Памятка для воспитателей "Требования к речи педагога"
Памятка для воспитателей "Требования к речи педагога"
Автор: Писцова Елена Николаевна
МКДОУ "Баранниковский детский сад", Камышловский МР, Свердловская область
Основные правила культуры речи
1) Избегать многословия в любой ситуации общения. Если хотите донести до слушателя какую-то мысль, не нужно лишних слов, отвлекающих внимание от главного предмета речи.
2) Перед тем как вступить в разговор, чётко сформулировать для себя цель предстоящего общения.
3) Стараться всегда говорить кратко, понятно и точно. Чем больше комплексов разнообразных слов для отдельных ситуаций подготовлено, тем выше станет речевая культура. Если человек не умеет подбирать слова, отвечающие требованиям той или иной ситуации общения, значит, он не владеет культурой речи.
4) Стремиться к речевому разнообразию. Для каждой конкретной ситуации общения нужно находить подходящие слова, отличные от тех, которые применимы в других
5) Научиться находить общий язык с любым собеседником. Независимо от манеры общения визави, соблюдать принципы культуры речи, быть вежливым и дружелюбным.
6) Никогда не отвечайте грубостью на грубость. Не опускаться до уровня своего плохо воспитанного собеседника. Следуя принципу «око за око» в подобной ситуации, человек продемонстрирует только отсутствие собственной культуры речи.
7) Научится быть внимательным к собеседнику, слушать его мнение и следовать ходу его мыслей. Стараться всегда проявлять правильный отклик на слова своего визави. Непременно отвечать собеседнику, если видишь, что он нуждается в совете или внимании. Помнить, когда не отвечаешь на слова собеседника, то грубейшим образом нарушаешь речевой этикет.
8) Следить за тем, чтобы во время разговора или публичного выступления эмоции не пересиливали разум. Сохранять самоконтроль и самообладание.
9) Нарушение правил речевого этикета возможно в тех случаях, когда необходимо добиться выразительности речи. Однако ни в коем случае нельзя опускаться до употребления нецензурных слов. В противном случае, ни о какой культуре речи не может быть и разговора.
10) Общаясь с собеседником, не перенимать его стиль общения: придерживаться своих положительных речевых привычек. Конечно, необходимо искать общий язык с любым собеседником, но подражая его манере общения, теряешь свою индивидуальность.
Самые распространённые ошибки в речи воспитателя:
1. Употребление слов-паразитов.
2. Частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
3. Неточное называние предметов, которые окружают ребенка и которыми он пользуется.
4. Использование в речи грубых просторечий и жаргонных слов, которые противопоставляются литературному языку.
5. Нелитературное произношение слов.
Правила для смелых и упорных педагогов
· Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.
· Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только еще одним вопросом, или двумя, или десятью… но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
· Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла.
· После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.
· Если рассказ не получился или получился с трудом - улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди!