Дифференциальная диагностика при ОНР, ЗПР, УО
Дифференциальная диагностика при ОНР, ЗПР, УО
Автор: Бодрова Наталья Сергеевна
Наибольшую сложность представляет дифференциальная диагностика нарушений речи, а именно определение первичности или вторичности речевого дефекта у детей с УО. или с ЗПР, или с ОНР.
Сложность дифференциальной диагностики определяется и тем, что внешние проявления речевой недостаточности во всех 3-ех случаях одинаковы: дефекты произношения, несформированность фонематических процессов, ограниченность и не полноценность словарного запаса, несформированность грамматического строя.
Критерием первичности, вторичности нарушения речи является уровень обучаемости ребенка (см. таблицу Лубовского). В целях определения речи при обследовании ребенка необходимо использовать различные неречевые пробы (например: сопоставление формы и фигуры).
Категории нарушения развития |
нарушения |
||||||||
мышление |
речи |
обучаемости |
|||||||
отсутст. |
легкие |
грубые |
отсутст. |
легкие |
грубые |
отсутст. |
легкие |
грубые |
|
ОНР |
|
|
|
|
|
х |
|
х |
|
|
х |
|
|
|
х |
|
х |
|
|
|
|
|
|
|
х |
х |
|
|
|
ЗПР |
|
х |
|
|
|
х |
|
|
х |
|
х |
|
|
х |
|
|
х |
|
|
|
|
х |
|
х |
|
|
|
|
|
У.О |
|
|
х |
|
|
х |
|
|
х |
|
|
х |
|
х |
|
|
|
х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
УО - проявляется в аналитико-синтетической деятельности.
ЗПР - Функции памяти, внимания и т.д.
Речевое развитие идет совершенно по другому пути.
Ошибки в письменной речи характерные для детей с ЗПР и УО.
ЗПР:
1. Пропуски гласных
2. Деформация слов
3. Графические ошибки
4. Смешение
5. Йотированные
6. Структура слова
7. Деформация предложения
8. Аграммотиумы
УО. Идет количественное увеличение ошибок:
1. Деформация слов
2. Пропуск гласных
3. Остальные идут в той же последовательности, что и у ЗПР.
Соотношение этих ошибок отличное от детей с ОНР.
У детей с ЗПР и У.О. преобладающими являются ошибки на пропуски гласных, различные деформации слова и предложения.