для успешной самореализации в жизни.

Задачи Программы:

Личностные:

1.    Формирование положительного отношения к порученному делу.

2.    Формирование коммуникабельности и других качеств, позволяющие плодотворно работать в коллективе, решать спорные вопросы бесконфликтно, в процессе дискуссии на основе взаимного уважения.

3.    Формирование познавательного интереса, желания узнавать новое.

4.    Формирование адекватной возрастному уровню картины мира.

Метапредметные:

1.    Формировать мотивацию учения, ориентацию на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

2.    Формировать представления о действии сложении как объединении групп предметов в одно целое и вычитания как удалении части предметов из целого (на наглядном материале).

3.    Формировать представления о величинах, умение измерять величину с помощью условных мер (отрезок, клеточка).

4.    Формировать пространственно-временные отношения, установление последовательности событий.

5.    Формировать способность ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве с помощью плана.

6.    Формировать умения объединять предметы в группы по общему свойству.

7.     Формировать умения сравнивать группы предметов, обозначать равенство и неравенство.

8.    Формировать представление о точке, прямой, луче, отрезке, ломанной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.

9.    Развивать образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.

10.  Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Предметные:

1.    Познакомить со свойством предметов, сравнением групп предметов.

2.    Научить обозначать равенства и неравенства.

3.    Обучить формировать представление о действии сложения и вычитания на наглядном материале.

4.    Дать понятие о временных отношениях: раньше-позже.

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них.

Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Для решения этой задачи включается материал различной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума. Работа по данной Программе позволяет проводить занятия интегрированного типа, развивать мелкую моторику рук, использовать игровые формы деятельности. Дидактические игры не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей. 

Отличительная особенность программы заключается в том, что программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них.

Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Для решения этой задачи включается материал различной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума. Работа по данной Программе позволяет проводить занятия интегрированного типа, развивать мелкую моторику рук, использовать игровые формы деятельности. Дидактические игры не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.  

Адресат Программы:

Программа ориентирована на детей дошкольного возраста 5-6 лет.

Для занятий по Программе принимаются все дети, желающие заниматься формированием элементарных математических представлений, в том числе и дети с ОВЗ, имеющие незначительные соматические заболевания, с сохранным интеллектом.

С 5 лет ребенок вступает в старший дошкольный возраст, а это начало активной подготовки к школе и важнейший период формирования личности.

Возраст 5-6 лет — последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышается острота зрения и точность цветоразличения.

Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Старший дошкольник страдает, если никто не хочет с ним играть.

Дети становятся избирательны во взаимоотношениях. В общении со сверстниками преобладают однополые контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Так появляются первые друзья – те, с кем у ребенка лучше всего достигается взаимопонимание и взаимная симпатия. Все более ярко проявляется предпочтение к определенным видам игр, хотя в целом игровой репертуар разнообразен, включает сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные, подвижные, музыкальные, театрализованные игры, игровое экспериментирование.

Увеличивается интерес старших дошкольников к общению со взрослыми. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разговор. Детям хочется поделиться своими знаниями, впечатлениями, суждениями. Равноправное общение со взрослым поднимает самооценку ребенка, помогает почувствовать свое взросление и компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.

Объем и срок освоения Программы:

Программа рассчитана на один учебный год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения Программы – 36 часов.

Форма обучения по Программе - очная.

Особенности организации образовательного процесса.

Занятия по Программе предполагаются с группами постоянного состава, одной возрастной категории. Оптимальное количество обучающихся в группе 25 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.

Общее количество часов в год 36 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия - 25 минут. Занятия проводятся в свободное от основной образовательной деятельности время. 

Планируемые результаты:

По окончании обучения по Программе обучающиеся будут знать:

1.    Представление о сложении как объединении групп предметов в одно целое.

2.    Представление о вычитании как удалении части предметов из целого.

3.    Взаимосвязь между целым и частью.

Обучающиеся будут уметь: 

1.    Формировать мотивацию учения, ориентацию на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

2.    Формировать представления о действии сложении как объединении групп предметов в одно целое и вычитания как удалении части предметов из целого (на наглядном материале).

3.    Формировать представления о величинах, умение измерять величину с помощью условных мер (отрезок, клеточка).

4.    Формировать пространственно-временные отношения, установление последовательности событий.

5.    Формировать способность ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве с помощью плана.

6.    Формировать умения объединять предметы в группы по общему свойству.

7.    Формировать умения сравнивать группы предметов, обозначать равенство и неравенство.

8.    Формировать представление о точке, прямой, луче, отрезке, ломанной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.

9.    Развивать образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.

10.  Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

По окончании Программы у обучающихся сформируются основные компетенции и личностные качества:

1.    Положительное отношение к порученному делу.

2.    Коммуникабельность и других качества, позволяющие плодотворно работать в коллективе, решать спорные вопросы бесконфликтно, в процессе дискуссии на основе взаимного уважения.

3.    Познавательный интерес, желания узнавать новое.

4.    Адекватное восприятие возрастному уровню картины мира.

Для определения результативности освоения Программы предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка. 

В процессе реализации Программы осуществляется контроль за процессом формирования у воспитанников необходимых умений и навыков.

Текущий контроль направлен на выявление уровня знаний и умений, полученных в течение занятия. Используются следующие способы отслеживания результатов:

-     наблюдение в процессе выполнения задания;

-     беседа;

-     практические занятия;

-     дидактические игры;

-     тестирование в начале и конце учебного года; 

-     анализ качества работы в дополнительных рабочих тетрадях;   

Фиксация результатов освоения воспитанниками Программы осуществляется в диагностической карте  2 раза в год – в декабре и мае, заполняемой в ходе педагогического наблюдения.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

-     материал тестирования в начале и конце учебного года по разделам; 

-     открытая непосредственно-образовательная деятельность в конце года для родителей (апрель); 

-     открытое занятие в форме праздника, развлечения для детей; 

-     выступление на родительском собрании; 

-     мониторинг планового педагогического обследования уровня познавательного  развития детей в ДОУ (сентябрь и май).

Материально-техническое обеспечение.

Занятия с воспитанниками организуются в групповом помещении Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения № 26 «Радуга» города Дубна Московской области. В помещении оборудованы рабочие места, соответствующие возрасту и количеству обучающихся.

Для реализации Программы необходимы следующее материалы и оборудование.

Перечень необходимого оборудования (инструментов и материалов):

- на каждого ребенка (цветные и простые карандаши; тетради в крупную клетку; математические наборы; линейки; набор объемных геометрических фигур; дидактические карточки; раздаточный материал);

-     Васильева М.А, Гербова В.В., Комарова Т.С. «Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в  детском  саду» -М.: Издательский  дом  «Воспитание дошкольника», 2005. 

-     Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина – М.: Детство-Пресс, 2008. – 164 с.

-     Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З.А.  Михайлова – М. Детство-Пресс, 2005. – 175 с.

-     Метлина Л.С. «Математика в детском саду» - М. : Просвещение 1984. 

-     Петерсон Л.Г. Практический курс математики для дошкольников «Игралочка» / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова – М.: Баласс, 2004. – 176 с.

Информационное обеспечение.

С учетом возрастных особенностей детей на занятиях используется оборудование и наглядный материал: магнитофон; ноутбук; музыкальные записи; магнитная доска; мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

Кадровое обеспечение.

Реализацию Программы осуществляет педагог, хорошо владеющий общепедагогическими компетенциями и необходимую квалификацию для решения задач, определённых дополнительной образовательной программой. 

Учебный план:

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

 

 

Форма аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие 

«Прямой и обратный счет до 10». Работа с математическим набором. Построение геометрических фигур

1

0,5

0,5

Тестирование, опрос

2

Пространственные отношения. Ритм. Построение геометрических фигур 

1

0,5

0,5

Практическое задание, беседа 

3

Пространственные отношения: на – над – под, выше – ниже, слева – справа – посередине, впереди – сзади – между, раньше – позже. Построение объемных фигур. 

1

0,5

0,5

Практическое задание, беседа

4

Закрепление пройденного материала. Ориентировка во времени: утро – день – вечер – ночь. Умение представлять ритм (закономерность)

1

0,5

0,5

Практическое задание, беседа

5

Ориентировка во времени: установление последовательности событий, дней в неделе, месяцев в году. Умение представлять ритм (закономерность)

1

0,5

0,5

Практическое задание, беседа

6

Свойства предметов, объединение предметов в группы по общему свойству

1

0,5

0,5

Практическое задание, беседа  

7

Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства

1

0,5

0,5

Практическое задание, беседа  

8

Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства

1

0

1

Практическое задание 

9

Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства

1

0

1

Практическое задание 

10

Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале)

1

0,5

0,5

Практическое задание, беседа  

11

Закрепление. Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале)

1

0

1

Практическое задание 

12

Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном примере) 

1

0,5

0,5

Практическое задание, беседа  

13

Закрепление. Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном примере)

1

0

1

Практическое задание 

14

Представления о точке и линии.

1

0,5

0,5

Практическое задание, беседа  

15

Закрепление. Представления о точке и линии.

1

0

1

Практическое задание, беседа  

16

Представления об отрезке и луче

1

0,5

0,5

Практическое задание, беседа  

17

Закрепление. Представления об отрезке и луче

1

0

1

Практическое задание, беседа  

18

Представления о замкнутой и незамкнутой линиях

1

0,5

0,5

Практическое задание, беседа  

19

Закрепление. Представления о замкнутой и незамкнутой линиях

1

0

1

Практическое задание, беседа  

20

Представления о ломанной линии и многоугольнике

1

0,5

0,5

Практическое задание, беседа  

21

Закрепление. Представления о ломанной линии и многоугольнике

1

0

1

Практическое задание, беседа  

22

Представление об углах и видах углов

1

0,5

0,5

Практическое задание, беседа  

23

Закрепление. Представление об углах и видах углов

1

0

1

Практическое задание, беседа  

24

Представления о числовом отрезке

1

0,5

0,5

Практическое задание, беседа  

25

Закрепление. Представления о числовом отрезке

1

0

1

Практическое задание, беседа  

26

Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше – меньше.

1

0,5

0,5

Практическое задание, беседа  

27

Закрепление. Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше – меньше.

1

0

1

Практическое задание 

28

Закрепление. «Прямой и обратный счет до 10». Работа с математическим набором. Построение геометрических фигур 

1

0

1

Практическое задание, беседа  

29

Закрепление. «Прямой и обратный счет до 10». Работа с математическим набором. Построение геометрических фигур 

1

0

1

Практическое задание, беседа  

30

Закрепление. «Прямой и обратный счет до 10». Работа с математическим набором. Построение геометрических фигур 

1

0

1

Практическое задание, беседа  

31

Закрепление. «Прямой и обратный счет до 10». Работа с математическим набором. Построение геометрических фигур 

1

0

1

Практическое задание, беседа  

32

Закрепление. «Прямой и обратный счет до 10». Работа с математическим набором. Построение геометрических фигур 

1

0

1

Практическое задание, беседа  

33

Закрепление. «Прямой и обратный счет до 10». Работа с математическим набором. Построение геометрических фигур 

1

0

1

Практическое задание, беседа  

34

Закрепление. «Прямой и обратный счет до 10». Работа с математическим набором. Построение геометрических фигур 

1

0

1

Практическое задание, беседа

35

Подготовка к итоговому занятию

1

0

1

Практическое задание, беседа

36

Итоговое занятие

«Выручайка» 

1

0

1

Практическое задание

Всего часов 

36

8

28

 

 

Содержание учебного плана.

1.    Вводное занятие «Прямой и обратный счет до 10» - 1 час.

Теория (0,5 ч.) Закрепить числовой ряд до 10. Прямой и обратный счет. Соотносить цифру 10 с количеством. Закрепить представления пространственных отношений на основе построения геометрических фигур.

Практика (0,5 ч.) Дети закрепляют счет до 10 и работают с геометрическими фигурами. 

Форма контроля: беседа.

Дети отвечают на вопросы:

-     Что такое числовой ряд?

-     Назвать объемные геометрические фигуры

-     Вспомнить пространственные отношения

2.    «Пространственные отношения. Ритм. Построение геометрических фигур». – 1 час.

Теория (0,5 ч.) Сформировать представление о ритме (закономерность). Уточнить представления об изменении предметов со временем (временные отношения).

Практика (0,5 ч.) Дети работают с геометрическими фигурами и закрепляют пространственные отношения. Работа с карточками.

Форма контроля: беседа

-     Дети отвечают на вопросы:

-     Что такое ритм?

-     Назвать объёмные геометрические фигуры

-     Вспомнить пространственные отношения

3.    «Пространственные отношения: на-над-под, выше-ниже, слева-справа- посередине, впереди- сзади-между, раньше-позже». Построение объёмных  фигур. - 1 час. 

Теория (0,5 ч.) . Расширить представления пространственных отношений на основе построения геометрических фигур, уточнить отношения раньше-позже.  

Практика (0,5 ч.) Дети работают с набором картинок, по которым можно устанавливать временные отношения раньше-позже. Построение геометрических фигур.

Форма контроля: беседа

Дети отвечают на вопросы:

-     После обсуждения задания дети рассказывают о событиях в правильной последовательности. Что было раньше, что позже?

4.    «Закрепление пройденного материала. Ориентировка во времени: утро-день-вечер-ночь. Умение представлять ритм». – 1 час. 

Теория 0,5 ч.) Повторить временные отрезки: утро-день-вечер-ночь. Сформировать опыт самостоятельной деятельности. Закрепить умение устанавливать временные отношения.

Практика (0,5 ч.) Дети работают с картинками временных отношений. Закрепляют понятие- ритм.

Форма контроля: беседа

Дети отвечают на вопросы:

-     Какие части суток вы знаете?

-     Назовите последовательность части суток.

-     Как называется последовательность временных отношений?

5. «Ориентировка во времени: установление последовательности событий, дней в неделе, месяцев в году. Умение представлять ритм». -  1 час.

Теория (0,5 ч.) Учить устанавливать последовательность событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году. 

Практика (0,5 ч.) Дети работают с карточками цифр – дни недели. Работают с наглядным материалом – времена года. 

Форма контроля: беседа

Дети отвечают на вопросы:

-     Сколько дней в неделе? Назовите их. Какие дни являются выходными?

-     Сколько месяцев в году? Назовите 4 времени года. 

-     Как называется последовательность временных отношений?

6.    «Свойства предметов, объединение предметов в группы по общему свойству» -1 час.

Теория (0,5 ч.) Формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство группы предметов. Формировать представления о признаках сходства и различия между предметами.

Практика (0,5 ч.) Дети работают с цветными карандашами на альбомных листах (ассоциация предметов). 

Форма контроля: беседа

Дети отвечают на вопросы:

-     Назовите цвета радуги. Сколько их?

-     Какие овощи вы знаете? Назовите их.

-     Какие фрукты вы знаете? Назовите их.

7.    «Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства» - 3 часа.

Теория (0,5 ч.) Формировать умение сравнивать группы предметов путем составления пар. Закрепить представление о порядке увеличения и уменьшения пар. Познакомить со знаками равенства и неравенства.

Практика (0,5 ч.) Дети сравнивают группы предметов с помощью составления пар. Знакомятся со знаками «равно» и «не равно».

Форма контроля: беседа

Дети отвечают на вопросы:

-     Сколько в паре предметов?

-     С какими знаками вы познакомились? 

-     Какой знак выберем, если предметов у нас равное количество?

-     Какой знак выберем, если предметов у нас не равное количество?   

8.    «Отношение: часть- целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале)» – 2 часа.

Теория (0,5 ч.) Сформировать представление о сложении как объединения групп предметов. Познакомить со знаком «+». Закрепить знание свойств предметов.

Практика (0,5 ч.) Дети знакомятся со знаком «+». Выявляют закономерность, что если предметы объединить в одну группу, то получим одно целое (сложение).

Форма контроля: беседа

Дети отвечают на вопросы:

-     С каким математическим знаком вы познакомились?

-     Какое действие мы выполняли?

-     Какой знак показывает, что мы разные части объединяем в целое?

9.    «Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном примере)» -2 часа. 

Теория (0,5 ч.) Формировать представление о вычитании как об удалении из группы предметов ее части. Познакомить со знаком «-». Закреплять знание свойств предметов, пространственные отношения.

Практика (0,5 ч.) Дети знакомятся со знаком «-». Формируется представление о том, что вычесть - это значит из какого-то набора предметов взять одну часть и найти оставшуюся часть. Удаление из группы предметов ее части- вычитание. 

Форма контроля: беседа

Дети отвечают на вопросы:

-     С каким математическим знаком вы познакомились?

-     Какое действие мы выполняли?

-     Какой знак показывает, что если из целого вычесть одну из частей, то останется другая часть?

10. «Представление о точке и линии» – 2 часа.

Теория (0,5 ч.) Формировать представление о точке и линии. Прямая и кривая линии. Закрепить умение складывать и вычитать группы предметов.

Практика (0,5 ч.) Дети узнают, что такое точка и линия, прямая и кривая линия. Учатся работать в тетрадях в крупную клетку (отмечают точки, проводят линии: прямую и кривую). Продолжают совершенствовать умение складывать и вычитать группы предметов.

Форма контроля: беседа

-     Дети отвечают на вопросы:

-     На что похожи точки?

-     На что похожи кривые и прямые линии?

-     Какие действия мы выполняли при решении примеров?

11. «Представления об отрезке и луче» – 2 часа.

Теория (0,5 ч.) Сформировать представления об отрезке и луче. Закрепить умение складывать и вычитать группы предметов.

Практика (0,5 ч.) Дети формируют представление об отрезке и луче. Учатся работать в тетрадях в крупную клетку (отмечают точки, проводят линии: отрезок и луч). Учатся ориентироваться на листе бумаги в клетку. Продолжают совершенствовать умение складывать и вычитать группы предметов.

Форма контроля: беседа

Дети отвечают на вопросы:

-     Что понравилось на занятии? Что было трудно?

-     Сколько концов у отрезка, прямой, луча?

-     Какие геометрические фигуры мы нарисовали с помощью отрезков?

12. «Представления о замкнутой и незамкнутой линиях» - 2 часа.

Теория (0,5 ч.) Формировать представления о замкнутой и незамкнутой линиях. Закрепить умение складывать и вычитать группы предметов.

Практика (0,5 ч.)  Дети формируют представление о замкнутой и незамкнутой линиях. Учатся работать в тетрадях в крупную клетку (отмечают точки, проводят линии). Учатся ориентироваться на листе бумаги в клетку. Продолжают совершенствовать умение складывать и вычитать группы предметов.

Форма контроля: беседа

Дети отвечают на вопросы:

-     Что нового вы узнали?

-     Нарисуйте в воздухе замкнутую и незамкнутую линии.

13. «Представления о ломаной линии и многоугольнике» - 2 часа.

Теория (0,5 ч.) Познакомить с понятием ломаная линия, многоугольник. Закрепить умение складывать и вычитать группы предметов.

Практика (0,5 ч.)  Дети знакомятся с понятием «ломаная линия», «многоугольник». Учатся работать в тетрадях в крупную клетку (отмечают точки, проводят линии). Учатся ориентироваться на листе бумаги в клетку. Продолжают совершенствовать умение складывать и вычитать группы предметов.

Форма контроля: беседа

Дети отвечают на вопросы:

-     С какими линиями вы познакомились? Из чего они состоят?

14. «Представление об углах и видах углов» - 2 часа.

Теория (0,5 ч.) Сформировать представления о различных видах углов-прямом, остром, тупом. Закрепить умение складывать и вычитать группы предметов.

Практика (0,5 ч.) Дети формируют представление об угле (прямом, остром, тупом). Учатся работать в тетрадях в крупную клетку (отмечают точки, рисуют углы). Учатся ориентироваться на листе бумаги в клетку. Продолжают совершенствовать умение складывать и вычитать группы предметов.

Форма контроля: беседа

Дети отвечают на вопросы:

-     Покажите руками острый угол, прямой угол, тупой угол.

15. «Представление о числовом отрезке» - 2 часа.

Теория (0,5 ч.) Сформировать представления о числовом отрезке, приемах присчитывания и отсчитывания единиц с помощью числового отрезка. Закрепить смысл сложения и вычитания.

Практика (0,5 ч.) Дети формируют представление о числовом отрезке. Продолжают совершенствовать умение складывать и вычитать по одному на числовом отрезке.

Форма контроля: беседа

Дети отвечают на вопросы:

-     Как увеличить число по числовому отрезку? Как уменьшить?

-     Покажите знаки сложения и вычитания.

16. «Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше, меньше» - 2 часа.

Теория (0,5 ч.) Закрепить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар. Познакомить со знаками > и

Практика (0,5 ч.) Дети формируют представление об отношениях больше и меньше. Знакомятся со знаками > и и <.

Форма контроля: беседа

Дети отвечают на вопросы:

-     С какими знаками познакомились?

-     Покажите руками знак > и знак <.

-     Как можно сравнить две группы предметов? ( составить пары или пересчитать).

17. «Закрепление. Прямой и обратный счет до 10. Работа с математическим набором. Построение геометрических фигур» - 7часов.

Теория (0,5 ч.) Закрепить умение пользоваться числовым рядом и решать примеры путем прибавления и вычитания по одному. Решать равенства и неравенства с использованием знаков > и <.

Практика (0,5 ч.) Дети решают примеры и логические задачи.

Форма контроля: беседа

Дети отвечают на вопросы:

-     Что значит прибавить и отнять один на числовом ряду?

-     Покажите знаки > и < .

18. «Подготовка к итоговому занятию» -  1 час.

Теория (0,5 ч.) Закрепить умение пользоваться числовым рядом и решать примеры путем прибавления и вычитания по одному. Решать равенства и неравенства с использованием знаков > и  Формировать представления о замкнутой и незамкнутой линиях. Сформировать представления о различных видах углов-прямом, остром, тупом.

Практика (0,5 ч.) Дети самостоятельно под руководством взрослого выполняют задания. Работа в тетрадях.  Работа с математическими наборами.

Форма контроля: беседа

Дети отвечают на вопросы:

-     Чем мы занимались на занятии? 

19. «Итоговое занятие» - 1 час.

Теория (0,5 ч.) Закрепить умение пользоваться числовым рядом и решать примеры путем прибавления и вычитания по одному. Решать равенства и неравенства с использованием знаков > и  Формировать представления о замкнутой и незамкнутой линиях.  Сформировать представления о различных видах углов-прямом, остром, тупом.

Практика (0,5 ч.) Дети самостоятельно под руководством взрослого выполняют задания. Работа в тетрадях. Работа с математическими наборами.

Форма контроля: беседа

Дети отвечают на вопросы: 

-     Чем мы занимались на занятии?

Методическое обеспечение Программы

Методы обучения и воспитания

Основные методы обучения:

-     беседа, объяснение;

-     наглядные;

-     дидактическая игра, игра-путешествие;

-     практическая работа, упражнения;

-     работа с книгой;

-     коллективные, парные и индивидуальные исследования;

-     творческие;

-     репродуктивные;

-     проблемно-ситуационные методы обучения.

Основные методы воспитания:

-     формирование познавательных интересов и действий ребёнка в различных видах деятельности;

-     воспитывать умение заниматься в коллективе, взаимодействовать друг с другом без конфликтов;

-     воспитывать умение видеть мир глазами другого человека;

-     поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

-     поддержка детской непосредственности, поощрения, стимуляция фантазии и воображения ребенка; 

-     мотивации ребенка к тем или иным действиям и практическим занятиям; 

-     поддержка ребенка в ситуации неудачи;

-     одобрение поведения; 

-     создание ситуации успеха постепенное усложнение задачи.

Основные принципы работы:

-     Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

-     Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

-     Комплексный подход при разработке занятий.

Формы организации образовательного процесса 

Индивидуально-групповая; групповая. 

Формы организации занятия 

Основной формой является занятие, в форме игры – путешествия, так как у шестилетнего ребенка необходимо начать развивать положительную мотивацию к процессу обучения. На занятии разыгрываются: путешествия с главными героями; соревнования; конкурсы; викторины; творческие задания; практические задания; беседы; сюжетно-ролевые игры; отгадывание загадок. Главное, чтобы каждое занятие было для ребенка интересным, увлекательным и полезным. Занятия проходят в основном в игровой форме.

Педагогические технологии:

-     игровые, т.к. ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игровая; 

-     информационно-коммуникационные – обеспечивают наглядность, доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые возможности добычи информации; 

-     технологии деятельностного метода, развития критического и творческого мышления, которые обеспечивают самостоятельный поиск новых знаний на основе имеющихся знаний и опыта ребёнка. 

-     Здоровье сберегающие технологии: дыхательная гимнастика; артикуляционная гимнастика; пальчиковые игры со словами; физкультминутки, динамические паузы. 

Занятия построены на основных принципах и методических приемах, которые решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего.

Ориентация на самостоятельную деятельность ребёнка органично сочетается с групповыми методами работы.  

 

Алгоритм занятия.

1-й этап. Введение в игровую ситуацию.

Актуализация имеющихся у детей знаний. Задаётся проблемный вопрос и выслушиваются ответы детей. На основе хода размышлений детей воспитатель оценивает их знания.

 2-й этап. Ситуация, создающая мотивацию к занятию.

Главная задача данного этапа — обозначить тему занятия, дети под руководством воспитателя вовлекаются в игру; вызвать к ней интерес детей; предлагается незнакомая ситуация, что вследствие недостаточности знаний у детей и вызывает затруднения в игровой ситуации; развивать обще-учебные умения и навыки. Реализации этих задач способствует организация ситуации, создающей мотивацию к занятию.

 Для создания такой ситуации у педагогов есть выбор, каким из основных приемов проблемно-диалогической технологии введения новых знаний воспользоваться: путешествие с главными героями; сюжетно-ролевая игра; дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию; «яркое пятно» - рассказ, вызывающий эмоциональный интерес к теме занятия.

Учитывая интересы и возможности детей старшего дошкольного возраста, авторы пособия сохранили в качестве участников занятий игрушечных персонажей. Их можно использовать для организации и проведения дидактических игр, оценки работы детей, деления на команды и подгруппы, разыгрывания сценок, озвучивания диалогов. 

3-й этап. Расширение представлений по теме занятия или поиск выхода из затруднения.

Задавая наводящие вопросы, воспитатель корректирует знания детей. При этом новые знания формируются в процессе беседы, а не рассказываются в готовом виде воспитателем.

На данном этапе занятия используются следующие наглядные материалы:

1. Иллюстрации в пособиях.

2. Карточки с цифрами.

3. Наглядный и раздаточный материал для дошкольников.

 4-й этап. Самостоятельное применение нового в других игровых ситуациях.

Обсудив тему, дети возвращаются к мотивационной игре либо разыгрывают новую похожую ситуацию, в которой им пригодятся полученные на занятии знания. Примеры игр можно найти в тексте конспекта или задания в тетради.

5-й этап. Повторение и развивающие задания.

Большое внимание уделяется развитию мышления детей, их внимания, контроля и самоконтроля, работоспособности.

В совокупности все эти приобретенные детьми представления, умения и навыки помогут им более качественно усваивать учебный материал в школе. Начиная с первых занятий дети последовательно знакомятся с разными видами дидактических игр речемыслительной направленности. В каждом последующем занятии к уже знакомым играм добавляется очередная игра. Так постепенно дети  узнают  алгоритмы всех игр, количество которых определено задачами курса и возрастными возможностями детей.

6-й этап. Итог занятия.

Дети вместе с воспитателем делятся впечатлениями о занятии и вспоминают, что они узнали нового.

 

Список литературы:

1.    Васильева М.А, Гербова В.В., Комарова Т.С. «Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в  детском  саду» -М.: Издательский  дом  «Воспитание дошкольника», 2005. 

2.    Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина – М.: Детство-Пресс, 2008. – 164 с.

3.    Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З.А.  Михайлова – М. Детство-Пресс, 2005. – 175 с.

4.    Метлина Л.С. «Математика в детском саду» - М. : Просвещение 1984. 

5.    Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Практический курс математики для дошкольников «Раз – ступенька, два - ступенька». Методические рекомендации. Изд. 3-е, доп. И перераб. / Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. – М.: Ювента, 2013. – 256с.: ил.