Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Опыт реализации инновационного проекта «Детский сад как медиа-площадка»

Дата публикации: 2020-10-20 14:18:23
Статью разместил(а):
Быкова Надежда Владимировна

Опыт реализации инновационного проекта «Детский сад как медиа-площадка»

Авторы: Быкова Н.В. и Ваврик И.В.

МАДОУ ЦРР № 88 «Антошка», г. Северодвинск

 

Компетентностно-ориентированный подход является приоритетным направлением современного образования  и активно утверждается в педагогической науке и образовательной практике.

В Примерной основной образовательной программе дошкольного образования от 20.05.2015 года  была обозначена новая для педагогической практики задача формирования у дошкольников информационно-социальной компетентности. Это определяет необходимость поиска путей, методов, форм работы с дошкольниками, способствующих развитию данной компетентности.

В рамках реализации указанного направления работы был разработан проект «Детский сад как медиа-площадка».

Проект направлен на формирование информационно-социальной компетентности дошкольников 6-7 лет, которая рассматривается как интегративное качество, позволяющее использовать различные источники для отбора, усвоения и переработки информации и применять полученные знания в процессе взаимодействия, эффективно встраиваясь  в различные социальные отношения [2].

В процессе реализации проекта решается комплекс задач, связанных с  формированием навыков исследовательской деятельности, развитием познавательных интересов, коммуникативной культуры, расширением кругозора, формированием опыта публичных выступлений и освоением начальных элементов риторики [1].

Проект имеет ряд особенностей. Формирование информационно-социальной компетентности компетентности осуществляется через  исследовательскую деятельность, связанную с изучением и анализом информационного пространства с помощью разных источников (интервью, телевидение, книга и т.д.). Это – нетрадиционный для дошкольного образования формат взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста, но, как показала практика, имеющий мощный развивающий потенциал.

В ходе проекта дети включаются в создание информационного пространства, отражающего интересы, события жизни детей через использование информационных средств (видеорепортажи, детские газеты). В этом мы видим смысл личностного подхода к образованию дошкольников. Педагоги привыкли работать в поле – «должен знать», и редко учитывают детские интересы. Как показывает практика, категории «ребенок должен знать» и «ребенку интересно» часто не совпадают [3].

Дети совместно с педагогами, родителями снимают новостные и познавательные репортажи, видеоролики социального характера, представляют их детям из других групп, родителям (через социальную сеть, на родительских собраниях). Организуется выпуск групповых информационных  газет.

Темы репортажей и выпусков газет определяются совместно педагогами, детьми и родителями каждой конкретной группы, исходя  из интересов детей и групповых событий. 

Принципы, заложенные в основу программы, отвечают  современным тенденциям развития образования. Сегодня образование должно создавать условия, в которых ребенок осознает свою успешность, свои возможности, интересы. Поэтому один из ведущих принципов – принцип индивидуализации. В рамках программы каждый ребенок вносит свой вклад в создание продукта и видит результат своей деятельности.

Принципы определяют условия реализации проекта. Проект реализуется в условиях совместной деятельности детей и взрослых. В данном случае взаимодействие выступает как развивающая инициатива взрослых. Приоритет в обучении отдается не простому усвоению знаний, у детей формируется позиция субъекта знания [4].

Проект реализуется через следующие направления работы:

1. Расширение кругозора детей. Развитие познавательных интересов.

2. Развитие умений по изучению информационного пространства.

3. Практическое освоение элементов риторики и средств коммуникации.

4. Развитие умений представлять информацию.

5. Создание видеорепортажа (разработка сценария, съёмка).

Реализация указанных направлений работы осуществляется с использованием различных форм работы – образовательные ситуации, речевые тренинги, тренинги по актерскому мастерству, занятия по ознакомлению с профессией журналиста, прогулки-интервью.

Технология работы включает в себя ряд компонентов, которые связаны между собой – создание проблемной ситуации (что мы хотели бы  узнать о … или почему так происходит ... и т.д.), определение  источников  информации (где мы будем искать ответ на этот вопрос), сбор  информации (совместно с родителями), обсуждение и составление информационного листа  с символами, рисунками (вот что мы узнали), составление текста для репортажа, проведение  тренингов, включающих в себя выполнение упражнений на развитие дикции,  дыхания, выразительности речи, мимики, жестов, и съёмка репортажа. На подготовку и съёмку репортажа отводится месяц.

Так, в 2018-2019 учебном году были сняты два новостных репортажа о жизни детей разных групп  и тематические репортажи: «Они тоже имеют право на жизнь!» (в защиту животных), «Подводники – гордость России!», «О встрече с главой города», «Мы – дети России!».

Все репортажи были показаны на канале городского телевидения.

Результаты проекта достаточно конкретны и связаны не только с развитием детей.  В ходе реализации проекта создается видеотека детских репортажей, которые используются в образовательном процессе.

Как показала практика, проект «Детский сад как медиа-площадка» способствует успешной социализации дошкольника, в также подготовке к успешному обучению в школе и к дальнейшей жизни.

 

Список литературы:

1. Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников: пособие для воспитателей и учителей начальных классов: для работы с детьми 5-7 лет / [Дыбина О.В. и др. ]. – Москва: Мозаика-Синтез, 2010.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

3. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный  подход в образовании. Проблемы, понятия, интсрументарий. Учеьно-методическое пособие. – М.: АПКиПРО, 2003.

4. Компетентностно-ориентированный подход в образовании детей: сборник материалов международной  научно-практической конференции (заочной), 2-17 ноября 2010 года: [в 2 ч /редкол.: Дыбина О.В., д.п.н., проф. ]. – Тольятти:ТГУ, 2010.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь