Нетрадиционные формы работы по ФЭМП
Нетрадиционные формы работы по ФЭМП
Автор: Погребная Светлана Борисовна
МБ ДОУ «Детский сад № 248», г. Новокузнецк
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Процесс формирования элементарных математических представлений у дошкольников занимает центральное место в подготовке ребенка к школе.
Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр, упражнений, бесед и т.д. Такие приёмы учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы.
В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые. Обычно они применяются комплексно, в разнообразных комбинациях друг с другом, важно чтобы они позволяли достигать наилучших результатов при обучении детей. Для того чтобы поддерживать в процессе образовательной деятельности внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И в этом помогут нетрадиционные формы и методы работы.
К нетрадиционным формам занятий относятся:
- Занятия-соревнования. Проводятся на основе соревнования между детьми.
- Математические КВНы.
- Сюжетно-ролевые игры. Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким образом, задачи обучения.
- Занятия-взаимообучения. Ребёнок - «консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию, лепке; умению сравнивать, классифицировать, обобщать.
- Занятия-сомнения (поиска истины).
- Сказочные задачки.
К нетрадиционным методам занятий относятся:
- Метод системного анализа (Игры с блоками Дьенеша)
- Метод сравнительного анализа (Игра «Круги Эйлера» или «Игры с обручами»)
- Метод вопросов (Кроссворды, ребусы)
- Решение логических задач.
- Метод экспериментирования и опытов.
- Метод проектирования.
Через проведение нетрадиционных занятий педагогу удается вовлечь всех детей в работу и организовывать проверку выполнения любого задания через такую форму, как взаимоконтроль.
Также нетрадиционный подход, используемый во время ООД, имеет большой потенциал для развития речи воспитанников, такие занятия формируют способность детей к самостоятельной работе, а взаимные действия между ними можно увидеть и отработать в групповых заданиях.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявить умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.
Задача педагога – сделать занятия по формированию элементарных математических представлений занимательными и необыкновенными, превратить их в царство смекалки, фантазии, игры и творчества.
Воспитатель, владея разнообразными методами и приёмами, имеет в виду главную задачу их использования и творческого применения - осуществление математической подготовки дошкольников.
Список литературы:
1. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д, Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду - М.: Издательский центр "Академия", 1997.
2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "Детство" / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб.: ООО "Издательство "Детство-пресс", 2011.
3. Белошистая А.В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей // Дошкольное воспитание. 2002 г. № 2 с. 69-79
4. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе [Текст] / Под ред. А. М. Леушиной. - Минск, 1982. - 145 с.