Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Практико-ориентированный проект «Домашние птицы»

Дата публикации: 2020-10-20 00:04:17
Статью разместил(а):
Чурина Евгения Юрьевна

Практико-ориентированный проект «Домашние птицы»

Автор: Чурина Евгения Юрьевна

МКДОУ "Детский сад № 22 «Улыбка»

 

Участники проекта: дети, воспитатели, родители (законные представители) воспитанников (далее – родители).

По числу участников: групповой (10 человек).

Возраст детей: 2-3 года

По уровню осуществления проектной деятельности: подражательно–исполнительский.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Вид проекта: игровой.

Направление: комплексное (виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, изобразительная, музыкальная, конструктивная, восприятие художественной литературы).

Продолжительность: краткосрочный.

Цель проекта: Создание условий для развития детской инициативы у детей раннего возраста в процессе ознакомления с домашними птицами в проектной деятельности. 

Задачи проекта:  

- знакомить детей с домашними птицами, их внешним видом и повадками: петух, курица, цыпленок, утка, гусь;

- научить детей раннего дошкольного возраста правилам общения с домашними птицами;

- продолжать прививать интерес к устному народному творчеству: сказкам, песенкам, потешкам;

- побуждать передавать в игровых движениях образ домашних птиц;

- активизировать в речи названия домашних птиц и их птенцов, звукоподражать их голосам;

- развивать память, внимание, воображение, творческие способности;

- формировать бережное и заботливое отношение к домашним птицам, желание заботиться о них, развивать у детей нравственно-волевые и трудовые качества;

- развивать у родителей интерес к совестной деятельности с детьми и воспитателями в ходе проекта и к жизни группы.

Актуальность. В связи с реализацией ФГОС в дошкольное образование, каждому из нас, педагогов, стоящих у истоков детства, необходимо четко понимать, что в наших руках находится самое ценное в жизни человека – это ребенок, и от того как мы сможем сохранить его уникальность, зависит его будущее. Таким образом, в наших руках есть прекрасная возможность для формирования личности ребенка. А какая это будет личность, мы определим в процессе нашей работы. 

Любовь, понимание и забота - это то, что ждет живая природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве, поэтому сегодня экологическому образованию в дошкольных образовательных учреждениях отводится должное внимание.

Дети раннего дошкольного возраста проявляют исследовательский интерес ко всему окружающему. Домашние птицы – с малых лет знакомы и понятны малышам из произведений устного народного творчества. Несмотря на то, что современные дети впервые видят петушка и курочку только на картинках, они сразу завоевывают детские сердца, вызывая эмоциональный отклик и интерес. Знакомство детей с особенностями домашних птиц через разные виды деятельности имеет большое значение для развития познавательной активности и обогащения жизни малышей новыми впечатлениями.

Кроме того, такая работа позволяет формировать бережное и заботливое отношение к братьям меньшим постепенно, начиная с первых лет жизни и является частью целенаправленной деятельности воспитателя с семьей воспитанника.

Общение с животными и птицами, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно. Кроме того, при тесном контакте с животным, малыш обязательно захочет удовлетворить свою любознательность и втянуть его в игру. Без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для животного, так и для ребенка. 

Не следует забывать, что домашние птицы в семье - это мощный воспитательный фактор. Ребенок учится заботиться, ухаживать за ним, у него развиваются нравственно-волевые и трудовые качества.

С самого раннего возраста необходимо побуждать детей к общению и ухаживанию за домашними птицами вместе с родителями. Участвуя, в этом проекте дети и их родители (законные представители) воспитанников должны научиться:

- формированию эмоционально-положительного отношения к домашним птицам;

- положительным эмоциям от совместной деятельности и полученного результата.

Проблемой в общении детей раннего возраста с домашними птицами является незнание правил этого общения.

Новизна проекта: новизна проекта заключается в интеграции образовательных областей при организации образовательного процесса; в применении принципов личностно-ориентированного подхода при организации воспитательной работы; в создании условий, способствующих сплочению всех участников образовательных процессов: детей, воспитателей, родителей в ходе совместной деятельности по реализации проекта.

Концептуальность проекта: для того, чтобы сформировать у детей знания и умения по знакомству с домашними птицами, необходимо:

Дать первоначальные знания о домашних птицах;

Привлечь родителей, которые помогут детям получить позитивный опыт по отношению к домашним птицам.

Риски: трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях проекта.

Предупреждение рисков: заинтересованность родителей и учет индивидуальных особенностей семей.

Ожидаемый результат:

В результате проделанной работы воспитанники смогут:

- проявлять интерес и инициативу в совместной познавательно-исследовательской деятельности;

-  узнавать и использовать в речи названия домашних птиц, звукоподражать им;

- проявлять эмоциональную отзывчивость на литературно-художественные произведения, фольклор;

- принимать участие в изобразительной  деятельности; 

- подражать движениям птиц в подвижных играх и играх-инсценировках

- иметь представления о правилах общения с домашними птицами, желание заботиться о них. 

Родители активные участники проекта:

- овладеть компетенциями в вопросах экологического воспитания своих детей;

- установить партнерские, доверительные отношения между воспитателями группы и детьми;

- оказать помощь в пополнении развивающая предметно-пространственная среды материалами по теме проекта.  

Продукт проекта: 

- оформление альбомов с потешками и стихами о домашних птицах «Петушок и его семья»;

- творческая выставка рисунков совместного творчества детей и родителей по теме «Домашние пернатые»;

- папка-передвижка «Домашние птицы», «Учите вместе с нами»;

- картотека сюжетных картинок, иллюстраций, открыток о домашних птицах;

- лэпбук «Птичий двор».

Интегративность. Одной из основных задач ФГОС ДО – поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, творческой, конструктивной, трудовой, исследовательской, проектной. Одним из принципов развития современного дошкольного образования, предложенным ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы, является принцип интеграции образовательных областей. Проектная деятельность – это интегрированная деятельность, которая включает в себя и чтение художественной литературы, и художественное творчество детей, и получение необходимых научных знаний, отраженных в программном содержании.

Для организации и реализации проекта использовали следующие виды деятельности: 

- предметная деятельность и игры; 

- экспериментирование с материалами; 

- общение со сверстниками и взрослыми; 

- совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; 

- восприятие смысла сказок, стихов, потешек и сказок; 

- рассматривание предметных и сюжетных картинок; 

- двигательная активность; 

- заучивание стихов, потешек;

- проведение непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с домашними птицами и их птенцами;

- конструирование.

В проекте «Домашние птицы» все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают реализацию и достижение целевых ориентиров, обозначенных в ФГОС ДО.  

Выстраивая систему работы по проекту, старались включить педагогические технологии, которые бы стимулировали детей на развития интереса к познанию природы, усвоению знаний о домашних птицах, повышали компетентность родителей в вопросах экологического воспитания своих детей и совместной деятельности:

- Технологии проектирования. Целенаправленная деятельность педагогов, родителей и воспитанников с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач способствовала развитию и обогащению социально-личностного опыта через вовлечение детей в сферу межличностного взаимодействия;  

- Информационно-коммуникативные технологии. Использование Интернета в подготовке проекта, использование проекционного оборудования для рассматривания картинок, чтение сказок, и закрепления полученных знаний в дидактических играх;

- Игровая технология. Позволила создать полноценную мотивационную основу для формирования навыков и умений деятельности детей в ходе построения и реализации проекта;

- Технология исследовательской деятельности. Способствовала созданию условий для формирования у детей основных ключевых компетенций, способности к исследовательской деятельности; 

- Здоровьесберегающие технологии – пальчиковая гимнастика, дыхательная и артикуляционная гимнастика, использовали для удовлетворения эмоциональных потребностей детей, разгрузки, позитивного настроя на деятельность.

- Технология развивающего обучения – ориентирование в своей деятельности на зону ближайшего развития детей.

- Технология проблемного обучения. Способствовала созданию проблемных ситуаций и активную самостоятельность детей по их разрешению, в следствие чего, происходило творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развиваются мыслительные способности.

- Личностно-ориентированные технологии. Максимальное развитие, а не формирование заранее заданных, индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него жизненного опыта.

 

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА и ЭТАПЫ ПРОЕКТА

1 этап – проблематизации и выбора темы:

- создание у детей мотивации к проектной деятельности;

- ознакомление родителей с задачами проекта; совместной деятельностью с детьми.

В силу отсутствия у ребенка раннего возраста жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей, что не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и ее решении, активная роль принадлежит взрослому.

Таблица 1. План работы на первом этапе.

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование РППС

Проблемно-игровая ситуация «Что мы знаем о домашних птицах»

Тематическое собрание родителей (законных представителей) воспитанников «Проектная деятельность детей раннего дошкольного возраста»:

- Знакомство с темой проекта;

- выбор активной творческой группы родителей (законных представителей) воспитанников для реализации проекта;

- анкетирование родителей по теме собрания

Папка-передвижка для родителей «Проектная деятельность для детей раннего возраста»

На первом этапе была создана у воспитанников мотивация к проектной деятельности. Познакомили родителей с целями, задачами проекта и совместной деятельностью.  

В силу отсутствия у ребенка раннего возраста жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей, что не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и ее решении, активная роль на этом этапе принадлежала взрослому.

2 этап – подготовительный:

- постановка целей и задач;

- предварительная работа с детьми и родителями;

-  выбор оборудования и материалов. Работа с познавательной и художественной литературой в сети Интернет. Подбор дидактических, подвижных, пальчиковых игр, физминуток;

-  диагностика знаний детей о домашних птицах, анкетирование родителей.

Таблица 2. План работы на втором этапе.

Работа с детьми

Работа с родителями (законными представителями) воспитанников

Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды

Диагностические исследования знаний детей о домашних птицах 

Заседание творческой группы родителей:

- знакомство с целями и задачами проекта;

- знакомство и с итогами диагностики детей и анкетирования родителей;

- выбор оборудования и материала для реализации проекта.

Анкетирования родителей «О наличии домашних птиц на своем приусадебном участке» (прил-.3) 

Центр изобразительного искусства:

подбор раскрасок, шаблонов, трафаретов домашних птиц.    

На втором этапе была поставлены цели и задачи проекта, собрана информация по теме, подобрана методическая литература, художественная литература для детей: потешки, стихи, загадки, иллюстративный и дидактический материал и т. д. Проведена диагностика воспитанников и анкетирование родителей. Продумано домашнее задание для родителей. Родители вместе с детьми изучили познавательную и художественную литературу о домашних птицах и их птенцах, о бережном и заботливом отношении к ним 

3 этап – основной этап осуществления проектной деятельности.

Непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя, детей и родителей разных педагогические технологий, методов и приемов, для организации реализации проекта: 

- чтение детям детской художественной литературы воспитателем и родителями;

- чтение и заучивание стихов, потешек, рассказов, сказок в группе и дома;

- проведение непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с домашними птицами и их птенцами;

- проведение подвижных игр;

- конструирование домика для птиц;

- изготовление и проведение дидактических игр;

- оформление папок-передвижек «Домашние птицы», «Учите вместе с нами»; 

- изготовление альбома с потешками и стихами о домашних птицах «Петушок и его семья»; 

- проведение творческой выставки рисунков детей и их родителей «Домашние пернатые»;  

- оформлении картотеки сюжетных картинок, иллюстраций, открыток о домашних птицах;

- изготовление совместно с родителями лэбука «Птичий двор».

 

Таблица 3. Разработка комплексно-тематического плана (третий этап)

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование РППС

Утренняя гимнастика «Петя-петушок» (4)

НОД «Птичий двор» (1)

НОД «Зернышки для цыплят» (2)

К. Чуковский «Цыпленок»

Д/и «Гости»

Гимнастика после дневного сна «Птички» (4)

Ролевая игра «Птичий двор»

П/и «Курочка хохлатка»

Вовлечение родителей в проектную деятельность (тема, сроки).

Расширение представлений и обогащения знаний родителей по вопросам организации проектной деятельности.

Центр настольных игр. Внесение новой дидактической игры «Найди маму»

Р.н.п.«Петушок,петушок» (1)

Рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова «Петушок»

Д/и: «Чьи детки?», 

Пальчиковая игра: «Цыпленок»

Помощь и участие в реализации проекта «Домашние птицы». 

Центр изобразительного искусства:

подбор раскрасок, шаблонов, трафаретов домашних птиц.  

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование РППС

Р.н.п. «Курочка тараторочка»

Пение «Цыплята» муз. А. Филиппенко сл. Т. Волгиной

«Червячки для цыпленка» (2)

Музыкальный центр подбор аудиозаписи «Птичьи голоса»

 Центр сюжетно - ролевых игр: внесение новой  игрушки - петушок.

НОД «Петушок и его семейка» (3)

Стихи А. Барто «Кто как кричит?»

«Покорми цыплят» (игры с крупой)

Д/и «Парные картинки»

Формирование основ безопасности «Дразнить петуха нельзя» (беседа) 

Игры с песком «Найди яичко» 

Участие в подборе фотографий, художественной литературы, иллюстраций, по теме проекта.

-повышение заинтересованности родителей в реализации проекта.

 

Литературный центр:

выставка художественной литературы по тематике: сказки,  потешки, стихи, иллюстраций о домашних птицах. 

 

Чтение стихов, потешки, песенки о домашних птицах»

 

 

Подбор картинок о домашних птицах

 

Утренняя гимнастика «Веселые гуси» (4)

НОД «Червячок для петушка и курочки» (1)

В. Берестов «Петушки»

Беседа «Какую пользу приносят человеку домашние птицы».

Дыхательная гимнастика «Сдуй перышко»

Драматизация сказки «Курочка Ряба» 

Консультация для родителей «Воспитайте любовь у ребенка к домашним питомцам»

 

Театральный центр: приобретение настольного театра к сказке «Заяц, петух и лиса»

НОД «Подари петушку перышко» (1)

Р.н.п. «Курочка-рябушечка»

Игры с водой «Тонет - не тонет» Конструирование «Башенка для курочки»

Д/и «Кто где спрятался»

«Птичка» муз. Т. Потапенко, сл. Найденовой

П/и «Мама – курочка» 

Ролевая игра «Как лечили петушка»

Мастер-класс

изготовление игрушки забавы из прищепки «Цыпленок»

 

 

Информационное поле:  внесение картин для рассматривания из серии  домашние птицы «Куры» , «Семья петушка»

 Г. Балл. «Желтячок» (1)

«Желтые комочки» (1)

 «Как человек ухаживает за домашними птицами» (беседа)

 Р.н.п. «Наши уточки с утра»

«Переложи яички в стаканчик» (фасоль)

Настольный театр «Храбрый утенок» Б. Житков

Участие в изготовлении масок птиц для подвижных игр. 

Физкультурный центр: маски цыплят, курочки, петуха для использования в   подвижных играх.

Д. Биссет. «Га-га-га!» (1), 

«Яйцо» (1)

Игры с водой «Плыви утенок» игры с водой

В. Сутеев «Цыпленок и утенок» 

Д/и: «На птичьем дворе»

Пальчиковые игра: «Гуси»

П/и «Цыплятки и кот»

Настольный театр по сказке «Лиса, заяц и петух»

 «Домашние пернатые»

- привлечение родителей к совместному творчеству.

Папка-передвижка «Домашние птицы»

Выставка родительских рисунков «Домашние пернатые».

Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят» (1)

«Крошки для утят» (1)

А.Барто «Ути-ути».

Д/и «Чудесный мешочек»

Досуг: «Вышла курочка гулять

П/и «Куры и кошка»

Ежедневная информация о деятельности детей в ДОУ в родительской группе whatsApp 

«Чем сегодня занимались», «Что нового узнали» (отчеты, фото, видео, обратная связь)

Центр природы: рассматривание макета «На птичьем дворе»

 

Заучивание стихов, потешки, песенки о домашних птицах»

 

 

Рассматривание картинок о домашних птицах

 

Итоговое мероприятие

«Как ребята помогли цыпленку найти маму курочку и папу петушка»

Итоговое заседание  Оформление лэпбука «Птичий двор»

Игрушки домашних птиц,  игра «Разложи яйца по цвету»

Используемая методическая литература:

1. Комплексные занятия по программе от рождения до школы под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (первая младшая группа);

2. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет»; 

3. Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе;

4. Харченко Т.Е. «Утренняя гимнастика для малышей в детском саду для детей 2-3года»;

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 1–3 года. 

 

4 - Заключительный этап.

- Проведение итогового мероприятия «Как ребята помогли цыпленку найти маму курочку и папу петушка» с целью систематизации и закрепления знаний детей о домашних птицах.

- Совместная деятельность родителей, детей и воспитателей по оформлению лэпбука «Птичий двор».

Итог работы. В ходе реализации проекта дети приобрели необходимые знания о домашних птицах, характерных особенностях внешнего вида, их голосах. На основе систематизации и обобщения представлений о домашних птицах, в процессе чтения потешек, сказок, рассказов, загадок данной тематики, у детей расширился и активизировался словарный запас. Появилось желание звукоподражать голосам птиц, манипулировать куклами-птицами, проговаривать знакомые потешки.

В группе создана благоприятная эмоциональная атмосфера; у детей наблюдается доброжелательное отношение друг другу, взрослым, желание помогать.

Развивающая предметно-пространственная среда обогатилась материалами о домашних птицах.

Все участники проекта получили позитивные эмоции, радость от совместной деятельности.

Продукт проекта: 

- оформление альбомов с потешками и стихами о домашних птицах «Петушок и его семья»;

- творческая выставка рисунков совместного творчества детей и родителей по теме «Домашние пернатые»;

- папка-передвижка «Домашние птицы», «Учите вместе с нами»;

- картотека сюжетных картинок, иллюстраций, открыток о домашних птицах;

- лэпбука «Птичий двор».

Таким образом, проект выявил положительные результаты в работе с детьми раннего возраста. Все участники проекта справился со своей задачей, проект «Домашние птицы» рекомендован для использования в других группах раннего возраста детского сада.

 

Литература:

1. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ – М.: АРКТИ, 2006. 

2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М., 2006.  

3. Евдокимова Е.С. Проект как мотивация к познанию: Проектная деятельность дошкольников.  Дошкольное воспитание № 3, 2003, с.20-24. 

4. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).

5. Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении// методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2010. - 80с. 

6. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г.

7. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Методическое пособие. 2-е изд., доп. – М.: ТЦ Сфера, 2014.  

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь