Практико-ориентированный проект «Домашние птицы»
Практико-ориентированный проект «Домашние птицы»
Автор: Чурина Евгения Юрьевна
МКДОУ "Детский сад № 22 «Улыбка»
Участники проекта: дети, воспитатели, родители (законные представители) воспитанников (далее – родители).
По числу участников: групповой (10 человек).
Возраст детей: 2-3 года
По уровню осуществления проектной деятельности: подражательно–исполнительский.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Вид проекта: игровой.
Направление: комплексное (виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, изобразительная, музыкальная, конструктивная, восприятие художественной литературы).
Продолжительность: краткосрочный.
Цель проекта: Создание условий для развития детской инициативы у детей раннего возраста в процессе ознакомления с домашними птицами в проектной деятельности.
Задачи проекта:
- знакомить детей с домашними птицами, их внешним видом и повадками: петух, курица, цыпленок, утка, гусь;
- научить детей раннего дошкольного возраста правилам общения с домашними птицами;
- продолжать прививать интерес к устному народному творчеству: сказкам, песенкам, потешкам;
- побуждать передавать в игровых движениях образ домашних птиц;
- активизировать в речи названия домашних птиц и их птенцов, звукоподражать их голосам;
- развивать память, внимание, воображение, творческие способности;
- формировать бережное и заботливое отношение к домашним птицам, желание заботиться о них, развивать у детей нравственно-волевые и трудовые качества;
- развивать у родителей интерес к совестной деятельности с детьми и воспитателями в ходе проекта и к жизни группы.
Актуальность. В связи с реализацией ФГОС в дошкольное образование, каждому из нас, педагогов, стоящих у истоков детства, необходимо четко понимать, что в наших руках находится самое ценное в жизни человека – это ребенок, и от того как мы сможем сохранить его уникальность, зависит его будущее. Таким образом, в наших руках есть прекрасная возможность для формирования личности ребенка. А какая это будет личность, мы определим в процессе нашей работы.
Любовь, понимание и забота - это то, что ждет живая природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве, поэтому сегодня экологическому образованию в дошкольных образовательных учреждениях отводится должное внимание.
Дети раннего дошкольного возраста проявляют исследовательский интерес ко всему окружающему. Домашние птицы – с малых лет знакомы и понятны малышам из произведений устного народного творчества. Несмотря на то, что современные дети впервые видят петушка и курочку только на картинках, они сразу завоевывают детские сердца, вызывая эмоциональный отклик и интерес. Знакомство детей с особенностями домашних птиц через разные виды деятельности имеет большое значение для развития познавательной активности и обогащения жизни малышей новыми впечатлениями.
Кроме того, такая работа позволяет формировать бережное и заботливое отношение к братьям меньшим постепенно, начиная с первых лет жизни и является частью целенаправленной деятельности воспитателя с семьей воспитанника.
Общение с животными и птицами, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно. Кроме того, при тесном контакте с животным, малыш обязательно захочет удовлетворить свою любознательность и втянуть его в игру. Без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для животного, так и для ребенка.
Не следует забывать, что домашние птицы в семье - это мощный воспитательный фактор. Ребенок учится заботиться, ухаживать за ним, у него развиваются нравственно-волевые и трудовые качества.
С самого раннего возраста необходимо побуждать детей к общению и ухаживанию за домашними птицами вместе с родителями. Участвуя, в этом проекте дети и их родители (законные представители) воспитанников должны научиться:
- формированию эмоционально-положительного отношения к домашним птицам;
- положительным эмоциям от совместной деятельности и полученного результата.
Проблемой в общении детей раннего возраста с домашними птицами является незнание правил этого общения.
Новизна проекта: новизна проекта заключается в интеграции образовательных областей при организации образовательного процесса; в применении принципов личностно-ориентированного подхода при организации воспитательной работы; в создании условий, способствующих сплочению всех участников образовательных процессов: детей, воспитателей, родителей в ходе совместной деятельности по реализации проекта.
Концептуальность проекта: для того, чтобы сформировать у детей знания и умения по знакомству с домашними птицами, необходимо:
Дать первоначальные знания о домашних птицах;
Привлечь родителей, которые помогут детям получить позитивный опыт по отношению к домашним птицам.
Риски: трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях проекта.
Предупреждение рисков: заинтересованность родителей и учет индивидуальных особенностей семей.
Ожидаемый результат:
В результате проделанной работы воспитанники смогут:
- проявлять интерес и инициативу в совместной познавательно-исследовательской деятельности;
- узнавать и использовать в речи названия домашних птиц, звукоподражать им;
- проявлять эмоциональную отзывчивость на литературно-художественные произведения, фольклор;
- принимать участие в изобразительной деятельности;
- подражать движениям птиц в подвижных играх и играх-инсценировках
- иметь представления о правилах общения с домашними птицами, желание заботиться о них.
Родители активные участники проекта:
- овладеть компетенциями в вопросах экологического воспитания своих детей;
- установить партнерские, доверительные отношения между воспитателями группы и детьми;
- оказать помощь в пополнении развивающая предметно-пространственная среды материалами по теме проекта.
Продукт проекта:
- оформление альбомов с потешками и стихами о домашних птицах «Петушок и его семья»;
- творческая выставка рисунков совместного творчества детей и родителей по теме «Домашние пернатые»;
- папка-передвижка «Домашние птицы», «Учите вместе с нами»;
- картотека сюжетных картинок, иллюстраций, открыток о домашних птицах;
- лэпбук «Птичий двор».
Интегративность. Одной из основных задач ФГОС ДО – поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, творческой, конструктивной, трудовой, исследовательской, проектной. Одним из принципов развития современного дошкольного образования, предложенным ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы, является принцип интеграции образовательных областей. Проектная деятельность – это интегрированная деятельность, которая включает в себя и чтение художественной литературы, и художественное творчество детей, и получение необходимых научных знаний, отраженных в программном содержании.
Для организации и реализации проекта использовали следующие виды деятельности:
- предметная деятельность и игры;
- экспериментирование с материалами;
- общение со сверстниками и взрослыми;
- совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
- восприятие смысла сказок, стихов, потешек и сказок;
- рассматривание предметных и сюжетных картинок;
- двигательная активность;
- заучивание стихов, потешек;
- проведение непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с домашними птицами и их птенцами;
- конструирование.
В проекте «Домашние птицы» все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают реализацию и достижение целевых ориентиров, обозначенных в ФГОС ДО.
Выстраивая систему работы по проекту, старались включить педагогические технологии, которые бы стимулировали детей на развития интереса к познанию природы, усвоению знаний о домашних птицах, повышали компетентность родителей в вопросах экологического воспитания своих детей и совместной деятельности:
- Технологии проектирования. Целенаправленная деятельность педагогов, родителей и воспитанников с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач способствовала развитию и обогащению социально-личностного опыта через вовлечение детей в сферу межличностного взаимодействия;
- Информационно-коммуникативные технологии. Использование Интернета в подготовке проекта, использование проекционного оборудования для рассматривания картинок, чтение сказок, и закрепления полученных знаний в дидактических играх;
- Игровая технология. Позволила создать полноценную мотивационную основу для формирования навыков и умений деятельности детей в ходе построения и реализации проекта;
- Технология исследовательской деятельности. Способствовала созданию условий для формирования у детей основных ключевых компетенций, способности к исследовательской деятельности;
- Здоровьесберегающие технологии – пальчиковая гимнастика, дыхательная и артикуляционная гимнастика, использовали для удовлетворения эмоциональных потребностей детей, разгрузки, позитивного настроя на деятельность.
- Технология развивающего обучения – ориентирование в своей деятельности на зону ближайшего развития детей.
- Технология проблемного обучения. Способствовала созданию проблемных ситуаций и активную самостоятельность детей по их разрешению, в следствие чего, происходило творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развиваются мыслительные способности.
- Личностно-ориентированные технологии. Максимальное развитие, а не формирование заранее заданных, индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него жизненного опыта.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА и ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1 этап – проблематизации и выбора темы:
- создание у детей мотивации к проектной деятельности;
- ознакомление родителей с задачами проекта; совместной деятельностью с детьми.
В силу отсутствия у ребенка раннего возраста жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей, что не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и ее решении, активная роль принадлежит взрослому.
Таблица 1. План работы на первом этапе.
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Совершенствование РППС |
Проблемно-игровая ситуация «Что мы знаем о домашних птицах» |
Тематическое собрание родителей (законных представителей) воспитанников «Проектная деятельность детей раннего дошкольного возраста»: - Знакомство с темой проекта; - выбор активной творческой группы родителей (законных представителей) воспитанников для реализации проекта; - анкетирование родителей по теме собрания |
Папка-передвижка для родителей «Проектная деятельность для детей раннего возраста» |
На первом этапе была создана у воспитанников мотивация к проектной деятельности. Познакомили родителей с целями, задачами проекта и совместной деятельностью.
В силу отсутствия у ребенка раннего возраста жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей, что не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и ее решении, активная роль на этом этапе принадлежала взрослому.
2 этап – подготовительный:
- постановка целей и задач;
- предварительная работа с детьми и родителями;
- выбор оборудования и материалов. Работа с познавательной и художественной литературой в сети Интернет. Подбор дидактических, подвижных, пальчиковых игр, физминуток;
- диагностика знаний детей о домашних птицах, анкетирование родителей.
Таблица 2. План работы на втором этапе.
Работа с детьми |
Работа с родителями (законными представителями) воспитанников |
Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды |
Диагностические исследования знаний детей о домашних птицах |
Заседание творческой группы родителей: - знакомство с целями и задачами проекта; - знакомство и с итогами диагностики детей и анкетирования родителей; - выбор оборудования и материала для реализации проекта. Анкетирования родителей «О наличии домашних птиц на своем приусадебном участке» (прил-.3) |
Центр изобразительного искусства: подбор раскрасок, шаблонов, трафаретов домашних птиц. |
На втором этапе была поставлены цели и задачи проекта, собрана информация по теме, подобрана методическая литература, художественная литература для детей: потешки, стихи, загадки, иллюстративный и дидактический материал и т. д. Проведена диагностика воспитанников и анкетирование родителей. Продумано домашнее задание для родителей. Родители вместе с детьми изучили познавательную и художественную литературу о домашних птицах и их птенцах, о бережном и заботливом отношении к ним
3 этап – основной этап осуществления проектной деятельности.
Непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя, детей и родителей разных педагогические технологий, методов и приемов, для организации реализации проекта:
- чтение детям детской художественной литературы воспитателем и родителями;
- чтение и заучивание стихов, потешек, рассказов, сказок в группе и дома;
- проведение непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с домашними птицами и их птенцами;
- проведение подвижных игр;
- конструирование домика для птиц;
- изготовление и проведение дидактических игр;
- оформление папок-передвижек «Домашние птицы», «Учите вместе с нами»;
- изготовление альбома с потешками и стихами о домашних птицах «Петушок и его семья»;
- проведение творческой выставки рисунков детей и их родителей «Домашние пернатые»;
- оформлении картотеки сюжетных картинок, иллюстраций, открыток о домашних птицах;
- изготовление совместно с родителями лэбука «Птичий двор».
Таблица 3. Разработка комплексно-тематического плана (третий этап)
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Совершенствование РППС |
Утренняя гимнастика «Петя-петушок» (4) НОД «Птичий двор» (1) НОД «Зернышки для цыплят» (2) К. Чуковский «Цыпленок» Д/и «Гости» Гимнастика после дневного сна «Птички» (4) Ролевая игра «Птичий двор» П/и «Курочка хохлатка» |
Вовлечение родителей в проектную деятельность (тема, сроки). Расширение представлений и обогащения знаний родителей по вопросам организации проектной деятельности. |
Центр настольных игр. Внесение новой дидактической игры «Найди маму» |
Р.н.п.«Петушок,петушок» (1) Рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова «Петушок» Д/и: «Чьи детки?», Пальчиковая игра: «Цыпленок» |
Помощь и участие в реализации проекта «Домашние птицы». |
Центр изобразительного искусства: подбор раскрасок, шаблонов, трафаретов домашних птиц. |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Совершенствование РППС |
Р.н.п. «Курочка тараторочка» Пение «Цыплята» муз. А. Филиппенко сл. Т. Волгиной «Червячки для цыпленка» (2) |
Музыкальный центр подбор аудиозаписи «Птичьи голоса» |
Центр сюжетно - ролевых игр: внесение новой игрушки - петушок. |
НОД «Петушок и его семейка» (3) Стихи А. Барто «Кто как кричит?» «Покорми цыплят» (игры с крупой) Д/и «Парные картинки» Формирование основ безопасности «Дразнить петуха нельзя» (беседа) Игры с песком «Найди яичко» |
Участие в подборе фотографий, художественной литературы, иллюстраций, по теме проекта. -повышение заинтересованности родителей в реализации проекта.
|
Литературный центр: выставка художественной литературы по тематике: сказки, потешки, стихи, иллюстраций о домашних птицах. |
|
Чтение стихов, потешки, песенки о домашних птицах» |
|
|
Подбор картинок о домашних птицах |
|
Утренняя гимнастика «Веселые гуси» (4) НОД «Червячок для петушка и курочки» (1) В. Берестов «Петушки» Беседа «Какую пользу приносят человеку домашние птицы». Дыхательная гимнастика «Сдуй перышко» Драматизация сказки «Курочка Ряба» |
Консультация для родителей «Воспитайте любовь у ребенка к домашним питомцам»
|
Театральный центр: приобретение настольного театра к сказке «Заяц, петух и лиса» |
НОД «Подари петушку перышко» (1) Р.н.п. «Курочка-рябушечка» Игры с водой «Тонет - не тонет» Конструирование «Башенка для курочки» Д/и «Кто где спрятался» «Птичка» муз. Т. Потапенко, сл. Найденовой П/и «Мама – курочка» Ролевая игра «Как лечили петушка» |
Мастер-класс изготовление игрушки забавы из прищепки «Цыпленок»
|
Информационное поле: внесение картин для рассматривания из серии домашние птицы «Куры» , «Семья петушка» |
Г. Балл. «Желтячок» (1) «Желтые комочки» (1) «Как человек ухаживает за домашними птицами» (беседа) Р.н.п. «Наши уточки с утра» «Переложи яички в стаканчик» (фасоль) Настольный театр «Храбрый утенок» Б. Житков |
Участие в изготовлении масок птиц для подвижных игр. |
Физкультурный центр: маски цыплят, курочки, петуха для использования в подвижных играх. |
Д. Биссет. «Га-га-га!» (1), «Яйцо» (1) Игры с водой «Плыви утенок» игры с водой В. Сутеев «Цыпленок и утенок» Д/и: «На птичьем дворе» Пальчиковые игра: «Гуси» П/и «Цыплятки и кот» Настольный театр по сказке «Лиса, заяц и петух» |
«Домашние пернатые» - привлечение родителей к совместному творчеству. Папка-передвижка «Домашние птицы» |
Выставка родительских рисунков «Домашние пернатые». |
Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят» (1) «Крошки для утят» (1) А.Барто «Ути-ути». Д/и «Чудесный мешочек» Досуг: «Вышла курочка гулять П/и «Куры и кошка» |
Ежедневная информация о деятельности детей в ДОУ в родительской группе whatsApp «Чем сегодня занимались», «Что нового узнали» (отчеты, фото, видео, обратная связь) |
Центр природы: рассматривание макета «На птичьем дворе» |
|
Заучивание стихов, потешки, песенки о домашних птицах» |
|
|
Рассматривание картинок о домашних птицах |
|
Итоговое мероприятие «Как ребята помогли цыпленку найти маму курочку и папу петушка» |
Итоговое заседание Оформление лэпбука «Птичий двор» |
Игрушки домашних птиц, игра «Разложи яйца по цвету» |
Используемая методическая литература: 1. Комплексные занятия по программе от рождения до школы под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (первая младшая группа); 2. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет»; 3. Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе; 4. Харченко Т.Е. «Утренняя гимнастика для малышей в детском саду для детей 2-3года»; Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 1–3 года. |
4 - Заключительный этап.
- Проведение итогового мероприятия «Как ребята помогли цыпленку найти маму курочку и папу петушка» с целью систематизации и закрепления знаний детей о домашних птицах.
- Совместная деятельность родителей, детей и воспитателей по оформлению лэпбука «Птичий двор».
Итог работы. В ходе реализации проекта дети приобрели необходимые знания о домашних птицах, характерных особенностях внешнего вида, их голосах. На основе систематизации и обобщения представлений о домашних птицах, в процессе чтения потешек, сказок, рассказов, загадок данной тематики, у детей расширился и активизировался словарный запас. Появилось желание звукоподражать голосам птиц, манипулировать куклами-птицами, проговаривать знакомые потешки.
В группе создана благоприятная эмоциональная атмосфера; у детей наблюдается доброжелательное отношение друг другу, взрослым, желание помогать.
Развивающая предметно-пространственная среда обогатилась материалами о домашних птицах.
Все участники проекта получили позитивные эмоции, радость от совместной деятельности.
Продукт проекта:
- оформление альбомов с потешками и стихами о домашних птицах «Петушок и его семья»;
- творческая выставка рисунков совместного творчества детей и родителей по теме «Домашние пернатые»;
- папка-передвижка «Домашние птицы», «Учите вместе с нами»;
- картотека сюжетных картинок, иллюстраций, открыток о домашних птицах;
- лэпбука «Птичий двор».
Таким образом, проект выявил положительные результаты в работе с детьми раннего возраста. Все участники проекта справился со своей задачей, проект «Домашние птицы» рекомендован для использования в других группах раннего возраста детского сада.
Литература:
1. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ – М.: АРКТИ, 2006.
2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М., 2006.
3. Евдокимова Е.С. Проект как мотивация к познанию: Проектная деятельность дошкольников. Дошкольное воспитание № 3, 2003, с.20-24.
4. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).
5. Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении// методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2010. - 80с.
6. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г.
7. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Методическое пособие. 2-е изд., доп. – М.: ТЦ Сфера, 2014.