Технологическая карта образовательной ситуации "Звуковая культура речи: звук "С"

Дата публикации: 2020-11-24 14:37:26
Статью разместил(а):
Харитонова Ирина Владимировна

Технологическая карта образовательной ситуации "Звуковая культура речи: звук "С"

Автор: Харитонова Ирина Владимировна

МАДОУ "Детский сад №148", г. Иркутск

 

Возрастная группа детей: Вторая младшая, 3-4 года.

Цель: Знакомство со звуком [с].

Культурная практика: Познавательно-исследовательская деятельность (развитие речи).

Культурно-смысловой контекст: Пополнение словарного запаса детей.

Задачи:

Образовательная:

- познакомить с произношением звука [с];

- учить правильному произношению звука [с] в слогах, предложениях;

- отрабатывать четкое произношение звука [с];

- упражнять детей в умении вести диалог.

Развивающая:

- развивать фонематический слух детей;

- развивать внимание, мышление, связную речь;

- развивать двигательную координацию.

Воспитательная:

- совершенствование коммуникативных навыков и звуковой культуры речи;

- формирование интереса к НОД.

Планируемые результаты: Знают звук [с], его правильное произношение, проговаривание.

Подготовительная работа: Развитие моторики артикуляционного аппарата; отгадывание загадок; рассматривание картинок, направленное на обогащение словарного запаса.

Материалы и оборудование: Фланелеграф, картинки с изображением животных (волка, лисы, собачки, оленя), а также пчелки и птички.

Ход образовательной ситуации

Введение в ситуацию.

Включение детей в деятельность.

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

А также порадуемся улыбчивым лицам

И всем, кто живет на этой планете,

«Доброе утро!» скажем мы вместе

«Доброе утро!» - маме и папе

«Доброе утро!» - останется с нами.

Дети поднимают руки вверх.

Улыбаются друг другу.

Разводят руками.

Берутся за руки.

Актуализация знаний и умений.

Ребята, нас сегодня лисичка пригласила в гости. 

Где живет лиса? В лесу.

На чем туда можно добраться? Варианты детей.

Затруднение в ситуации. Предлагаю поехать туда на велосипеде. Но вот беда: у нашего велосипеда спустились колеса. Что же делать? Предположения детей.

«Открытие» нового знания (способа действия) Воспитатель предлагает упражнение «Насос».

Послушайте, как я спою с-с-с-с-с (твердо), насос спускается с-с-с (мягко). Произношение с разной силой голоса. Повторим хором.

Взяли насос и накачиваем колесо, совместное произношение звука (с) твердо. (Воспитатель предлагает произнести чистоговорку каждым ребенком с изменением имени)

Со-со-со у Вовы колесо.

Кто же нас встречает в лесу? Рыжая, с пушистым хвостом, Живет в лесу под кустом. (Лиса)

А что любит лиса? Хоть в нем очень много дыр, лисонька очень любит … (Сыр)

Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье». Как облизывается лиса, когда видит сыр?

Ребята, лиса предлагает с ней поиграть – отгадать загадки. Тот, кто отгадал, берет картинку и называет, что на ней изображено.

1. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая (Сорока)

2. Где-то в Африке нужны,

Как транспорт, сильные… (Слоны)

3. Лежит – молчит, подойдет – заворчит (Собака)

4. Хвост – крючком, нос – пяточком,

Четыре грязных копытца

Залезли прямо в корытце (Свинья)

5. Мы варенье наварили, никому не говорили.

Чудеса! Чудеса! Как проведала… (Оса)

6. Дом на улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих ножках,

А в резиновых сапожках (Автобус)

7. Не машет крылом, а летает.

Не птица, а всех обгоняет (Самолет)

8. Он соло пел среди ветвей,

Его назвали… (Соловей)

Пальчиковая игра «Солнышко».

Пока мы с вами играли с лисой, солнышко уже начало уходить.

Нарисую солнышко на своей ладошке,

Пусть оно сияет, хоть и понарошку!

Указательным пальчиком правой руки рисуем круг на ладошке левой руки. Затем проводим лучики, начиная с мизинчика.

Наступил вечер Дети совместно хором произносят звук с вместе с воспитателем.

Дети произносят чистоговорку со своим именем. 

Включение нового знания в систему знаний и умений (Чтение стихотворения А. Введенского «Песня машиниста»)

Ребята, я вам буду задавать вопрос, а вы будете добавлять «спят, спят».

При чтении воспитатель, называя животное, ставит на фланелеграф картинку с его изображением.

Спят ли волки? Спят, спят.

Спят ли пчелки? Спят, спят.

Спят и птички? Спят, спят.

А лисички? Спят, спят.

А собачки? Спят, спят.

А олени? Спят, спят.

А все дети? Спят, спят.

Все на свете? Спят, спят.

Все спят в лесу.

Воспитатель проговаривает чистоговорку, дети повторяют.

Су-су-су тихо в лесу

Су-су-су все спят в лесу.

Дети, но я знаю, что, кто-то не спит в лесу, хотите узнать?

В лесу темно и тихо.

Все спят давно,

Одна сова не спит,

На суку сидит,

Во все стороны глядит.

Кто не спит в лесу? (Одна сова не спит)

А что делает сова? (На суку сидит, во все стороны глядит). 

Ребята, нам с вами пора домой. Сейчас снова накачаем колеса на велосипедах и возвращаемся в детский сад.

Спасибо, вы сегодня очень старались, научились петь песенку и громко, и тихо.  

Осмысление (итог) - Что мы сегодня делали на занятии?

Познакомились со звуком [с], проговаривали его, играли в различные игры со звуком [с], проговаривали чистоговорки. Ответы детей.