Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Родительский клуб в детском саду

Дата публикации: 2020-11-16 14:13:17
Статью разместил(а):
Воронкова Наталья Ивановна

Родительский клуб в детском саду

Автор: Воронкова Наталья Ивановна

МБДОУ «Детский сад «Колокольчик», г. Строитель, Белгородска область

 

Детский сад - одна из ступенек детства, по которым поднимаются в срок каждый ребенок. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: новывй режим дня, отсутствие родителей, новые контакты со сверстниками. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, и вот радостные ожидания от первых посещений детского сада сменяются озабоченностью: по любому поводу истерики, снова могут стать мокрыми штанишки, малыш ничего не ест и плохо спит. И … не хочет ходить в детский сад.

Наблюдая  за воспитанниками, я задалась вопросом, чем спровоцирован стресс у ребенка в период адаптации? Не столько – отрывом от значимых взрослых (ими в течение всего дошкольного периода являются близкие в семье) и особенно от матери, сколько несовершенством адаптационных механизмов ребенка. Как снять эту стихийно складывающуюся стрессовую ситуацию и помочь ребенку? Результаты  диагностика степени адаптации (Роньжиной А.С.) в сентябре 2015 года показали, что у 18% тяжелая степень  адаптированности, у 70% средняя степень адаптированности, у 12% легкая степень адаптированности к ДОУ.

Назрела необходимость создания родительского клуба для успешной адаптации ребенка к условиям детского сад.

Работая над темой, столкнулась с противоречием:

- между стремлением облегчить период адаптированности у детей и отсутствием практической компетенции родителей;

- между необходимостью развития ребенка раннего возраста и недостаточными возможностями взаимодействия между субъектами образовательного процесса;

- между объективной потребностью в использовании новых технологий развития детей  раннего дошкольного возраста и их  практического внедрения в образовательный процесс ДОУ.

Ведущая педагогическая идея опыта - разработка системы работы по организации успешной адаптации ребёнка к условиям детского сада, формирование у родителей системы практических и теоретических знаний по адаптации ребенка к ДОУ через организацию работы родительского клуба.

Данный опыт разработан и внедрялся в практику в условиях МБДОУ «Детский сад № 5 «Колокольчик» г. Строитель». Длительность работы составляет 3 года, охватывает период с сентября 2015 года по май 2018 года.

Теоретическая база опыта.

Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только нам обычно видна лишь надводная часть айсберга - поведение. В этот период малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, не прекращающимся ни на минуту. Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс. По тому, как дети приспосабливаются к садику, их можно разделить на три основные группы. 

Низкий уровень адаптированности. У ре­бенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, на­правленные на выход из ситуации (двигательный протест, аг­рессивные действия), активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик), либо отсутствует активность, ини­циативность при более или менее выраженных отрицатель­ных реакциях (тихий плач, хныканье, отказ от активных движений, отсутствие попыток к сопротивлению, пассивное подчинение, подавленность, напряженность

Средний уровень адаптированности. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно: новый раз­дражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую актив­ность, легче адаптируется к новой ситуации. 

Высокий уровень адаптированности. У ре­бенка преобладает радостное, или устойчиво-спокойное эмо­циональное состояние. Он активно контактирует со взрослы­ми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптирует­ся к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помеще­ние, общение с группой сверстников). 

Новизна опыта состоит в комбинировании и комплексном использовании элементов современных методик адаптации и  технологий с использованием методических приемов и подходов, основанных на сочетании индивидуальных и групповых форм организации работы с родителями и детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения.   

Цель опыта: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение путем взаимодействия детского сада и семьи через работу родительского клуба.
Задачи:

- помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к дошкольному учреждению;

- повысить педагогические и психологические знания родителей по проблеме адаптации детей раннего возраста;

- использовать новые организационные формы привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом.

В основу опыта легли следующие принципы:  

·         целенаправленность - привлечение всех СОД к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений; 

·         плановость, системность - последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным; 

·         дифференцированного подхода - взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи; 

·         индивидуального подхода - учет возрастных  и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями; 

·         сознательности, активности и дозированности – сознательное отношение родителей и детей к предлагаемым занятиям, получаемой информации; 

·         стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми; 

·         доброжелательность, открытость и  партнерство - объединение усилий служб ДОУ  и семьи  для наиболее эффективного взаимодействия. 

Эффективной формой работы является создание родительского клуба- это первое и построение целостной модели работы по адаптации детей к ДОУ через работу родительского адаптационного клуба- это второе, в чем и заключается инновация.

Работа родительского клуба разделена на два блока:

- до поступления ребенка в ДОУ;

- во время поступления ребенка в ДОУ.

Были сформированы группы родителей будущих воспитанников. 

Организация работы клуба осуществлялась в три этапа:

Аналитико-диагностический этап, где используя анкетирование родителей по вопросам адаптации: «Готов ли ваш малыш в детский сад», «Поступаем вместе в детский сад», мной была составлена социальная характеристика родителей будущих воспитанников (служащие, рабочие, безработные; учитывалось образование родителей) и исходя из этих полученных мною данных, подбирала дальнейший материал и разрабатывала тематику встреч.

На основном этапебыли разработаны Правила поведения родителей на заседаниях Родительских клубов, которые сообщались  родителям перед  занятием в отсутствии детей: 

· на протяжении всего занятия выступать в разных ролях – партнёр, помощник; 

· контролировать поведение своего ребёнка без угроз и сравнений с другими детьми; 

· принимать ребёнка таким, какой он есть, независимо от его способностей, достоинств и недостатков; 

· быть естественными, открытыми, раскрепощёнными. 

В организации работы родительских клубов мы  использывали разнообразные формы работы: беседа, консультация, круглый стол, совместные занятия родителей и детей, обсуждение и распространение семейного опыта. Планирование работы клубов происходит на основе анализа запросов родителей, данных мониторинга. В ходе взаимодействия  с родителями содержание работы клубов может корректироваться. Эффективность содержания данной работы зависит от активного участия всех специалистов ДОУ, в том числе и медицинского персонала, в выработке единства педагогических требований к ребенку и расширению познаний в области педагогики, детской психологии и оздоровления детей. 

На заключительном этапе - рефлексивном - проведено повторное анкетирование родителей по проблеме адаптации детей к ДОУ, проанализированы адаптационные карты детей. Сделан анализ эффективности работы клуба по результатам адаптации детей, а именно положительные стороны этих заседаний, пожелания родителей по дальнейшей работе клуба, «плюсы» и «минусы» адаптации и корректировалась система работы родительского клуба. 

В качестве ведущего психопрофилактического, развивающего средства в период адаптации детей к жизни в детском саду было решено более широко использовать игры с манной крупой. Идея использования манной крупы в арт-терапевтической работе появилась на основе юнгианской песочной психотерапии. Автор метода песочной терапии, швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф, считает что «картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым». 

Игры с манкой – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать манную крупу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Рисуя картины, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с манкой стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает манкотерапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека Манкотерапия не используется нами в чистом виде, в работе с младшими дошкольниками  задействованы только отдельные ее элементы, многие игры адаптированы именно под этот возраст.

Работа по повышению адаптационных возможностей детей с использованием манной крупы организована в трех направлениях (с детьми, педагогами и родителями) и представлена следующей моделью психолого-педагогического сопровождения. Педагог-психолог совместно с воспитателями адаптирующихся групп проводит  комплекс занятий по тематическому плану с целью своевременной профилактики психоэмоционального напряжения и повышения уровня адаптированности. Сами занятия имеют еще и диагностический эффект, так как позволяют на первоначальном этапе выявить детей с проблемами в поведении, эмоциональной сфере и др., которые нуждаются в коррекции.

Чтобы вместе с детьми отправиться в путешествие по манной реке, нам понадобится поднос (желательно, чтобы поднос был цветной, а не белый). Также мы будем использовать трафареты, сито, трубочки (соломинки).

Психолог в ходе занятия обращает внимание детей на изменение тактильной чувствительности. Если ребенок испытывает неприятные ощущения, нельзя настаивать на продолжении занятия. Все игры, упражнения  осуществляются с помощью игрушки-посредника. Данную игрушку мы используем  только с манной крупой или в некоторых исключительных случаях на занятиях в группе, так как через эту игрушку  объявляются все правила поведения, запреты и поощрения.

В результате работы над опытом было подобрано много интересных и разнообразных игр и упражнений, которые мы используем при составлении занятий.  Комплектова­ние и количество игр и упражнений, из которых состоит занятие, варьируются педагогом-психологом. Занятие может быть сокращено с целью предупреждения переутомления детей, последовательность частей меняется в соответствии с настроени­ем детей. Группы методов и приемов манкотерапии, используемых в работе:

1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, сито, кисточки), элементы экспериментирования, наблюдения;

2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («снежная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации);

3. Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки,  прибаутки);

4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).

Во время проведения занятий с использованием манкотерапии, применяются такие формы работы с детьми, как:

- Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать»,  «Необыкновенные следы».

- Дидактические игры-упражнения - «Узоры на манке», «Создаем мир».

- Рассказывание сказок – рисуем палочкой сказку и сопровождаем рассказом.

- Рисование цветной манной крупой.

Манкотерапия является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода.  Для занятий с детьми подбираются задания и игры в сказочной форме. При этом полностью исключается негативная оценка действий и результатов ребенка и максимально поощряется фантазия и творческий подход.

Результаты мониторинга диагностики уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению показали, что процент детей, имеющих высокий уровень адаптированности увеличился на  с 18% до 34%. и нет детей с тяжелой степенью адаптации. Положительная динамика  подтверждает эффективность проводимой работы.  

Таких результатов в период адаптации помогла добиться организация родительского клуба. Именно через работу клуба в течение двух периодов:  в до адаптационный период и непосредственно в адаптационный период:

- Создана открытая система взаимодействия участников образовательного процесса.

- Оказана помощь родителям в решении конкретной проблемы: адаптации ребенка к детскому саду заблаговременно, еще до поступления ребенка в детский сад.

- Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста.

- Повышение психолого-педагогических знаний среди родителей и обучение их взаимодействию с детьми.

- Создание максимума условий для того, чтобы ребенку было интересно и комфортно в детском саду.

Вывод: Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада посредством организации родительского клуба в ДОУ, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей. Кроме того, делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей, повышает рейтинг учреждения.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь