Родительский клуб в детском саду
Родительский клуб в детском саду
Автор: Воронкова Наталья Ивановна
МБДОУ «Детский сад «Колокольчик», г. Строитель, Белгородска область
Детский сад - одна из ступенек детства, по которым поднимаются в срок каждый ребенок. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: новывй режим дня, отсутствие родителей, новые контакты со сверстниками. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, и вот радостные ожидания от первых посещений детского сада сменяются озабоченностью: по любому поводу истерики, снова могут стать мокрыми штанишки, малыш ничего не ест и плохо спит. И … не хочет ходить в детский сад.
Наблюдая за воспитанниками, я задалась вопросом, чем спровоцирован стресс у ребенка в период адаптации? Не столько – отрывом от значимых взрослых (ими в течение всего дошкольного периода являются близкие в семье) и особенно от матери, сколько несовершенством адаптационных механизмов ребенка. Как снять эту стихийно складывающуюся стрессовую ситуацию и помочь ребенку? Результаты диагностика степени адаптации (Роньжиной А.С.) в сентябре 2015 года показали, что у 18% тяжелая степень адаптированности, у 70% средняя степень адаптированности, у 12% легкая степень адаптированности к ДОУ.
Назрела необходимость создания родительского клуба для успешной адаптации ребенка к условиям детского сад.
Работая над темой, столкнулась с противоречием:
- между стремлением облегчить период адаптированности у детей и отсутствием практической компетенции родителей;
- между необходимостью развития ребенка раннего возраста и недостаточными возможностями взаимодействия между субъектами образовательного процесса;
- между объективной потребностью в использовании новых технологий развития детей раннего дошкольного возраста и их практического внедрения в образовательный процесс ДОУ.
Ведущая педагогическая идея опыта - разработка системы работы по организации успешной адаптации ребёнка к условиям детского сада, формирование у родителей системы практических и теоретических знаний по адаптации ребенка к ДОУ через организацию работы родительского клуба.
Данный опыт разработан и внедрялся в практику в условиях МБДОУ «Детский сад № 5 «Колокольчик» г. Строитель». Длительность работы составляет 3 года, охватывает период с сентября 2015 года по май 2018 года.
Теоретическая база опыта.
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только нам обычно видна лишь надводная часть айсберга - поведение. В этот период малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, не прекращающимся ни на минуту. Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс. По тому, как дети приспосабливаются к садику, их можно разделить на три основные группы.
Низкий уровень адаптированности. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия), активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик), либо отсутствует активность, инициативность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, отказ от активных движений, отсутствие попыток к сопротивлению, пассивное подчинение, подавленность, напряженность
Средний уровень адаптированности. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к новой ситуации.
Высокий уровень адаптированности. У ребенка преобладает радостное, или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние. Он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).
Новизна опыта состоит в комбинировании и комплексном использовании элементов современных методик адаптации и технологий с использованием методических приемов и подходов, основанных на сочетании индивидуальных и групповых форм организации работы с родителями и детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Цель опыта: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение путем взаимодействия детского сада и семьи через работу родительского клуба.
Задачи:
- помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к дошкольному учреждению;
- повысить педагогические и психологические знания родителей по проблеме адаптации детей раннего возраста;
- использовать новые организационные формы привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом.
В основу опыта легли следующие принципы:
· целенаправленность - привлечение всех СОД к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений;
· плановость, системность - последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным;
· дифференцированного подхода - взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
· индивидуального подхода - учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями;
· сознательности, активности и дозированности – сознательное отношение родителей и детей к предлагаемым занятиям, получаемой информации;
· стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми;
· доброжелательность, открытость и партнерство - объединение усилий служб ДОУ и семьи для наиболее эффективного взаимодействия.
Эффективной формой работы является создание родительского клуба- это первое и построение целостной модели работы по адаптации детей к ДОУ через работу родительского адаптационного клуба- это второе, в чем и заключается инновация.
Работа родительского клуба разделена на два блока:
- до поступления ребенка в ДОУ;
- во время поступления ребенка в ДОУ.
Были сформированы группы родителей будущих воспитанников.
Организация работы клуба осуществлялась в три этапа:
Аналитико-диагностический этап, где используя анкетирование родителей по вопросам адаптации: «Готов ли ваш малыш в детский сад», «Поступаем вместе в детский сад», мной была составлена социальная характеристика родителей будущих воспитанников (служащие, рабочие, безработные; учитывалось образование родителей) и исходя из этих полученных мною данных, подбирала дальнейший материал и разрабатывала тематику встреч.
На основном этапебыли разработаны Правила поведения родителей на заседаниях Родительских клубов, которые сообщались родителям перед занятием в отсутствии детей:
· на протяжении всего занятия выступать в разных ролях – партнёр, помощник;
· контролировать поведение своего ребёнка без угроз и сравнений с другими детьми;
· принимать ребёнка таким, какой он есть, независимо от его способностей, достоинств и недостатков;
· быть естественными, открытыми, раскрепощёнными.
В организации работы родительских клубов мы использывали разнообразные формы работы: беседа, консультация, круглый стол, совместные занятия родителей и детей, обсуждение и распространение семейного опыта. Планирование работы клубов происходит на основе анализа запросов родителей, данных мониторинга. В ходе взаимодействия с родителями содержание работы клубов может корректироваться. Эффективность содержания данной работы зависит от активного участия всех специалистов ДОУ, в том числе и медицинского персонала, в выработке единства педагогических требований к ребенку и расширению познаний в области педагогики, детской психологии и оздоровления детей.
На заключительном этапе - рефлексивном - проведено повторное анкетирование родителей по проблеме адаптации детей к ДОУ, проанализированы адаптационные карты детей. Сделан анализ эффективности работы клуба по результатам адаптации детей, а именно положительные стороны этих заседаний, пожелания родителей по дальнейшей работе клуба, «плюсы» и «минусы» адаптации и корректировалась система работы родительского клуба.
В качестве ведущего психопрофилактического, развивающего средства в период адаптации детей к жизни в детском саду было решено более широко использовать игры с манной крупой. Идея использования манной крупы в арт-терапевтической работе появилась на основе юнгианской песочной психотерапии. Автор метода песочной терапии, швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф, считает что «картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».
Игры с манкой – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать манную крупу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Рисуя картины, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с манкой стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает манкотерапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека Манкотерапия не используется нами в чистом виде, в работе с младшими дошкольниками задействованы только отдельные ее элементы, многие игры адаптированы именно под этот возраст.
Работа по повышению адаптационных возможностей детей с использованием манной крупы организована в трех направлениях (с детьми, педагогами и родителями) и представлена следующей моделью психолого-педагогического сопровождения. Педагог-психолог совместно с воспитателями адаптирующихся групп проводит комплекс занятий по тематическому плану с целью своевременной профилактики психоэмоционального напряжения и повышения уровня адаптированности. Сами занятия имеют еще и диагностический эффект, так как позволяют на первоначальном этапе выявить детей с проблемами в поведении, эмоциональной сфере и др., которые нуждаются в коррекции.
Чтобы вместе с детьми отправиться в путешествие по манной реке, нам понадобится поднос (желательно, чтобы поднос был цветной, а не белый). Также мы будем использовать трафареты, сито, трубочки (соломинки).
Психолог в ходе занятия обращает внимание детей на изменение тактильной чувствительности. Если ребенок испытывает неприятные ощущения, нельзя настаивать на продолжении занятия. Все игры, упражнения осуществляются с помощью игрушки-посредника. Данную игрушку мы используем только с манной крупой или в некоторых исключительных случаях на занятиях в группе, так как через эту игрушку объявляются все правила поведения, запреты и поощрения.
В результате работы над опытом было подобрано много интересных и разнообразных игр и упражнений, которые мы используем при составлении занятий. Комплектование и количество игр и упражнений, из которых состоит занятие, варьируются педагогом-психологом. Занятие может быть сокращено с целью предупреждения переутомления детей, последовательность частей меняется в соответствии с настроением детей. Группы методов и приемов манкотерапии, используемых в работе:
1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, сито, кисточки), элементы экспериментирования, наблюдения;
2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («снежная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации);
3. Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки);
4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).
Во время проведения занятий с использованием манкотерапии, применяются такие формы работы с детьми, как:
- Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы».
- Дидактические игры-упражнения - «Узоры на манке», «Создаем мир».
- Рассказывание сказок – рисуем палочкой сказку и сопровождаем рассказом.
- Рисование цветной манной крупой.
Манкотерапия является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода. Для занятий с детьми подбираются задания и игры в сказочной форме. При этом полностью исключается негативная оценка действий и результатов ребенка и максимально поощряется фантазия и творческий подход.
Результаты мониторинга диагностики уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению показали, что процент детей, имеющих высокий уровень адаптированности увеличился на с 18% до 34%. и нет детей с тяжелой степенью адаптации. Положительная динамика подтверждает эффективность проводимой работы.
Таких результатов в период адаптации помогла добиться организация родительского клуба. Именно через работу клуба в течение двух периодов: в до адаптационный период и непосредственно в адаптационный период:
- Создана открытая система взаимодействия участников образовательного процесса.
- Оказана помощь родителям в решении конкретной проблемы: адаптации ребенка к детскому саду заблаговременно, еще до поступления ребенка в детский сад.
- Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста.
- Повышение психолого-педагогических знаний среди родителей и обучение их взаимодействию с детьми.
- Создание максимума условий для того, чтобы ребенку было интересно и комфортно в детском саду.
Вывод: Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада посредством организации родительского клуба в ДОУ, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей. Кроме того, делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей, повышает рейтинг учреждения.