Технологическая карта образовательной ситуации "Звуковая культура речи: звук "С"
Технологическая карта образовательной ситуации "Звуковая культура речи: звук "С"
Автор: Харитонова Ирина Владимировна
МАДОУ "Детский сад №148", г. Иркутск
Возрастная группа детей: Вторая младшая, 3-4 года.
Цель: Знакомство со звуком [с].
Культурная практика: Познавательно-исследовательская деятельность (развитие речи).
Культурно-смысловой контекст: Пополнение словарного запаса детей.
Задачи:
Образовательная:
- познакомить с произношением звука [с];
- учить правильному произношению звука [с] в слогах, предложениях;
- отрабатывать четкое произношение звука [с];
- упражнять детей в умении вести диалог.
Развивающая:
- развивать фонематический слух детей;
- развивать внимание, мышление, связную речь;
- развивать двигательную координацию.
Воспитательная:
- совершенствование коммуникативных навыков и звуковой культуры речи;
- формирование интереса к НОД.
Планируемые результаты: Знают звук [с], его правильное произношение, проговаривание.
Подготовительная работа: Развитие моторики артикуляционного аппарата; отгадывание загадок; рассматривание картинок, направленное на обогащение словарного запаса.
Материалы и оборудование: Фланелеграф, картинки с изображением животных (волка, лисы, собачки, оленя), а также пчелки и птички.
Ход образовательной ситуации
Введение в ситуацию.
Включение детей в деятельность.
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
А также порадуемся улыбчивым лицам
И всем, кто живет на этой планете,
«Доброе утро!» скажем мы вместе
«Доброе утро!» - маме и папе
«Доброе утро!» - останется с нами.
Дети поднимают руки вверх.
Улыбаются друг другу.
Разводят руками.
Берутся за руки.
Актуализация знаний и умений.
Ребята, нас сегодня лисичка пригласила в гости.
Где живет лиса? В лесу.
На чем туда можно добраться? Варианты детей.
Затруднение в ситуации. Предлагаю поехать туда на велосипеде. Но вот беда: у нашего велосипеда спустились колеса. Что же делать? Предположения детей.
«Открытие» нового знания (способа действия) Воспитатель предлагает упражнение «Насос».
Послушайте, как я спою с-с-с-с-с (твердо), насос спускается с-с-с (мягко). Произношение с разной силой голоса. Повторим хором.
Взяли насос и накачиваем колесо, совместное произношение звука (с) твердо. (Воспитатель предлагает произнести чистоговорку каждым ребенком с изменением имени)
Со-со-со у Вовы колесо.
Кто же нас встречает в лесу? Рыжая, с пушистым хвостом, Живет в лесу под кустом. (Лиса)
А что любит лиса? Хоть в нем очень много дыр, лисонька очень любит … (Сыр)
Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье». Как облизывается лиса, когда видит сыр?
Ребята, лиса предлагает с ней поиграть – отгадать загадки. Тот, кто отгадал, берет картинку и называет, что на ней изображено.
1. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая (Сорока)
2. Где-то в Африке нужны,
Как транспорт, сильные… (Слоны)
3. Лежит – молчит, подойдет – заворчит (Собака)
4. Хвост – крючком, нос – пяточком,
Четыре грязных копытца
Залезли прямо в корытце (Свинья)
5. Мы варенье наварили, никому не говорили.
Чудеса! Чудеса! Как проведала… (Оса)
6. Дом на улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках (Автобус)
7. Не машет крылом, а летает.
Не птица, а всех обгоняет (Самолет)
8. Он соло пел среди ветвей,
Его назвали… (Соловей)
Пальчиковая игра «Солнышко».
Пока мы с вами играли с лисой, солнышко уже начало уходить.
Нарисую солнышко на своей ладошке,
Пусть оно сияет, хоть и понарошку!
Указательным пальчиком правой руки рисуем круг на ладошке левой руки. Затем проводим лучики, начиная с мизинчика.
Наступил вечер Дети совместно хором произносят звук с вместе с воспитателем.
Дети произносят чистоговорку со своим именем.
Включение нового знания в систему знаний и умений (Чтение стихотворения А. Введенского «Песня машиниста»)
Ребята, я вам буду задавать вопрос, а вы будете добавлять «спят, спят».
При чтении воспитатель, называя животное, ставит на фланелеграф картинку с его изображением.
Спят ли волки? Спят, спят.
Спят ли пчелки? Спят, спят.
Спят и птички? Спят, спят.
А лисички? Спят, спят.
А собачки? Спят, спят.
А олени? Спят, спят.
А все дети? Спят, спят.
Все на свете? Спят, спят.
Все спят в лесу.
Воспитатель проговаривает чистоговорку, дети повторяют.
Су-су-су тихо в лесу
Су-су-су все спят в лесу.
Дети, но я знаю, что, кто-то не спит в лесу, хотите узнать?
В лесу темно и тихо.
Все спят давно,
Одна сова не спит,
На суку сидит,
Во все стороны глядит.
Кто не спит в лесу? (Одна сова не спит)
А что делает сова? (На суку сидит, во все стороны глядит).
Ребята, нам с вами пора домой. Сейчас снова накачаем колеса на велосипедах и возвращаемся в детский сад.
Спасибо, вы сегодня очень старались, научились петь песенку и громко, и тихо.
Осмысление (итог) - Что мы сегодня делали на занятии?
Познакомились со звуком [с], проговаривали его, играли в различные игры со звуком [с], проговаривали чистоговорки. Ответы детей.