Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Дополнительная общеразвивающая программа «Игралочка»

Дата публикации: 2021-02-21 16:58:18
Статью разместил(а):
Юрова Светлана Александровна

Дополнительная общеразвивающая программа «Игралочка»

(стартовый уровень) по направлению «социально-педагогическая»

Автор: Юрова Светлана Александровна

МАДОУ № 26 «Радуга», г Дубна Московской области

 

Возраст обучающихся: 5-6 лет.

Срок реализации: 1 год.

Пояснительная записка.

Дополнительная общеразвивающая программа «Игралочка» (далее – Программа) по направлению «социально-педагогическая». Данная Программа предполагает реализацию материала, обеспечивающего стартовый уровень освоения элементарных знаний по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста. 

За основу построения программы взят принцип общения ребенка со взрослым, с другими детьми в виде игры. Это – школа сотрудничества, в которой он учится, радоваться успеху сверстника и стойко переносить свои неудачи. Взаимное обогащение друг друга знаниями, интересной информацией сближает детей и зачастую определяет круг общих интересов. Дети, осуществляя свои социальные права, учатся формулировать и соблюдать правила игры, контролировать их выполнение партнерами, вести диалог, достойно отстаивать свою точку зрения в спорных ситуациях, учитывая интересы других, учиться и взаимно обучать друг друга.

Программа обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении всего учебного года. Методика дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. Она реализуется в доступной и интересной форме: разнообразных дидактических играх (коллективных, игры с небольшой группой детей, партнерских) и упражнениях с использованием наглядного материала. Разнообразные атрибуты повышают интерес детей к игре, стимулируют игровые действия.

Программа также включает в себя использование различного иллюстративного и словесного материала: загадки, логические задачи, считалки, упражнения, веселые картинки, обеспечивающие наглядно-образный и наглядно-действенный характер обучения.

Новизна дополнительной образовательной программы позволяет проводить занятия интегрированного типа, развивать мелкую моторику рук, использовать игровые формы деятельности. Дидактические игры не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей. 

Программа учитывает возрастные и психологические особенности детей 5-6 лет. Отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.

Программа составлена на основе индивидуального опыта и на основе анализа авторских программ:

 – Учебно-методическое пособие «Игралочка» Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова; Венгер Л.А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка»; Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» 

И разработана с учетом нормативно-правовых документов:

-     Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ;

-     Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726-р);

-     Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008);

-     Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН» 2.4.4.3172-14);

-     Методических рекомендаций по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области от 23.03.2016 г.

Актуальность программы обусловлена тем, что углубленная работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений предоставляет уникальную возможность для интеллектуального развития детей. 

Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. 

Занятия математикой не только «приводят в порядок ум», но и формируют жизненно важные личностные качества - внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. 

Существенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также дальнейшего обучения в школе. В математике логическая строгость и стройность умозаключений призвана воспитывать общую логическую культуру мышления; и основным моментом воспитательной функции математического образования считается развитие у детей способностей к полноценности аргументации.

Главной отличительной чертой Программы является то, что она основывается на комплексном подходе к обучению дошкольников, помогает связать между собой занятия по формированию элементарных математических представлений с другими традиционными видами деятельности дошкольного учреждения. Это делает занятия более интересными и содержательными.

Практическая значимость программы состоит в интегрированном обучении, что помогает избежать однотипности целей и функций обучения. Такое обучение одновременно является и целью, и средством обучения. Как цель обучения интеграция помогает детям целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии. Как средство обучения, интеграция способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний.

Цель Программы - всестороннее развитие ребенка, формирование у него умения учиться как основы для создания прочной системы знаний и воспитания личностных качеств, необходимых сегодня каждому человеку для успешной самореализации в жизни.

Задачи  Программы

Личностные:

1.    Формирование положительного отношения к порученному делу; 

2.    Формирование коммуникабельности и других качеств, позволяющие плодотворно работать в коллективе, решать спорные вопросы бесконфликтно, в процессе дискуссии на основе взаимного уважения;

3.    Формирование познавательного интереса, желания узнавать новое; 

4.    Формирование адекватной возрастному уровню картины мира.

Метапредметные:

1.    Формировать мотивацию учения, ориентацию на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;

2.    Формировать представления о действии сложении как объединении групп предметов в одно целое и вычитания как удалении части предметов из целого (на наглядном материале);

3.    Формировать представления о величинах, умение измерять величину с помощью условных мер (отрезок, клеточка);

4.    Формировать пространственно-временные отношения, установление последовательности событий;

5.    Формировать способность ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве с помощью плана;

6.    Формировать умения объединять предметы в группы по общему свойству; 

7.    Формировать умения сравнивать группы предметов, обозначать равенство и неравенство;

8.    Формировать представление о точке, прямой, луче, отрезке, ломанной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях;

9.    Развивать образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности;

10. Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

Предметные:

1.    Познакомить со свойством предметов, сравнением групп предметов;

2.    Научить обозначать равенства и неравенства, умение решать их;

3.    Обучить формировать представление о действии сложения и вычитания на наглядном материале;

4.    Дать понятие о временных отношениях: раньше -позже.

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них.

Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Для решения этой задачи включается материал различной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума. Работа по данной Программе позволяет проводить занятия интегрированного типа, развивать мелкую моторику рук, использовать игровые формы деятельности. Дидактические игры не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей. 

Отличительная особенность программы заключается в том, что программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них.

Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Для решения этой задачи включается материал различной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума. Работа по данной Программе позволяет проводить занятия интегрированного типа, развивать мелкую моторику рук, использовать игровые формы деятельности. Дидактические игры не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.  

Адресат Программы.

Программа ориентирована на детей дошкольного возраста 5-6 лет.

Для занятий по Программе принимаются все дети, желающие заниматься формированием элементарных математических представлений, в том числе и дети с ОВЗ, имеющие незначительные соматические заболевания, с сохранным интеллектом.

·      Использование тетрадей на печатной основе помогает организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий;

·      Формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов занятия;

·       Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка. каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом;

·      Необходимым условием организации занятий является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие;

·      Большое внимание в Программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей;

Объем и срок освоения Программы

Программа рассчитана на один учебный год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения Программы –36 часов.

Форма обучения.

Формы и режим занятий, предусмотренные Программой, согласуются с нормами СанПиН и включают в себя теоретические и практические занятия. 

Форма обучения по Программе - очная.

Особенности организации образовательного процесса.

Занятия по Программе предполагаются с группами постоянного состава, одной возрастной категории. Оптимальное количество обучающихся в группе 25 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.

Общее количество часов в год 36 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия - 25 минут.

Занятия проводятся в свободное от основной образовательной деятельности время. 

Планируемые результаты.

По окончании обучения по Программе обучающиеся будут знать:

1. Представление о сложении как объединении групп предметов в одно целое.

2. Представление о вычитании как удалении части предметов из целого.

3. Взаимосвязь между целым и частью.

Обучающиеся будут уметь: 

1. Формировать мотивацию учения, ориентацию на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

2. Формировать представления о действии сложении как объединении групп предметов в одно целое и вычитания как удалении части предметов из целого (на наглядном материале).

3. Формировать представления о величинах, умение измерять величину с помощью условных мер (отрезок, клеточка).

4. Формировать пространственно-временные отношения, установление последовательности событий.

5. Формировать способность ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве с помощью плана.

6. Формировать умения объединять предметы в группы по общему свойству.

7. Формировать умения сравнивать группы предметов, обозначать равенство и неравенство.

8. Формировать представление о точке, прямой, луче, отрезке, ломанной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.

9. Развивать образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.

10. Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

По окончании Программы у обучающихся сформируются основные компетенции и личностные качества:

1. Положительное отношение к порученному делу;

2. Коммуникабельность и других качества, позволяющие плодотворно работать в коллективе, решать спорные вопросы бесконфликтно, в процессе дискуссии на основе взаимного уважения.

3. Познавательный интерес, желания узнавать новое.

4. Адекватное восприятие возрастному уровню картины мира.

Формы аттестации.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.

Для определения результативности освоения Программы предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка. 

В процессе реализации Программы осуществляется контроль за процессом формирования у воспитанников необходимых умений и навыков.

Текущий контроль направлен на выявление уровня знаний и умений, полученных в течение занятия. Используются следующие способы отслеживания результатов:

-     наблюдение в процессе выполнения задания;

-     беседа;

-     практические занятия;

-     дидактические игры;

-     тестирование в начале и конце учебного года; 

-     анализ качества работы в дополнительных рабочих тетрадях;   

Фиксация результатов освоения воспитанниками Программы осуществляется в диагностической карте  2 раза в год – в декабре и мае, заполняемой в ходе педагогического наблюдения.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

-     материал тестирования в начале и конце учебного года по разделам; 

-     открытая непосредственно-образовательная деятельность в конце года для родителей (апрель); 

-     открытое занятие в форме праздника, развлечения для детей; 

-     выступление на родительском собрании; 

-     мониторинг планового педагогического обследования уровня познавательного  развития детей в ДОУ (сентябрь и май).

Материально-техническое обеспечение.

Занятия с воспитанниками организуются в групповом помещении Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №26 «Радуга» города Дубны Московской области. В помещении оборудованы рабочие места, соответствующие возрасту и количеству обучающихся.

Для реализации Программы необходимы следующее материалы и оборудование.

Перечень необходимого оборудования (инструментов и материалов): на каждого ребенка (цветные и простые карандаши; тетради в крупную клетку; математические наборы; линейки; набор объемных геометрических фигур; дидактические карточки; раздаточный материал).

Информационное обеспечение.

С учетом возрастных особенностей детей на занятиях используется оборудование и наглядный материал: магнитофон; ноутбук; музыкальные записи; магнитная доска; мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

Кадровое обеспечение.

Реализацию Программы осуществляет педагог, хорошо владеющий общепедагогическими компетенциями и необходимую квалификацию для решения задач, определённых дополнительной образовательной программой. 

Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие 

«Прямой и обратный счет до 10». Работа с математическим набором. Построение геометрических фигур

1

0,5

0,5

Тестирование

опрос

2

Пространственные отношения. Ритм.Построение геометрических фигур 

1

0,5

0,5

Практическое задание, беседа 

3

Пространственные отношения: на – над – под, выше – ниже, слева – справа – посередине, впереди – сзади – между, раньше – позже. Построение объемных фигур. 

1

0,5

0,5

Практическое задание, беседа

4

Закрепление пройденного материала. Ориентировка во времени: утро – день – вечер – ночь. Умение представлять ритм (закономерность)

1

0,5

0,5

Практическое задание, беседа

5

Ориентировка во времени: установление последовательности событий, дней в неделе, месяцев в году. Умение представлять ритм (закономерность)

1

0,5

0,5

Практическое задание, беседа

6

Свойства предметов, объединение предметов в группы по общему свойству

1

0,5

0,5

Практическое задание, беседа  

7

Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства

1

0,5

0,5

Практическое задание, беседа  

8

Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства

1

0

1

Практическое задание 

9

Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства

1

0

1

Практическое задание 

10

Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале)

1

0,5

0,5

Практическое задание, беседа  

11

Закрепление. Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале)

1

0

1

Практическое задание 

12

Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном примере) 

1

0,5

0,5

Практическое задание, беседа  

13

Закрепление. Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном примере)

1

0

1

Практическое задание 

14

Представления о точке и линии.

1

0,5

0,5

Практическое задание, беседа  

15

Закрепление. Представления о точке и линии.

1

0

1

Практическое задание, беседа  

16

Представления об отрезке и луче

1

0,5

0,5

Практическое задание, беседа  

17

Закрепление. Представления об отрезке и луче

1

0

1

Практическое задание, беседа  

18

Представления о замкнутой и незамкнутой линиях

1

0,5

0,5

Практическое задание, беседа  

19

Закрепление. Представления о замкнутой и незамкнутой линиях

1

0

1

Практическое задание, беседа  

20

Представления о ломанной линии и многоугольнике

1

0,5

0,5

Практическое задание, беседа  

21

Закрепление. Представления о ломанной линии и многоугольнике

1

0

1

Практическое задание, беседа  

22

Представление об углах и видах углов

1

0,5

0,5

Практическое задание, беседа  

23

Закрепление. Представление об углах и видах углов

1

0

1

Практическое задание, беседа  

24

Представления о числовом отрезке

1

0,5

0,5

Практическое задание, беседа  

25

Закрепление. Представления о числовом отрезке

1

0

1

Практическое задание, беседа  

26

Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше – меньше.

1

0,5

0,5

Практическое задание, беседа  

27

Закрепление. Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Решение неравенств.

1

0

1

Практическое задание 

28

Упражнения по выбору детей. Построение геометрических фигур (пространственные отношения) 

1

0,5

0,5

Практическое задание, беседа  

29

Упражнения по выбору детей. Построение геометрических фигур (пространственные отношения) 

1

0

1

Практическое задание, беседа  

30

Командная игра «Умники и умницы». 

1

0

1

Практическое задание, беседа  

31

Командная игра «Умники и умницы». 

1

0

1

Практическое задание, беседа  

32

Решение примеров и задач с Фиксиками 

1

0

1

Практическое задание, беседа  

33

Решение примеров и задач с Фиксиками

1

0

1

Практическое задание, беседа  

34

Путешествие в страну знаний. Работа с тетрадями

1

0

1

Практическое задание, беседа

35

Путешествие в страну знаний. Работа с тетрадями

1

0

1

Практическое задание, беседа

36

Итоговое занятие

«Выручайка» 

1

0

1

Практическое задание

Всего часов 

36

8

28

 

 

Содержание учебного плана.

1.    Вводное занятие «Прямой и обратный счет до 10» - 1 час.

Теория (0,5 ч.) Закрепить числовой ряд до 10. Прямой и обратный счет. Соотносить цифру 10 с количеством. Закрепить представления пространственных отношений на основе построения геометрических фигур.

Практика (0,5 ч.) Дети закрепляют счет до 10 и работают с геометрическими фигурами. 

Форма контроля: беседа.

Дети отвечают на вопросы:

-     Что такое числовой ряд?

-     Назвать объемные геометрические фигуры

-     Вспомнить пространственные отношения

2.    «Пространственные отношения. Ритм. Построение геометрических фигур». – 1 час.

Теория (0,5 ч.) Сформировать представление о ритме (закономерность). Уточнить представления об изменении предметов со временем (временные отношения).

Практика (0,5 ч.) Дети работают с геометрическими фигурами и закрепляют пространственные отношения. Работа с карточками.

Форма контроля: беседа

-     Дети отвечают на вопросы:

-     Что такое ритм?

-     Назвать объёмные геометрические фигуры

-     Вспомнить пространственные отношения

3.    «Пространственные отношения: на-над-под, выше-ниже, слева-справа- посередине, впереди- сзади-между, раньше-позже». Построение объёмных  фигур. - 1 час. 

Теория (0,5 ч.) . Расширить представления пространственных отношений на основе построения геометрических фигур, уточнить отношения раньше-позже.  

Практика (0,5 ч.) Дети работают с набором картинок, по которым можно устанавливать временные отношения раньше-позже. Построение геометрических фигур.

Форма контроля: беседа

Дети отвечают на вопросы:

-     После обсуждения задания дети рассказывают о событиях в правильной последовательности. Что было раньше, что позже?

4.    «Закрепление пройденного материала. Ориентировка во времени: утро-день-вечер-ночь. Умение представлять ритм». – 1 час. 

Теория 0,5 ч.) Повторить временные отрезки: утро-день-вечер-ночь. Сформировать опыт самостоятельной деятельности. Закрепить умение устанавливать временные отношения.

Практика (0,5 ч.) Дети работают с картинками временных отношений. Закрепляют понятие- ритм.

Форма контроля: беседа

Дети отвечают на вопросы:

-     Какие части суток вы знаете?

-     Назовите последовательность части суток.

-     Как называется последовательность временных отношений?

5. «Ориентировка во времени: установление последовательности событий, дней в неделе, месяцев в году. Умение представлять ритм». -  1 час.

Теория (0,5 ч.) Учить устанавливать последовательность событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году. 

Практика (0,5 ч.) Дети работают с карточками цифр – дни недели. Работают с наглядным материалом – времена года. 

Форма контроля: беседа

Дети отвечают на вопросы:

-     Сколько дней в неделе? Назовите их. Какие дни являются выходными?

-     Сколько месяцев в году? Назовите 4 времени года. 

-     Как называется последовательность временных отношений?

6.    «Свойства предметов, объединение предметов в группы по общему свойству» -1 час.

Теория (0,5 ч.) Формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство группы предметов. Формировать представления о признаках сходства и различия между предметами.

Практика (0,5 ч.) Дети работают с цветными карандашами на альбомных листах (ассоциация предметов). 

Форма контроля: беседа

Дети отвечают на вопросы:

-     Назовите цвета радуги. Сколько их?

-     Какие овощи вы знаете? Назовите их.

-     Какие фрукты вы знаете? Назовите их.

7.    «Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства» - 3 часа.

Теория (0,5 ч.) Систематизировать умение сравнивать группы предметов путем составления пар. Закрепить представление о порядке увеличения и уменьшения пар. Познакомить со знаками равенства и неравенства.

Практика (2,5 ч.) Дети сравнивают группы предметов с помощью составления пар. Решение неравенств. Работа в тетрадях.

Форма контроля: беседа

Дети отвечают на вопросы:

-     Сколько в паре предметов?

-     С какими знаками вы познакомились? 

-     Какой знак выберем, если предметов у нас равное количество?

-     Какой знак выберем, если предметов у нас не равное количество?   

8.    «Отношение: часть- целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале)» – 2 часа.

Теория (0,5 ч.) Сформировать представление о сложении как объединения групп предметов. Познакомить со знаком «+». Закрепить знание свойств предметов.

Практика (1,5 ч.) Дети знакомятся со знаком «+». Выявляют закономерность, что если предметы объединить в одну группу, то получим одно целое (сложение). Решение примеров на сложение. Работа в тетрадях.

Форма контроля: беседа

Дети отвечают на вопросы:

-     С каким математическим знаком вы познакомились?

-     Какое действие мы выполняли?

-     Какой знак показывает, что мы разные части объединяем в целое?

9.    «Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном примере)» -2 часа. 

Теория (0,5 ч.) Формировать представление о вычитании как об удалении из группы предметов ее части. Познакомить со знаком «-». Закреплять знание свойств предметов, пространственные отношения.

Практика (1,5 ч.) Дети знакомятся со знаком «-». Формируется представление о том, что вычесть - это значит из какого-то набора предметов взять одну часть и найти оставшуюся часть. Удаление из группы предметов ее части- вычитание. Решение примеров на вычитание. Работа в тетрадях.

Форма контроля: беседа

Дети отвечают на вопросы:

-     С каким математическим знаком вы познакомились?

-     Какое действие мы выполняли?

-     Какой знак показывает, что если из целого вычесть одну из частей, то останется другая часть?

10. «Представление о точке и линии» – 2 часа.

Теория (0,5 ч.) Формировать представление о точке и линии. Прямая и кривая линии. Закрепить умение складывать и вычитать группы предметов.

Практика (1,5 ч.) Дети узнают, что такое точка и линия, прямая и кривая линия. Учатся работать в тетрадях в крупную клетку (отмечают точки, проводят линии: прямую и кривую). Продолжают совершенствовать умение складывать и вычитать группы предметов. Работа в тетрадях.

Форма контроля: беседа

-     Дети отвечают на вопросы:

-     На что похожи точки?

-     На что похожи кривые и прямые линии?

-     Какие действия мы выполняли при решении примеров?

11. «Представления об отрезке и луче» – 2 часа.

Теория (0,5 ч.) Сформировать представления об отрезке и луче. Закрепить умение складывать и вычитать группы предметов.

Практика (1,5 ч.) Дети формируют представление об отрезке и луче. Учатся работать в тетрадях в крупную клетку (отмечают точки, проводят линии: отрезок и луч). Учатся ориентироваться на листе бумаги в клетку. Продолжают совершенствовать умение складывать и вычитать группы предметов. Работа в тетрадях.

Форма контроля: беседа

Дети отвечают на вопросы:

-     Что понравилось на занятии? Что было трудно?

-     Сколько концов у отрезка, прямой, луча?

-     Какие геометрические фигуры мы нарисовали с помощью отрезков?

12. «Представления о замкнутой и незамкнутой линиях» - 2 часа.

Теория (0,5 ч.) Формировать представления о замкнутой и незамкнутой линиях. Закрепить умение складывать и вычитать группы предметов.

Практика (1,5 ч.)  Дети формируют представление о замкнутой и незамкнутой линиях. Учатся работать в тетрадях в крупную клетку (отмечают точки, проводят линии). Учатся ориентироваться на листе бумаги в клетку. Продолжают совершенствовать умение складывать и вычитать группы предметов. Работа в тетрадях.

Форма контроля: беседа

Дети отвечают на вопросы:

-     Что нового вы узнали?

-     Нарисуйте в воздухе замкнутую и незамкнутую линии.

13. «Представления о ломаной линии и многоугольнике» - 2 часа.

Теория (0,5 ч.) Познакомить с понятием ломаная линия, многоугольник. Закрепить умение складывать и вычитать группы предметов.

Практика (1,5 ч.)  Дети знакомятся с понятием «ломаная линия», «многоугольник». Учатся работать в тетрадях в крупную клетку (отмечают точки, проводят линии). Учатся ориентироваться на листе бумаги в клетку. Продолжают совершенствовать умение складывать и вычитать группы предметов. Работа в тетрадях.

Форма контроля: беседа

Дети отвечают на вопросы:

-     С какими линиями вы познакомились? Из чего они состоят?

14. «Представление об углах и видах углов» - 2 часа.

Теория (0,5 ч.) Сформировать представления о различных видах углов-прямом, остром, тупом. Закрепить умение складывать и вычитать группы предметов.

Практика (1,5 ч.) Дети формируют представление об угле (прямом, остром, тупом). Учатся работать в тетрадях в крупную клетку (отмечают точки, рисуют углы). Учатся ориентироваться на листе бумаги в клетку. Продолжают совершенствовать умение складывать и вычитать группы предметов. Работа в тетрадях.

Форма контроля: беседа

Дети отвечают на вопросы:

-     Покажите руками острый угол, прямой угол, тупой угол.

15. «Представление о числовом отрезке» - 2 часа.

Теория (0,5 ч.) Сформировать представления о числовом отрезке, приемах присчитывания и отсчитывания единиц с помощью числового отрезка. Закрепить смысл сложения и вычитания.

Практика (1,5 ч.) Дети формируют представление о числовом отрезке. Продолжают совершенствовать умение складывать и вычитать по одному на числовом отрезке. Решение примеров и задач на сложение и вычитание. Работа в тетрадях.

Форма контроля: беседа

Дети отвечают на вопросы:

-     Как увеличить число по числовому отрезку? Как уменьшить?

-     Покажите знаки сложения и вычитания.

16. «Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше, меньше» - 2 часа.

Теория (0,5 ч.) Закрепить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар. Познакомить со знаками > и

Практика (1,5 ч.) Дети формируют представление об отношениях больше и меньше. Решают математические неравенства. Работа в тетрадях.

 Форма контроля: беседа

Дети отвечают на вопросы:

-     Покажите руками знак > и знак <.

-     Как можно сравнить две группы предметов? (составить пары или пересчитать).

17. «Упражнения по выбору детей. Построение геометрических фигур (пространственные отношения)» - 2 часа.

Теория (0,5 ч.) Закрепить умение пользоваться числовым рядом и решать примеры путем прибавления и вычитания по одному. Решать равенства и неравенства с использованием знаков > и <.

Практика (1,5 ч.) Дети решают примеры и логические задачи. Работа в тетрадях.

Форма контроля: беседа

Дети отвечают на вопросы:

-     Что значит прибавить и отнять один на числовом ряду?

-     Покажите знаки > и < .

18. Командная игра «Умники и умницы» - 2 часа.

Практика (2 ч.) Дети самостоятельно под руководством взрослого выполняют задания. Работа в тетрадях.  Работа с математическими наборами.

Форма контроля: беседа

Дети отвечают на вопросы:

-     Чем мы занимались на занятии? 

19. Решение примеров и задач с Фиксиками - 2 часа.

Практика (2 ч.) Просмотр мультфильма из серии «Фиксики». Занимательные задания. Работа в тетрадях.

Форма контроля: беседа

Дети отвечают на вопросы:

-     Чем мы занимались на занятии? 

20. Путешествие в страну знаний. Работа с тетрадями - 2 часа.

Практика (2 ч.) Дети самостоятельно под руководством взрослого выполняют задания. Работа в тетрадях.  Работа с математическими наборами.

Форма контроля: беседа

Дети отвечают на вопросы:

-     Чем мы занимались на занятии? 

21.Итоговое занятие» - 1 час.

Практика (1 ч.) Дети самостоятельно под руководством взрослого выполняют задания. Работа в тетрадях. Работа с математическими наборами.

Форма контроля: беседа

Дети отвечают на вопросы: 

-     Чем мы занимались на занятии?

Методическое обеспечение Программы.

Методы обучения и воспитания.

Основные методы обучения:

-     беседа, объяснение;

-     наглядные;

-     дидактическая игра, игра-путешествие;

-     практическая работа, упражнения;

-     работа с книгой;

-     коллективные, парные и индивидуальные исследования;

-     творческие;

-     репродуктивные;

-     проблемно-ситуационные методы обучения.

Основные методы воспитания:

-     формирование познавательных интересов и действий ребёнка в различных видах деятельности;

-     воспитывать умение заниматься в коллективе, взаимодействовать друг с другом без конфликтов;

-     воспитывать умение видеть мир глазами другого человека;

-     поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

-     поддержка детской непосредственности, поощрения, стимуляция фантазии и воображения ребенка; 

-     мотивации ребенка к тем или иным действиям и практическим занятиям; 

-     поддержка ребенка в ситуации неудачи;

-     одобрение поведения; 

-     создание ситуации успеха постепенное усложнение задачи.

Основные принципы работы:

-     Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

-     Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

-     Комплексный подход при разработке занятий.

Формы организации образовательного процесса 

Индивидуально-групповая; групповая. 

Формы организации занятия 

Основной формой является занятие, в форме игры – путешествия, так как у шестилетнего ребенка необходимо начать развивать положительную мотивацию к процессу обучения. На занятии разыгрываются: путешествия с главными героями; соревнования; конкурсы; викторины; творческие задания; практические задания; беседы; сюжетно-ролевые игры; отгадывание загадок. Главное, чтобы каждое занятие было для ребенка интересным, увлекательным и полезным. Занятия проходят в основном в игровой форме.

Педагогические технологии  

1.   Здоровьесберегающая технология;

2.    Информационно – коммуникативная технология;

3.    Личностно-ориентированная технология;

4.    Технология исследовательской деятельности;

5.    Технология игровой деятельности.  

Алгоритм занятия.

1. Создание проблемной ситуации. 

2. Поиск способов решения учебной проблемы. 

3. Постановка учебной задачи. 

4. Решение учебной задачи. 

5. Определение эффективности и разнообразия выбранных способов решения учебной задачи. 

6. Анализ (самоанализ) полученных результатов (продукта деятельности детей) на соответствие поставленной проблеме. 

 

Список литературы:

Для педагога:

1. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. М.: Ювента, 2016.

2. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для детей 6-7 лет (ч. 2).

Для детей и родителей:

1. Габийе, Анник Большая книга математических упражнений для дошкольников / АнГабийе. - М.: Эксмо, 2016. - 499 c.

2. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 1 / Н.Б. Истомина. - М.: Ассоциация XXI век, 2015. - 451 c.

3. Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2012. - 665 c.

4. Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников / З.А. Михайлова. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 574 c.

5. Нищева, Н. В. Играйка 10. Считайка. Игры для развития математических представлений у старших дошкольников / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 673 c.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь