Опыт реализации инновационного проекта «Детский сад как медиа-площадка»
Опыт реализации инновационного проекта «Детский сад как медиа-площадка»
Авторы: Быкова Н.В. и Ваврик И.В.
МАДОУ ЦРР № 88 «Антошка», г. Северодвинск
Компетентностно-ориентированный подход является приоритетным направлением современного образования и активно утверждается в педагогической науке и образовательной практике.
В Примерной основной образовательной программе дошкольного образования от 20.05.2015 года была обозначена новая для педагогической практики задача формирования у дошкольников информационно-социальной компетентности. Это определяет необходимость поиска путей, методов, форм работы с дошкольниками, способствующих развитию данной компетентности.
В рамках реализации указанного направления работы был разработан проект «Детский сад как медиа-площадка».
Проект направлен на формирование информационно-социальной компетентности дошкольников 6-7 лет, которая рассматривается как интегративное качество, позволяющее использовать различные источники для отбора, усвоения и переработки информации и применять полученные знания в процессе взаимодействия, эффективно встраиваясь в различные социальные отношения [2].
В процессе реализации проекта решается комплекс задач, связанных с формированием навыков исследовательской деятельности, развитием познавательных интересов, коммуникативной культуры, расширением кругозора, формированием опыта публичных выступлений и освоением начальных элементов риторики [1].
Проект имеет ряд особенностей. Формирование информационно-социальной компетентности компетентности осуществляется через исследовательскую деятельность, связанную с изучением и анализом информационного пространства с помощью разных источников (интервью, телевидение, книга и т.д.). Это – нетрадиционный для дошкольного образования формат взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста, но, как показала практика, имеющий мощный развивающий потенциал.
В ходе проекта дети включаются в создание информационного пространства, отражающего интересы, события жизни детей через использование информационных средств (видеорепортажи, детские газеты). В этом мы видим смысл личностного подхода к образованию дошкольников. Педагоги привыкли работать в поле – «должен знать», и редко учитывают детские интересы. Как показывает практика, категории «ребенок должен знать» и «ребенку интересно» часто не совпадают [3].
Дети совместно с педагогами, родителями снимают новостные и познавательные репортажи, видеоролики социального характера, представляют их детям из других групп, родителям (через социальную сеть, на родительских собраниях). Организуется выпуск групповых информационных газет.
Темы репортажей и выпусков газет определяются совместно педагогами, детьми и родителями каждой конкретной группы, исходя из интересов детей и групповых событий.
Принципы, заложенные в основу программы, отвечают современным тенденциям развития образования. Сегодня образование должно создавать условия, в которых ребенок осознает свою успешность, свои возможности, интересы. Поэтому один из ведущих принципов – принцип индивидуализации. В рамках программы каждый ребенок вносит свой вклад в создание продукта и видит результат своей деятельности.
Принципы определяют условия реализации проекта. Проект реализуется в условиях совместной деятельности детей и взрослых. В данном случае взаимодействие выступает как развивающая инициатива взрослых. Приоритет в обучении отдается не простому усвоению знаний, у детей формируется позиция субъекта знания [4].
Проект реализуется через следующие направления работы:
1. Расширение кругозора детей. Развитие познавательных интересов.
2. Развитие умений по изучению информационного пространства.
3. Практическое освоение элементов риторики и средств коммуникации.
4. Развитие умений представлять информацию.
5. Создание видеорепортажа (разработка сценария, съёмка).
Реализация указанных направлений работы осуществляется с использованием различных форм работы – образовательные ситуации, речевые тренинги, тренинги по актерскому мастерству, занятия по ознакомлению с профессией журналиста, прогулки-интервью.
Технология работы включает в себя ряд компонентов, которые связаны между собой – создание проблемной ситуации (что мы хотели бы узнать о … или почему так происходит ... и т.д.), определение источников информации (где мы будем искать ответ на этот вопрос), сбор информации (совместно с родителями), обсуждение и составление информационного листа с символами, рисунками (вот что мы узнали), составление текста для репортажа, проведение тренингов, включающих в себя выполнение упражнений на развитие дикции, дыхания, выразительности речи, мимики, жестов, и съёмка репортажа. На подготовку и съёмку репортажа отводится месяц.
Так, в 2018-2019 учебном году были сняты два новостных репортажа о жизни детей разных групп и тематические репортажи: «Они тоже имеют право на жизнь!» (в защиту животных), «Подводники – гордость России!», «О встрече с главой города», «Мы – дети России!».
Все репортажи были показаны на канале городского телевидения.
Результаты проекта достаточно конкретны и связаны не только с развитием детей. В ходе реализации проекта создается видеотека детских репортажей, которые используются в образовательном процессе.
Как показала практика, проект «Детский сад как медиа-площадка» способствует успешной социализации дошкольника, в также подготовке к успешному обучению в школе и к дальнейшей жизни.
Список литературы:
1. Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников: пособие для воспитателей и учителей начальных классов: для работы с детьми 5-7 лет / [Дыбина О.В. и др. ]. – Москва: Мозаика-Синтез, 2010.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
3. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, интсрументарий. Учеьно-методическое пособие. – М.: АПКиПРО, 2003.
4. Компетентностно-ориентированный подход в образовании детей: сборник материалов международной научно-практической конференции (заочной), 2-17 ноября 2010 года: [в 2 ч /редкол.: Дыбина О.В., д.п.н., проф. ]. – Тольятти:ТГУ, 2010.