Познавательное развитие дошкольников в летний период
Познавательное развитие дошкольников в летний период
Автор: Новичкова Оксана Вячеславовна
МДОУ "ДС № 44", г. Копейск
"Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь". И я, стараюсь придерживаться этих слов. Мы любим всё красивое, ведь "Красота — спасёт мир", мы любим всё яркое, мы любим цветы, мы любим розовый цвет.
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни ребёнка. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием.
Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
Со своими детьми, начиная с первой младшей группы, я уделяла много времени именно развитию познавательной деятельности, потом, что считаю, познавательное развитие является важнейшим компонентом общего развития дошкольника.
В первой и второй младших группах (2–4 года) я поддерживала и закладывала в детях такие качества, как любознательность, интерес к исследованию. Окружающий мир постепенно открывала детям через предметы, которые для них имели субъективное значение, т.е. привлекали их внимание и были эмоционально окрашены.
В средней группе (4–5 лет) с детьми я продолжала расширять представления о мире, обогащала словарный запас и создавала условия для самостоятельного исследования детьми.
Так как в старшей группе (5–6 лет) у детей совершенствуется усидчивость, способность на более длительное время концентрироваться на интересующем предмете, стремление к самостоятельному опытному поиску ответов на вопросы, возрастает чувство ответственности, я старалась вовлекать детей в проектную деятельность — как индивидуальную, так и групповую с распределением ролей; занималась расширением спектра интересующих детей тем.
В подготовительной к школе группе (6–7 лет) подвожу итоги воспитательной работы всех предыдущих лет пребывания детей в детском саду. У моих воспитанников на данном этапе уже сформировался навык самостоятельно наблюдать и анализировать информацию.
Рекомендации педагогам:
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Конечно, взрослому легче сделать все самому и оставить детям роль наблюдателей. Но эффективность обучения будет в этом случае гораздо ниже. Какими бы интересными ни были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ними.
В начале эксперимента объясните детям, что именно вы собираетесь проверить, предложите предсказать результаты исследований, но не оценивайте высказывание. Для развития мышления очень важно научить прогнозировать возможные результаты своих действий, обсудить гипотезу: «Что нужно сделать? Почему? Побуждайте ребенка как можно больше говорить. Пусть он сформирует выводы: что нового ему удалось выяснить».
Дети должны быть активными участниками обсуждения. Не формируйте за них выводы, сделайте это совместно. Важно не только провести опыты, но и связать результаты этой деятельности с повседневной жизнью, с наблюдениями дома и на улице, с трудом в уголке природы и на огороде, использовать в играх детей.
Даже совсем маленький ребенок активно экспериментирует, познавая мир.
Непосредственный контакт ребенка с песком, водой, воздухом, предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.
Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: "Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать". Поэтому в летний оздоровительный период, когда практически всё время проходит на свежем воздухе, я продолжаю уделять большую часть времени познавательной деятельности на прогулках: опыты с песком, водой, воздухом, магнитом, тенью.
Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для познавательной активности.
Игры в песочнице – это прекрасная развивающая среда для работы с детьми. Она дает неограниченные возможности экспрессии, так как игры с песком насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, радостью), позволяют создавать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребенка.
Песок – отличный материал для игр: можно рисовать, строить мосты, замки, рыть каналы. Дети знакомятся со свойствами песка, постигают приемы строительства из него, учатся действовать с водой. В итоге у них развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности, эстетический вкус.
Можно провести с детьми следующие эксперименты:
1. «Сравнение мокрого и сухого песка по весу».
Насыпаем песок в две одинаковые чашечки, пытаемся на руках определить вес песка, делаем вывод.
Точнее вес можно определить с помощью весов. На весах взвешиваем чашечки с песком и определяем, что мокрый песок тяжелее сухого.
С детьми младшего возраста играя с песком можно сделать следующие выводы: из сухого песка не получаются постройки, а мокрый песок плохо проходит через ситечко.
2. «Из чего состоит песок». С помощью увеличительного стекла, дети могут сделать следующие выводы:
- Песок состоит из зёрнышек – песчинок;
- Песчинки – очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка).
Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки.
Игры с водой – любимое занятие детей на прогулке. Выйдя на прогулку, ребята всегда спешат к (бассейну, ванночке с водой), это любимое место, ведь играя с водой, они не только получают положительные эмоции, но и проводят опыты, эксперименты, познавая свойства этой чудотворной жидкости.
Вот некоторые опыты, проводимые с детьми с водой:
1. "Тонет, не тонет”. В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы, резиновые деревянные игрушки не тонут). Кроме плавающих и тонущих предметов, интересно понаблюдать, как что-то тонущее медленно и плавно опускается на дно.
2. "Подводная лодка из яйца”. В одном стакане соленая вода, в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли).
3. «Вода нужна всем».
Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни растений.
Весной мы, с детьми старшей группы, провели такой эксперимент:
На прогулочном участке, в колёса посадили семена цветов, одно колесо поливали, другое нет. Когда в колесе, землю которого мы поливали, на протяжении недели взошли цветы, дети пришли к выводу, что вода необходима и для растений.
Игры с воздухом. На прогулке можно узнать много интересного и о воздухе и его свойствах:
1. «Помашем веером». Предложите ребёнку помахать веером около лица. Задайте несколько вопросов: Что вы чувствуете? Подведите ребёнку к выводу, что воздух не «невидимка». Его движения можно почувствовать, обмахиваясь веером.
2. «Поймаем воздух». Дайте ребёнку пакет и помогите ему захватывающим движением поймать воздух и закрыть пакет. Задайте несколько вопросов: Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Подтвердите предыдущей вывод: воздух не «невидимка».
Это только малая часть опытов, которые можно проводить с детьми в ЛОП.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить — значит сделать шаг в неизведанное.
Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное само выражаться. Моя задача — помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую, — опыты. Их провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы.
Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Я на практике убедилась в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.
Родители принимают активное участие в конкурсах «Уголков экспериментирования», помогают в их оборудовании и пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
И хочется закончить китайским изречением:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!