Основные этапы по исправлению звукопроизношения
Основные этапы работы по исправлению звукопроизношения
(из опыта работы)
Автор: Бодрова Наталья Сергеевна
Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только заднеязычные /к,г,х/. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое / частичное/, мономорфное. У других детей нарушается одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящих и заднеязычных или свистящих, сонорных и звонких. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное /диффузное/, или полиморфное.
В любой из вышеперечисленных групп различают три формы нарушения звуков:
1. Искаженное произношение звука /р – горловое/
2. Отсутствие звука в речи ребенка /«коова» - корова/
3. Замена одного звука другим/«колова» - корова/.
Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. Подобные нарушения называются фонетическими. Дети при этом нарушении не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится нечетко, но это не влияете на смысл слова.
Причиной замены звуков обычно бывает недостаточная сформированность фонематического слуха или в его нарушениях, в результате чего дети не слышат разницы между звуком и его заменителями /ш/с/.
Подобные нарушения называются фонематическими, при этом одна фонема заменяется другой, вследствие чего нарушается смысл слова /лак-рак, ложки-рожки/.
Бывает, что у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой – искажаются. Например, свистящие с,з,ц заменяются, звуками т,д /собака – «тобака», зайка – «цайка», цапля – «тапля»/, а звук /р/ искажается. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.
Исправление звуков производится поэтапно. Обычно различают 5 этапов и в зависимости от нарушений у ребенка требуется и разное количество этапов /от 3-ех до 5-ти/.
Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы, но на всех этапах педагог воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т.е. все то, что помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться.
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Цель этого этапа – подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:
1. Формирование движений органов артикулярного аппарата, осуществляется в основном через, артикулярную гимнастику. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а правильный подбор и качество выполнения. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука с учетом конкретного его нарушения у ребенка; т.е. необходимо выявить, что и как нарушено.
2. Одновременно отрабатывается мелкая моторика рук. Обычно у тех детей, у которых недостаточно сформирована артикуляционная моторика, бывает также недостаточно развита и скоординирована мелкая моторика рук. Для ее проверки используется следующие упражнения:
- одновременно поворачивать кисти обеих рук вверх то ладонями, то тыльной стороной.
- кисти обеих рук одновременно сжимать в кулак, а затем разжимать.
- положить кисти обеих рук на стол – ладонь левой руки сжимать в кулак, а правой – раскрывать, затем одновременно менять эти положения.
- поочередно прижимать большой палец руки ко всем остальным /«здороваться»/, при этом пальцы должны касаться друг друга подушечками.
- последовательно ударять подушечками пальцев правой, а потом левой руки по столу при слегка приподнятой кисти руки.
- «сделай бинокль» - соединить большой палец с указательным.
- «сделай плетень» - соединить кисти рук тыльной стороной /локти стоят на столе/, и переплести пальцы одной руки с пальцами другой.
- это могут быть настольные дидактические игры: «Мазайка», «пирамидки»; игрушки: юла, дюймовочка, шарманка, колечки; различные игры с пальчиками; игры на застегивание и расстегивание.
3. Выработка мимической мускулатуры:
- надуть щеки
- втянуть щеки (поцелуй маму)
- сморщить нос (без губ)
- поочередное закрывание глаз
- поднимание бровей (удивиться)
- сведение бровей (нахмуриться)
4. Отрабатываем направленный ротовой выдох. Выработка которого проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой, так как в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык.
- сдуй с поднесенной ко рту ладони ватный шарик /снежинку и др./.
- дуть на лежащий на столе карандаш так, чтобы он покатился.
5. Не забывать естественный акт:
- питание: давать твердую пищу/морковь, яблоко, сушки, печенье и т.д./.
Необходимо научить есть не кроша.
- полоскание рта.
6. Работа над опорными звуками в слогах, словах и фразе
-И -Т -Т
С Ш Л
-Ф -С -Ы
-Д -Ц
Р К
-С -Т
Это дает развитие артикуляционного аппарата и создание определенной артикулемы:
Помогает уточнить понятия о слове и предложении; развить фонематический слух. Учим детей умению слушать и воспроизводить правильно:
- структуру слова
- окончание
- темп.
К следующему этапу нужно переходить тогда, когда ребенок легко будет выполнять движение и удерживать в нужном положении орган, необходимый для произнесения данного звука.
II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА
Цель этого этапа - добиться правильного звучания изолированного звука.
Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса /для сонорных и звонких/, отработка произношения изолированного звука.
Различают такие способы постановки звука:
1. По подражанию (звукоподражание «с» - «насос», снег под ногой скрипит, водичка течет).
2. Механический /ложка, спичка, собственный палец/.
3. Обходной путь /через другой звук/.
4. Смешанный путь /и через другой звук и с механической помощью/.
Этот этап можно будет считать законченным тогда, когда ребенок в любое время по вашей просьбе произнесет поставленный звук.
III. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА.
Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи.
Содержание работы составляет постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоге, слова, предложения, во фразовую речь.
1. В слогах закрепляем согласный с гласными
А
Ы
С О а/ в прямых слогах
У
А
Ы С б/ в обратных слогах
О
У
А А
Ы С Ы
О О
У У
ТА
ПА г/ со стечением согласных /берутся те согласные, которые не нарушены у ребенка/
КА
С МА
НА
Автоматизацию звука в слогах лучше проводить, в виде игровых упражнений: «Здравствуй пальчик!», «Поиграй на пианино», «Закончи слово».
2. С отработанными раннее слогами нужно придумать слова, проговорить их по 4-5 раз с выделением автоматизируемого звука, чтобы автоматизация звука в словах прошла успешно подобрать картинки, а лучше всего нарисовать их на глазах у ребенка /можно по трафарету/.
Например, педагог говорит:
- Я сейчас нарисую сссанки, что я нарисую?
- сссанки.
- что я рисую?
- ссанки
- что я нарисовала?
- ссанки
- какое слово мы напишем под картинкой?
- санки
- что ты дома будешь раскрашивать?
- ссанки.
Такая работа способствует активизации словаря ребенка, развитию фонематического слуха, формированию навыков звукового анализа слова. При подборе слов надо следить, чтобы в составе слова не было звуков, которые ребенок произносит неправильно.
3. Автоматизация звука в предложениях
проводится на базе отработанных слов. Желательно, чтобы в каждом слове, входящем в предложение, был автоматизированный звук и отсутствовали неправильно произносимые ребенком звуки. Сначала педагог придумывает предложение, а ребенок повторяет его. Затем ребенок диктует предложение, а взрослый записывает его в тетради под картинкой.
4. Автоматизация во фразовой речи.
Можно подобрать соответствующий материал /потешки, чистоговорки, стихи... /. А можно вместе с ребенком придумать рассказ с теми самыми картинками. Например:
Саня в саду катался на санках. Устал, сел на свои сани. И в этот момент он увидел сапог под сосной и сову на сосне. «Сова, сова, скажи, кА мне попасть домой? Устал я!».
А сова Сане в ответ: «влезь в сапог и спой: «Сапог, сапог, отнеси меня домой!».
Далее, если у ребенка нарушение фонематическое, то работа над звукопроизношением продолжается.
У детей, которых фонематические нарушения, на этом этапе можно закончить работу.
IV. Дифференциация звуков.
Цель данного этапа – учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Содержание работы: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам.
Эта работа идет поэтапно:
- изолированное произнесение
- в слогах
- в словах
- в самостоятельной речи
На этом этапе работа должна идти по 2-м признакам потому, что в акте речи участвуют как речедвигательные анализаторы, так и речеслуховые.
по моторным по акустическим /на слух/
ИЗОЛИРОВАННО
1. Дети отличаются по артикуляции «С»- свистит
один звук от другого «С» - губы в
улыбке струя холодная
«Ш» - губы округлые «Ш» - шипит
струя теплая
по моторным по акустическим_________
2. Показ символов в разнобой у детей символы логопед, за экраном
«С» - насос произносит: «с» - «ш»
«Ш» - шина, а дети произносят
Дети показывают символы.
В слогах
1. Логопед показывает символ, а дети произносят слог.
Логопед за экраном проговаривает слоги, а дети показывают символы.
«са» - «ша»
2. Если ребенок читает можно ему их написать.
Логопед произносит за экраном, а ребенок пишет.
В словах
У детей по 2-а символа он сам называет слово и приставляет к нему символ.
Логопед за экраном называет слово, и поднимают символ.
В предложениях
У детей по 2-3 картинки по ним они составляют предложение.
Логопед говорит предложения, а дети называют слова.
Можно дать картинки – действия с названием звуком «с» или «ш».
Если ребенок сам составляет предложения, пересказывает рассказы и при этом правильно употребляет звуки, значит, звуки введены во фразовую речь. Этим этапом можно закончить работу с детьми, имеющими фонематические нарушения /замена, смещение звуков/.
V. Введение звука в речи.
Содержание работы: подбираются сюжетные картинки, стихи, сказки, рассказы, насыщенные звуками, обязательно правильно произносимыми ребенком. Этот этап нужен детям с более сложным дефектом: дизартрия, алалия.
Литература:
1. «Воспитание у детей правильного произношения». М.Ф.Фомичева. М. «Просвещение» 1989г.
2. По материалам лекций М.Ф.Фомичевой «Основные этапы работы по исправлению звукопроизношения»
3. «Основы логопедии». Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина. М. «Просвещение» 1989г.