Конспект занятия в подготовительной группе "У природы нет плохой погоды"
Конспект занятия в подготовительной группе "У природы нет плохой погоды"
Автор: Лепихова Светлана Александровна
Цели:
- Формирование знаний детей о явлениях природы в разное время года.
- Через прекрасное воспитывать в детях доброе начало и бережное отношение к природе.
Оборудование и материал: аудиокассеты с записью музыкальных произведений, магнитофон; “волшебная” палочка в руках, ткань синяя, цветная или белая бумага для конструирования, шапочки для детей цветов и насекомых. Материалы для изобразительной деятельности: кисти, акварель, бумага.
Ход занятия
Дети под спокойную музыку становятся полукругом.
Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебная палочка. Сегодня эта волшебная палочка поможет нам совершить удивительное путешествие в мир природы. Но прежде чем отправиться в путешествие, скажите, какие времена года вы знаете? А какое сейчас время года?
Дети. Осень, зима, весна, лето.
Воспитатель. А какое время года вам больше нравиться? (Ответы детей.)
Воспитатель. Разная погода - в разное время года! И мы сейчас с вами отправимся в осень. Педагог берет в руки палочку, “взмахивает” и говорит “Раз, два, три! Нас в осень отнеси!
Осень, осень в гости просим!
Идет осень с перелетным журавлем,
С листопадом и дождем!
Пришла осенняя пора –
Дождик льет как из ведра!
Дети подходят к картинке с осенним пейзажем.
Воспитатель. Осень бывает разная! Ранней осенью природа разукрашивается разноцветным нарядом. Каких только цветов и оттенков не увидишь! А поздней осенью льют дожди, листья опадают, вся сказочная красота увядает, уходит. Грустно видеть голые деревья, тучи и лужи.
Сейчас вы услышите произведение композитора П.И. Чайковского, которое называется “Осенняя песнь”. У Чайковского есть сборник, называется “Времена года”. В нем столько пьес, сколько месяцев в году - двенадцать. Каждая пьеса имеет название определенного месяца и подзаголовок, например: Апрель “Подснежник”, Ноябрь “На тройке”, Октябрь “Осенняя песнь”. Послушайте и скажите, о какой осени (ранней или поздней) рассказывает музыка?
Дети. Музыка рассказывает о поздней осени.
Воспитатель. Как вам музыка подсказала?
Дети. Музыка жалобная, тоскливая, хмурая.
Воспитатель. Правильно. Дует холодный ветер. И в музыки можно услышать и порывы ветра, и как падают листья, и как накрапывает дождь. А сейчас я вам прочту два стихотворения об осени.
1. Задрожали листы, облетая.
Тучи неба закрыли красу,
С поля буря ворвавшися злая
Рвет и мечет и воет в лесу. (А. Фет)
2. Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера! (Ф.И. Тютчев)
Воспитатель. С музыкой Чайковского созвучно первое стихотворение. Оно тоже унылое, грустное, тревожное.
Воспитатель. Когда стоят пасмурные дни, дети просят что? (Солнышко):
Солнышко, солнышко
Выгляни на бревнышко.
Сядь на пенек
Разгуляй весь денек.
Воспитатель. И вот солнышко выглянуло из-за тучки, да и позолотило деревья огненным золотом.
Листопад, листопад,
Листья по ветру летят.
Падают листья, застилают дорожки разноцветным ковром.
Давайте, ребята я взмахну своей волшебной палочкой и превращу вас в листочки! (Воспитатель произносит слова “Раз, два, три, ребят в листочки преврати!”)
Исполняется музыка – дети кружатся.
Воспитатель. Какие яркие танцующие листочки! Какой красивый листопад! (Я “превращаю” “листочки” обратно в ребят, дети садятся на свои места.)
Но вот холоднее становится. Стали дни короче, холоднее ночи. А тут уж и зима подошла.
Здравствуй русская молодка,
Раскрасавица душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй матушка – зима!
Воспитатель. Ребята, а какие приметы зимы вы знаете?
Дети. Идет снег, на улице очень холодно, мороз, дни короткие, а ночи длинные и др.
Зимушка – зима морозная,
Студеная вьюжная, грозная.
Зимушка колючая,
Кружит снежной тучею,
Снегом природу наряжает,
Песню игриво запевает.
Морозко скачет, всех пугает,
Да весело подпевает.
Мороз велик – стоять не велит.
Мороз через дуб перерос, береги свой нос!
То ли с - под снега, то ли с неба-
Снегу насыпало.
Идем во дворы
Бабу снежную лепить!
Воспитатель: А вы, дети, во что зимой играете? Какие веселые игры знаете?
Дети называют зимние развлечения: катание на санках, на коньках, на лыжах, с горки; играют в снежки, лепят снеговиков.
Воспитатель. Все рады проказам матушки зимы! Мороз румянит щеки и поднимает настроение. Но зимой бывают и такие дни, что носа на улицу показывать не хочется.
Закружила пурга да вьюга - ничего не видно в округе. Поземка бежит по снегу, и нету следу. В аудиозаписи звучит завывание метели.
Воспитатель. Но как зима не злится. Как всех не пугает, а весною все тает.
Тает снежок, оживает лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?
Дети. Это бывает весной.
Воспитатель. Помоги нам, «палочка» в весну попасть. Раз, два, три, в весну попади!
А весной солнышко пригревает, землю воскрешает!
Дети исполняют распевку “Солнышко”:
Солнышко снова просим:
Выйди поскорее.
Чтоб сады и луга
Вновь зазеленели.
Дети выполняют упражнения на релаксацию “Солнечный зайчик” (ребята ложатся на ковре, кругом (головами в круг, руки вытянуты вверх) В аудиозаписи звучит музыкальное произведение П.И. Чайковского “Подснежник” из цикла “Времена года”. На фоне музыки музыкальный воспитатель начинает говорить.)
Воспитатель. Высоко, высоко на небе живет солнышко (дети спокойно лежат)
И вот однажды пустило солнышко на землю солнечного зайчика.
Прыгнул зайчик ребята на носик.
Здравствуй носик! (дети кладут пальчики себе на нос и начинают потирать его).
Понравилось солнечному зайчику на носике, мягкий носик!
Но зайчику долго не сиделось на месте, и он отправился дальше.
Прыгнул на щечки.
Здравствуйте щечки”! (дети гладят щечки).
Затем зайчик прыгнул на руки (поглаживают руки)
На грудку, на животик (поглаживают грудь и живот)
Бр, бр, бр – сказал животик зайчику.
Но вдруг на горизонте показалась тучка. Солнечный зайчик испугался, что не успеет вернуться к солнышку, поэтому поспешил.
До свидания животик!
До свидания щечки!
До свидания мягонький носик!
До свидания лобик!
Педагог называет части тела, а дети массируют (поглаживают) их и возвращаются в исходное положение.
А теперь давайте, ребята, изобразим сугроб. Дети изображают сначала большой сугроб. Потом сугроб начинает “таять” …И вот сугроб совсем растаял, и побежали ручейки. Сначала маленькие ручейки, затем ручейки становились все больше и больше и вот, наконец, они соединились в один большой ручей. И зажурчал и побежал большой ручеек!
Для этой зарисовки воспитатель использует голубую, легкую ткань. Сначала дети изображают сугроб, сделав большой круг, и обхватив друг друга за пояс в полный рост. Когда сугроб “тает” дети опускаются ниже, потом еще ниже. И в итоге дети оказываются в положении сидя на корточках. Воспитатель берёт ткань и становится на носочках бежит за кругом, задевая рукой ребят за плечо и расправляет ткань по всей длине. Кого из детей воспитатель задевает, берутся за ткань и начинают бежать вместе воспитателем, и так пока все дети не берутся за ткань. В итоге получиается большой, красивый ручей. Затем ребята опускают эту ткань на пол и разкладывают её по все длине.
Воспитатель. Ребята, какой замечательный ручеек у вас получился! Глядя на него, я сразу вспомнила: когда я была маленькой девочкой, я любила из бумаги делать кораблики, а затем пускала их в ручейки, которые бежали по нашей улице. Давайте и мы сейчас с вами сделаем кораблики и пустим их в наш ручеек.
Дети вместе с воспитателем из бумаги конструируют кораблики, а затем “пускают” их в ручеек. Желательно, чтобы бумага была цветная, тогда на голубом фоне ручейка, получается красивая картинка.
Воспитатель. Хорошо, когда дует теплый ветерок, когда солнышко, первая зелень, тогда и дождик лишним не бывает.
Дождик, дождик пуще,
Брызни в поле гуще,
Дождик, дождик веселей.
Капай, капай не жалей.
Воспитатель. А еще весной перед дождем молнии в небе сверкают, да гром гремит, пугает. Первый гром весною – признак наступления тепла.
И вот наступает лето! Помоги нам, «палочка», мы хотим в лето попасть.
Воспитатель. А какие приметы нам говорят о том, что наступило лето?
Дети. Солнце светит жарко; на улице тепло и жарко; цветут цветы; бабочки летают и т.д.
Воспитатель. А сейчас, «палочка» преврати нас в цветы и бабочки.
Детям на голову одеваются шапочки. Мальчикам шапочки цветов, а девочкам шапочки бабочек. Исполняется танцевальная импровизация “Цветы и бабочки”.
Воспитатель. Хорошо на лугу! Цветы цветут, бабочки летают, так и хочется на такой полянке хороводы водить.
Дети водят хоровод
Воспитатель.
И снова осень, зима, весна, лето-
Каждый год повторяется это!
Всякие природные явления
Мы встречаем с разным настроением!
Мы сегодня побывали во всех временах года. И заметили, что в каждом времени года бывают разные настроения. Ребята, давайте мы сейчас с вами нарисуем разное настроение в разное время года.
Дети делятся на подгруппы по временам года (получилось четыре группы). Ложатся на ковре и рисуют (каждая подгруппа на своем листе) свое время года с разным настроением.
По окончанию работы, делается оценка выполненным рисункам и выставка работ в группе.
Воспитатель: В природе все явления взаимосвязаны:
Жара не пугает,
Мороза не боимся.
В природе все бывает
И все мы веселимся.
У природы нет плохой погоды!