Конспект НОД для старшего дошкольного возраста с ОНР «Математика в стране сказок»
Конспект НОД для старшего дошкольного возраста с ОНР «Математика в стране сказок»
Автор: Федулова Галина Александровна
МБУ "Детский сад №125 "Росточек"
Интеграция образовательных областей: ОО «Речевое развитие», ОО «Физическое развитие», ОО «Познавательное развитие», ОО «Социально- коммуникативное развитие»
Образовательные задачи:
Знания:
1. Закрепить умение анализировать, декорировать информацию, читать шифр.
2. Упражнять в ориентировке по знакам –символам, в умении читать схему- маршрута.
3. Упражнять в самостоятельном решении логических задач, доказывать правильность и ошибочность с помощью анализа и сопоставления.
Отношения: Развивать внимание, логическое мышление, находчивость, комбинаторные способности.
Действия: Воспитывать самостоятельность в поиске решений, настойчивость в преодолении трудностей, взаимопомощь.
Материалы: Демонстрационный материал: Презентация.
Раздаточный материал: Закодированная фигура буратино; палочки Кюизенера; карты – маршруты; блоки Дьенеша; бланки логических задач; шифрограммы.
Методы и приемы:
Практические: самостоятельная деятельность детей, игровые упражнения, физкультминутка, взаимопроверка, самооценка, проблемные задания.
Словесные: объяснение, сравнение, вопросы, ответы, поощрение.
Наглядные: презентация, прослушивание и просмотр электронного письма, использование ИКТ, ширма.
Оборудование: (техническое обеспечение) деятельности детей: Экран, диапроектор, ноутбук.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность |
Формы и методы организации совместной |
Двигательная |
физкультминутка |
Игровая |
Игровые упражнения, проблемные задания, |
Познавательно-исследовательская |
Моделирование, Презентация |
Коммуникативная |
Вопросы, ответы, объяснение. |
Конструктор образовательной деятельности.
Этап |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Мотивационно-ориентировочный Проблема. Цель работы детей на занятии. |
Воспитатель: Ребята мне на электронную почту пришло видеописьмо от сказочных героев. Давайте откроем его и посмотрим, что же у них там произошло. «Здравствуйте дорогие ребята. У нас в стране Чудес приключалась беда, злой Карабас – Барабас поймал Буратино и куда-то спрятал. Пожалуйста, помогите освободить Буратино». С уважением Мальвина и Пьеро» Пропал Буратино, и сказочные герои не знают где его можно найти, кто может помочь им? Помочь Мальвине и Пьеро в поисках буратино. Воспитатель договаривается с детьми, обсуждает с детьми на занятии чем и как помочь сказочным героям. Предлагает им отправиться в путешествие, выполнив все задания, которые приготовили им Мальвина и Пьеро. |
Дети обращают внимание на обращение воспитателя и соглашаются с ним.
Дети слушают обращение сказочных героев. |
Поисковый этап |
На занятии включается презентация, где сказочные герои: Мальвина и Пьеро предлагают задания для выполнения. |
Дети включаются в работу |
Практический |
Воспитатель: А сейчас перед длинной дорогой я вам предлагаю провести разминку. 1. «Разминка» Воспитатель: У меня за ширмой есть очень интересные предметы, которые умеют издавать различные звуки. А у вас на столах материал с помощью которого вы будите выполнять различные задания. Все готовы. Приступаем. Только одно условие: не выкрикивать, не мешать друг другу, работаем самостоятельно. · Сколько вы услышали звуков, такую цифру вы должны показать. · А теперь внимательно слушаем. Сколько раз прокричал петушок, столько квадратиков вы должны положить на верхнюю полоску. (3) · На нижнюю полоску вы положите кружочков столько, сколько раз простучал молоточек. (4) Что мы можем сказать? Молодцы. · А сейчас послушайте сколько раз прозвенит колокольчик. Я пройду между рядами, а вы мне скажите на ушко сколько звуков вы услышали. · Воспитатель: Молодцы. |
Дети: да. Дети слушают и выполняют задание. Дети: показывают соответствующую цифру. Дети выкладывают на карточку в верхний ряд 3 квадратика. Дети выкладывают на нижний ряд карточки 4 кружочка Дети сравнивают: Квадратов- 3, а кругов на один больше-4. Или 3 меньше, чем 4 на 1. Дети тихо на ушко сколько звуков услышали |
|
2. Воспроизводится запись. Герои: Ребята, давайте вспомним как выглядит Буратино. Герои: Молодцы. «Попробуйте составить фотопортрет. Для этого мы принесли вот такие красивые коробочки – это палочки Кюизенера» Воспитатель: У вас на столах лежат листочки с зашифрованной картинкой. Одна подгруппа решает примеры и по ответам воспроизводит фотопортрет. Другая с помощью условного обозначения. (цифра обозначает цвет палочки). Воспитатель: проводит индивидуальную работу. Все справились. А сейчас проверяем на слайде №3. Как вы считаете ваши портреты похожи? · Саша какое число обозначает желтая палочка? · Наташа почему ты взяла палочки красного цвета? Воспитатель: У кого если что-то не получилось, исправьте свои ошибки. Воспитатель: Молодцы. С первым заданием вы справились. |
Дети описывают Буратино: это деревянная игрушка, у него длинный нос. Дети переворачивают картинку и приступают к работе. Дети: Да Цифру 5 Красные палочки обозначают цифру 4. Дети исправляют ошибки, если они есть. |
|
3. Воспитатель: Продолжаем наше путешествие. Дорога к замку лежит через дремучий лес. Посмотрите перед вами лежат карты-маршруты, следуя которым мы легко можем выйти из леса, найти замок Карабаса Барабаса, а значит и буратино. Вы готовы отправиться в путь? А здесь нам помогут блоки Дьенеша. Воспитатель: Вам нужно будет расшифровать коды. После того как дети выполнили задание. Вопросы к детям: · Что обозначают стрелки на карте? · Софья расскажи нам куда мы пойдем. Воспитатель: Все согласны с Софьей. Давайте проверим (появляется синий блок) · Саша как ты думаешь куда нам нужно идти дальше? Воспитатель: · Где стоит этот блок? · А как можно еще сказать? (появляется желтый квадрат) Воспитатель: Какая фигура подскажет нам дорогу? Кто нам расскажет? Катя как ты считаешь куда нам нужно идти дальше? (Появляется картинка.) Воспитатель: Молодец. Кирилл, какая фигура тебе помогла расколдовать дорогу и куда ты двигался? (выскакивает красный прямоугольник) Куда мы пойдем дальше? Расскажет нам Марат. (появляется желтый треугольник) Воспитатель: Ну вот мы и пришли к замку. Трудной была дорога, но вы справились. Молодцы. |
Дети переворачивают карты- маршруты, рассматривают их. Дети: Да. Дети: направление движения. Пойдем прямо, повернем на право. Здесь нам поможет прямоугольный блок синего цвета, большой, тонкий. Идем прямо вверх, здесь мы нашли желтый блок квадратной формы, большой, тонкий. Между гусеницей и ежом. Слева от гусеницы, справа от ежа. Идем прямо. Нам дорогу подскажет синий блок круглый, Большой, толстый.
Я шел прямо повернул на право, мне встретился блок прямоугольный, тонкий, большой, красного цвета. Я пошел прямо вниз. Я считаю, что нам помог найти дорогу блок треугольный, тонкий, желтый, большой. |
|
4. Воспитатель: а теперь давайте немного отдохнем Физкультминутка: Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развел, Ключик видно не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. |
Дети эмоционально разгружаются выполняя движения со словами. |
|
5. Воспитатель: Чтобы попасть в замок нужно решить логические задачи (включается слайд №5). Посмотрите на домик. На каждом этаже живут геометрические фигуры, какие фигуры потерялись на первом и втором этажах? А сейчас проверим если вы называете правильно фигуру, она появится на экране. Вопросы к детям: · С чего вы начинали рассуждать? |
Дети берут картинку с домиками и выполняют задание. Дети проверяют задание и, если есть ошибки исправляют. Мы сравнили верхний ряд с средним: Круги желтого цвета есть, прямоугольники синего есть, нет треугольника. Потом сравниваем верхний, средний с нижним рядом. |
|
6. Воспитатель: Вы правильно решили логические задачи. Но чтобы освободить Буратино, вам предстоит выполнить последнее задание- расшифровать закодированные фигуры (шифрограммы). Что у вас получилось? |
Дети с помощью блоков выкладывают шифрограмму. Рассказывают, что у них получилось, проверяют правильность друг у друга. Потом сравнивают правильность выполнения задания на слайде |
Рефлексивно- оценочный
|
Ребята вы правильно выполнили все задания. Буратино освобожден. Появляется Буратино: Спасибо вам ребята. Я вам предлагаю оценить свою работу. Красную фигуру поднимите те, кто считает, что со всеми заданиями справился самостоятельно. Желтую- кто испытывал какие- то трудности. Синюю – кто не справился. Вопросы к детям: Почему ты оценил свою работу красной фигуркой? Алина, как ты считаешь ты все задания выполнила правильно? Почему ты взяла желтую фигуру? Буратино: Вы были молодцы. Я вам дарю Блоки Дьенеша. Буратино: До свидания. Воспитатель: На этом наше путешествие заканчивается. Вам понравилось. Спасибо. |
Дети радуются появлению Буратино. Дети оценивают свою работу. Потому, что я все задания выполнил правильно. Алина: Нет.
Я затруднялась.
Дети принимают оценку героя и прощаются с ним. Дети возвращаются в группу. |