Использование игровых технологий с детьми младшего дошкольного возраста в нравственном воспитании
Использование игровых технологий с детьми младшего дошкольного возраста в нравственном воспитании
Автор: Мартьянова Марина Валентиновна
Проблема нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Привитие ребёнку нравственных ценностей — актуальная задача дошкольного образования. Ребёнок должен обрести моральные ориентиры в условиях технически и материально насыщенного окружения.
В общих положениях Федеральных Государственных Образовательных Стандартах Дошкольного Образования отмечено, что «Одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
В своей работе я определила цель и задачи.
Цель работы – формировать у детей гуманное отношение к окружающему миру: формировать в детях нравственные качества: доброта, забота, отзывчивость, стремления оказать помощь через игру.
Задачи:
1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками.
2. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
3. Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость и скромность.
4. Обогащать словарь формулами словесной вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д.
5. Развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у мальчиков - стремление помочь девочкам, уступить место, подать стул, пропустить вперед себя в дверь; у девочек – скромность, заботу о других).
6. Воспитывать желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества), формировать бережное отношение к ней.
Нравственная тематика используется в организации всех видов детской деятельности. Наша дружеская атмосфера в группе, воспитание доброго отношения к окружающим поддерживается на занятиях: развитие речи, физической культуре, на музыкальных занятиях, в познавательной деятельности. Дети учатся выполнять задания в парах, в подгруппах, затем коллективно, так формируется культура взаимодействия, вежливость в общении, способность уважать интересы и чувства друг друга. Большую помощь в организации непосредственной образовательной деятельности мне оказывают игровые технологии.
В практической деятельности я использую следующие игровые технологии:
· игровые ситуации (вовремя занятий и в режимные моменты);
· сюрпризные моменты (вовремя занятий и в режимные моменты);
· знакомство с новой игрушкой (практическое обследование, обыгрывание манипуляторное и сюжетное);
· элемент присутствия любимой игрушки в режимные моменты и вовремя занятий. Например: «Доброта в ладонях» - расширяет представление о доброте, формирует умения описывать сюжетные картинки, определять эмоции на изображениях людей. «В мире вежливости» - формирует потребности быть вежливым.
На занятиях с детьми изучаем сказки, стихотворения и рассказы, обязательно обсуждаем поступки героев, черты характера.
Используя, игровые технологии на занятиях у детей развивается культура и умение вести себя в соответствии с правилами, дисциплинированность, организованность, уважение к слову воспитателя и к общему заданию.
В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно-гигиенических навыков, культуры поведения. Это хорошо известные игры: «Уложим куклу спать», «Завтрак куклы», «День рождения Машеньки (куклы)», «Оденем куклу на прогулку» и др. Предлагая детям такие дидактические игры, я направляю внимание на то, чтобы дети, играя, усваивали культурно-гигиенические навыки, нормы поведения, чтобы у них развивались положительные игровые взаимоотношения.
Многие дидактические игры формируют у детей уважение и вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться.
Д/и «Кто построил этот дом?», «Профессии». «Кем быть?» - дети знакомятся с новыми профессиями, а так же воспитывается доброе отношение к близким, забота о них, соотносят предметы орудия труда, действия и с добрым делом.
Социально-коммуникативные игры:
Игра «Моё настроение» - дети оценивают своё настроение: грустный, весёлый, хмурый и другие, затем обозначают картинку с эмоциями на солнышке.
Игра «Чудо-дерево» (сад добрых дел) – дети рассказывают, как можно порадовать членов семьи, берёт лист и крепит к стволу дерева
Словесные игры: «Вкусные слова» (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), «Цветок красивых слов» (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово), «Река вежливости» (дети парами строятся друг за другом, ребенок без пары встает впереди, он произнося волшебное слово выбирает себе пару), «Кто больше скажет?» (волшебных слов), «Поделись улыбкой» и др.
Следующий цикл дидактических игр по родному краю провожу с детьми среднего дошкольного возраста: «Не ошибись», «Путешествие по городу Павлово», «Где находится памятник?», «Птицы нашего края», «Собери целое», «Так бывает или нет?», такие игры помогают в развитии любви к родной земле, чувства уважения за свою маленькую родину.
Мотивирующим материалом для моих бесед служат наглядные примеры: сюжетные иллюстрации, картинки с эмоциональными состояниями персонажей, фотографии. В моих беседах я стараюсь закладывать в детях нравственные мотивы поведения, в которых могли бы руководствоваться в своих поступках: «Мы должны беречь друг друга», «Учимся уступать друг другу», «Как хорошо играть всем вместе», «Для меня или для всех?» и др.
Так же даю детям задание: изучить вместе книгу или рассмотреть иллюстрации любимой сказки, где создаю ситуацию, в которой дети должны договориться о совместной деятельности.
В строительных играх, использую игровые ситуации: приход знакомой игрушки, игрушка хочет отдохнуть, как помочь лисёнку встретится с другом и другие, мотивируя детей в совместных постройках. Строительные игры помогают детям, развить чувство коллективизма, воспитывать дружеские взаимоотношения, привычку играть, трудиться, а также умение договариваться, помогать друг другу.
Отличительная черта подвижных игр – их эмоциональность. Использую простые и доступные сюжеты, которые известны детям из повседневной жизни (кота, птички, собачки), привлекаю показом картинки, игрушки: медведя, лисы, зайца. петушка.
В П/и «Поезд» мы обыгрываем сюжет, используем атрибуты. Дети приезжают к березовой роще, выходят из вагона и гуляют по лесу, собирают цветы, затем идут на зеленую лужайку. По ней протекает ручеек, через который переброшен мостик (на полу лежит доска). Дети друг за другом переходят на другой берег. Погуляв, они возвращаются к поезду, садятся в вагоны (на стулья); машинист дает свисток, поезд трогается, малыши с песней возвращаются домой. Такие подвижные игры детям интересны и привлекательны.
Часто с детьми провожу П/и с сопровождением текста, что способствует развитию речи детей, проявлению их взаимоотношений и отношений к различным двигательным заданиям: «Хоровод», «Карусель», «Вейся венок», «Зайка беленький сидит», «Узнай по голосу» и др.
В подвижных играх дети приобретают опыт играть дружно, уступать, помогают детям преодолевать робость и застенчивость.
На прогулках в зимнее время года, мы с ребятами, сооружаем постройки из снега. Что доставляет детям радость, удовольствие и желание помогать друг другу.
В ходе сюжетно-ролевых игр важно донести детям нравственные нормы поведения и правила. Поэтому беру на себя ведущую роль, стараясь объединить детей для совместной деятельности. В сюжетно-ролевых играх использую игровые технологии: сюрпризное появление игрушки, разыгрывание воображаемой ситуации, обучение игровым действиям через развертывание игровой деятельности, внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица, внесение образных игрушек.
В ходе игры стараюсь задавать детям наводящие вопросы, напоминания, советы, направленные на подсказ детям возможной реализации игрового замысла. В сюжетных играх, развивая воображение и фантазию, стараюсь использовать игрушки - заменители.
В своей работе я использую такой вид игры как Театрализованные игры (игры драматизации). Они дают возможным знакомство детей с окружающим миром и формированию нравственных качеств дошкольника. После чтения или рассказывания знакомых сказок, мы обязательно обсуждаются поступки героев, черты характера.
Например, сказка «Репка» учит ценности совместного дела, «Три медведя» — важности семьи, «Цветик-семицветик» — жертвенности.
Затем разыгрываем известные сказки или показываем кукольный театр. Для этого я использую игровые технологии, привлекаю вниманием прихода персонажа, наряжаюсь в сказочный костюм, вношу в группу «волшебный сундучок». Театрализованные представления оставляют у детей яркие впечатления и вызывают эмоциональный отклик.
В рамках тематических развлечений ребята знакомятся с традициями на Руси. Это народные гуляния: «Широкая Масленица», «Троицын день», «Зимние гуляния», «Праздник урожая». На таких праздниках ребят встречают герои русских народных сказок, дети участвуют в забавах и в народных играх. В развлекательных мероприятиях зарождается чувство любви к своему народу, малой родине.
Нравственные качества воспитываются в приобщении детей к трудовым навыкам. Для этого использую чтение художественной литературы, беседы с использованием иллюстративного материала о труде взрослых; приход знакомого персонажа из сказки, игрушек, персонажей кукольного театра. Вместе с детьми составляем небольшие рассказы на определенные темы, связанные с наблюдениями окружающей жизни; этические беседы. Привлекаю детей к совместному ручному труду, мотивируя детей, сделать что-то полезное и приятное своим родным и близким. Дети изготовляют подарки: «Открытка дедушке», «Красивый цветок для любимой маме», «Нарядная игольница для бабушки». Поделки к праздникам получаются у ребят особенно хорошо, потому что их старание идёт от желания сделать приятное родным.
В летнее время с ребятами проводим наблюдения по экологической тропе. Рассматриваем прилёт птиц на участке детского сада «Тихого уголка», наблюдаем за насекомыми, которые не только прилетают, но и обитают у «Лесного озера». Ухаживаем за цветущими растениями в цветнике и на участке «Тихого уголка». После наблюдений проводим конкурс рисунков.
Особо важную роль в воспитании детей нравственности - это совместная работа с родителями. Форма работы с родителями: собрания «Играют дети – играем вместе», «Семейный час», «За круглым столом», где обсуждались нравственное воспитание ребёнка в семье; консультации «Если дети балуются» - помочь родителям найти пути общения с ребёнком, «Что делать если ребёнок не хочет убирать игрушки» - дать рекомендации родителям о способах воздействия на ребёнка; «Растим помощника» -дать рекомендации детям с какого возраста лучше всего приучать к труду» и др., беседы «Как помочь ребёнку стать добрым» - помощь родителям в вопросе воспитания ребёнка», «Что такое хорошо, что такое плохо» - помочь родителям объяснить детям значение слов «хорошо», что «плохо» и др., проведения с родителями ряд акций «Столовая для пернатых» - поделки кормушек и вывешивание на участок, «Живи, цветок» - оформление цветочных клумб; «Помоги малышам», «Открытка для ветерана» -помощь другим людям; акция по окружающему миру «Вылечим книги», «Безопасная дорожка».
Особенно хотелось отметить совместное проведение конкурсов на тему «Кошкин мир», «От ушей и до хвоста, моя собака – красота!».
Цель конкурса: развитие творческих способностей; формировать у детей любовь к животным, воспитывать нравственные чувства к своим питомцам. Дети подготовили интересные фотографии, рисунки, коллажи, маски, стихи о наших верных друзьях – собак и кошек. Этот конкурс помог участникам раскрыться и проявить свои таланты. творческие способности
Таким образом, игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры дидактическая, строительная, сюжетно-ролевая, подвижная или театрализованная, оказывает огромное влияние на духовно-нравственное развитие ребенка.
Дети очень любят играть! Но, чтобы игра помогла заложить основы нравственного воспитания, мы должны играть с ними вместе.